Особенности современной финансовой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

За последнее время в России сложилась довольно непростая политическая и экономическая ситуация. Чтобы решить множество появившихся при этом проблем, необходимо пересмотреть и переоценить достоинства и недостатки нашего народного хозяйства, а также найти и изучить новые перспективные направления и формы деятельности. И именно сейчас, когда становится реальным оживление и бурное развитие нашей экономики, особенно актуальным становится проведение четкой и эффективной финансовой политики в Российской Федерации.
Финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ........5
1.1. Сущность финансовой политики государства....................................5
1.2. Элементы финансовой политики. Ее цели и задачи..........................9
ГЛАВА 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.............................................................................12
2.1.Финансово-кредитный механизм. Его значение и виды..................12
2.2. Финансовая политика в международной практике..........................13
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ.............................................................................................................22
3.1. Финансовая политика в РФ................................................................22
3.2. Проблемы и перспективы современной финансовой политики в России.....................................................................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

Вопреки обычным представлениям не Банк России насыщает кредитную  систему ресурсами, а коммерческие банки кредитуют ЦБ РФ (остатки  на корсчетах кредитных организаций; обязательные резервы; депозиты банков, средний размер которых постоянно растет).

Центральный банк проводит не установленную законом политику "валютного совета - currency board", в соответствии с которой основным регулирующим параметром в денежном предложении (формировании рублевой денежной массы и денежной базы) являются обменные операции с долларовым (а теперь и евро) предложением: меньше суммы покупки ЦБ РФ долларов - меньше выпуск в оборот рублевой массы, и наоборот. Прямой связи с потребностями экономики в оборотном капитале этот механизм не имеет.

Ни у правительства, ни у ЦБ РФ нет среднесрочной и  долгосрочной программы роста рублевой монетизации российской экономики, ее повышения от 12-16% объема ВВП до показателей стран с нормальной, а не деформированной рыночно-финансовой сферой (60-100% монетизации ВВП).

В условиях либерально-монетаристской политики доминирует политика избавления от нефтедолларов, поскольку федеральные  экономические ведомства и финансово-кредитная  система утратили способность превращать валютные богатства в новые технологии, "человеческий капитал", социальные факторы экономического роста.

Новый подход к целевой  ориентации денежно-кредитной политики и ее эффективности должен отражать связь денежно-кредитной сферы  с реальными процессами воспроизводства отечественного капитала и факторами эффективного экономического роста, обеспечиваемого возрастающим предложением рублевой массы по низким процентным ставкам.

Изобретение и внедрение  в жизнь правила, в соответствии с которым рост реальных бюджетных  расходов отстает от темпов роста ВВП или вообще путем "оптимизации" они в реальном выражении секвестрируются, означает, что частному российскому капиталу, малоконкурентному и еще некрепко стоящему на ногах, слабым коммерческим банкам и населению, 25% которого живет за чертой бедности, "представляется" возможность без финансовой помощи государства спасти и модернизировать гигантскую производительную, транспортную и социальную инфраструктуру, доставшуюся от советских времен, создать новую технико-технологическую базу экономики XXI в. и совершить "скачок" в "клуб" высокоразвитых стран.

России не следует  игнорировать современные формы  зависимости экономического роста  и бюджетно-налоговой политики, поскольку  они отражают общие тенденции  и связи, характерные для социально ориентированной рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Финансовая политика – это совокупность мероприятий по мобилизации и использованию финансовых ресурсов государства для выполнения его функций.

Конечной целью современной  финансовой политики государства является улучшение благосостояния его граждан. Основой увеличения уровня жизни граждан, в основном, является рост производства материальных благ и услуг в обществе. В свою очередь, основой роста производства является увеличение объема инвестиций в это производство. Таким образом, можно сделать вывод о том, что важнейшей целью финансовой политики является стимулирование инвестиционного процесса в экономику данной страны.

За последние годы  объемы инвестиций в экономику России значительно возросли. Однако темп их роста, масштабы привлечения капитала, отраслевая структура и география размещения далеки от потенциальных возможностей такой страны, как Россия, которая со своим емким рынком сбыта, большим научно-техническим потенциалом, природными ресурсами, квалифицированной и дешевой рабочей силой может быть одним из основных объектов приложения капитала в мире. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что существующая в России финансовая политика разработана недостаточно. Главная опасность для будущего развития страны заключается в том, что рост инвестиций пока очень неустойчив и во многом базируется на благоприятной конъюнктуре мировых рынков. Не устранены фундаментальные причины слабости российской экономики – незавершенность структурных и институциональных реформ в реальном секторе, его низкая конкурентоспособность и физическая изношенность производственного аппарата, структурные деформации национального хозяйства (перекос в сторону топливно-сырьевых секторов при слабой конкурентоспособности обрабатывающей промышленности и низкой доле высокотехнологичных предприятий), сохранение обширного сектора убыточных производств, низкая восприимчивость предприятий к инвестициям. Решение этих непростых проблем требует осуществления активной государственной финансовой политики, критического переосмысления прошлого опыта государственного регулирования финансов, накопленных в экономике проблем и выработки новых принципов государственной политики, адекватных задачам посткризисного возрождения страны.

Отсутствие сложившейся  рыночной конкуренции среди национальных предпринимателей, дешевая рабочая  сила, емкий рынок относительно дешевого сырья и почти не охваченный рынок  потребления - эти обстоятельства и  делают российскую экономику привлекательной  для инвесторов. Однако большинство предпринимателей, не желая рисковать большими суммами, лишь формируют структуры для своей предпринимательской деятельности, не наполняя их финансовыми средствами, выжидая, когда ситуация будет более стабильной.

