Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 09:25, курсовая работа
Цель исследования состоит в обосновании и разработке теоретических положений, методических основ и совершенствовании механизмов процесса реструктуризации энергетических предприятий как необходимого условия эффективного развития отрасли электроэнергетики. Для осуществления поставленной цели сформулирован комплекс взаимосвязанных задач и предложена система их решения:
исследовать теоретическую и методологическую базу процесса реструктуризации;
провести анализ и сопоставить основные модели рынка электроэнергии в зависимости от уровня конкуренции в отрасли;
обосновать предпосылки и условия создания эффективной модели электроэнергетики России;
разработать предложения по совершенствованию процесса реструктуризации РАО «ЕЭС России».
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические и методологические основы процесса реструктуризации предприятий……………………………………………………………………….6
1.1 Понятие и сущность реструктуризации……………………………………..6
1.2 Основные положения теории реструктуризации. Институциональный аспект и методология……………………………………………………………..7
1.3 Опыт зарубежных стран……………………………………………………...9
2. Моделирование процесса реструктуризации крупных промышленных предприятий в отрасли электроэнергетики……………………………………13
2.1 Структура отрасли электроэнергетики…………………………………….13
2.2 Сопоставительный анализ основных моделей рынка электроэнергетики………………………………………………………………20
3. Особенности реструктуризации российских энергетических предприятий на примере РАО «ЕЭС России» …………………………………………..…...23
3.1 Макроанализ реструктуризации ОАО РАО «ЕЭС России» в рамках концепции стратегии на 2010 – 2015 гг. «5+5»………………………………..23
3.2 Совершенствование механизма реструктуризации энергетических предприятий России……………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...38
.
Таким образом, построение
рынка отрасли
3 Особенности реструктуризации российских энергетических предприятий на примере РАО «ЕЭС России»
3.1 Макро анализ реструктуризации ОАО РАО «ЕЭС России» в рамках концепции стратегии на 2010 – 2015 гг. «5+5»
Основными целями реформирования электроэнергетической отрасли
являются:
- повышение эффективности предприятий электроэнергетики;
- создание условий для развития отрасли на основе частных инвестиций.
При
этом основными задачами
- разделение
отрасли на естественно-
и распределение электроэнергии, диспетчеризация) и конкурентные
(производство электроэнергии, сбыт) виды деятельности;
- создание системы эффективных рыночных отношений в конкурентных видах деятельности;
- обеспечение недискриминационного доступа к услугам естественных
монополий;
- эффективное и справедливое государственное регулирование
естественных монополий, создающее стимулы к снижению издержек и обеспечивающее инвестиционную привлекательность естественных монополий
РАО "ЕЭС России" будет стремиться к достижению указанных целей
реформирования, с учетом:
- обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения
добросовестных потребителей электро- и теплоэнергии в кратко- и
долгосрочной перспективе;
- обеспечения баланса между исполнением интересов собственников
компании, государства и других заинтересованных субъектов, включая
потребителей продукции и услуг, производимых в отрасли и сотрудников компании.
Реформирование отрасли задано нормативными актами и является
абсолютным императивом для РАО "ЕЭС России". Компания, являющаяся одним из крупнейших и наиболее важных субъектов реформирования отрасли, займет активную позицию в содействии исполнительным органам власти в продвижении реформы, формировании конкретных моделей, механизмов её реализации.
Необходимо отметить, что РАО «ЕЭС России» начало готовиться к
предстоящим преобразованиям и повышать ликвидность своих дочерних компаний задолго до утверждения концепции реструктуризации. Для начала «ЕЭС России» запретило своим «дочкам» принимать оплату за продукцию с помощью зачетов, векселей и бартерных схем. Если еще в начале 1998 года доля расчетов деньгами составляла всего 15-20%, то к концу 2000 года этот показатель составил 100%. Кроме того, менеджмент компании добился того, что кредиторская задолженность снизилась на 20%, дебиторская на 25%.Также в рамках подготовке к реструктуризации и проведения работ по выводу наиболее проблемных энергосистем РАО создает так называемые управляющие энергокомпании. Заявленная цель – объединить несколько энергосистем для антикризисного управления и подготовить их к реформированию. Но главное в том, что при создании таких управляющих компаний местные губернаторы фактически теряют контроль над ранее подконтрольными энергосистемами.
Поставленные в концепции реструктуризации РАО «ЕЭС России» цели и задачи на сегодня глубоко уходят корнями в проделанную многолетнюю работу по подготовке к реформированию. Первый опыт создания управляющих компаний уже показал свою эффективность. В соответствии с целью, обеспечения надежности и бесперебойности электро- и теплоснабжения потребителей предприятий, входящих в РАО «ЕЭС России», все проблемные энергосистемы улучшили свое финансовое состояние и повысили уровень надежности и бесперебойности электро- и теплоснабжения потребителей.
РАО «ЕЭС России» на сегодня имеет все средства и в соответствие с
данными государством полномочиями реально может осуществить каждую из поставленных в концепции целей. Основной задачей менеджмента компании является продолжение многолетней работы по реформированию отрасли.
Реализация реформирования электроэнергетики Российской Федерации невозможна без формирования соответствующей правовой основы. В связи с этим Правительством Российской Федерации был разработан и внесён в Государственную Думу пакет законопроектов, регламентирующий реформирование электроэнергетической отрасли и РАО «ЕЭС России», задающий основные контуры и принципы функционирования электроэнергетики в будущем в условиях конкуренции и строго регламентированного государственного вмешательства в хозяйственные отношения.
