Особенности осуществления приватизации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования можно обозначить следующим образом: изучить, проанализировать и обобщить весь опыт приватизации.
Задачи достижения поставленной цели следующие:
1) дать определение понятию приватизация;
2) определить сущность и методы приватизации;
3) изучить основные подходы, концепции и этапы приватизации

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты приватизации…………………………………...5
1.1 Понятие приватизации и ее сущность………………………………….5
1.2 Способы и формы приватизации……………………………………….9
2. Особенности осуществления приватизации в России………………….14
2.1 Этапы и ход приватизации в России…………………………………..14
2.2 Итоги приватизации. Её плюсы и минусы…………………………….22
3. Перспективы приватизации в России…………………………………...30
Заключение…………………………………………………………………...34
Список использованных источников……………………………………….36
Приложение…………………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

Курсовая21.docx

— 1.12 Мб (Скачать файл)

К основным результатам денежной приватизации следует отнести:

1) выведение  значительной части государственного  имущества из под директивного  управления государства и вовлечение  его в рыночный оборот;

2) формирование  основ рынка недвижимости, в том  числе рынка земли под объектами приватизации [2].

Основными факторами, без наличия которых  приватизация не принесла бы бюджетного эффекта, являются: снижение политических рисков в связи с отсутствием  каких-либо выборов и низкая доходность по государственным ценным бумагам, которая способствовала инвестированию в реальный сектор экономики, а также  совершенствование нормативной  базы приватизации.

Таким образом, в результате проведения массовой приватизации, как на чековом, так и на денежном ее этапах, поставленные перед органами по управлению государственным имуществом задачи не были решены в полном объеме. Поскольку:

1) не  был сформирован широкий слой  эффективных частных собственников;

2) структурная  перестройка экономики не привела  к необходимому уровню повышения  эффективности деятельности предприятий;

3) привлеченных  в процессе приватизации инвестиций  оказалось явно недостаточно  для производственного, технологического  и социального развития предприятий;

4) в ряде  отраслей не удалось сохранить  конкурентное положение предприятий  на отечественном и мировом рынках [2].

Успешное  проведение приватизации и особенно постприватизационное развитие предприятий  зависит от создания и функционирования, управленческих как государственных, так и не государственных структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное  распоряжение государственной долей  в уставном капитале акционерных  обществ.

Прогноз процесса приватизации в России показывает следующие перспективы: ведущим  способом приватизации станет продажа  предприятий (имущества, пакетов акций) на инвестиционных конкурсах; сложились  условия для перехода к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализация условий приватизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственых комплексов, малых и средних предприятий.

Многие  предприниматели, несмотря на экономический  кризис и трудности перехода к  рынку, смогли наладить нормальную работу приватизированных и вновь созданных  частных предприятий. Успешно работающие предприятия возникли во всех отраслях, но в преимущественном положении в процессе приватизации оказались все же торговля, посредническая и банковская деятельность.

Наиболее  крупные капиталы возникли в отраслях топливно-энергетического комплекса, металлургии и химической промышленности, продукция которых в больших  объемах экспортировалась. Главной  предпосылкой образования крупного капитала в добывающих отраслях промышленности явилась приватизация месторождений  полезных ископаемых. В 2002 г. в России имелось 17 миллиардных состояний в долларах [7].

В ходе приватизации отношения собственности кардинально  изменились – экономика стала  многоукладной, уже к середине 90-х  годов преобладающая часть государственных  предприятий превратились в частные.

Форсированная приватизация не сопровождалась активизацией инвестиционной и инновационной  деятельности, радужные перспективы  которых рисовались ее инициаторами в начале реформ. В инвестиционной сфере эффект приватизации до последнего времени был минимальным и  по преимуществу отрицательным. По параметрам реального накопления приватизация отбросила российскую экономику назад [9]. Иначе говоря, прямым результатом приватизации явилось накопление частного капитала главным образом на базе присвоения им государственной собственности. Поступление денежных средств от приватизации по отношению к начальной цене приватизированных предприятий составила одну треть цены приватизируемого имущества. Заниженные оценки приватизированных предприятий косвенно подтверждается неравномерной динамикой поступления средств от приватизации.

Крупным источником накопления капитала являлись и остаются преступления, в том  числе относящиеся к массовым нарушениям хозяйственного законодательства. Хотя законы о приватизации были весьма благоприятны для формирования класса новых собственников, они оставляли  открытыми большие каналы обогащения путем несоблюдения содержащихся в них правовых норм. Наиболее ярким примером хищения сбережений населения являлась пирамида МММ (Мавроди), в которую оказались, вовлечены средства 10 млн. вкладчиков. В финансовых пирамидах ушли от собственников активы большого числа предприятий, акционерных обществ и фирм. Хищение или нецелевое использование средств государственного бюджета вследствие передачи бюджетных счетов коммерческим банкам, которые задерживали перечисления по назначению.

