Особенности развития международного бизнеса в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 06:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – определить роль крупнейших американских корпораций в развитии международного бизнеса.
Для достижения данной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:
Понятие и значение международного бизнеса;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА…………………………………………………………………………5
2. РОЛЬ КРУПНЕЙШИХ КОМПАНИЙ США В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ …………………………………………………………………………...14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………... 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………

Файлы: 1 файл

Doc1.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

  1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА…………………………………………………………………………5

       2.   РОЛЬ КРУПНЕЙШИХ КОМПАНИЙ США В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ …………………………………………………………………………...14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………... 29

ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….    30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современной глобальной экономике международный бизнес представляет главную и наиболее значимую область реализации международных экономических отношений.

Под международным бизнесом понимаются все деловые операции, которые совершаются частными компаниями с перемещением через национальные границы факторов производства с целью извлечения прибыли.

Международный бизнес можно  условно разделить на несколько  основных сегментов: глобальный бизнес, интернациональный (многосторонний) бизнес, иностранный бизнес в принимающей стране и бизнес за рубежом.

В своем развитии международный  бизнес прошел ряд этапов, которые Р. Робинсон условно подразделил на «эры». В первой главе прослеживается эволюция развития международного бизнеса, предпосылки, повлиявшие в полной мере на его развитие.

Особый интерес представляет не только иcторическое развитие международного бизнеса в целом, но и  деятельность крупнейших американских корпораций на современном этапе, а также роль данных корпораций в международном бизнесе. Вторая глава посвящена выявлению роли США в международном бизнесе, а также роли крупнейших компаний данной страны в отдельных отраслях промышленности и сферы услуг.

Цель данной курсовой работы – определить роль крупнейших американских корпораций в развитии международного бизнеса.

Для достижения данной цели необходимо рассмотреть следующие  вопросы:

  1. Понятие и значение международного бизнеса;
  2. Особенности развития и этапы его формирования;
  3. Проанализировать роль американских компаний в международном бизнесе.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, отражающего наглядно информацию, представленную в работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

 

Международный бизнес –  это все деловые операции, которые совершаются частными компаниями с перемещением через национальные границы факторов производства с целью извлечения прибыли.

Характерными чертами, которыми может достаточно полно описываться категория «международный бизнес» являются:

1. Поскольку речь идет  о деловых операциях, то международный бизнес, как и внутристрановый, имеет главной своей целью извлечение прибыли.

2. Несмотря на то, что есть немало примеров международного бизнеса, в которых партнерами выступают, с одной стороны, частная фирма, а с другой — некое правительственное учреждение другой страны, все же более характерным следует считать либо межфирменные операции такого рода, либо внутрифирменные — в том случае, когда разные подразделения фирмы расположены в ряде стран и эти подразделения взаимодействуют между собой (наиболее типичны в этом случае так называемые мультинациональные корпорации).

3. Международный бизнес  базируется на возможности извлечения  выгод именно из преимуществ межстрановых деловых операций, то есть из того факта, что продажи данного товара в другой стране, или налаживание фирмой одной страны производства в другой, или предоставление услуг совместно фирмами двух стран — третьей и т. д. обеспечивают вовлеченным в бизнес сторонам большие преимущества, чем они бы имели, ведя дело только в своих странах. Это — ключевой момент не только в понимании природы и специфики собственно международного бизнеса, но и в объяснении возникновения и развития международного менеджмента как такового.

Американский исследователь  Р. Робинсон разделил историческое развитие международного бизнеса за пять последних веков на четыре эры1:

1. Коммерческая эра  (1500-1850 гг.) - начинается со времени великих географических открытий и заканчивается серединой XIX в.

В ряде предпосылок, способствующих развитию международного бизнеса, Робинсон отмечает, что именно поиск огромных личных выгод, связанных с торговлей колониальными товарами в Европе, был той мощнейшей движущей силой, которая более трехсот лет предопределяла развитие базовой формы международной торговли. Конечно, столь же велики были и риски этого бизнеса, связанные с опасностями далеких морских путешествий (особенно в XVI-XVIII вв.), но сама возможность получения прибылей, многократно превышающих затраты, была достаточно мощным стимулом, вовлекавшим в этот самый первый международный бизнес все новые и новые поколения предпринимателей. Более того, вместе и параллельно с ним развивалась достаточно большая сфера, которую на современном языке можно было бы назвать бизнес-сервисом собственно международного бизнеса — от инвестиционного и страхового (финансирование торговых экспедиций и страхование их) до инфраструктур (развитие складского и транспортного хозяйства). Большое развитие  наблюдалось в  промышленности европейских стран: от судостроения и металлообработки до переработки заморского сырья. Разумеется, все это в значительно большей мере касалось таких передовых в смысле развития международного бизнеса стран, как Англия, Голландия, Испания, Германия, Франция, но в той или иной мере затронуло практически все европейские страны.

