Особенности современной финансовой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

За последнее время в России сложилась довольно непростая политическая и экономическая ситуация. Чтобы решить множество появившихся при этом проблем, необходимо пересмотреть и переоценить достоинства и недостатки нашего народного хозяйства, а также найти и изучить новые перспективные направления и формы деятельности. И именно сейчас, когда становится реальным оживление и бурное развитие нашей экономики, особенно актуальным становится проведение четкой и эффективной финансовой политики в Российской Федерации.
Финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ........5
1.1. Сущность финансовой политики государства....................................5
1.2. Элементы финансовой политики. Ее цели и задачи..........................9
ГЛАВА 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.............................................................................12
2.1.Финансово-кредитный механизм. Его значение и виды..................12
2.2. Финансовая политика в международной практике..........................13
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ.............................................................................................................22
3.1. Финансовая политика в РФ................................................................22
3.2. Проблемы и перспективы современной финансовой политики в России.....................................................................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

Получив достоверную информацию о  поразившем страну кризисе, государственные  органы начинают вырабатывать общественные программы, но к тому времени, когда  они будут представлены и начнут реализовываться, потребность в них уже исчезнет, ибо время депрессии станет подходить к концу.

В общей сложности следует отметить, что общественные работы являются неэффективным  инструментом дискреционной политики.

Вторым инструментом дискреционной  финансовой политики  являются государственные программы расходов на социальные нужды. Так, правительство может воздержаться от выработки дополнительных социальных пособий в периоды инфляции, чем достигнет снижения уровня потребительского спроса. Во время же депрессии оно повышает ассигнования на социальные нужды.

Однако недостатком материальной помощи для краткосрочных целей  стабилизации является факт политического  порядка, что такие чрезвычайные программы сложно сократить, когда  положение снова улучшится.

Третий из основных рычагов, с помощью которых осуществляется управление финансами, —  правительственные  закупки и инвестиции. Увеличение государственных инвестиций, как  и рост частных расходов, стимулирует  развитие промышленности, получающей новые заказы. Данное положение подтверждается основным макроэкономическим законом. Сущность фискальной политики заключается в искусном изменении налогового бремени в течение всего экономического цикла.

Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему фискальной политики. При этом объекты налогообложения весьма различны: среди них и доходы, и стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имуществом юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и прочие объекты, установленные законодательными актами.

Налоги как инструмент фискальной политики бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль фирм; на социальное страхование, на фонд заработной платы и на рабочую силу (социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость, налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Ко второму виду относятся  налоги на товары и услуги; налог  с оборота или налог на добавленную  стоимость; акцизы (прямо включаются в цену товаров и услуг); на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги, так как они частично или полностью переносятся на цену товаров или услуг.

Основными налогами в  Российской Федерации являются:

1. Индивидуальный подоходный  налог, представляющий собой вычет  из годовых доходов налогоплательщика.

2. Налог на прибыль  фирм и предприятий. Взимается  с чистой прибыли  юридических   лиц (валовая выручка за вычетом  всех расходов и убытков).

3. Социальные взносы, то есть выплаты, осуществляемые частично самими рабочими и частично их работодателями, направляемые в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и так далее.

4. Поимущественные налоги, то есть налоги на имущество,  дарение. 

5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и акцизы, а также НДС.

Исходя из описанной  системы налогообложения, представляется возможным выделить такие главные  принципы фискальной политики:

а) Уровень налоговой  ставки должен устанавливаться с  учетом возможностей налогоплательщика, то есть его уровня доходов. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, поэтому налог с дохода должен быть прогрессивным.

б) Налогообложение должно носить однократный характер, иначе цена товара, доходящего до потребителя будет неоправданно завышена, что сделает его неконкурентноспособным, с другой стороны постоянный налоговый гнет лишит предпринимателя стимулов к проявлению деловой активности. Здесь примечательна замена налога с оборота подоходным налогом, в результате чего производитель платит налог только на добавленную им стоимость, а не со всей выручки от продажи. Однако данные проблемы еще не полностью устранены из российского законодательства, что подчас приводит к облаганию товара налогом несколько раз подряд на каждом этапе его производства.

в) Обязательная уплата налогов. Налоговая система не должна оставлять  сомнений у налогоплательщика в  неизбежности платежа. Система штрафов и санкций должна быть такой, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

г) Процедура выплаты  налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для учреждений, собирающих налоги.

д) Налоговая система  должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

е) Налоговая система  должна обеспечивать эффективное перераспределение  создаваемого ВНП.

Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам  построения налоговой системы российского  государства и регулировать экономические  взаимоотношения внутри федерации. Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие функции государственного управления налогообложением:

1. Обеспечение финансирования  государственных расходов, то есть  прямая функция налогов.

2. Поддержание социального  равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними, недопущения резкого расслоения общества (социальная функция).

3. Государственное антициклическое  и антиинфляционное, отраслевое  и региональное регулирование  экономики (собственно регулирующая функция).

Раскрывая содержание социальной функции, хотелось бы отметить, что  большинство граждан считают, что  они платят слишком высокие налоги, тогда как другие социальные группы платят слишком низкие, и что государство  расходует недостаточно средств для обеспечения их материального благосостояния и чересчур много отдает другим.

В связи с этим интересен  принцип взимания налогов в зависимости  от способности налогоплательщика, породивший систему прогрессивного налогообложения: чем выше доход (налоговая база), тем непропорционально большая часть его изымается в виде налога. Принцип же пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах, независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают ее уменьшение по мере возрастания налоговой базы (дохода).

