Особенности современной финансовой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

За последнее время в России сложилась довольно непростая политическая и экономическая ситуация. Чтобы решить множество появившихся при этом проблем, необходимо пересмотреть и переоценить достоинства и недостатки нашего народного хозяйства, а также найти и изучить новые перспективные направления и формы деятельности. И именно сейчас, когда становится реальным оживление и бурное развитие нашей экономики, особенно актуальным становится проведение четкой и эффективной финансовой политики в Российской Федерации.
Финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ........5
1.1. Сущность финансовой политики государства....................................5
1.2. Элементы финансовой политики. Ее цели и задачи..........................9
ГЛАВА 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.............................................................................12
2.1.Финансово-кредитный механизм. Его значение и виды..................12
2.2. Финансовая политика в международной практике..........................13
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ.............................................................................................................22
3.1. Финансовая политика в РФ................................................................22
3.2. Проблемы и перспективы современной финансовой политики в России.....................................................................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

В) Планово-директивная финансовая политика реализовывалась в рамках социалистической системы хозяйствования, когда все управление финансовыми потоками страны осуществлялось из единого центра. Для данной политики характерны большие государственные расходы и отсутствие дефицита государственного бюджета. Такая финансовая политика применялась в нашей стране периода существования Советского Союза. Ее достоинство заключалось в использовании всех финансовых ресурсов для достижения целей государства, чего не могла гарантировать ни одна другая система финансовых взаимоотношений. Кроме того, с помощью аккумуляции всех ресурсов страны государство могло проводить активную социальную политику, снижая социальную напряженность и более эффективно перераспределяя доходы населения страны.

Негативным моментом данной системы была излишняя концентрация ресурсов в руках государства, из-за чего трудовым коллективам оставлялась  незначительная часть заработанного. Это практически уничтожало личную заинтересованность людей в трудовых усилиях и порождало иждивенческие настроения среди работающих и всего населения.

Г) Неоконсервативная финансовая политика предполагает многоцелевое регулирование экономики и бездефицитное финансирование. В основе данного типа финансовой политики лежит идея стимулирования предложения, что достигается с помощью низких налоговых ставок на прибыль и имущество предприятий.

Многоцелевое регулирование  подразумевает, что имеется несколько  приоритетных направлений расходования бюджетных средств, а не один.

Например, в СССР основной объем денежных средств направлялся  на обеспечение обороноспособности страны, что и было приоритетом  экономической и финансовой политики.

Финансовая политика – основополагающий элемент в  системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию,  распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.

Во все времена главной  целью финансовых отношений являлась такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста  общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности  конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода - основного источника роста благосостояния общества.

Финансовая политика – это самостоятельная сфера  деятельности государства в области  финансовых отношений. Это комплекс мероприятий государства по использованию  финансовых отношений, мобилизации  финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития. 

Политика охватывает все направления деятельности государства. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, говорят об экономической или социальной, культурной или технической,  бюджетной или кредитной, внутренней или внешней политике.  Финансовая политика имеет самостоятельное значение и в то же время является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения.

 

1.2. ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ. ЕЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Политика государства  в области финансов зависит от уровня развитости финансовой системы и степени самостоятельности отдельных ее звеньев.

К элементам финансовой политики можно отнести:

1. Налоговую политику.

2. Бюджетную политику.

3. Денежно-кредитную политику.

4. Ценовую политику.

5. Таможенную политику.

6. Социальную политику.

7. Инвестиционную политику.

8. Политику в области международных финансов.

Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размера  их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Интересы государства основаны на принципе достаточности налогообложения. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной деятельности.

Под бюджетной политикой  понимают определение государством:

А) Источников формирования доходов государственного бюджета.

Б) Приоритетных направлений расходов бюджета.

В) Допустимых пределов разбалансированности бюджета.

Г) Источников финансирования бюджетного дефицита.

Д) Принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.

Е) Управление государственным  долгом.

Под кредитно-денежной политикой  понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией,  регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.

Сюда относятся эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика, процентная политика.

Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги.

Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета  в развитии РФ, создание условий  для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций.

Социальная политика проводит мероприятия по следующим  направлениям: разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы  социальных льгот, регулирование вынужденной  миграции и др.

Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных  отношений, связанных как с международным  разделением труда, с формированием  и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях.

Международная финансовая политика отдельных государств,  как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство старается занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала.

Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики – сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.

Государство защищает свои интересы и содействуя росту авторитета страны, участвуя в деятельности международных  организаций, принимая участие в  формировании финансовых фондов этих организаций и в финансировании совместных программ.

Финансовая политика международных финансовых организаций  направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается  в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга. 

Помощь международных  финансовых организаций оказывается  не безвозмездно и сопровождается рядом экономических или политический условий, не всегда выгодных для страны заемщика.

В период эволюционного  развития общественной жизни и стабильного  государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика государства  решает одну главную задачу –  обеспечение  сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация  финансовых ресурсов, необходимых для  удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

Научно обоснованная финансовая политика при правильной и успешной её реализации приносит положительные результаты. Её значение заключается в том, что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.

Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для  осуществления совместных мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.

2.1. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЙ МЕХАНИЗМ. ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ.

В любом обществе государство  использует финансы для осуществления  своих функций и задач, достижения определённых целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

Сегодня большинство государств стараются  распределить имеющиеся финансовые ресурсы между отраслями экономики, имеющими одинаково важное значение для государства. К ним относятся: поддержание обороноспособности страны; обеспечение достойного уровня жизни населения; поддержка образования, медицины и науки; развитие малого бизнеса; стимулирование передовых высоких технологий, экспорта отдельных видов продукции и услуг и т. д.

Проведение финансовой политики зависит от:

  1. Уровня экономического развития.
  2. Потребностей общества.
  3. Интересов отдельных групп населения.
  4. Исторических, национальных традиций и ментальности.
  5. Опыта проведения реформ в других странах и т.д.

Все типы рассмотренных  финансовых политик1 отличаются друг от друга финансовым механизмом (финансово-кредитным механизмом).

Финансово-кредитный  механизм – это часть хозяйственного механизма, т.е. совокупность определенных рычагов и стимулов для управления экономикой.

Финансовый механизм выполняет ряд функций, таких, как аккумулирование финансовых ресурсов, финансирование расходов, стимулирование и регулирование экономики, порядок распределения бюджетных средств, формы и средства контроля за их расходованием.

Финансовый механизм — это, по сути, механизм реализации целей финансовой политики. Именно он определяет, каким образом будет осуществляться регулирование финансовых взаимоотношений и к какой модели будет относиться политика государства, проводимая в области финансов.

Финансовый механизм — это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Финансово-кредитный  механизм состоит из следующих элементов:

  1. Финансовый метод – это способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс (финансирование, кредитование).
  2. Финансовый рычаг – это прием действия финансового метода (ставка налога, ставка рефинансирования и т.д.).
  3. Правовое обеспечение (законы).
  4. Нормативное обеспечение (инструкции).
  5. Информационное обеспечение (финансовая отчетность).

Управление финансово-кредитным механизмом осуществляется через систему стимулов и санкций.

Выделяют следующие  виды финансово-кредитного механизма:

А) В зависимости от состава сфер и звеньев системы  финансов выделяют:

1.) Механизм функционирования  государственных и муниципальных финансов.

2.) Финансовый механизм  предприятий.

Б.) В соответствии с  территориальным делением:

1.) Механизм федерации.

2.) Механизм субъектов  федерации.

3.) Механизм местных  органов власти.

В) В зависимости от воздействия на процесс воспроизводства:

Информация о работе Особенности современной финансовой политики