Особенности современного развития отрасли образования г. Орска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в России переживает пору расцвета сравнительная педагогика, развитию которой до конца 80-х годов препятствовали политические обстоятельства. Официальная педагогическая наука избегала непредвзятого сопоставления отечественной и зарубежной школ и педагогики. Специалисты объединяют усилия в разработке методологии, технологии и инструментария сравнительных исследований качества образования. Основное внимание уделяется не ранжированию стран по уровню подготовки учащихся, а объяснению существующих различий и выявлению факторов, влияющих на результаты обучения.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретический блок 5
1.1. Ценовая дискриминация как способ реализации рыночной власти. Мотивы и условия ценовой дискриминации. Типы и методы ценовой дискриминации 5
1.2. Рынки с асимметричной информацией. Проблема отрицательного
отбора и безответственного поведения и способы их преодоления 9
1.3. Инструменты реализации государственного контроля за деятельностью предприятий на отраслевых рынках 14
2. Практический блок 18
2.1. Особенности современного развития отрасли образования г. Орска 18
2.1.1. Проблемы отрасли на современном этапе 20
2.1.2. Тенденции и перспективы развития 24
2.1.3. Формы государственного регулирования в отрасли образования 28
2.2. SWOT – анализ муниципального образования. Оценка образовательной есреды школы. SWOT – анализ школы № 56 г. Орска 30
2.3. Расчет показателей концентрации (CR1, CR3, CR7, HHI) производства в отрасли связи. Анализ взаимосвязи показателей концентрации производства в отрасли (HHI) c основными показателями результативности функционирования фирм в отрасли (выручка, чистая прибыль, капитализация) 33
Заключение 35
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

экономика отрасли образования.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

        - учителя химии – организовать практикум по освоению ИКТ; организовать работу по обеспечению преемственности учащихся 8-11 классов к ЕМЭ и ЕГЭ;

        - учителя технологии – создать  банк данных школьных олимпиадных  заданий; привести в соответствие  с требованиями кабинеты технологии; активнее применять интерактивные методы обучения;

        - библиотекари ОУ – в ОУ  провести открытый урок чтения  и родительские собрания по  теме «Семейное чтение», провести  обучение вновь назначенных библиотечных  работников ОУ по программе  MARK-SQL.

 

2.1.3. Формы    государственного регулирования в отрасли образования

    Государственное регулирование в области образования  направлено на создание условий, обеспечивающих реализацию конституционных прав на образование, и обеспечение высокого качества образовательных услуг, предоставляемых организациями образования. Оно осуществляется путем правового обеспечения, управления качеством образования, стандартизации, проведения контроля.

    Правовое  регулирование. В настоящее время деятельность государственных образовательных учреждений России регулируется гражданским и бюджетным кодексами. Государственное регулирование высшего образования и деятельность учреждений системы высшего образования отражено в Гражданском кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе "О некоммерческих организациях". Особенности государственного регулирования высшего образования предусмотрены Законом РФ "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", постановлениями Правительства, приказами, распоряжениями министерств и ведомств. Так как государственные образовательные учреждения являются участниками бюджетного процесса, то на них распространяются и нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации.

    Административно-правовое регулирование – это реальный и эффективный юридический институт, который вполне сочетается со свободой деятельности. И автономия вузов не должна означать абсолютной свободы. Надлежащее административно-правовое регулирование отношений в системе высшего образования – это гарантии прав субъектов образовательных отношений и организационные условия их деятельности. Следовательно, автономия лишь ограничивает возможности прямого воздействия органов государственной власти на вуз, он должен восприниматься как некая замкнутая единица. В сфере компетенции государства остаются общие условия функционирования вуза (правовое пространство, налогообложение, отношения собственности, стандарты образования), объем государственно-общественного заказа (выделяемые ресурсы и количество обучающихся за счет этих средств), контроль за соблюдением лицензионных условий и требований.

    Управление  качеством образования направлено на реализацию единой государственной политики в области образования и включает государственные и институциональные структуры, составляющие единую национальную систему оценки качества образования, рациональности использования средств, выделяемых на финансирование образования, и в целом эффективности функционирования системы образования. Осуществляется путем принятия управленческих решений на всех уровнях на основании результатов образовательного мониторинга.