В пакет законопроектов вошли проекты следующих федеральных законов:
. «Об электроэнергетике»,
. «О введении в действие федерального закона «Об электроэнергетике»,
. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»,
. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях»,
. "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации",
. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении".
Государственной Думой и Советом Федерации РФ указанный пакет
законопроектов был одобрен и подписан Президентом РФ.
В ходе дебатов о путях развития реформирования российской энергетики и сторонники, и противники нынешнего варианта реформы соглашались в одном –объективную оценку принятых решений может дать только жизнь. Но и по указанному пакету законопроектов уже можно сделать предварительные выводы по тенденциям и направлениям развития отрасли, и о ее функционировании в переходном периоде.
Базовые принципы реструктуризации холдинга ОАО РАО "ЕЭС России"
1. Содержание корпоративных
преобразований в холдинге
РАО "ЕЭС России" планируется
исходя из следующих
- исполнение
всех законодательных
- создание эффективного рыночного пространства, максимизация
прозрачности и эффективности работы рыночных механизмов;
- обеспечение экономической и технической надежности и устойчивости системы снабжения потребителей тепловой и электрической энергией;
- соблюдение
прав всех акционеров и
2. Реализация всех корпоративных преобразований в холдинге РАО "ЕЭС России" будет основана на следующих принципах:
- максимально возможное укрупнение созданных компаний при условии экономической эффективности для бизнеса и акционеров и недопущения монополии / олигополии;
- по
возможности – скорейший
- максимальная защита прав акционеров;
- обеспечение прозрачности процедур реформирования;
- гарантированность права пропорционального распределения акций
создаваемых компаний при принятии решения о реорганизации простым большинством голосов акционеров;
- прозрачность и справедливость оценки активов при операциях с
активами;
- сохранение объема и условий погашения обязательств реорганизуемых компаний перед кредиторами;
- справедливость и равенство стартовых условий для создаваемых
компаний;
- приоритет качества преобразований над скоростью;
- минимизация расходов на реструктуризацию.
3. Механизм обособления компаний и активов от РАО «ЕЭС России».
Базовым
механизмом обособления
Перечень критериев для включения ТЭЦ в число станций, ориентированных на снабжение монопотребителя, включает следующие:
- технологические связи через общую производственную инфраструктуру ТЭЦ и потребителя;
- доля одного промышленного потребителя составляет не менее 70% в общем отпуске тепловой энергии станции;
- доля промышленного пара в общем отпуске тепловой энергии составляет не менее 70%.
Дополнительно рассматривается зависимость выработки электрической энергии от режимов выработки тепловой энергии (наличие противодавленческих турбин и т.д.).
Базовый план реструктуризации направлен на постановку задач и является своеобразным планом к действиям.
В итоге была сформулирована Концепция реформирования электроэнергетики России, предложенная РАО «ЕЭС России» и отраженная в законе РФ «Об электроэнергетике», в которой предполагается переход от первой модели регулируемой монополии к непосредственно к четвертой модели - конкуренции на оптовом и розничных рынках.
Общей целью реструктуризации является снижение затрат, повышение эффективности производства и потребления электроэнергии. В связи с этим РАО «ЕЭС России» должен быть разделен на ряд независимых компаний, т.е. осуществляется разделение естественно-монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций. Сбытовые, генерирующие, и ремонтные компании в перспективе должны стать частными и начать конкурировать друг с другом. Т.е. планируется создать эффективную энергетическую компанию, при которой электроэнергия, которая конкурентоспособна, будет продаваться, а вся прочая выводиться с рынка. В таком случае потребитель не будет платить за работу неэффективных мощностей, как это происходит сейчас. Кроме того, планируется привлечение дополнительных инвестиций, благодаря разработке и внедрению системы регулирования сетевых активов.
3.2 Совершенствование механизма реструктуризации электроэнергетики России.
В России отрасль электроэнергетики в начале 90-х годов была приватизирована и оказалась в рыночной среде. На основании опыта зарубежных стран с рыночной экономикой в отрасли была создана двухуровневая регулируемая монополия: РАО «ЕЭС России» на федеральном уровне и 74 АО-Энерго на уровне регионов. В связи с общим экономическим кризисом и изменением форм управления электроэнергетика оказалась в тяжелом положении, и ее экономические показатели и технологическое состояние постепенно ухудшались. Необходимо было разработать путь вывода отрасли из кризиса. Поэтому для повышения эффективности использования производственного потенциала электроэнергетики и развития рыночных отношений в 1997 г. было принято решение о реструктуризации энергетических предприятий России.
За последние годы в энергетике накопилось множество проблем, которые стимулировали начало проведения реструктуризации энергетических предприятий в России. Основная группа проблем связана с тем, что основные производственные фонды в электроэнергетике России имеют высокую степень морального и физического износа, величина которого в течение 2008–2011 гг., по данным Федеральной службы государственной статистики, возросла с 51,6 до 57,3% (рис. 3).
Кроме того, в России потребление электроэнергии после затяжного спада 1990–1998 гг. неуклонно растет. Несмотря на резкое снижение инвестиций в строительство и реконструкцию генерирующих мощностей в 90-е годы, генерирующие мощности России превосходят потребности экономики. В то же время разрыв между производством и потреблением электроэнергии в России в 2007–2011 гг. постепенно сокращался, причем в 2011 году сохранилась данная тенденция (табл. 3).