Сейчас Россия идет по сложному пути реформ. Несомненно, политика, проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержит как положительные стороны, так и много отрицательных моментов. Большое, зачастую негативное воздействие на нее оказывают политические аспекты экономических решений.

Национальные проекты, на которые возлагались такие  большие надежды, «буксуют». Мешают повышение расходов на государственный аппарат, малоперспективные решения правительства, нерациональное распределение бюджетных поступлений — все это, безусловно, негативно сказывается на общей ситуации в стране, а, в конечном счете — уровне жизни населения.

Однако, несмотря на трудности, всегда сопровождающие переходную экономику, хочется выразить надежду, что намечающиеся реформы в финансовой сфере окажут свое позитивное влияние на общее экономическое положение в стране и в совокупности с другими государственными регулирующими мероприятиями, наконец, выведут на устойчивый и уверенный рост отечественную экономику. Весьма вероятно, что весомый вклад в укрепление экономической базы российского народного хозяйства окажет развивающийся частный сектор экономики, которому финансовая политика должна предоставить максимальные возможности для роста. Кроме этого, посильную помощь в реформировании механизмов экономического регулирования экономики сможет внести новое поколение экономистов, не обремененное прошлыми стереотипами административно-командного управления государством, которое должно вступить в стадию своей профессиональной зрелости в ближайшие 5-10 лет.

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или  хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует  интересам общества (или определенной ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и  решению конкретных задач.

Для оценки финансовой политики правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь  необходимо иметь ясную программу  общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных  групп населения,  характеристикой перспективных и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни. 

Финансовая политика должна быть направлена прежде всего  на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований.

Итак, обращение к проблемам  финансовой политики в РФ и их скорейшее решение важно с целью дальнейшего использования положительного потенциала рационального размещения финансовых ресурсов государства для решения социально-экономических проблем в нашей стране.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Абрамов С. И. Инвестирование.- М: Москва, 2000.- С. 6-7.
  2. Архипов А. И. Экономика. Учебник.- М: Москва, 1999.- С. 139.
  3. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента.- М: Финансы и статистика, 2005.- С. 37-39.
  4. Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике// Вопросы экономики.- 2001.-№7.- С. 104-114.
  5. Большаков C. В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики// Финансы.- 2004.- № 11.- С. 3.
  6. Булатова А. С. Экономика. Учебник.- М: Бек, 2003.- С. 260-277.
  7. Вихрин П. И. Инвестиции. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям.- М: Юнити, 2005.- С. 13-24.
  8. Врублевская О. В. Бюджетная система России.- М: Финансы и статистика. Учебник.- М: МакЦентр, 2004.- С. 113.
  9. Дадашев А. З., Черник Д. Г. Финансовая система РФ.- М: Инфра-М, 2003.- С. 219-220.
  10. Дробозина Л. А. Финансы. Учебник для вузов.- М: Финансы, 2002.- С. 137.
  11. Живалов В.Н. Финансовая система России.- М: Экономика, 2004.- С. 48.
  12. Каргин А. Е. Экономика предприятия.- М: ИНФРА-М, 2001.- С. 413-429.
  13. Ковалев А. М. Финансы. Учебное пособие для экономических специальностей вузов.- М: Финансы и статистика, 2006.- С. 84.
  14. Колесов А.С. Финансовая политика: цели и задачи // Финансы.- 2002.- № 10.- С. 3-4.
  15. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс.- М: Юнити, 2003.- С. 206-209.
  16. Никитин С. Я. Государственное финансовое и денежно-кредитное регулирование экономики.- СПб: СПбУФ, 2003.- С. 27.
  17. Родионова В. М. Финансы.- М: Финансы и статистика, 2004.- С. 213-216.
  18. Романовский М. В. Бюджетная система Российской Федерации.- М: Юрайт, 2005.- С. 128.
  19. Сабанти Б. М. Финансы современной России. Учебное пособие.- СПб: СПбУФ, 2003.- С. 87-89.
  20. Самуэльсон П. Экономика.- М: Юристъ, 2002.- С. 9.
  21. Смирнов С. И. Экономика России в призме независимой экспертизы// Экономика и жизнь.- 1997.- №2.- С. 3.
  22. Фишер С. Экономика.- М: Москва, 1993.- С. 119.
  23. Штален Г. Основы и проблемы экономики предприятия.- М: Финансы и статистика, 1996.- С. 74.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Доля государственных доходов и расходов в Российской Федерации

(в % от ВВП):

 

Консолидированный бюджет

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Доходы 

28,7

25,1

28,7

29,7

32,4

27,8

26,8

27,4

28,5

Расходы

33,9

30,7

26,8

26,8

31,3

26,5

24,8

23,2

22,5


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Статистика темпов роста  реальных (располагаемых) доходов населения:

 

Год:

Темп роста реальных доходов населения в процентах:

1998

11,9

1999

8,5

2000

9,9

2001

9,2

2002

8,1

2003

8,0

2004

8,1

2005

6,7

2006

6,5


1 См. 1.1. Сущность финансовой политики государства.

2 См. Приложение 1.

3 См. Приложение 2.


Информация о работе Особенности современной финансовой политики