2. Эра экспансии (1850-1914 гг.) – в указанный период идет окончательное оформление и структуризация колониальных империй на фоне бурного индустриального развития европейских стран, а позднее США, вызванного промышленной революцией начала XIX в. и последующими достижениями технологического развития. Именно эти достижения и массовое индустриальное производство повернули развитые страны от вывоза экзотических заморских товаров к добыче сырья и систематическому плантационному хозяйству в колониальных регионах как к более выгодным и экономически перспективным сферам зарубежного бизнеса. Международный бизнес уже во второй (по Робинсону) эре своего развития очень точно нащупал все главные мотивы своего существования и развития, сохранившиеся и до наших дней:  

• использование более  эффективных ресурсов (сырьевых, природных, энергетических);

• расширение рынков сбыта;

• новые поля приложения свободных финансовых ресурсов;

• использование выгодных возможностей местного законодательства (налогового, таможенного и т. д.).

3. Эра концессий (1914-1945 гг.) - компании-концессионеры превращаются в своего рода автономные экономические государства, осуществляющие производственные, торговые, образовательные, медицинские, транспортные, а нередко и полицейские функции не только для своих работников, но зачастую и для всех жителей прилежащих к их концессиям районов. В данный период происходит формирование на концессионных предприятиях значительного слоя менеджеров среднего звена, которых специально обучали, нередко — на предприятиях и в учебных заведениях самой метрополии. Одновременно росло и национальное самосознание колониальных народов. Концессионная эра подготовила почву для самоопределения колониальных и полуколониальных стран в экономическом плане, а Вторая мировая война дала мощный политический импульс этим процессам.

4. Эра национальных  государств (1945-1970 гг.) - два главных направления развития международного бизнеса должны привлечь внимание при анализе этого периода его развития. Это, во-первых, становление и бурное развитие десятков новых национальных государств, получивших в наследие от концессионной эры до известной степени развитый экономический базис и некоторую кадрово-технологическую структуру. С другой же стороны — и все пороки колониального хозяйственного развития от монопродуктовых экономик до тяжелейших финансовых проблем.

При всех издержках, а  нередко и драматичных поворотах  этого развития именно оно дало первоначальный толчок невиданному взрывному расширению международного бизнеса, ведь относительно закрытые для внешнеэкономической деятельности колониальные империи в исторически кратчайший срок превратились во множество самостоятельных игроков на внешнем рынке, активно ищущих рынки сбыта традиционных продуктов своего экспорта и столь же активных реципиентов для любого рода инвестиционных вливаний. Поскольку же активные акции на внешнем рынке требовали сами по себе значительной финансовой поддержки, то этот неадекватный спрос на финансовые услуги резко подтолкнул развитие международных рынков капиталов, появление и развитие ряда новых финансовых инструментов, рост сферы международного аудита и консалтинга.

С другой стороны, наиболее мощные американские корпорации, используя  все преимущества доминирующего  положения США в послевоенном мире, впервые практически осуществили прорыв к мультинациональному бизнесу, то есть к качественно новой ступени развития международного бизнеса фирмы, когда весь мир становится, по существу, ареной ее конкурентной борьбы и сферой фирменных интересов. Уже в 60-е, а особенно в 70-е гг., американских пионеров мультинационального бизнеса догнали, а во многом и перегнали их европейские и в еще большей степени японские соперники. Возникла сложнейшая трехслойная структура международного бизнеса, в рамках которой идет конкурентная борьба фирмы на некоем страновом рынке с местными фирмами, ее же борьба с работающими здесь мультинациональными корпорациями и, наконец, борьба этих последних между собой. Важно отметить, что завоевание рынков товаров и услуг всегда опосредуется и в свою очередь опосредует еще более ожесточенную борьбу тех же соперников на международных, региональных и страновых рынках капиталов, технологий, рабочей силы, информации и т.д.

Дальнейшее развитие мультинациональности в международном  бизнесе шло по пути возрастания числа МНК, хотя уже в 70-е, и тем более в 80-е гг. здесь наблюдается интересный качественный прорыв: в число крупнейших МНК входят фирмы развивающихся стран, причем находящихся на различных ступенях своего развития: Южной Кореи, Филиппин, Индии, Тайваня и т. д. Но внутреннее содержание этого процесса как раз и подготовило переход международного бизнеса к наиболее высокой (на данный момент) точке его развития — глобализации.