    Образовательный мониторинг проводится методами внешней и внутренней оценки качества образования. Внешняя оценка качества образования включает в себя процедуры лицензирования, государственной аттестации организаций образования, аккредитации организаций образования, единого национального тестирования, промежуточного государственного контроля, а также процедуры ранжирования организаций образования всех типов и видов и присвоения квалификации обучающимся в организациях технического и профессионального образования.

    Внутренняя  оценка качества образования включает в себя систему менеджмента качества, различные процедуры самооценки всех видов деятельности организаций  образования, текущего контроля успеваемости, оценку образовательных достижений обучающихся. Оценка деятельности высшего учебного заведения включает мнение студентов о качестве преподавания в данном учебном заведении.

 

2.2. SWOT – анализ  муниципального образования.

Оценка  образовательной  среды школы. SWOT-анализ школы №56 г. Орска

 

    SWOT-анализ  – это метод анализа в стратегическом  планировании, заключающийся в разделении  факторов и явлений на четыре  категории:   сильные стороны (Strengths), слабые стороны (Weaknesses), возможности (Opportunities), угрозы (Threats).18

SWOT –  анализ может быть представлен  визуально в виде таблицы.

 

SWOT-анализ школы  №56 г. Орска

     

Возможности:

Реализация  приоритетного национального проекта  «Образование», поддержка инновационных  проектов.

В результатах  образовательного процесса заинтересованы родители и органы местного самоуправления.

Благоприятные организационно-правовые условия для  расширения спектра образовательных  услуг за счет использования инновационных  форм и методов обучения, увеличение альтернативных вариантов реализации образовательного процесса.

Угрозы:

Разница в оплате труда может привести к оттоку ряда педагогов в школы  с большим количеством учащихся.

Асоциальные группировки могут оказывать  негативное влияние на школьников.

Более сильные конкуренты.

Недостаточно средств для выполнения рекомендаций инспектирующих органов: смена ученической мебели в старшей школе, ремонт санузлов (туалеты и душевые) спортзала, капитальный ремонт кухни и приобретение необходимого кухонного оборудования, капитальное восстановление ограждения пришкольного участка, оснащение учебных кабинетов компьютерной техникой, проверка электропроводки в здании школы и составления паспорта электроснабжения всего здания школы и др.

Сильные стороны:

Сплоченность  и работоспособность коллектива.

Высокий авторитет  директора в школе.

Сокращение количества педагогических работников с низкой профессиональной культурой.

Эффективная организация партнерства школы и родителей, основу которого составлял общешкольный родительский комитет

Слабые  стороны:

Неполное  соответствие условий образовательного процесса в школе № 56 санитарно-гигиеническим  нормативам и нормам пожарной безопасности.

Недостаточный уровень  качества образования.

Недостаточный уровень эффективности профилактической работы по предупреждению социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности, правонарушений несовершеннолетних.

Не сформировано у каждого педагога корпоративного мышления.

Недостаточна  конкурентоспособность школы в  социуме района.

Низкая  результативность участия школы в мероприятиях различного уровня, которые способствуют формированию социально успешной личности школьника и педагога.

 

 

SWOT-анализ школы  №25 г. Орска

Возможности:

 Повышение  социального статуса школы через  создание единого информационно-образовательного пространства в социуме. 

 Инновационная  деятельность с использованием  современных информационно-коммуникационных  технологий.  

Использование современных образовательных технологий в профессиональном развитии педагогов. 

Организация сетевого взаимодействия по всем направлениям учебно-воспитательного процесса на муниципальном, региональном, федеральном уровне. 

Модернизация  материально-технической базы школы (с финансовым расчетом на базе бизнес-плана). 

Создание программы  взаимодействия с различными социальными структурами, заинтересованными в работе школы

Угрозы:

Разница в оплате труда может привести к оттоку ряда педагогов в школы с большим  количеством учащихся. 

Асоциальные группировки  могут оказывать негативное влияние  на школьников. 

Слабо развитая, мало привлекательная образовательная кредитная система.

