Особенности современного развития отрасли образования г. Орска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в России переживает пору расцвета сравнительная педагогика, развитию которой до конца 80-х годов препятствовали политические обстоятельства. Официальная педагогическая наука избегала непредвзятого сопоставления отечественной и зарубежной школ и педагогики. Специалисты объединяют усилия в разработке методологии, технологии и инструментария сравнительных исследований качества образования. Основное внимание уделяется не ранжированию стран по уровню подготовки учащихся, а объяснению существующих различий и выявлению факторов, влияющих на результаты обучения.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретический блок 5
1.1. Ценовая дискриминация как способ реализации рыночной власти. Мотивы и условия ценовой дискриминации. Типы и методы ценовой дискриминации 5
1.2. Рынки с асимметричной информацией. Проблема отрицательного
отбора и безответственного поведения и способы их преодоления 9
1.3. Инструменты реализации государственного контроля за деятельностью предприятий на отраслевых рынках 14
2. Практический блок 18
2.1. Особенности современного развития отрасли образования г. Орска 18
2.1.1. Проблемы отрасли на современном этапе 20
2.1.2. Тенденции и перспективы развития 24
2.1.3. Формы государственного регулирования в отрасли образования 28
2.2. SWOT – анализ муниципального образования. Оценка образовательной есреды школы. SWOT – анализ школы № 56 г. Орска 30
2.3. Расчет показателей концентрации (CR1, CR3, CR7, HHI) производства в отрасли связи. Анализ взаимосвязи показателей концентрации производства в отрасли (HHI) c основными показателями результативности функционирования фирм в отрасли (выручка, чистая прибыль, капитализация) 33
Заключение 35
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

экономика отрасли образования.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

    Экономика – это система жизнеобеспечения страны, где решаются вопросы производства, распределения, потребления благ для удовлетворения материальных и культурных потребностей.

    Отрасль – совокупность предприятий, объединений, НИИ, которые характеризуются единством  функционального назначения производимой продукции, однородностью употребляемых материалов, однотипностью технических процессов и особым профессиональным составом кадров.

    Отличительная особенность развития образования  в мире в настоящее время – повышенное внимание правительства большинства стран к проблемам его качества и эффективности. У многих отечественных и зарубежных специалистов, изучающих динамику современных обществ, уже достаточно давно сложилось убеждение, что главным ресурсом развития в XXI веке станет «человеческий капитал». Высокий уровень знаний, культуры, информационной оснащённости граждан сейчас по праву рассматривается как важнейшее конкурентное преимущество одних государств перед другими.

    Политика  сохранения за собой лидирующих позиций  в области образования, приводящаяся практически во всех развитых странах, опирается на мощную инвестиционную поддержку и координируется на общенациональном уровне в рамках специальных проектов. Положение России на этом фоне достаточно драматично, не смотря на то, что не так давно отечественная система образования считалась одной из лучших в мире.

    В настоящее время в России переживает пору расцвета сравнительная педагогика, развитию которой до конца 80-х годов  препятствовали политические обстоятельства. Официальная педагогическая наука избегала непредвзятого сопоставления отечественной и зарубежной школ и педагогики. Специалисты объединяют усилия в разработке методологии, технологии и инструментария сравнительных исследований качества образования. Основное внимание уделяется не ранжированию стран по уровню подготовки учащихся, а объяснению существующих различий и выявлению факторов, влияющих на результаты обучения. Подобные исследования позволяют выявить сильные и слабые стороны российского образования и наметить пути более эффективного достижения намеченных целей.1 С этих позиций необходимо рассмотреть состояние современного российского образования, опираясь на данные исследований, проводимых в последние годы в наших образовательных учреждениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретический блок

1.1. Ценовая дискриминация как способ реализации рыночной власти. Мотивы и условия ценовой дискриминации. Типы и методы ценовой дискриминации

    Ценовая дискриминация существует там, где  два или более схожих товара продаются  по ценам, которые находятся в разных отношениях с их предельными издержками.2

    Мотивом использования системы ценовой  дискриминации является желание  фирмы обладать потребительским  излишком в максимальном размере. Ведь назначая для всех покупателей единую цену, продавец теряет потенциальную прибыль из-за того, что на рынке остаются покупатели, чья максимальная готовность платить превышает предельные издержки производства товара.