По данным социологических опросов 2005 г., результаты приватизации считают негативными  и несправедливыми от 70 до 90% населения, поскольку она была осуществлена лишь в интересах государства  и перенесла издержки реформ на остальное  население страны, форсированный  способ ее проведения явился главной  причиной углубления экономического кризиса, а сама приватизация дала мощный импульс  росту коррупции и криминализации общества [9].

Остается  надеяться, что при проведении нового этапа приватизации будут учтены все прошлые ошибки, и современная  приватизация пройдет открыто и  на должном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы приватизации в России

 

Предпосылки начала нового этапа приватизации появились  совсем недавно ввиду мирового экономического кризиса 2008 - 2009 годов, отголоски которого ощущаются во всех сферах жизнедеятельности страны, и по сей день.

Владимир Путин, выступая на экономическом форуме "Россия зовет!", не исключил в перспективе второй волны приватизации [10]. Пока не известно насколько правительство готово сократить доли участия государства в крупнейших компаниях страны. Тем не менее, государство планирует привлечь серьезные инвестиции для развития отечественной экономики.

Министерство  экономического развития никак не может  справиться с дефицитом бюджета. Правительство предполагает сокращение показателя до 3 процента в 2012 году, а к 2015 году и вовсе свести дефицит к нулю. Другие страны, принимая антикризисные меры по сокращению критического порога государственного долга, сворачивают программы поддержки. Россия решила использовать иные механизмы воздействия на экономику, чтобы стимулировать ее рост — приватизацию крупнейших компаний с сокращением государственной доли участия [11].

Программу приватизации федерального имущества на 2010-2012 гг. (см. в Приложении) правительство начало разрабатывать еще в 2009 году, планируя сократить перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, в которых ранее продажа доли была для частных инвесторов под запретом. На сегодняшний день доля государства в российской экономике составляет около 50 процентов, а министр финансов Алексей Кудрин планирует сократить ее до 40 процентов [10]. Но даже такое государственное участие для свободного рынка считается чрезмерным. На совещании у вице-премьера Игоря Шувалова обсуждалось поручение Дмитрия Медведева "ускорить" приватизацию крупнейших госкомпаний, которую ранее предлагалось проводить в 2011-2015 годах. Министр экономики Эльвира Набиуллина представила предварительные предложения министерства по коррекции программы приватизации 20 крупных госкомпаний. 
      Обсуждались на совещании не столько вопросы приватизации, сколько технологии смягчения ее последствий для государства и растягивания ее во времени. Основная инициатива Минэкономики - завершить большую приватизационную программу не в 2015-м, а в 2017 году. 
      К этому времени предлагается полностью выйти из капиталов 11 госкомпаний - "Роснефти", "Русгидро", "Зарубежнефти", "Интер РАО ЕЭС", "Россельхозбанка", "Росагролизинга", АЛРОСА, "Совкомфлота", "Шереметьево", "Аэрофлота" и банка ВТБ. Но в четырех из них - "Роснефти", "Русгидро", "Зарубежнефти" и ОЗК - предлагается "использование специального права на участие РФ в управлении обществом" (речь идет о возрождении института "золотой акции"). 
      В отношении "Интер РАО ЕЭС", ВТБ, "Совкомфлота", "Шереметьево" правительству предлагается полностью расстаться с акциями до 2017 года. Полностью выйти из "Аэрофлота" предложено также к 2017 году, но при условии продажи акций "нестратегическому инвестору", что, очевидно, должно сохранить контроль менеджмента над компанией. 
      Из Россельхозбанка и "Росагролизинга" предлагается до приватизации вывести часть бизнеса, связанного с исполнением возложенных на них госфункций, что в значительной степени обессмысливает всю приватизацию. Федеральный пакет "Алроса" предложено продавать вместе с пакетом властей Якутии, но средства от приватизации предоставить самой Якутии на развитие инфраструктуры. 
      Безусловно и быстро правительство не готово покинуть ни одну компанию. Минпромторг и Минэкономразвития готовы лишь в 2013 году снизить долю до 25% минус одна акция в АО "НПО "Уралвагонзавод". С 2013 года Минтранс и Минэкономики также предлагают продавать 25% минус одна акция АО РЖД, а вопрос о продаже блокпакета (с обязательным сохранением 50% плюс одной акции у государства) рассмотреть позже. В ОАК и ОСК также предлагается сохранить не менее 50% плюс одна акция, но продажу остальных акций начать не ранее 2014 года. 
      На реальную приватизацию Белый дом готов решиться в отношении объединенного "Связьинвеста" и "Ростелекома". 
      Наконец, у Белого дома нет пока инициатив в отношении "Транснефти", МРСК и Федеральной сетевой компании, нет и решения о том, будет ли вообще объявляться приватизация в отношении компаний. Напомним, "Транснефть" с конца 2011 года заявляет о нецелесообразности продажи любого пакета акций АО. 
      Таким образом, пока Белый дом обсуждает полноценную приватизацию лишь четырех компаний - ВТБ, "Шереметьево", "Интер РАО ЕЭС" и "Совкомфлота", по всем - без сроков полной продажи госпакетов. Среди компаний, в которых могут возродиться "золотые акции", массовая приватизация ранее всего может начаться в "Роснефти" (уже в 2012 году) и в "Русгидро"(2012-2013). 
      В проекте бюджета на 2012-2014 годы, обсуждаемом правительством, на 2012 год заложены достаточно скромные поступления от приватизации - 280 млрд рублей [13]. 

