Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 09:25, курсовая работа
Цель исследования состоит в обосновании и разработке теоретических положений, методических основ и совершенствовании механизмов процесса реструктуризации энергетических предприятий как необходимого условия эффективного развития отрасли электроэнергетики. Для осуществления поставленной цели сформулирован комплекс взаимосвязанных задач и предложена система их решения:
исследовать теоретическую и методологическую базу процесса реструктуризации;
провести анализ и сопоставить основные модели рынка электроэнергии в зависимости от уровня конкуренции в отрасли;
обосновать предпосылки и условия создания эффективной модели электроэнергетики России;
разработать предложения по совершенствованию процесса реструктуризации РАО «ЕЭС России».
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические и методологические основы процесса реструктуризации предприятий……………………………………………………………………….6
1.1 Понятие и сущность реструктуризации……………………………………..6
1.2 Основные положения теории реструктуризации. Институциональный аспект и методология……………………………………………………………..7
1.3 Опыт зарубежных стран……………………………………………………...9
2. Моделирование процесса реструктуризации крупных промышленных предприятий в отрасли электроэнергетики……………………………………13
2.1 Структура отрасли электроэнергетики…………………………………….13
2.2 Сопоставительный анализ основных моделей рынка электроэнергетики………………………………………………………………20
3. Особенности реструктуризации российских энергетических предприятий на примере РАО «ЕЭС России» …………………………………………..…...23
3.1 Макроанализ реструктуризации ОАО РАО «ЕЭС России» в рамках концепции стратегии на 2010 – 2015 гг. «5+5»………………………………..23
3.2 Совершенствование механизма реструктуризации энергетических предприятий России……………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...38
.
Таблица 2. Обобщенные сведения
о причинах и путях реструктуризации
предприятий в
Как видно из таблицы, конкретные пути рыночных преобразований электроэнергетики в разных странах различны. Вместе с тем каждая из стран решала общие принципиальные задачи, без которых реструктуризации невозможно было бы осуществить. К таким задачам относятся: технология передачи электроэнергетики в частные руки; определение видов независимых рыночных субъектов; выбор формы организации рынка электроэнергии; разработка механизма торговли и расчетов на рынке электроэнергии; определение степени, формы и методов регулирования рынка электроэнергии.
Однако некоторые страны,
такие как Португалия, Франция
и другие европейские страны, пока
не предпринимают шаги по организации
конкурентного рынка
Переход к рыночной, в той или иной степени конкурентной модели функционирования и развития национальной энергетики сопряжен с определенными проблемами, с необходимостью решения которых, так или иначе, сталкивается каждая из стран, вставших на путь реструктуризации предприятий отрасли электроэнергетики:
Можно предположить, что решение проблем и выбор пути реструктуризации предприятий в электроэнергетике отдельной страны преимущественно связан не только с национальной спецификой, но также с инвестиционными возможностями каждого конкретного отдельно взятого государства.
В результате проведенного анализа сущности и содержания процессов реструктуризации национальных энергетических компаний на основе функционального разделения и внедрения конкурентного механизма его существования и развития, можно сделать вывод о том, что в современный период в той или иной степени сложился оптовый рынок электроэнергии, и в большинстве стран достигнуты позитивные результаты, такие как повышение надежности электроснабжения потребителей, рост эффективности функционирования электроэнергетики и снижение цен на продукцию отрасли.
2 Моделирование процесса реструктуризации крупных промышленных предприятий в отрасли электроэнергетики
2.1 Структура отрасли электроэнергетики
В результате реализации
основных мероприятий, связанных с
реформированием отрасли, структура
электроэнергетики стала достаточно сложной. Отрасль
состоит из нескольких групп компаний
и организаций, каждая из которых выполняет
определённую отведённую ей отдельную
функцию.
