Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:07, курсовая работа
Цель данного исследования можно обозначить следующим образом: изучить, проанализировать и обобщить весь опыт приватизации.
Задачи достижения поставленной цели следующие:
1) дать определение понятию приватизация;
2) определить сущность и методы приватизации;
3) изучить основные подходы, концепции и этапы приватизации
Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты приватизации…………………………………...5
1.1 Понятие приватизации и ее сущность………………………………….5
1.2 Способы и формы приватизации……………………………………….9
2. Особенности осуществления приватизации в России………………….14
2.1 Этапы и ход приватизации в России…………………………………..14
2.2 Итоги приватизации. Её плюсы и минусы…………………………….22
3. Перспективы приватизации в России…………………………………...30
Заключение…………………………………………………………………...34
Список использованных источников……………………………………….36
Приложение…………………………………………………………………..37
Приватизация предприятий-
Таким образом, из всех задач, поставленных
Государственной программой приватизации,
достигнута фактически одна – создание
условий и организационных
Что касается создания частной собственности
и частных собственников, то в
этой сфере ситуация более сложная.
Большинство акционируемых
Одновременно происходит процесс
перераспределения
Едва ли можно предполагать, что
политические лидеры, которые стояли
у истоков и руля приватизации
в 1992-94 гг., не предвидели хотя бы основных
ее последствий. Ответственность, которую
они возложили на себя, требовала
и требует обеспечить при проведении
реформ получение положительного эффекта
за короткий период времени, а не в
течение тысячелетий. О наличии
такой возможности
К началу 1994 г., было погашено около половины приватизационных чеков - примерно 90 миллионов. Но, в связи с тем, что до конца чековой приватизации оставалось несколько месяцев, это потребовало от правительства создания новой программы приватизации на 1994 год. Это должно было подготовить почву для завершения этапа реформ 1991-1993 гг. и перехода к следующему, новому этапу - денежной приватизации, становлению вторичного рынка ценных бумаг, утверждению всех необходимых структур нормального, цивилизованного фондового рынка в России. Нынешняя программа ставила своей целью, как и прошлая, формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений. Сохранены были все основные способы приватизации, прежние три варианта льгот (резко усилены стимулы третьего варианта) зафиксированы принципы бесплатной чековой приватизации, действующий механизм чековых аукционов и т.д. Программой было также ограничено применение Указа Президента о вексельном обращении: из сферы его действия исключены предприятия с государственной долей имущества свыше 25%. Имущество этих предприятий реализовывалось за ваучеры и лишь после завершения чековой приватизации могли действовать иные принципы. Через приватизацию должны были пройти и все предприятия - банкроты.
Новый раздел
об иностранных инвестициях
Программа
также предусматривала
Нельзя было забывать о главном принципе приватизации - предотвращении банкротства. Таковую проблему двух параллельно действующих процессов - приватизации и банкротства, удалось решить когда были найдены ключевые идеи и принципы, позволяющие не только не наносить ущерба приватизации, но и решительно ускорить процесс смены собственности, причем именно через приватизацию избежать массовой ликвидации предприятий - банкротов. Было создано Федеральное управление, для того, чтобы привести в действие процесс банкротства.
И, наконец
- это была обязательная смена собственности,
срочная приватизация, если финансовый
крах неизбежен. Такая норма была
заложена в Указе, который поручал
Федеральному управлению по делам о
несостоятельности принимать
2.2 Итоги приватизации. Её плюсы и минусы
Анализ непосредственных результатов приватизации позволяет сделать следующие выводы:
1. срок проведения оказался фантастически коротким для решения такой грандиозной задачи, что, безусловно, определило качество приватизации;
2. отсутствовала эквивалентность в процессе приватизации;
3. если рассматривать приватизацию как составляющую инвестиционного процесса, то ее можно признать неудовлетворительной, т.к. в большинстве случаев смена собственника не повлекла за собой притока внешних инвестиций;
4. приватизация не сопровождалась совершенно необходимой финансовой, юридической и функциональной реорганизацией в требуемых масштабах;
5. предельная регламентированность принятых федеральными властями нормативных документов по приватизации не позволила в достаточной степени учесть региональную специфику;
6. значительная часть собственности перешла в руки лиц, тесно связанных с криминальным миром и бывшей партийно-хозяйственной номенклатурой.
Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер. Основными негативными чертами являются следующие:
1. Единообразие
способов приватизации для
2. Игнорирование
региональных особенностей
3. Преимущественно
бесплатный (или за символическую
плату) способ передачи
4. Административное установление высоких "заданий" по срокам и объемам приватизации.
Для строгой оценки итогов ваучерной приватизации данных явно недостаточно, отсутствуют достоверные данные о поступлении средств от приватизации (официально приводимые данные противоречивы и не стыкуются по ряду параметров), равно как и нет точных сведений об участии иностранного капитала в приватизации. В среде экспертов ставится под сомнение статистика обращения ваучеров и деятельности чековых инвестиционных фондов в условиях, когда правовые и фактические возможности сокрытия сведений предприятия под предлогом сохранения коммерческой тайны никем не преодолевались, за исключением весьма ограниченного числа случаев, а также заинтересованности официальных кругов и непосредственных участников приватизации в положительной оценке ее результатов.
Тем не менее, итоги этого этапа приватизации подвести необходимо. Это можно сделать, сравнивая доступные данные, во-первых, с провозглашенными задачами ваучерной приватизации; во-вторых, с опытом приватизации в других странах; в-третьих, с точки зрения воздействия приватизации на макроэкономическую ситуацию.
Результат ваучерной приватизации: во-первых, приватизация в России, как бы ее ни оценивать, осуществлялась и осуществляется. Можно спорить о многом, но фактом остается то, что большинство предприятий, подлежащих приватизации, приватизировано, в том числе путем акционирования. Во-вторых, фактом стала деятельность более 500 ваучерных фондов, если опять-таки отвлечься от оценки их деятельности. В-третьих, население России сейчас уже далеко не такое, каким оно было накануне приватизации. Можно говорить о качественном улучшении первичного экономического рыночного образования большей части граждан страны, несмотря на то, что этот уровень остается еще низким. В-четвертых, создана инфраструктура рынка ценных бумаг, хотя она, естественно, еще далека от завершения и совершенства. В-пятых, приватизация не встретила сколько-нибудь значительного противодействия со стороны широких слоев населения, что явилось одной из причин сохранения на территории России относительного социального мира, несмотря на экономические тяготы этого периода и социальную напряженность. В-шестых, независимо от оценки итогов приватизации 1992-1995 гг. ее проведение – объективный шаг к утверждению частной собственности, если отвлечься от содержательной характеристики последней.
В результате ваучерной
приватизации 70% предприятий промышленности
перешли в частную
Чековый
этап приватизации позволил добиться
существенного
Одним из
негативных результатов первого
этапа приватизации стало такое
распределение собственности в
рамках созданных акционерных обществ,
при котором значительная часть
предприятий оказалась под
В начале приватизации ориентация на имеющийся у населения и коммерческих структур объем денежных ресурсов была практически невозможна из-за его несопоставимости со стоимостью государственного имущества, подлежащего приватизации. Кроме того, при существовавшем низком уровне дохода у большинства населения была и остается высокой предельная склонность к потреблению. Именно поэтому вполне обоснованным было безвозмездное размещение приватизационных чеков в качестве дополнительных платежных средств.
Многие
элементы приватизационного механизма
начального этапа сохраняются и
в модели послечековой приватизации.
Это – перечень и критерии применения
способов приватизации, списки приоритетных
сфер приватизации, функции государственных
органов. Основное же отличие заключается
в переходе к денежной приватизации
и инвестиционным конкурсам. Поскольку
в ходе первого этапа приватизации
не были решены задачи передачи предприятий
в руки эффективных собственников,
чековая приватизация не обеспечила
заметного повышения
Денежная приватизация имела положительное значение с точки зрения привлечения иностранных инвесторов. Сам факт перехода к денежной приватизации является новым стимулом для многих из них в силу появления привычных средств платежа.
Информация о работе Особенности осуществления приватизации в России