Сейчас  сложно предположить какие перспективы  для компаний сулит продажа доли частным инвесторам. Но можно точно  сказать что положительные, лишь при соблюдении правильной процедуры  реализации и адекватной оценки компаний. При этом уход государства дает возможность  созданию серьезной конкуренции  на рынках.

По данным Минэкономразвития прогноз доходов бюджета от приватизации составит: в 2012 году — 300 млрд рублей, в 2013 году — 380 млрд, в 2014 году — 475 млрд рублей. Об этом заявил директор департамента имущественных отношений министерства Алексей Уваров.

Но Уваров уточнил, что: "Прогноз очень приблизительный, довольно консервативный и, возможно, при реализации цифры могут быть и выше. Но, понимая всю сложность ситуации на финансовых рынках, мы не хотим заражаться излишним оптимизмом".

Таким образом, вторая волна приватизации, планируемая  правительством должна положительно отразиться на экономической ситуации в стране.

 

 

Заключение

 

Изучив  и проанализировав материалы по теме "Приватизация: мировой опыт и особенности осуществления приватизации в России" можно придти к следующим выводам:

1) радикальная  реформа отношений собственности  является ключевым вопросом современных  преобразований в экономике России.

2) вопрос  о приватизации приобрел в  ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое, а также практическое  значение.

Цель  приватизации заключалась в обеспечении  условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Процессы приватизации в России начались намного  раньше, чем сформировалась концепция  предприятий и понятие частной  собственности было официально признано. Вначале происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов, заключающаяся в том, что  деньги государственных предприятий  и общественных организаций начинали свой собственный оборот, постепенно превращаясь в собственные средства формально независимых от государства предприятий и ассоциаций. В результате этого происходила  приватизация экономики в целом.

В настоящее  время не менее 80% всех крупных коммерческих предприятий в России созданы  на основе государственного капитала, который начал свое движение и  обращение в самом начале перестройки.

Приватизация  процесс длительный и требует  основательной и тщательной подготовки, темпы же приватизации в РФ не имеют  аналогов ни в одной стране. В  заключение необходимо подчеркнуть, что  к эффективному хозяйствованию ведут  не сами по себе разгосударствление и приватизация, а именно основа формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому они являются не целью, а средством для повышения эффективности экономики и роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого из нас.

Очевидно, что цели, поставленные в государственной  программе приватизации, не учитывали  реального социально-экономического положения в стране и потому не были выполнены.

Таким образом, можно сказать, что поставленные цели данной работы достигнуты, задачи выполнены. И будем надеяться, что новый этап приватизации, запланированный нашим правительством, пройдет более успешно. Будет получен значительный доход от приватизации государственного имущества и улучшится общая экономическая обстановка в стране.

 

 

Список использованных источников

 

1. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", с поправками.

2. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. – СПб, Питер, 2006.: ил. - (Серия "Учебное пособие").

3. Экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под общ. ред. акад. В.И. Вадяпина акад. Г.П. Журавлевой. - 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2005.

4. Симкина Л.Г. Экономическая теория. 2-е изд. - СПб.; Питер, 2006.: ил. - (Серия "Учебник для вузов").

5. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. - М., 2005.

6. Белых Л.П., Федотова М.Л. Реструктуризация предприятия: Учеб. пособие для вузов. - М.:ИНИТИ-ДАНА, 2001.

7. Приватизация в России: итоги первого этапа и перспективы дальнейшего развития. М.: Междунар. фонд Реформа, 2007.

8. Теория переходной экономики. - Т. 2. Учебное пособие / Под ред. канд. экон. наук Е.В. Красниковой. - М.: ТЕИС, 2006.

9. Госкомстат РФ. Социально-экономическое положение России. Январь-март 1994 г.

10. Статья из Комсомольской правды, Владимир Путин: "В России не будет бесплатной приватизации" от 6 октября 2009 г.

11. Статья с Lenta.ru: Новости: http://lenta.ru/news/2010/03/24/privatisation/.

12. Статья  из Российской газеты от 12 января 2010 г.

13. Статья из газеты Коммерсантъ "Государство прощается, но не уходит" от 11 июля 2011 г.  

Приложение

Программа приватизации федерального имущества на 2010-2012 гг.  

 

 

 

 


Информация о работе Особенности осуществления приватизации в России