Особенности развития либерализма в хозяйственной практике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть особенности развития идей либерализма и государственного вмешательства в историю экономической мысли и хозяйственной практики.
Задачи:
1. Рассмотреть истоки либерализма.
2. Рассмотреть особенности развития либерализма в хозяйственной практике России.

Содержание работы

Введение 4
1. Истоки либерализма и основные идеи 6
1.1. Истоки либерализма 6
1.2. Идеи экономического либерализма 8
2. Особенности развития либерализма в хозяйственной практике России 13
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

разв идеи либерализма.doc

— 674.50 Кб (Скачать файл)

Либерализм является одной из так называемых «базовых идеологий», имеющих за собой традицию и продолжающих «работать» сегодня. В то же время овременный либерализм подвергается острой критике со стороны как консервативных кругов, так и со стороны лево-радикальных политических сил.

 

Финансовый кризис заставил переосмыслить многие подходы к оценке кредитоспособности предприятий, в результате чего приходится более детально и вдумчиво анализировать старые стандартные показатели и коэффициенты. В качестве субъекта такой переоценки предлагаем рассмотреть оборотный капитал и коэффициенты оборачиваемости входящих в него элементов - запасов, дебиторской и кредиторской задолженности <1>.

--------------------------------

<1> Сделаем оговорку, что мы  рассматриваем крупные и средние  торговые предприятия, а не многопрофильные или вертикально-ориентированные холдинги, у которых оборачиваемость размыта и усреднена из-за комбинации разных направлений деятельности.

 

Вначале вспомним теорию, чтобы уточнить используемую терминологию. Бизнес в любой сфере деятельности начинается с определенной суммы денежной наличности, за счет которой приобретается необходимое количество ресурсов, организуются процесс производства и сбыт продукции. Капитал в процессе своего движения проходит последовательно три стадии кругооборота: заготовительную, производственную и сбытовую.

Чем быстрее капитал сделает кругооборот, тем больше предприятие реализует продукции при одной и той же сумме капитала за определенный отрезок времени. Задержка движения средств на любой стадии ведет к замедлению оборачиваемости капитала, требует дополнительного вложения средств и может вызвать ухудшение финансового состояния предприятия. Поэтому анализ оборачиваемости имеет большое значение для эффективного управления оборотным капиталом.

 

Оборачиваемость запасов

 

В большинстве теоретических источников данный коэффициент рассчитывается как отношение себестоимости продукции к средней

за период величине запасов, незавершенного производства и готовой продукции на складе (оборачиваемость запасов по стоимости - Оз):

 

Оз = С / (Знп + Зкп) / 2,

 

где С - себестоимость продукции, произведенной в расчетном периоде;

Знп, Зкп - величина остатков запасов, незавершенного производства и готовой продукции на складе на начало и конец периода.

 

Примечание. Со школьной скамьи знакомая формула "Деньги - Товар - Деньги" в развернутой интерпретации приобретает следующий вид: "Деньги - Закупки - Производство - Готовая продукция - Реализация - Деньги".

 

Общая стоимость товаров, проданных в течение определенного периода, обычно за год (предпочтительнее брать себестоимость проданных товаров, а не объем продаж, поскольку последний включает в себя валовую прибыль, что ведет к завышению показателя оборачиваемости), будучи разделена на среднюю величину товарных запасов в течение того же периода, дает число, показывающее, сколько раз обернулся товар.

Более нагляден и удобен для анализа обратный показатель - период обращения запасов в днях (Поз). Он рассчитывается по формуле:

 

Поз = Тпер / Оз,

 

где Тпер - продолжительность периода в днях.

Чем выше оборачиваемость запасов компании, тем более эффективной является ее деятельность, тем меньше потребность в оборотном капитале и тем устойчивее финансовое положение предприятия при прочих равных условиях.

Рассчитанные периоды оборота конкретных составляющих текущих активов и текущих пассивов имеют реальную экономическую интерпретацию.

Например, период оборота запасов, равный тридцати дням, означает, что при сложившемся в данном периоде анализа объеме производства на предприятии создано запасов на 30 дней.

Учитывают несколько видов оборачиваемости запасов:

- оборачиваемость каждого наименования  товара в количественном выражении (по штукам, по объему, по массе  и т.д.);

- оборачиваемость каждого наименования  товара по стоимости;

- оборачиваемость совокупности  наименований или всего запаса в количественном выражении;

- оборачиваемость совокупности  позиций или всего запаса по  стоимости.

