Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 06:37, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – определить роль крупнейших американских корпораций в развитии международного бизнеса.
Для достижения данной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:
Понятие и значение международного бизнеса;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА…………………………………………………………………………5
2. РОЛЬ КРУПНЕЙШИХ КОМПАНИЙ США В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ …………………………………………………………………………...14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………... 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………
4. «Финансиаризация». Этот термин был введен в оборот Ж.-П. Серван-Шрайбером5. Он очень точно отражает важнейшую черту «глобализированного» международного бизнеса: финансовое содержание международных деловых операций, начиная от их замысла и кончая реальным результатом, становится сердцевиной международного бизнеса, тем своеобразным центром, вокруг которого вращаются все интересы, решения, стратегии. Без сомнения, и до эпохи глобализации прибыль была главной целью международного бизнеса, но существо нового периода заключается в том, что поиск и использование международных конкурентных преимуществ теперь стали жестко опираться на достижения финансового менеджмента, новейшие и многочисленные финансовые инструменты, вырастающие из гигантских возможностей мирового финансового рынка. Накладываясь на уникальные возможности компьютеризации и телекоммуникаций, финансиаризация стала мерилом совершенства любого международного бизнеса.
5. Сложное взаимодействие национального и интернационального. Возможно, ни по одному вопросу международного бизнеса не возникало столько споров и исследователей, и практиков, как по вопросу о влиянии на деловую жизнь планеты конвергентных и дивергентных процессов в сфере национальных культур.
С одной стороны, глобализация явно вела и ведет к чисто конвергентным процессам: начиная от джинсов, телевизоров и гамбургеров до формирования некоей мультинациональной деловой культуры, определенные принципы и правила которой разделяются практически большинством серьезных бизнесменов мира. Но, с другой стороны, нарастает национальная и культурная дифференциация, которая в крайних формах национализма и/или религиозной нетерпимости проявляется в тяжелых конфликтных формах; очевидно совершенно естественное стремление народов и этнических общностей сохранить свои культурные и национальные ценности, установки, стереотипы поведения, защитить их от размывающего влияния некоей «усредненной» (в основном, конечно, американской) массовой культуры. Зачастую это стремление принимает формы разного рода ограничений и запретов именно на международную экономическую деятельность в той или иной стране. И, наконец, профессионалы в системе международного бизнеса постоянно убеждаются в том, что если обостренные национальные чувства и несут в себе немало проблем для их работы, то одновременно они же дают и интереснейшее поле новых достижений и мощного роста эффективности межстрановых деловых операций, если правильно учитывается и грамотно используется национально-культурный момент.
2. РОЛЬ КРУПНЕЙШИХ КОМПАНИЙ США В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ
В настоящее время во всех отраслях мирового хозяйства сложились свои группы крупнейших компаний, которые господствуют на основных рынках отрасли. Ярким примером могут послужить крупные компании, действующие в топливно-энергетическом комплексе, и прежде всего в сфере нефтегазового хозяйства.
Нефтегазовое хозяйство – сфера деятельности крупного капитала. Хотя в отрасли функционирует более 800 компаний, решающие позиции принадлежат всего 20. Большинство из них являются вертикально интегрированными компаниями. Преимуществом таких компаний является сбалансированность сбыта. Когда цена на нефть падает, прибыль добывающих подразделений уменьшается, но нефтепереработка и нефтехимические производства, входящие в комплекс интеграции, увеличивают прибыль, потери одного подразделения компенсируют приобретением другого. Вертикально интегрированные компании имеют существенные преимущества перед независимыми фирмами, повышают эффективность функционирования компании и ее выживаемость в конкурентной борьбе. Одной и первых вертикально интегрированных компаний была Standard Oil Company, созданная Дж. Рокфеллером-старшим в конце XIX века. Из нее выросла самая мощная в мире нефтяная группа, которая контролировала в начале XX века 85% нефтедобычи мира. В дальнейшем в соответствии с антитрестовским законодательством США произошло разделение группы. В течение XX века происходил медленный процесс восстановления мощи группы. В 1998-2007 гг. в топливно-энергетическом комплексе США произошла целая волна слияний и поглощений, среди которых видное место занимали ведущие компании бывшей общей группы Рокфеллера.