    Обязательными условиями ценовой  дискриминации являются:

  1. Наличие у фирмы рыночной власти.

    Если у фирмы нет рыночной власти, т. е. возможности влиять на рынок, то ее решения не могут повлиять ни на действия покупателей, ни на рыночную цену, а следовательно, и на получаемую ею прибыль. Напротив, при наличии рыночной власти, посредством изменения объемов выпуска и цен товара, фирма получает возможность воздействовать на рынок.

    2. Способность фирмы отделить одну  группу потребителей от другой  в соответствии с разной готовностью  потребителей платить за товар.  Если рынок, на котором действует  фирма, однороден, то такие потребители будут одинаково реагировать на изменения цены и объема выпуска (а также качества товара). Поэтому назначение разных цен на один и тот же товар на таком рынке не приведет к изменению спроса — все потребители будут покупать товар по низким ценам.

    3. Способность фирмы исключить  арбитраж. Арбитраж — это перепродажа  товара со стороны одних агентов  рынка, покупающих его по низкой  цене, другим, покупающим его по  высокой цене. Если фирма разделила  рынок на разные сектора (с  разной ценовой эластичностью спроса) и назначила цены разного уровня, у потребителей с низкой ценовой эластичностью возникает соблазн арбитража. Купив товар по относительно низкой цене, они могут перепродать его тем потребителям, которые готовы платить за него высокую цену. В этом случае дополнительную прибыль от ценовой дискриминации будут получать потребители, осуществляющие арбитраж, а не фирма-производитель.

    Типы  ценовой дискриминации

    Ценовая дискриминация первой степени или совершенная ценовая дискриминация, означает, что монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам, и эти цены могут быть различными для разных индивидов. Совершенная ценовая дискриминация предполагает, что монополист знает вкус каждого потребителя и каждому может предложить персональный товарный набор или комплекс услуг. Весь потребительский излишек при этом присваивается монополистом. Этот вид ценовой дискриминации является идеализированной моделью и, как правило, на практике существовать не может. Ее осуществлению препятствуют наличие возможностей арбитража и несовершенство информации.

Ценовая дискриминация первой степени представлена на рис 1.

Рис. 1. Совершенная  ценовая дискриминация

    При осуществлении ценовой дискриминации  второй степени монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам, но при этом каждый покупатель, покупающий одинаковое количество единиц товара или одинаковые по качество товар или услугу, платит одну и ту же цену. Этот вид ценовой дискриминации похож на совершенную ценовую дискриминацию, но грубее. Практикующему ценовую дискриминацию второй степени монополисту удается присвоить не весь потребительский излишек, а только какую-то его часть.

    Ценовую дискриминацию второй степени проиллюстрируем на рис. 2.

Рис. 2. Ценовая дискриминация второй степени 

    На  рис. 2 весь выпуск благ монополист разделил на три партии и каждую реализует по разным ценам. Предположим, что первые Q1 единиц блага будут продаваться по цене Pl, следующие Q2 - Q1 единиц - по цене Р2, следующие Q3 - Q2 единиц - по цене Р3.

    Ценовая дискриминация второй степени нередко выступает в форме ценового дисконта, или скидок (на объем поставок; кумулятивные скидки - сезонный билет на железной дороге; дискриминация во времени - различные цены на утренние, дневные, вечерние сеансы в кино; взимание абонементной платы в сочетании с пропорциональной оплатой объема купленного блага).

    При ценовой дискриминации третьей степени монополист изначально может разделить потребителей на группы, а цена единицы товара будет различаться для потребителей, принадлежащим к разным категориям, но не будет изменяться для каждого из потребителей при покупке им разного количества товара или услуги. Такая ценовая дискриминация также приводит к лишь частичному захвату потребительского излишка производителем.

    На рис. 3 показана ценовая дискриминация третьей степени на двух рынках.

    Оба трафика имеют общую вертикальную ось. Предельные издержки (МС) постоянны. На каждом рынке фирма-монополист, максимизируя прибыль при равенстве MR = МС, устанавливает  более высокую цену (P1), по которой спрос на ее блага менее эластичен.

Рис. 3. Ценовая дискриминация третьей степени

    Ценовая дискриминация часто применяется  западными фирмами. Во многих случаях  она осуществляется регулярно, фирмы-монополисты  систематизируют потребителей по предпочтениям, доходам, возрасту, месту жительства, характеру работы и продают свои блага в соответствии с этой градацией.