Оценка оборачиваемости является важнейшим элементом анализа эффективности, с которой предприятие распоряжается материально-производственными запасами. Ускорение оборачиваемости сопровождается дополнительным вовлечением средств в оборот, а замедление: отвлечением средств из хозяйственного оборота, их относительно более длительным омертвлением в запасах (иначе - иммобилизацией собственных оборотных средств). Кроме того, очевидно, что предприятие несет дополнительные затраты по хранению запасов, связанные не только со складскими расходами, но и с риском порчи и устаревания товара.

Как следствие, при управлении запасами особому контролю и ревизии должны подвергаться залежалые и неходовые товары, представляющие собой один из основных элементов иммобилизованных (т.е. исключенных из активного хозяйственного оборота) оборотных средств.

В ежедневной западной банковской практике аналитики обычно пользуются альтернативной формулой - отношение величины запасов к выручке, умноженное на 365 дней. Величина запасов берется на конец периода, так как обычно оценивается в динамике. Соотносится величина запасов не с себестоимостью, а с выручкой как с одним из важнейших для кредитного анализа факторов (тем самым обеспечивается единый подход к компаниям, которые продают товары и услуги, ведь для последних большая часть расходов приходится не на себестоимость, а на общие коммерческие и административные расходы). Многие считают, что соотнесение с себестоимостью дает более точный результат, так как в выручке присутствует торговая наценка, что искусственно увеличивает оборачиваемость, но, с другой стороны, так сохраняется единообразие подхода (например, оборачиваемость активов - это выручка, деленная на сумму активов), к тому же такой метод удобен при расчете операционного цикла.

 

Inventory turnover, days = Inventory / Sales x 365 (Период  оборачиваемости запасов, в днях = Объем запасов / Выручка нетто x 365).

 

В принципе возможна ситуация, что на начало периода и на конец периода запасы равны нулю. Тогда скорость оборачиваемости можно рассчитать, взяв среднюю величину запасов в периоде (конечно, при наличии доступа к этим данным).

Раньше безусловно считалось, что ускорение оборота склада - это хорошо. Оборачиваемость запасов характеризует подвижность средств, которые предприятие вкладывает в создание запасов: чем быстрее денежные средства, вложенные в запасы, возвращаются на предприятие в форме выручки от реализации готовой продукции, тем выше деловая активность организации. Что дает нам более внимательное рассмотрение происходящих со складом процессов? Оборачиваемость сама по себе ни о чем не говорит - нужно отслеживать динамику изменения коэффициента, учитывая следующие факторы:

- коэффициент уменьшается - идет  затоваривание склада;

- коэффициент растет или очень  высокий (срок хранения меньше  одного дня) - работа "с колес", что чревато отсутствием товара  на складе.

 

Примечание. В целом "классические" формулы были разработаны для аналитиков, которые вынуждены ограничиваться информацией, открытой для доступа. В случае управленческого учета можно быть более точным и подходить к вопросу креативно.

 

В условиях постоянного дефицита средняя величина складского запаса может быть равна нулю: например, если спрос все время растет, а компания не успевает привозить товар. Как результат получаются провалы на складе, возникают дефицит товара и неудовлетворенный спрос. Если снижается размер заказа - растут расходы на заказ, транспортировку и обработку товаров. Оборачиваемость повышается, а проблемы с наличием остаются. Существуют варианты оправданного увеличения складских запасов - в период высокой инфляции или ожидания резких изменений валютных курсов, а также в преддверии сезонных пиков покупательской активности.

Если компания вынуждена хранить на складе товары нерегулярного спроса, товары с ярко выраженной сезонностью, то достижение высокой оборачиваемости - нелегкая задача. Для обеспечения удовлетворенности клиента компания будет вынуждена иметь широкий ассортимент редко продающихся товаров, что затормозит общую оборачиваемость запасов. Также не исключены ситуации, когда поставщик предоставляет неплохую скидку (например, 5 - 10%) за значительный объем плюс существенную отсрочку платежа (в кризис от такого предложения трудно отказаться).

Также для магазина большую роль играют условия поставки товара: если закупка товара производится с использованием собственных средств, то оборачиваемость очень важна и показательна. Если же в кредит, то собственные средства инвестируются в меньшей степени или не инвестируются совсем - тогда низкая оборачиваемость товаров не является критичной, главное, чтобы срок возврата кредита не превышал показателя оборачиваемости. Если же товар берется в основном на условиях реализации, то в первую очередь надо исходить из объема складских помещений и оборачиваемость для такого магазина является последним по важности показателем.