Наиболее важным из них было слияние двух главных компаний бывшей группы Рокфеллера – Exxon и Mobil. Сумма сделки составила 74,2 млрд долл.
Возникшая Exxon-Mobil стала самой крупной частной нефтяной компанией мира. После слияния ее объем добычи нефти составил 3,8% мировой добычи, а активы превышали 138 млрд долл6.
По данным на май 2012 года рыночная капитализация Exxon-Mobil составила 392 млрд долл., тем самым заняв 2-е место в мире, уступая лишь Apple с рыночной капитализацией в 528 млрд долл (см. табл. 2).
Также стоит отметить компанию BP, которая возникла наряду с Exxon-Mobil. BP – вертикально интегрированная компания. Главная роль в ее деятельности принадлежит трем наиболее важным отделениям. Разведку и добычу нефти и газа осуществляет BP Exploration, производство и сбыт продуктов нефтепереработки – BP Oil, производство и сбыт пластмасс, смазочных масел и разнообразных химических соединений – BP Chemicals. Каждое из этих подразделений обладает существенной автономией.
Таблица 1
Top 10 самых дорогих энергетических компаний мира исходя из их рыночной стоимости7
Место |
Название компании |
Страна |
Рыночная стоимость (млрд долл.) |
1 |
ExxonMobil |
США |
406,3 |
2 |
PetroChina |
Китай |
276,6 |
3 |
Royal Dutch Shell |
Голландия |
234,6 |
4 |
Chevron |
США |
211,9 |
5 |
Petrobras |
Бразилия |
156,3 |
6 |
ВР |
США |
135,5 |
7 |
Газпром |
Россия |
122,6 |
8 |
TOTAL |
Франция |
121,0 |
9 |
Sinopec |
Китай |
97,4 |
10 |
ConocoPhillips |
США |
96,8 |
По данным на конец января текущего года среди компаний нефтегазовой специализации по рыночной стоимости первое место занимает американская ExxonMobil, которую оценили в $406,3 млрд (+16%), на втором — китайская PetroChina $276,6 млрд (-9%), на третьем — голландская Royal Dutch Shell $234,6 млрд (+10%). Бразильская Petrobras опустилась с третьей позиции на пятую $156,3 млрд, потеряв на каждой акции 33%. Российский Газпром оказался на седьмом месте, его оценили в $122,6 млрд (-19%). В целом за год общая капитализация первой десятки сократилась на 3%.
В ТОП-10 также попала американская Chevron (4-е место, $211,9 млрд, +17%). На шестом месте оказалась ВР, $ 135,5 млрд, -2%. Французская TOTAL заняла восьмое место ($121 млрд, -3%), китайская Sinopec — девятое ($97,4 млрд, -7%), американская ConocoPhillips — замыкает десятку ($96,8 млрд, +7%).
Как мы можем видеть из Таблицы 1, компании США имеют большой вес в мире по добыче и переработке нефти. Из 10 приведённых выше компаний 4 –американские.
Что касается автомобильной промышленности, то здесь господствуют широко известные во всем мире крупнейшие корпоративные объединения. Автомобильную промышленность отличает сочетание, с одной стороны, высоких темпов роста производства, а с другой, наличие глубоких противоречий динамики, нередко принимающих характер острых экономических кризисов. В этих условиях укрепляется процесс концентрации капиталов. Волна слияний и поглощений автомобильных компаний охватывает весь мир. Широко развиваются и другие формы сращивания автомобильных предприятий, в частности их региональные и трансконтинентальные стратегические альянсы. В итоге, как подчеркивают специалисты, «автомобильная индустрия трансформируется из совокупности независимых национальных автопроизводителей в сложную паутину взаимосвязанных ТНК, степень взаимной интеграции которых продолжает увеличиваться»8.
Соотношение сил между производителями можно видеть из представленных данных (Приложение А).
Соотношение между основными производителями в 2006 г. было следующим: на 1-е место вышла Япония (11,5 млн шт.), на 2-е место опустились США (11,3 млн), третьим производителем стал Китай (7,2 млн), опередивший Германию.