Если в прошлом МНК решали относительно простые задачи производства и дистрибьюции товаров, то в последние десятилетия они стали решать куда более сложные и глобальные задачи: С. Ронен2 определяет их как создание и задействование сети мультинационального обслуживания, включающей банки, рекламные агентства, консалтинговые фирмы, университеты, учреждения здравоохранения и т. д. и опирающейся на глобальную компьютеризацию.

 «Эра национальных  государств», дав мощный толчок  развитию международного бизнеса  и сделав его сферой весь  мир, в котором перестали существовать закрытые системы типа «метрополия—колония», одновременно впервые поставила вопрос о том, что международный бизнес вышел на качественно новый уровень развития и в этом своем новом качестве он нуждается в столь же качественно новой системе управления.

Эра глобализации (начиная  с 70-х гг. XX в.)3 - этот период развития цивилизации вообще и международного бизнеса в частности проходит под знаком революционных технологических изменений, вслед за которыми, идут экономические, социальные и политические перемены. Компьютерная революция и мощное развитие телекоммуникаций практически неузнаваемо изменили лицо всех традиционных технологий, выведя их на качественно новый уровень. Первые и самые главные плоды этого процесса пожинали и пожинают промышленно развитые страны. К сожалению, во многих случаях разрыв между ними и более отсталыми странами увеличивается и соответственно растет напряженность в отношениях. Не выдержав научно-технического соревнования с развитыми странами, рухнула мировая коммунистическая система, а единственный ее оставшийся крупный бастион — Китай — выжил и развивается только потому, что это обеспечивает симбиоз рынка и социализма при мощной поддержке Запада и Японии, которым коммунистический режим гарантирует стабильность и безопасность их инвестиций и доходов. Что же касается остального коммунистического сообщества, то оно вышло в сферу свободного (международного) рынка, увеличив территорию свободного международного бизнеса на 15-20% и население, им охватываемое, почти на 300 млн. чел. Сегодня на Земле практически не осталось закрытых для международного бизнеса зон.

Реальная глобализация в конечном итоге характеризуется  тем, что международные экономические связи охватили практически все страны планеты и каждая из них в той или иной мере зависит от международного бизнеса. В этой связи, с одной стороны, страна может пользоваться всеми его благами, не испытывая отрицательных последствий отсутствия в ней тех или иных ресурсов, возможностей и т. д., но, с другой стороны, естественной платой за это становится и существенная зависимость страны от состояния мировых рынков в целом: нельзя пользоваться только благами интеграции в мировую экономику, приходится одновременно нести и риски этого процесса.

Международный бизнес в современных условиях определяется следующими характерными чертами4:

1. Доступность и всеобщность - хотя международный бизнес и регулируется соответствующими законодательствами стран, он все больше и больше превращается в своего рода неотъемлемую возможность практически для любой фирмы почти каждой страны, принципиально изменяя стратегические и тактические перспективы фирм и открывая перед ними невиданные ранее потенциальные поля деловой активности.

2. Ступенчатость развития - вхождение фирмы в международный бизнес, как правило, начинается с простейших форм обычной зарубежной торговли и по мере развития достигает высшей формы — мультинациональной корпорации. Суть этой особенности не сводится к естественному требованию накопления опыта и наращивания потенциала — и само вхождение в международный бизнес, и дальнейшие достижения в нем будут заставлять фирму преодолевать своего рода пороги: если на начальном этапе это как минимум — порог, например, качественного уровня товаров фирмы и рациональности ее издержек, позволяющий более или менее нормально продавать товары за границей, то по мере ее развития это и вопросы грамотного развития дистрибьюции, эффективного использования международных рынков капиталов и рабочей силы, грамотной работы с международными транспортными сетями и т. д. Ступенчатость наблюдалась и до эпохи глобализации. Но в период глобализации появляется иная, принципиально новая технологическая основа.

3. Технологическая глобализация - возможности компьютеризации, информатизации и телекоммуникаций принципиально изменили характер международного бизнеса, который в современных условиях приобрел три принципиально новые черты:

     • он может эффективно осуществляться «не выходя из офиса»;

     • он может осуществляться в режиме реального времени;

• он может с помощью телекоммуникаций охватывать все интересующие бизнес рынки товаров, капиталов, рабочей силы, информации и т.д.

Информация о работе Особенности развития международного бизнеса в США