Основные группы компаний и организаций:
-Генерирующие компании оптового рынка
-Электросетевые компании
-Энергосбытовые компании
-Компании, осуществляющие управление режимами единой энергосистемы России
-Компании, отвечающие за развитие и функционирование коммерческой инфраструктуры рынка (ОРЭМ и розничных рынков)
-Организации, осуществляющие контроль и регулирование в отрасли
-Потребители электрической энергии, мелкие производители электрической энергии
Ключевые характеристики
групп компаний и их состав
1 группа. Генерирующие
компании
Генерирующие компании - крупные компании,
активами которых являются электростанции
разных типов. Всего было учреждено 20 новых
тепловых генерирующих компаний, а также
1 генерирующая компания, производящая
электрическую энергию и мощность на большинстве
гидроэлектростанций России. Кроме того,
существует 1 компания, управляющая всеми
атомными электростанциями в стране. Так,
атомными электростанциями управляет
Росэнергоатом, почти всеми гидроэлектростанциями
владеет РусГидро. Среди тепловых электростанций
- 6 оптовых генерирующих компаний (ОГК),
управляющих крупными тепловыми станциями
- ГРЭС, суммарная установленная мощность
каждой из таких компаний более 8 ГВт. Электростанции
каждой ОГК находятся в различных регионах
России. Также создано 14 территориальных
генерирующих компаний, которым принадлежат
среднего размера ТЭС и ТЭЦ. Электростанции
и теплоэлектроцентрали, принадлежащие
одной ТГК, расположены на одной территории
(1 регион или ряд соседних регионов страны).
Кроме указанных генерирующих компаний,
существует ещё несколько достаточно
крупных генкомпаний, которые не контролировались
РАО ЕЭС на момент начала реформы, а поэтому
не сменили собственника. Речь о четырёх
так называемых «назависимых» АО-энерго:
Татэнерго, Башкирэнерго, Новосибирскэнерго,
Иркутскэнерго. Эти компании лишь формально
(путём учреждения своих дочерних компаний)
выполнили требование закона о разделении
конкурентных и монопольных видов деятельности.
Например, Татэнерго учредила «генерирующую
компанию», «сетевую компанию» и Татэнергосбыт
- как дочерние компании, управляющие соответственно
генерирующими активами, сетевыми активами
и энергосбытовой деятельностью на территории
республики Татарстан. Аналогично поступили
и другие компании из этой четвёрки.
Многие из остальных генерирующих активов
контролируются государством, поскольку
находятся на так называемых территориях
неценовых зон (ввиду серьёзного дисбаланса
объёма генерирующих мощностей и спроса
на электрическую энергию, либо ввиду
замкнутости и небольшого размера территориальных
энергосистем). К «нерыночным» территориям
относятся удалённые от центральных регионов
страны, обладающих развитой электроэнергетической
инфраструктурой, территории: территория
Дальнего востока, Камчатки, Чукотки, о.
Сахалин, большая часть территории Якутии,
Калининградская область, а также территории
республики Коми и Архангельской области.
Правда, генерирующие мощности двух последних
регионов находятся всё же в частных руках
- принадлежат ТГК-2, ТГК-9, ОГК-3.
2 группа. Электросетевые
компании
Электросетевые компании представлены
во-первых, компанией-гигантом: Федеральной
сетевой компанией (ФСК), которой принадлежат
так называемые магистральные сети - то
есть линии электропередач (ЛЭП) высокого
напряжения (преимущественно 220 кВ, 330 кВ,
500 кВ). Условно говоря, это транспортные
артерии, связывающие различные энергосистемы
в масштабах огромной территории страны,
то есть обеспечивающие возможность перетока
значительных объёмов электроэнергии
и мощности на дальние расстояния, между
удалёнными крупными эенргосистемами.
ФСК, таким образом, имеет стратегическое
значение не только для электроэнергетической
отрасли, но и для экономики всей страны.
Поэтому она контролируется государством,
которому принадлежит почти 80% акций компании.
