Особенности современной фискальной политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2012 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы стало изучение механизма реализации фискальной политики государства.
Основными задачами данной курсовой работы являются изучение:
сущностной характеристики фискальной политики,
видов фискальной политики,
инструментов фискальной политики,
эффективность фискальной политики государства

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЁ ВИДЫ И
ИНСТРУМЕНТЫ
Характеристика фискальной политики государства
Виды фискальной политики
Инструменты фискальной политики
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
2.1 Постановка проблемы и методология исследования
2.2 Эконометрические методы оценки эффективности фискальной
политики
2.3 Аналитические методы оценки эффективности фискальной политики
3 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 130.21 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1     ПОНЯТИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЁ ВИДЫ И

       ИНСТРУМЕНТЫ

    1. Характеристика фискальной политики государства
    2. Виды фискальной политики
    3. Инструменты фискальной политики

2   ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

2.1 Постановка проблемы и методология  исследования

2.2 Эконометрические методы оценки эффективности фискальной

        политики

2.3 Аналитические методы оценки эффективности фискальной политики

3    ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

       РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

3

 

5

5

8

13

22

22

 

23

24

 

30

35

37


ВВЕДЕНИЕ

 

Основной задачей государства  на всех этапах его развития является стабилизация экономики. В нынешнее время государство активно применяет  инструменты вмешательства в  экономику. К основным 2 видам вмешательства  государства в рыночную экономику  можно отнести бюджетно-налоговую  и кредитно-денежную политику.

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой, или так  называемой фискальной политики государства. Роль фискальной политики в целостном  экономическом управлении велика. Являясь  одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует  государственный бюджет, государственными денежными доходы. В условиях рынка  фискальная политика является стержневой частью государственной экономической  политики.

Фискальная политика как важнейший  элемент финансовой политики государства  выполняет ряд важнейших функций, таких как мобилизация и привлечение  средств, необходимых для функционирования государства, их распределение в  целях решения социально-экономических  проблем страны.

Теоретическая база фискальной политики достаточно хорошо разработана. Но эта  область экономической науки  не исчерпала себя. Множество спорных  и нерешенных проблем реализации фискальной политики, ее влияния на развитие государства требуют дальнейшего  совершенствования и решения. В  прошлом, в течение длительного  времени, бюджетно-налоговая политика рассматривалась экономистами лишь с аспекта пропорций распределения  объема производства страны.

Актуальность изучения фискальной политики обусловила выбор темы данной курсовой работы. В условиях рыночной экономики особенно важно знание сущности, функций, видов и инструментов фискальной политики, а также механизма  ее действия для более правильной ориентации в существующей ситуации в стране с целью правильного принятия управленческого решения.

Целью нашей работы стало изучение механизма реализации фискальной политики государства.

Основными задачами данной курсовой работы являются изучение:

  • сущностной характеристики фискальной политики,
  • видов фискальной политики,
  • инструментов фискальной политики,
  • эффективность фискальной политики государства

Учитывая актуальность изучения фискальной политики неудивительно отметить, что  эту тему изучали многие экономисты, которые по-своему давали ответ на вопрос о сущности фискальной политики, влиянии ее инструментов на экономическую  ситуацию в государстве. Практически  во всех учебниках проблемам фискальной политики, механизмам ее функционирования уделяется большое внимание.

При работе над темой данной курсовой работой были использованы труды  зарубежных и отечественных авторов, посвященных финансовой политике государства, учебные пособия, статьи экономических  журналов и газет, статистические данные, а также материалы сайтов Интернета.

1 ПОНЯТИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЁ ВИДЫ И

   ИНСТРУМЕНТЫ

 

1.1 Характеристика  фискальной политики государства

 

Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами. Под правительственными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг. Это могут быть самые различные виды закупок, например, строительство за счет бюджета дорог, школ, медицинских учреждений, объектов культуры, закупки сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки, закупки военной техники и т. д. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно, говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка [11, c 285].

Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом  развитии общества. Сложившийся в  России большой дефицит государственного бюджета превышает разумные пределы  и приводит к финансовой разбалансированности народного хозяйства. Поэтому весьма актуальным является вопрос о повышении  эффективности государственных  расходов, придании им регулирующей роли в обеспечении стабильности социально-экономического развития, формировании нового качества экономического роста.

Следует подчеркнуть, что любое  государство, независимо от его политического  строя, проводит ту или иную фискальную политику, поскольку для своего существования  и функционирования оно нуждается  в финансовых ресурсах, которые получает за счет налогов. Но главная задача фискальной политики - не столько обеспечить сбалансированность бюджета, сколько сбалансировать макроэкономическую систему. При недостатке частных расходов для поддержания совокупного спроса необходимо увеличение государственных расходов. Потребительские расходы населения, расходы предприятий по инвестициям производятся отдельными субъектами и не всегда взаимосочетаются между собой. Фискальная политика позволяет скорректировать динамику ВНП в желаемом направлении.

Политика государственных расходов и налогов является одним из важнейших  инструментов государственного регулирования  экономики, направленных на стабилизацию экономического развития. Государственные  расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а следовательно, и на объемы национального производства и занятость  населения. В связи с этим известный  западный экономист Дж. Гэлбрейт отмечал, что налоговая система стала  превращаться из инструмента повышения  государственных доходов в инструмент регулирования спроса, который, по его  мнению, является органической потребностью индустриальной системы.

Фискальная политика является довольно сильным инструментом в борьбе с  негативными явлениями циклического характера развития экономики. По сути дела главная задача фискальной политики - сгладить недостатки рыночной стихии путем сознательного воздействия  на совокупный спрос и совокупное предложение на рынке. Но надо учитывать, что ни один инструмент в экономике  не является на 100% идеальным.

Фискальное государство воздействует на увеличение или уменьшение национального производства путем варьирования налоговых ставок и осуществления государственных расходов. Теоретическим обоснованием этих действий стали расчеты американского экономиста А. Лаффера, доказавшего, что результатом снижения налогов является экономический подъем и рост доходов государства (кривая Лаффера) [13, c 475]

Графически кривая Лаффера выглядит следующим образом (риc.1).

 

 
Рисунок 1-  Кривая Лаффера

 

По абсциссе на этом графике откладывается  величина процентной ставки r, а по ординате - величина налоговых поступлений R. Если r=0, государство никаких налоговых поступлений не получит. Коль скоро r=100%, начисто отпадают всякие стимулы к производству (ибо все доходы производителей изымаются), т. е. результат для государства аналогичный - нулевой. При любых же других значениях (r<0<100%) государство налоговые поступления в том или ином размере получает. При каком-то конкретном значении ставки (r=r0) общая сумма этих поступлений становится максимальной (R0=Rmax). Отсюда вытекает следующий вывод: рост процентной ставки только до определенного значения (r=r0) ведет к увеличению налоговых поступлений, дальнейшее же ее повышение обусловливает, напротив, их уменьшение. Так, R0>R1, R0>R2.

Общие свойства кривой Лаффера могут  быть охарактеризованы следующим образом: поскольку при ослаблении налогового пресса одни субъекты производства начинают работать более интенсивно, максимизируя свой доход, а другие достигают желаемой величины последнего с меньшими усилиями, рассматриваемая кривая является пологой  и относительно слабо реагирует  на незначительные изменения налоговых  ставок. Кроме того, реакция экономических  субъектов на динамику этих ставок проявляется не мгновенно, а через  какой-то временной интервал.

Кривая Лаффера отражает объективную  зависимость роста доходов государства  от снижения налоговых ставок. В  то же время теоретически выявить  величину r0 невозможно, она определяется эмпирическим путем. При этом крайне важно выявить, где находится фактическая налоговая ставка - справа или слева от r0. А поскольку кардинальные макроэкономические эксперименты чреваты серьезными потрясениями, на этот вопрос обычно отвечают на основе анализа реакции производителей на налоговые льготы в тех или иных конкретных отраслях.

