Национальнаяимеждународнаяправовыесистемы"обречены"находитьсявтесномвзаимодействии<1>.Применительнокотношениямвсферетрудаэтасвязьособенносильна.Современноемеждународноеправовоченьзначительнойстепенисформированоподвоздействиемнаиболееудачныхобразцовнациональноготрудовогозаконодательства.Однакоприанализекакой-либооднойнациональнойсистемытрудовогоправазначительноболеезаметнообратноевлияние:воздействиемеждународныхправовыхактовнанациональные.--------------------------------<1>См.обэтомподробно:МюллерсонР.А.Соотношениемеждународногоинациональногоправа.М.,1982.С.6-20.ВСоветскомСоюзевоздействиемеждународныхтрудовыхстандартовнавнутреннеезаконодательствобылодостаточноограниченным<2>,чтобылосвязано,во-первых,сотносительнойзакрытостьюсоветскойэкономикии,во-вторых,стем,чтоподавляющеебольшинствомеждународныхактоввсферетруданебыли"идеологическинейтральными"<3>.Иважнейшийсубъектмеждународноготрудовогоправа-МОТ,имеждународныеактывсферетрудавбольшейстепенибылиориентированыненасоциалистические,анакапиталистическиегосударства.--------------------------------<2>ОбисториивзаимоотношенийСССРсМОТсм.:ЛушниковаМ.В.,ЛушниковА.М.Международноеисравнительноетрудовоеправоиправосоциальногообеспечения.М.,2011.С.17,26.<3>ЗащитаотраспространениякоммунистическойидеологиивкачествеоднойизцелейсуществованияМОТ,разумеется,незафиксированавюридическихдокументах,ноонейоткровеннопишутисследователиисториитрудовыхотношений.См.,напр.:KaufmanB.E.Theglobalevolutionofindustrialrelations:events,ideasandtheIIRA.Geneva,2004.P.79,80;StandingG.TheILO:AnAgencyforGlobalization?//DevelopmentandChange,Vol.39,Issue3,2008.P.380;идр.Внастоящеевремя,посколькуидеологияРоссииориентировананарыночнуюэкономикув"западном"пониманииэтоготермина,внутреннеероссийскоетрудовоезаконодательствовнаибольшейстепениоткрытодлявоздействиясосторонымеждународныхтрудовыхстандартов,восновномотражающихименнотакуюидеологию.Можновыделитьдваосновныхспособавзаимодействиявнутреннеготрудовогоправаимеждународныхтрудовыхстандартов:имплементациямеждународныхактовотрудевовнутреннемправеипринятиевнутреннеготрудовогозаконодательствасучетоммеждународныхактов.Первый,исамыйочевидный,способвоздействиямеждународныхправовыхактовнавнутреннеезаконодательство-этоихимплементациявовнутреннемправе.Согласнопринятойвмеждународномправетеориитрансформации<4>,послетогокакгосударствопринимаетнасебяобязательствапомеждународномудоговору,этотдоговорстановитсясоставнойчастьювнутреннегоправа.Этоправилоподтверждаетсяч.4ст.15КонституцииРФ<5>,вкоторойговорится,что"общепризнанныепринципыинормымеждународногоправаимеждународныедоговорыРоссийскойФедерацииявляютсясоставнойчастьюееправовойсистемы".ВПостановленииПленумаВерховногоСудаРФот10октября2003г.N5"ОприменениисудамиобщейюрисдикцииобщепризнанныхпринциповинорммеждународногоправаимеждународныхдоговоровРоссийскойФедерации"<6>разъясняется,чтомеждународныедоговорысучастиемРоссийскойФедерациимогутприменятьсясудамиобщейюрисдикциинепосредственно,еслиэтонепротиворечитсмыслусамихдоговоров,например,есливнихнеуказано,чтодляихисполнениянеобходимопринятиевнутреннегозаконодательства.Такимобразом,самоисполнимые<7>международныедоговорыРоссийскойФедерацииобладаютпрямымдействиемнатерриторииРоссии.