Во-вторых, электросетевые компании представлены
крупными межрегиональными распределительными
сетевыми компаниями (МРСК), объединёнными
в единый холдинг - Холдинг МРСК. Время
от времени появляются предположения
о будущем объединении региональных МРСК,
но пока Холдинг имеет сложную корпоративную
структуру: региональные МРСК и собственно
головная холдинговая компания, которой
принадлежат крупные пакеты акций региональных
«дочек». Такая сложная структура - не
лучшая форма организации с точки зрения
управления, региональные МРСК обладают
определённой долей самостоятельности,
усложняются и многие процедуры в связи
с «многокорпоративностью» по своей сути
единой организации. Дочерними компаниями
Холдинга МРСК являются:
-МРСК Центра и Приволжья
-МРСК Юга
-МРСК Северного кавказа
-МРСК Волги
-МРСК Урала
-МРСК Сибири
-Тюменьэнерго
-Московская электросетевая компания
-Ленэнерго
-Янтарьэнерго
Последняя группа сетевых
компаний - это малые территориальные
сетевые организации (ТСО). Эти организации
обслуживают, как правило, электросети
небольших муниципальных
Ввиду слабой управляемости и низкого
уровня контроля за деятельностью малых
ТСО со стороны муниципальных и региональных
властей, других государственных органов,
а также ввиду слабой мотивации текущих
собственников развивать и поддерживать
в требуемом состоянии электросети своих
ТСО, всё чаще появляются предложения
о поглощении малых сетевых компаний компаниями
структуры МРСК. Это, с одной стороны, безусловно
идёт в разрез с идеями реформы отрасли
(рост числа участников и развитие конкуренции),
но с другой стороны, в условиях российской
действительности (неэффективность малых
собственников, настроенных на краткосрочное
пользование доставшимся активом с максимальной
краткосрочной отдачей в ущерб инвестиционному
развитию) может оказаться и эффективным.
3 группа. Энергосбытовые
компании
Главными представителями этой группы
компаний отрасли являются эенргосбыты
- наследники империи РАО ЕЭС. Это «осколки»
вертикально-интегрированных АО-энерго,
получившие особый статус - статус гарантирующего
поставщика. Ввиду такой специфики энергосбытовой
сегмент, пожалуй, на сегодня является
самым нереформированным сегментом из
всех.
Кроме гарантирующих поставщиков существуют
и независимые энергосбытовые компании.
Это, в первую очередь, компании, осуществляющие
поставку электрической энергии и мощности
крупным потребителям непосредственно
с оптового рынка электрической энергии
и мощности (ОРЭМ). Кроме таких компаний,
существуют и те, которые осуществляют
деятельность по купле-продаже электрической
энергии на розничных рынках. Но таких
компаний значительно меньше ввиду особенностей
правил рынка.
4 группа. Компании, осуществляющие
управление режимами единой энергосистемы
России
Это, в первую очередь, Системный оператор
Единой энергетической системы России
(СО ЕЭС), а также его территориальные подразделения.
Системный оператор несёт важную «интеллектуальную»
нагрузку с технологической точки зрения.
Он управляет электроэнергетическими
режимами в энергосистеме. Его команды
обязательны к исполнению для субъектов
оперативно-диспетчерского управления
(в первую очередь, для генерирующих и
электросетевых компаний).
В пределах технологически изолированных
территориальных энергосистем управление
режимами осуществляет отдельная компания,
на которую возложены функции по оперативно-диспетчерскому
управлению в местной энергосистеме. Это
может быть сетевая организация. (Такая
ситуация может быть в изолированных энергорайонах,
например, на северных территориях, в Якутии.)
Группа 5. Компании, отвечающие
за развитие и функционирование коммерческой
инфраструктуры рынка (ОРЭМ и розничных
рынков)
На сегодняшний день это, во-первых, некоммерческое
партнёрство «Совет рынка» (НП Совет рынка),
а, во-вторых, его дочерние компании: ОАО
«АТС» - он же коммерческий оператор и
ЗАО «ЦФР» - центр финансовых расчётов,
осуществляющий расчёт и зачёт встречных
финансовых обязательств и требований.