На самом деле полезно почаще вспоминать о том, что сами по себе цифры ничего не говорят об эффективности управления запасами. Например, в розничной торговле хлеб и дорогой коньяк имеют совершенно разные показатели - оборачиваемость хлеба в разы выше коньяка. Очевидно, что у хлеба одна "задача" в магазине, а у коньяка - совершенно другая и, возможно, на одной бутылке коньяка магазин зарабатывает больше, чем от продаж хлеба за неделю. Деньги - вот единственный и универсальный измеритель, а отнюдь не килограммы, штуки, кубометры, палеты и пр. Компании инвестируют в товар какие-то суммы и хотят с них получить максимальную отдачу (рентабельность инвестиций). Для любого товара прибыль = коэффициент наценки x себестоимость x объем продаж, следовательно, прибыль напрямую зависит от наценки (маржи) и оборачиваемости.

Соотношение между собой двух параметров - маржи (торговой наценки) и оборачиваемости - представлено Е.А. Бузуковой в статье "Оборачиваемость товарных запасов" <1> путем введения матрицы (рис. 1).

--------------------------------

<1> http://www.advertology.ru/article30796.htm.

 

Матрица соотношения маржи и оборачиваемости

 

  %/│\┌────────────────────────────────┬────────────────────────────────┐

    │ │                                │                                │

50 ┤ │                                │                                │

    │ │                +               │                *               │

    │ │             /\                 │                                │

    │ │            /┐┌\                │                                │

20 ┤ ├─────────────┤├─────────────────┼────────────────────────────────┤

/\ │ │             ││                 │ \                              │

/┐┌\│ │ ┌┐          └┘             ┌───┴─┘\                             │

 │└─┴─┴─┘│             x           └───┬─┐/             +               │

 └──┬─┬──┘                             │ /                              │

10 ┤ │                                │                                │

    │ └────────────────────────────────┴────────────────────────────────┘

  0 ┼────────────────┬────────────────┬─────────────────┬─────────────────>

                    30               15                 7

                                                       Оборачиваемость, дни

 

Рисунок 1

 

Наиболее интересны товары, имеющие высокую оборачиваемость и высокую наценку. В ассортименте могут также находиться товары с низкой оборачиваемостью, но это должно быть компенсировано высокой наценкой. Товары с низкой наценкой могут находиться в ассортименте при условии, что у них хорошая оборачиваемость, то есть компания не тратит средства на продажу данных товаров.

Если присутствуют товары с низкой наценкой и плохой оборачиваемостью, то можно:

- вывести их из ассортимента. Однако "механическая чистка" опасна тем, что вместе с неликвидами  можно "выкинуть" и новый товар, и товар сопутствующий, комплектующий, или имиджевый товар. Поэтому нужно проанализировать историю этого товара и понять его роль в общем ассортименте;

- перевести их в квадрат "высокая  наценка - низкая оборачиваемость". Необходимо понять, что это за  товар, который медленно продается. Возможно, это дорогой имиджевый товар и его неправильно позиционировали и недополучали прибыль;

- перевести их в квадрат "низкая  наценка - высокая оборачиваемость", стимулируя продажи или снизив  величину запаса. У менеджеров  ведь есть две педали: "газ" (скорость продаж) и "тормоз" (снижение запаса). В отличие от водителя автомобиля, менеджер может нажимать на обе педали сразу.

В целом фирмы стремятся увеличить оборачиваемость запасов, чтобы при меньшей площади складов и меньших затратах на содержание запасов получить наибольший объем продаж. Высокая оборачиваемость запасов требует более строгого контроля над запасами при условии наличия соответствующей маржи (наценки). Но достижение высокой оборачиваемости - нелегкая задача для крупных дистрибьюторов, поскольку они вынуждены хранить на складах часть запасов номенклатуры нерегулярного спроса. Если для экономически эффективной торговли необходимо поддерживать высокий уровень оборачиваемости запасов, то для обеспечения спроса на любой товар, включенный в торговую номенклатуру, необходимо хранить широкий ассортимент редко продающихся товаров, что тормозит общую оборачиваемость запасов. Тем не менее быстрая оборачиваемость имеет много преимуществ: увеличение объемов сбыта; уменьшение риска устаревания, порчи товара и снижения торговой наценки; улучшение настроения торговых работников; увеличение свободных средств, которые можно направить на реализацию новых рыночных возможностей; снижение операционных расходов и повышение оборачиваемости активов.

 

Оборачиваемость дебиторской задолженности

 

В теории коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности вычисляется как отношение выручки от реализации (ВР) к средней за период величине дебиторской задолженности (Одз):

Информация о работе Особенности развития либерализма в хозяйственной практике России