    Чаще  всего к ценовой дискриминации  фирмы-монополисты обращаются в  ходе конкурентной борьбы для привлечения  дополнительных покупателей.

    Примерами ценовой дискриминации третьего типа могут служить разные цены подписки на газеты и журналы для организаций и для частных лиц, разные тарифы на электроэнергию для фирм и для индивидов.

    Кроме того, монополист может установить первоначально более высокие  цены на товар в каталогах и прейскурантах. Не информированный относительно различных цен в других фирмах потребитель купит товар по этой высокой цене. Лучше осведомленные потребители, или потребители с высокой эластичностью спроса, будут торговаться о цене. Этим потребителям фирма предоставит скидки, дифференцируя, таким образом, совокупный спрос по степени информированности потребителей.

1.2. Рынки с асимметричной информацией. Проблема отрицательного

отбора  и безответственного  поведения и способы их преодоления

    Асимметричная информация - ситуация, в которой  часть участников сделки владеет  важной информацией, которой не владеют  другие заинтересованные лица; характерна для многих ситуаций в бизнесе. Так, продавец продукта знает о его  качестве больше, чем покупатель. Работник знает о своих способностях полнее, нежели предприниматель. Менеджеры знают свои возможности лучше в сравнении с собственниками фирм.

    Неполнота информации является непременным признаком  экономической жизни. Большая или  меньшая неполнота информации может влиять на условия и особенности функционирования рынков, создавая дополнительные трансакционные издержки для экономических агентов. Наибольшее воздействие на рыночную активность оказывает особый тип неполной информации – асимметричная информация. Асимметричность информации создает возможность злоупотребления одного из участников сделки не информированностью контрагента. Асимметричность информации, в отличие от собственно неполноты, приводит к резкому снижению общественного благосостояния.

    Асимметричная информация характерна для многих ситуаций в бизнесе. Как правило, продавец товара знает о его качестве больше, чем покупатель. Рабочие знают о своих навыках и способностях лучше предпринимателей. Управляющие больше знают об издержках фирмы, конкурентной позиции и инвестиционном климате, чем собственники предприятий.

    Асимметричная информация охватывает различные сферы  деятельности: а) рынок продуктов; б) рынок страхования; в) рынок кредитов; г) рынок труда.3

    Рынок продуктов. Роль асимметричной информации в определении качества продуктов впервые установил американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Джордж А. Акерлоф (р. 1940) в статье "Рынок лимонов", опубликованной в 1970 г. За основу он взял работу лауреатов Нобелевской премии по экономике 1996 г. американского экономиста Уильяма Спенсера Викри (1914-1996) и английского экономиста Джеймса Миррлиса (р. 1936) "Рынок подержанных автомобилей". Эта работа, вошедшая в классику экономической литературы, доказывала, что дефицит информации о качестве продаваемого товара приводит к бесконечному падению цен. В ситуации, когда покупателю недоступна вся необходимая информация для приобретения автомобиля, качество продаваемого товара будет измеряться как совокупное среднее, что, несомненно, отразится на цене. Машину, качество которой превышает среднее, может забрать продавец, который знает, что покупатель заплатит за нее меньше, чем она стоит на самом деле. В результате на рынке останутся только самые плохие автомобили и в конце концов он рухнет.

    Рынок страхования. Асимметричная информация затрудняет проблему медицинского страхования пожилых людей, у которых риск заболеть очень высок. Поскольку цена страхового полиса не увеличивается в соответствии с этим риском, страховые компании неохотно страхуют пожилых людей. Страхователь знает лучше свое состояние здоровья, чем страховщик, что вызывает необходимость в неблагоприятном отборе. Тем более что застраховаться стремятся люди со слабым здоровьем, о чем свидетельствует тот факт, что доля этой категории лиц, в общем количестве страхующихся увеличивается, что, в свою очередь, повышает цену страхового полиса. Рост же цены страховки приводит к тому, что молодые и здоровые люди не страхуются. Таким образом, отбор лиц для страхования чреват угрозой существования страхового рынка.

    В связи с несостоятельностью страхового рынка, страхованием вынуждено заниматься государство. Страхуя людей пожилого возраста, оно тем самым устраняет  последствия неблагоприятного отбора.

Информация о работе Особенности современного развития отрасли образования г. Орска