Сильные стороны:

Качественное  образование и  всестороннее развитие ребенка, что позволяет сохранять контингент учащихся, создавать необходимые условия для самоопределения и последующей социализации каждого. 

Конкурентные  преимущества образовательного учреждения

 

Происходит существенное изменение материально-учебной базы школы. 

Совершенствуется  система  работы с одаренными детьми, усилена работа по физическому воспитанию школьников.

Слабые  стороны:

Несформированность  имиджа школы   

Слабая информированность  о деятельности школы. 

Миграция учащихся в конкурентную школу. 

Внесение изменений  в традиционную  модель учебно-воспитательного  процесса. 

Отсутствие единого  информационно-просветительского  пространства, направленного на сохранение и укрепление здоровья. 

Отсутствие системности  использования новых педагогических технологий, особенно информационных в профессиональной деятельности педагога.

 

Не организована профессиональная переподготовка педагогического состава школы и обмен опытом в области информационно-коммуникационных технологий

 

 

2.3. Расчет показателей концентрации (CR1, CR3, CR7, HHI) производства в отрасли связи. Анализ взаимосвязи показателей концентрации производства в отрасли (HHI) c основными показателями результативности функционирования фирм в отрасли (выручка, чистая прибыль, капитализация)

Расчетный алгоритм оценки эффективности  концентрации производства и капитала. 

Оцениваемая характеристика Показатели  эффективности Критерий оценки
Концентрация  производства 1. Доля на  рынке

CR1 – школы  №56 = 42,0%

CR2 – школы  №25= 35,12%

Выручка
2. Показатель Херфиндаля-Хиршмана    

HHIпр (по объему производства)

 
 

     Индекс  концентрации (1), измеряемый как сумма  рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке, позволяет оценить концентрацию производства в отраслях экономики:

(1)

где Yi – рыночная доля i-той фирмы; k – число фирм, для которых высчитывается этот показатель.

     CR2=CR1+CR2 =42,0%+35,12%=77,12%

     Индекс  Херфиндаля-Хиршмана (2) определяется как  сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке. Общая формула  расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана:

     

       HHI=42,0+ 35,12 = 1764+ 1233,4=2997,4/ 

     Основываясь на показателе концентрации CR и индексе Херфиндаля-Хиршмана можно сделать вывод, что рынок образования города Орска далек от рынка совершенной конкуренции, так как по результатам расчетов данная отрасль является высококонцентрированной.19

     Коэффициент корреляции рассчитывается по формуле:

      ,     (3)

     где x, y – оцениваемые величины, n –  количество пар для сравнения.

     Возьмем за х прибыль предприятий за год, а за y рыночную долю фирм по выручке.

     

     Коэффициент детерминации рассчитывается по формуле:

     D = r(x,y)2.

     

     Результатом сравнения рядов значений показателей HHI и PF за отчетные годы  является величина корреляции, принимающая значения от 1 до – 1, причем, чем ближе абсолютное значение коэффициента корреляции к 1 тем теснее связь между показателями. Коэффициент детерминации показывает возможную взаимосвязь в процентах, обозначая, что в полученном проценте случаев для данной отрасли динамика уровня прибыли обуславливала динамику показателя концентрации отрасли.20 
 
 

Заключение

     Экономика – это единый народно-хозяйственный  комплекс, который охватывает все  отрасли производства, их обмен и  распределение.

     Отрасль – это группа фирм, производящих товары и услуги, которые являются близкими субститутами друг другу. Границы отрасли определяются с точки зрения единицы, действующей внутри отрасли.

     Отрасль – это процесс, который имеет  своей целью определить структурные  факторы, которые влияют на прибыльность отрасли в долгосрочной перспективе, а так же выявляют и характеризуют поведение наиболее значительных конкурентов в отрасли.

     Экономические особенности отрасли имеют важное значение для выбора стратегии. Например, если отрасль характеризуется большими вложениями капитала в строения и  оборудование, то фирма может уменьшить давление высоких затрат постоянного капитала, выбрав стратегию, которая предусматривает высокий уровень использования основных фондов и направлена на получение большей прибыли на единицу постоянного капитала.