--------------------------------<4>Подробнееобэтомсм.,например:УсенкоЕ.Т.Очеркитеориимеждународногоправа.М.,2008.С.165.<5>СЗРФ.2009.N4.Ст.445.<6>БюллетеньВерховногоСудаРФ.2003.N12.<7>Т.е.те,дляисполнениякоторыхнетребуетсяпринятиявнутреннегозаконодательства.Неопубликовано.АвторвыражаетблагодарностьГруппетехническойподдержкиповопросамдостойноготрудаиБюроМОТдлястранВосточнойЕвропыиЦентральнойАзиизапредоставленнуюПамятнуюзаписку.Второйспособвоздействиямеждународныхтрудовыхстандартовнароссийскоезаконодательство-этопринятиевнутреннихактовсучетоммеждународныхнорм.Внекоторыхслучаяхвнутреннеезаконодательствоформулируетсяпринепосредственномконсультативномучастиимеждународныхорганизаций.Так,вавгусте2001г.ПравительствоРФобратилоськМОТспросьбойпредоставитьзамечаниянапроектТКРФ,принятыйГосударственнойДумойРФвпервомчтении.Выполняяэтупросьбу,специалистыМОТсоставилипамятнуюзаписку<8>,адресованнуюПравительствуРФ,скоторойбылиознакомленыпредставителиработниковиработодателей.Некоторыеиззамечаний,сделанныхвэтойзаписке,вчастностивотношениисоответствияТКРФактамМОТосвободеобъединенияизапретудискриминациивобластитрудаизанятий,былиучтеныприсоставленииокончательноготекставступившеговсилуТКРФ<9>.--------------------------------<8>Неопубликовано.АвторвыражаетблагодарностьГруппетехническойподдержкиповопросамдостойноготрудаиБюроМОТдлястранВосточнойЕвропыиЦентральнойАзиизапредоставленнуюПамятнуюзаписку.<9>См.подробнее:ЛютовН.Л.ЭффективностьдеятельностиМОТнанациональномуровне:воздействиенавнутреннеезаконодательствоРоссииввопросахправанаорганизациюизапретадискриминации//Трудовоеправо.2008.N3.С.60-66.ОднакоибезнепосредственногоучастиямеждународныхорганизацийвподготовкезаконопроектовзаконодательствоРФ,безусловно,составляетсясучетомсодержаниямеждународныхактов.Очевидноито,что"источникомдлявдохновения"внутреннегозаконодателямогутбытьнеобязательномеждународныедоговоры,покоторымгосударствоимеетформальныеобязательства.Приформированиивнутреннеготрудовогозаконодательствамогутбытьиспользованыиакты"мягкогоправа",т.е.неимеющиеюридическойсилыправовыеакты,атакжемеждународныедоговоры,вотношениикоторыхсоответствующеегосударствонеимеетобязательств.Положениягл.14ТрудовогокодексаРФ,касающиесязащитыперсональныхданных,могутбытьхорошейиллюстрациейиспользованияактов"мягкогоправа".Вискаженномвидеонивоспроизводятчастьположенийпоэтомувопросу,содержащихсявРекомендацииКомитетаМинистровСоветаЕвропыNR(89)2озащитеперсональныхданных,использующихсявобластинайма<10>,атакжевКодексепрактикиозащитеперсональныхданныхработников<11>,выпущенномМеждународнымбюротрудав1996г.--------------------------------<10>CouncilofEuropeCommitteeofMinisters.RecommendationNR(89)2oftheCommitteeofMinisterstoMemberStatesontheprotectionofpersonaldatausedforemploymentpurposes,1989//http://www.coe.int/t/dg3/healthbioethic/texts_and_documents/Rec(89)2E.pdf.<11>Protectionofworkers'personaldata.AnILOcodeofpractice.Geneva,1997//http://www.ilo.org/public/english/protection/condtrav/pdf/wc-code-97.pdf.Вкачествепримераиспользованияроссийскимзаконодателеммеждународныхдоговоров,вкоторыхРоссиянеучаствует,можнопривестист.75ТКРФ.Скореевсего,положенияданнойстатьи,