Анализируя налоги как  средство государственного управления деловой активностью, важно остановиться на регулирующих их функциях:

1.) Установление и изменение  системы налогообложения.

2.) Определение налоговых  ставок, их дифференциация.

3.) Предоставление налоговых  льгот.

4.) Освобождение от  налогов части прибылей и капитала  с условиями их целевого использования  в соответствии с задачами  общей экономической политики  правительства.

Важную регулирующую роль играют глобальные изменения ставок налогов. Так, глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Увеличение налогов — обычный способ борьбы с повышенной деловой активностью.

Изменяя налоги на прибыль (прямые налоги), государство может  создать или уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а  маневрируя уровнем косвенных налогов  — воздействовать на фонд потребления  в целом, на цены товаров и услуг.

Избрав либеральную  или протекционистскую внешнеторговую политику, государство изменяет таможенные пошлины, получая от торговых партнеров  либо встречные уступки, либо ужесточение  условий национального экспорта. Таможенные пошлины — вид косвенных налогов, повышение которых ведет к удорожанию импорта, а вслед за этим и отечественных товаров, к снижению внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней торговли.

Однако дискреционная  фискальная политика, как и политика, основанная на использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд  своих недостатков. Помимо очевидных  политических трудностей, связанных  с длительным обсуждением в парламенте относительно изменения ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение против временного снижения налогов для борьбы со спадом проистекает из того политического факта, что в демократическом обществе может быть трудно снова повысить налоги после преодоления спада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ  СОВРЕМЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В  РОССИИ.

 3.1. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В РФ.

Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.

Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. В РФ в разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. При этом, Правительство РФ, как часть исполнительной ветви власти, разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. Если Государственная Дума не принимает закон или принимает его с корректировками, искажающими или изменяющими основное содержание закона, и это не позволяет исполнительной ветви власти осуществлять финансовую политику в предполагаемом направлении, Правительство РФ должно либо добиться принятия нужного ему закона, или уйти в отставку. Раньше, до 2004 года, опыт взаимодействия Правительства РФ и Государственной Думы современной России свидетельствовал о постоянном противостоянии или, по крайней мере, сложности выработать компромиссное решение, что ни сколько не придавало определенности и стабильности ни в экономической, ни в финансовой политике государства. Однако, после выборов в Государственную Думу 2003 года, ситуация в корне поменялась. Победившая на выборах центристская партия заняла 2/3 депутатских мандатов, чем обеспечила возможность Правительству РФ беспрепятственно проводить через Государственную Думу необходимые для него законопроекты. С одной стороны, это, конечно же, позитивно повлияло на финансовую политику государства, придало ей стабильность, устойчивость, преемственность, четкую формулировку, все необходимые законы стали приниматься в положенный срок. С другой же стороны, ключевые законопроекты могли приниматься без желательных дискуссий и дебатов, которые могли бы привести к более точным и правильным формулировкам законопроектов (в споре рождается истина), необходимых для нашей страны, т.к., обладая конституционным большинством, партия власти могла попросту пренебречь предложениями и возражениями  парламентской оппозиции.

Финансовая политика в современной России не совпадает с кейнсианской идеологией, которая интегрирует и консолидирует в едином механизме "настройки" рыночных параметров и финансовых инструментов регулирующую роль рынка с сильной финансовой политикой государства, возрастающей централизацией бюджетных ресурсов на цели инновационного экономического роста, социального финансирования.

В России проводится политика сокращения финансового потенциала государства2. Не решена и проблема инфраструктурных монополий, которые не показывают высокой эффективности, перераспределяют экономические ресурсы в пользу монопольного сектора и душат конкурентный сектор национальной экономики.

Жесткая ограничительная  бюджетная политика проводится в  отношении как федерального бюджета, так и региональных и местных бюджетов, самостоятельность которых, несмотря на все усилия по разграничению полномочий, сужается, в том числе и посредством установления и требований исполнения федеральных стандартов.

Российскую финансовую политику необоснованно подводить  и под монетаризм в его "милтоновском" понимании. Между российской денежно-кредитной политикой и в целом финансовой политикой есть, конечно, нечто общее с идеями известного американского профессора, идеолога монетаризма М. Фридмана, однако в существенных чертах она отходит от современного западного монетаризма.

В России проводилась  политика сжатия денежной массы как  основного рычага против инфляции. Рублевая денежная монетизация ВВП  упала с 73,2% в 1990 г. до 12,3% в 1995 г. и  находится на уровне 15,9%, по данным за 2005 г. Российский монетаризм в отличие от западного носил жесткий директивно-рестрикционный характер, что было одной из главных причин  спада, разрушения передовых отраслей, резкого сокращения потребностей в квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадрах. Денежная масса не компенсировала рост цен, что привело к истощению оборотных средств предприятий.

В рамках директивной  либерально-монетаристской политики не удается эффективно сочетать политику ограничения инфляции и политику экономического роста, поскольку главные факторы инфляции в переходной экономике - неконтролируемое формирование затрат и доходов хозяйствующих субъектов и отсутствие конкуренции во многих секторах рынка, в том числе и на потребительском рынке, в сфере услуг. В России лишь с помощью открытости внутреннего рынка для импортных товаров удается сбалансировать товарное предложение и денежный спрос, причем за счет вытеснения с платежеспособного рынка отечественного производства. Политика ограничения бюджетных расходов и денежной массы порождает отрицательные последствия и для социальной сферы.

Информация о работе Особенности современной финансовой политики