О соотношении сил между крупнейшими компаниями мира свидетельствуют данные о размерах биржевой капитализации. В 2006 г. показатели были следующими. В 500 крупнейших компаний мира входили 12 автомобильных компаний, из них второе место среди них принадлежало Daimler Chrysler (106-е место среди 500 и капитализация 58,0 млрд долл.), уступив 1-е место компании Toyota (9-е место среди 500, с размером капитализации 196,7 млрд долл.).
Оценка крупнейших корпораций США является противоречивой, и прежде всего General Motors и Ford. Уже с конца XX века наметилось уменьшение роли американских предприятий по объему биржевой капитализации, отставание от ряда других, прежде всего от японских, групп. Уже в 2002 г. General Motors среди 500 компаний мира по размерам биржевой капитализации занял 62-е место, в следующем, 2003 г. – 81-е, в 2004 г. – 189-е, в 2005 г. – 360-е. А в 2006 г. по этому показателю она не вошла в число 500 крупнейших компаний мира. Такая же тенденция имеет место и в эволюции Ford.
Но несмотря на эту тенденцию, General Motors и сегодня является одной из главных сил мирового автомобилестроения. По данным консалтинговых компаний IHS и LMC, корпорация Volkswagen AG обогнала в 2011 г. General Motors и Toyota и впервые стала крупнейшим мировым производителем автомобилей, при этом аналитики не учитывают продажи марки Wuling (КНР), совместного брэнда GM и китайской SAIC, которые тем не менее позволили американской корпорации сохранить высшую позицию в отрасли9.
По числу инноваций американская корпорация General Motors с 6-го места в 2010 г. поднялась на 3-е в 2011 г.
Как крупнейший автопроизводитель в мире компания продала в 2010 г. 8,39 млн автомобилей, став вторым по продажам автопроизводителем в мире. Но уже в 2011 г. компания вновь стала первой в мире по продажам среди автопроизводителей, реализовав 9,03 млн машин. На заводах компании работает 202 тыс. человек (2010 год). Выручка компании за 2010 год составила $135,6 млрд, операционная прибыль — $5,7 млрд, чистая прибыль — $4,7 млрд. Выручка за 2008 год составила $148,98 млрд (в 2007 году — $181 млрд), чистый убыток — $30,86 млрд (в 2007 году — чистый убыток $38,7 млрд). На долю компании приходится примерно седьмая часть всего общемирового производства автомашин и около 50 % американского.
Важным подразделением
машиностроительного комплекса
наряду с отраслями транспортного
машиностроения, в частности автомобильной
и авиационно-космической
Но наиболее высокими темпами в последние годы развиваются отрасли, связанные с новейшими поколениями компьютерной техники, современными телекоммуникационными разработками, с нанотехнологиями для использования в электронике, с биологическими исследованиями, с информатикой, в том числе с системами управления компьютерными и телекоммуникационными системами.
Разнообразие
Таблица 2
Рейтинг крупнейших корпораций мира по рыночной капитализации11
Место |
Название компании |
Годовой доход (млрд долл.) |
Отрасль |
Рыночная капитализация (млрд долл.) |
1 |
Apple |
127,84 |
Электроника |
528,38 |
2 |
Exxon-Mobil |
433,53 |
Нефтегазовая |
391,67 |
3 |
Microsoft |
72,05 |
Информационных технологий |
261,46 |
4 |
PetroChina |
301,58 |
Нефтегазовая |
246,83 |
5 |
IBM |
106,92 |
Информационных технологий |
233,09 |
6 |
Wal-Mart |
446,950 |
Розничная торговля |
222,10 |
7 |
China Mobile |
$ |
Телекоммуникации |
204,64 |
8 |
Royal Dutch Shell |
$ |
Нефтегазовая |
203,19 |
9 |
General Electric |
$ |
Многопрофильная корпорация |
203,16 |
10 |
AT&T |
$ |
Телекоммуникации |
199,74 |
Информация о работе Особенности развития международного бизнеса в США