     Образование является неотъемлемой частью социальной сферы Российской Федерации. Образование всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности. Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование относится к приоритетным аспектам политики государства. Человек как субъект процесса, выступая производительной силой в общественном производстве, должен по своим качествам соответствовать уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и трудится. 
 
 

Список  литературы

  1. Аитов Н.А. Социальное развитие городов. М, 1979.
  2. Амельченко Л.Ф. Технология развивающего управления и непрерывное профессиональное саморазвитие. – Нижний Новгород: Педагогическая мысль, 1996.
  3. Безуглов Ю.И., Иванов Н.А. Ценностный подход в управлении качеством образования: Пособие для руководителей образовательных учреждений. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000.
  4. Белова Е.Н.  Рекомендации по разработке программы развития школы и лицея// Справочник заместителя директора школы" №8-2009.
  5. Берг Ю. На основе стратегического планирования и реформирования финансов// Журнал "Волга-Бизнес" №10 (160) 2007.
  6. Важенин С.Г. Социальная инфраструктура народнохозяйственного комплекса. М., 1984.
  7. Горбунова Н.В. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций. – М.: Педагогическое общество России, 1995.
  8. Губин  Е.  Методы,  свойства  и  формы  государственного   регулирования экономики. М., 2001.
  9. Директору школы о сотрудничестве с родителями. Отв. редактор М.А. Ушакова. Библиотека журнала «Директор школы», выпуск №3. М.: Сентябрь, 2001.
  10. Иванов Н.А. Ценностный подход в управлении как основа создания условий качественного образования: Пособие для руководителей образовательных учреждений. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000.
  11. Каменский А.М., Прокофьева А.М., Небучинов М.В. Общественно-государственное управление школой. Управление современной школой.\\ Завуч. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. - №1.
  12. Кошкина Е.Н. Модель инновационной диверсификации рынка образовательных услуг на основе создания образовательных округов в Оренбургской области//Вестник ОГУ №10 (104) октябрь 2009.
  13. Лидер образования Оренбуржья. Конкурс – 2005: Методические рекомендации для организаторов и участников конкурса/ Под ред. Н.К. Зотовой/ Сост. Г.М. Гладышев – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2005.
  14. Личностные достижения учащихся как критерий результативности деятельности воспитательных систем: Материалы региональной научно-практической конференции.- Оренбург. 20-21 июня 2000 г. – В трех частях. – Часть 2. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000.
  15. Моисеев С. Рационирование кредита, или Кредитный паек для российской экономики//Банковское обозрение. № 4/6, апрель 2009 г.
  16. Носова С.С. Социальная инфраструктура в воспроизводственном процессе. М., 1984.
  17. Носова Т.А. О механизмах управления качеством образования \ Управление качеством образования: Материалы межвузовской научно- практической конференции. 23-24 июня 1999 г. – В трех частях. – Часть – Оренбург: Изд-во ООИКПРО, 1999.
  18. Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 г. В редакции Федеральных законов от 13.01.96 № 12 – ФЗ, от 16.11.97 № 144 – ФЗ. – М.: Уралюриздат, 1999.
  19. Попов А.И. Мегаполис как объект управления. М., 1998.
  20. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования. Серия «Энциклопедия образовательных технологий. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  21. Социальная инфраструктура: вопросы теории и практики. Киев, 1982.
  22. Сфера услуг: новая концепция развития. М., 1990.
  23. Статистика инфраструктуры. М., 1987.
  24. Тенденции и перспективы развития социальной инфраструктуры. М, 1989.
  25. Тощенко Ж.Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. М., 1980.
  26. Управление современной школой: Пособие для директора школы \ Под ред. Поташника М.М. – М.: АПП ЦИТП, 1992.
  27. Управление современной школой./Под ред. М.М.Поташника. – М.: АПП ЦИТП, 1992.
  28. Управление школой: теоретические основы и методы. Учебное пособие/Под ред. Лазарева. – М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997.
  29. Уткин Э.А. Курс менеджмента: Учебник для вузов. – М.: Зерцало, 1998.
  30. Федулов С. П. Социальная инфраструктура современного российского города. 2000г.
  31. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес). М., 2001.

Информация о работе Особенности современного развития отрасли образования г. Орска