НП Совет рынка, как ясно из его названия,
имеет форму некоммерческого партнёрства,
членами которого являются все участники
оптового рынка электрической энергии
и мощности (ОРЭМ). Он разрабатывает и дорабатывает
договор о присоединении к торговой системе
оптового рынка, обязательный к заключению
всеми участниками ОРЭМ. Этот договор
с учётом приложений - регламентов ОРЭМ
определяет правила, порядок функционирования
ОРЭМ, детально описывая различные процессы,
порядок расчётов и т.п. Договор о присоединении
должен соответствовать Правилам оптового
рынка, утверждённым Постановлением Правительства
РФ, а также иным нормативно-правовым актам.
При внесении изменений в Правила ОРЭМ
вносятся и изменения в договор о присоединении.
Важные решения принимает и утверждает
наблюдательный совет Совета рынка. Совет
рынка также осуществляет разработку
правил функционирования розничных рынков
(в пределах своих полномочий), отвечает
за развитие отрасли на основе баланса
интересов субъектов электроэнергетики.
ОАО «АТС» является коммерческим оператором
оптового рынка. Он организует работу
рынка и взаимодействие участников рынка.
ЗА «ЦФР» проводит финансовые расчёты
на рынке.
Группа 6. Организации,
осуществляющие контроль и регулирование
в отрасли
Контроль и регулирование в отрасли в
пределах своих полномочий осуществляют
различные органы исполнительной власти:
как Российской федерации, так и её субъектов.
Непосредственное влияние на процессы
в отрасли оказывает Минэнерго. Весомую
роль играют Федеральная служба по тарифам
(ФСТ), Минэкономразвития, непосредственно
Правительство РФ, а также Ростехнадзор,
государственная корпорация Росатом и
др. Со стороны субъектов федерации на
розничном рынке в регулировании отрасли
участвуют органы исполнительной власти
в области регулирования тарифов (региональные
энергетические комиссии, комитеты по
тарифам и т.п.).
Группа 7. Потребители
электрической энергии, мелкие производители
электрической энергии
Это множество различного масштаба предприятий,
организаций - субъектов экономики РФ,
а также граждан страны, осуществляющих
потребление электрической энергии для
собственных нужд.
С точки зрения современной структуры
отрасли всех потребителей можно разделить
на потребителей розничных рынков (самая
многочисленная группа) и потребителей
оптового рынка. Потребителями оптового
рынка могут стать лишь крупные предприятия,
к тому же осуществившие ряд необходимых
мероприятий: установку АИИС КУЭ (автоматизированной
информационно-измерительной системы
коммерческого учёта электрической энергии),
совершивших ряд организационных мероприятий
для получения статуса субъекта ОРЭМ и
получения допуска к торговой системе
ОРЭМ. Поскольку все эти мероприятия требуют
финансовых вложений, то их эффективность
для каждого конкретного потребителя
следует проверять отдельно.
Поскольку рынок электрической энергии
и мощности в России начал функционировать
совсем недавно, а стимулов для активного
развития мелких электростанций по существу
не создано до сих пор, малые производители
электрической энергии представлены,
главным образом, промышленными предприятиями,
имеющими в собственности небольшие (по
масштабам ОРЭМ) тепловые электрические
станции, чаще ТЭЦ, которые были построены
во времена существования СССР в целях
удовлетворения собственных производственных
потребностей в энергоресурсах (электрическая
и тепловая энергия). Поскольку производство
во многих секторах экономики со времён
распада СССР существенно сократилось,
такие предприятия получили возможность
реализовывать излишки генерируемой электрической
энергии и мощности другим потребителям.
Эти предприятия становятся поставщиками
на розничных рынках. Ввиду изменений
в Федеральный закон №35-ФЗ, которые были
внесены в июле 2010 года, уже с 2011 года многие
из этих произодителей будут обязаны осуществлять
куплю-продажу электрической энергии
и мощности на ОРЭМ. Тем самым количество
розничных производителей, которое и сейчас
невелико, сократится до незначительного
числа.