 

 

1.2 Виды фискальной политики

 

Фискальная (бюджетно-налоговая политика) - это система регулирования экономики  посредством изменений государственных  расходов и налогов.

Различают дискреционную и автоматическую форму фискальной политики. Под дискреционной политикой понимается маневрирование налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства, контроль уровня занятости и темпа инфляции. Этой форме фискальной политики противостоит автоматическая ее форма. "Автоматизм" - это "встроенная стабильность", основанная на обеспечении налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности.

Автоматическая фискальная политика. Автоматическая фискальная политика - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.  Присущие ей встроенные стабилизаторы, в качестве которых выступают подоходные налоги, пособия по безработице, расходы на программы переподготовки работников и др., в принципе нужны, они уменьшают амплитуду колебаний в ходе экономического цикла. Например, если экономика находится на стадии спада, предельная ставка налога сокращается из-за уменьшения доходов, облагаемых налогом; располагаемый доход будет меньших масштабов также и потому, что увеличиваются социальные выплаты. При этом располагаемый доход сокращается в меньшей степени по сравнению с доходом до уплаты налогов. Предельная способность к потреблению в ситуации экономического спада увеличивается, так как те, кто получает пособия по безработице, почти полностью используют его на потребление. Если экономика находится на стадии подъема, располагаемый доход не увеличивается в той же степени, что и совокупный доход до уплаты налогов, так как растут налоговые ставки, а масштабы социальных выплат сокращаются. Другое преимущество автоматических стабилизаторов состоит в том, что они уменьшают неравенство в доходах. Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих. Кроме того, стабилизаторы уже встроены в систему, не требуется решения ни законодательной, ни исполнительной власти, чтобы ввести их в действие. Их суть заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого дохода. Почти все налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога на физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.

На рисунке 2 представлены встроенные стабилизаторы. На нем размеры государственных расходов постоянны. На самом же деле они меняются. Но эти изменения зависят от решений парламента и правительства, а не от роста ВНП. Поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов от увеличения ЧНП. Налоговые же поступления во время подъема растут. Это происходит потому, что увеличиваются продажи и доходы. Изъятие же части доходов налогами сдерживает темпы экономического роста и инфляции. В результате действующих сил, помимо усилий правительства, предотвращается перегрев экономики из-за диспропорций во время подъема.


 

 

 

 

Рисунок 2- Встроенные стабилизаторы, где: G — государственные

расходы; Т— налоговые поступления

               

В этот период налоговые поступления  превышают государственные расходы (T>G). Возникает излишек— профицит государственного бюджета, который  позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в депрессивный период экономики.

График отображает и падение  налоговых поступлений в период, когда ЧНП уменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию  дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений  сохранился на прежнем уровне во время  экономического кризиса, хозяйственная  конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические  риски, что спровоцировало дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений  в этот период объективно оберегает  общество от нарастания кризиса и  ослабляет падение производства.

Встроенные стабилизаторы не устраняют  причин циклических колебаний, а  только ограничивают размах этих колебаний. Поэтому встроенные стабилизаторы  экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными  на обеспечение полной занятости  ресурсов.

Дискреционная фискальная политика включает регулирование государственных расходов и налогов в целях устранения циклических колебаний выпуска продукции и занятости, стабилизации уровня цен, стимулирования экономического роста. В США законы о занятости 1946 г. и Лэмфри - Хоукинса 1978 г. возлагают на федеральное правительство ответственность за обеспечение полной занятости путем использования монетарной и фискальной политики. Данная задача чрезвычайно сложна по многим причинам, и не в последнюю очередь потому, что государственные средства расходуются на осуществление многих программ, а не только на стабилизацию экономики и обеспечение экономического роста, например, на программы социального обеспечения, укрепления дорожной сети страны, контроля за наводнениями, улучшения образования, замену старых и представляющих опасность мостов, охрану окружающей среды, фундаментальные исследования [11, c 185].

Информация о работе Особенности современной фискальной политики РФ