2.2 Сопоставительный анализ основных моделей рынка электроэнергетики
В зависимости от соотношения
между количеством
Модель электроэнергетики |
Определение модели |
Конкуренция для производителей электроэнергии | |
Монополия на всех уровнях |
Монополия на каждом уровне |
есть | |
Единственный покупатель |
Конкуренция среди производителей электроэнергии
|
Единственный покупатель |
нет |
Конкуренция на оптовом рынке |
Выбор для распределительно-сбытовых компании |
есть | |
Конкуренция на оптовом и розничном рынках |
Выбор для распределительно-сбытовых компании и для потребителей |
есть |
Таблица 1. Основные модели рынка электроэнергетики.
Модель 1. Регулируемая естественная монополия (отсутствие конкуренции). Производители электроэнергии не конкурируют между собой, поскольку одно вертикально–интегрированное предприятие, благодаря положительному эффекту масштаба производства, может снабжать потребителей с меньшими издержками (и ценами продукции), чем две или большее число компаний. Такая форма предприятия позволяет развивать широкомасштабные передающие системы и строить крупные электростанции. Полная монополия также позволяет правительству решать различные общественные задачи (оказание субсидий бедным территориям, осуществление сельской электрификации, развитие использования местных видов топлива). Реформируемые сейчас РАО «ЕЭС России» и АО-Энерго остаются пока еще регулируемыми монополиями.
Модель 2. Единственный покупатель, когда на рынке существует один покупатель (покупающее агентство), который выбирает одного из ряда конкурирующих между собой производителей электроэнергии. Такой покупатель имеет монополию на передающие сети и продажу электроэнергии конечным потребителям.
В данной модели вводится конкуренция в производстве электроэнергии. Модель также позволяет решать правительству общественные задачи. Вместе с тем модель позволяет избежать ряда затрат, таких как стоимости ведения оптового рынка и доступа к передающей сети (присущих более дерегулированным системам), увеличения стоимости капитала из-за повышения технологического риска. В модели с одним покупателем необходимо заключение долгосрочных контрактов между покупателями и независимыми производителями энергии. Таким образом, для независимых производителей существует гарантия от рыночного риска
Модель 3. Конкуренция на оптовом рынке, когда покупатели электроэнергии (распределительно-сбытовые компании), занимающиеся розничной торговлей, покупают электроэнергию непосредственно от производителей и доставляют ее через передающую сеть потребителям. Эта модель предполагает свободный доступ к передающим сетям, конкуренцию на оптовом рынке и отсутствие ее на розничном рынке. Т.е. конкуренция может расширяться так, что все производители могут продавать электроэнергию многим потребителям.
Выгоды от конкуренции в производстве электроэнергии повышаются за счет возложения на производителей электроэнергии рыночного и технологического риска, что с одной стороны позволяет владельцам электростанций эффективнее использовать и инвестиции, но с другой стороны повышается риск увеличения стоимости капитала. Оптовая конкуренция также увеличивает стоимость осуществления сделок, требуя рыночных отношений и сетевых соглашений. Эта модель ограничивает возможности правительства руководить выбором новых технологий по производству электроэнергии, кроме как путем непосредственных субсидий и директив.
Модель 4. Конкуренция на оптовом и розничном рынках, когда свободно конкурируют друг с другом как производители, так и потребители электроэнергии (конкурентный рынок). Данная модель предполагает свободный доступ как к передающим, так и к распределительным сетям и конкуренцию на оптовом и розничном уровнях. Данную модель можно рассматривать как модель будущего.
Очевидно, что при переходе от естественной монополии к конкуренции на рынке электроэнергии появляются проблемы. Основными из них являются:
Однако модель «единственный покупатель» лишена этих недостатков. Кроме того, эта модель имеет преимущества перед регулируемой монополией ввиду конкуренции производителей за продажу электроэнергии общему для всех них «покупающему агентству».