Особенности современной фискальной политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2012 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы стало изучение механизма реализации фискальной политики государства.
Основными задачами данной курсовой работы являются изучение:
сущностной характеристики фискальной политики,
видов фискальной политики,
инструментов фискальной политики,
эффективность фискальной политики государства

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЁ ВИДЫ И
ИНСТРУМЕНТЫ
Характеристика фискальной политики государства
Виды фискальной политики
Инструменты фискальной политики
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
2.1 Постановка проблемы и методология исследования
2.2 Эконометрические методы оценки эффективности фискальной
политики
2.3 Аналитические методы оценки эффективности фискальной политики
3 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 130.21 Кб (Скачать файл)

Разберем следующий пример. Предположим, что налоги и государственные  расходы увеличились на одинаковую величину - на 100 ден. ед. Бюджет сбалансирован. Предельная склонность к потреблению  – 0,8, соответственно, предельная склонность к сбережениям - 0,2.

Тогда, мультипликатор государственных  расходов равен 5 (1:0,2), а налоговый  мультипликатор - 4 (0,8 : 0,2).

В результате увеличения налогов ВНП  сократится на 400 ден. ед. (100 х 4), а следствием увеличения правительственных расходов станет прирост ВНП на 500 ден. ед. (100 х 5). В итоге ВНП возрастет на столько, на сколько увеличились налоги и государственные расходы - на 100 ден. ед. (500 – 400). Следовательно, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Подведя итоги можно сказать, что  набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог  на корпорации, акцизы) путем изменения  налоговых ставок или аккордных  налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи и другие виды государственных  расходов. Различные инструменты  по-разному воздействуют на экономику. Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного  подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает  различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие  влияние на экономический рост и  эффективность экономики. Важное значение имеет также выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку  в каждом случае эффект мультипликатора  может быть различным. Например, среди  специалистов в области экономической политики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшую величину мультипликатора по сравнению с другими видами государственных расходов.

Разумеется, специалисты по экономической  политике рассматривают не только различные  инструменты фискальной политики, - когда они пытаются увеличить  или сократить объемы производства, они анализируют также влияние  монетарной политики.

Трансфертные платежи. Трансфертные платежи – форма перераспределения части мобилизованных в доходы государственных денежных средств, денежные выплаты из государственного бюджета бюджетных средств предпринимательским организациям, перераспределение в пользу нуждающихся. Их часто называют передаточными платежами, они осуществляются в следующих формах: субсидий предприятиям; государственные денежные выплаты на социальные нужды, в частности финансовая помощь нетрудоспособным, безработным, лицам живущим на грани нищеты. Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения.

Снижение налогов. Эффект сокращения налогов в некотором смысле аналогичен увеличению государственных расходов. Совокупный спрос будет расти, процентные ставки - увеличиваться и может наступить сокращение инвестиций в частном секторе. Однако влияние на расходы потребителей будет большим. Сокращение налогов приведет к росту мультипликатора, уменьшая эффект любого увеличения совокупного спроса.

Тип налога, например, личного подоходного  налога, налога на корпорации, налога на продажи, налога на недвижимость, акцизного  налога и т. п., имеет важное значение, так как каждый из них будет оказывать различное влияние на экономику, включая стимулы экономического роста и экономическую эффективность. Например, личный подоходный налог или налог на корпорации может привести к снижению заинтересованности в нововведениях и желания работать сверхурочно, в то время как налог на продажи не вызывает никакого эффекта.

Увеличение аккордного налога приведет к уменьшению совокупных расходов, но не вызовет изменения мультипликатора, в то время как увеличение ставки личного подоходного налога приводит к уменьшению потребительских расходов и снижению мультипликатора.

2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

2.1 Постановка проблемы и методология исследования.

 

В последнее время проводится много  исследований, в которых делается попытка оценить эффективность  отдельных сторон фискальной системы  с помощью отыскания точек  Лаффера для конкретных видов  налоговых сборов [16, c 94].

Вместе с тем концепция кривой Лаффера изначально создавалась  применительно к понятию совокупного  налогового бремени, т. е. всей массы налоговых отчислений. Далее придерживаемся именно такого понимания проблемы и, следовательно, будем отыскивать точки Лаффера для усредненного макроэкономического показателя налогового бремени. Под последним мы будем понимать долю налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны в объеме валового внутреннего продукта (ВВП).

В основе нашего исследования лежит  предположение, что объем производства Х, отражаемый величиной ВВП, зависит  от уровня налогового бремени q =T/X, где T – сумма налоговых поступлений  в бюджет страны [16, c 104].

Зависимость X(q) аппроксимируется нелинейной функцией, параметры которой подлежат количественной оценке. Идентификация функции X(q) позволит рассчитать точки Лаффера. При этом нами будут различаться точки Лаффера первого и второго рода. Дадим соответствующие определения.

Точкой Лаффера первого рода будем называть такую точку q*, при которой производственная кривая X=X(q) достигает локального максимума, т. е. когда выполнены условия: dX(q*)/dq =0; d2X(q*)/dq 2<0 [6, c 27]. Точкой Лаффера второго рода будем называть такую точку q**, при которой фискальная кривая T=T(q) достигает локального максимума, т. е. когда выполнены условия: dT(q**)/dq =0; d2T(q**)/dq 2<0. Экономически точка Лаффера первого рода означает тот предел налогового бремени, при котором производственная система не переходит в режим рецессии. Точка Лаффера второго рода показывает величину налогового бремени, за пределами которой увеличение массы налоговых поступлений становится невозможным.

Идентификация двух точек Лаффера  и их сопоставление с фактическим  налоговым бременем позволяет оценить  эффективность налоговой системы  страны и направления ее оптимизации [6, c 31]. Рассмотрим некоторые подходы, с помощью которых поставленная задача может быть решена.

2.2. Эконометрические  методы оценки эффективности  фискальной 

политики.

 

 В общем случае поставленную задачу можно решить эконометрическими способами, в основе которых лежит постулат о том, что объем производства нелинейно зависит от величины налогового бремени. В этом случае объем ВВП достаточно аппроксимировать полиномиальной регрессией следующего вида:

(1)


где b i –  параметры, подлежащие статистической оценке на основе ретроспективных динамических рядов.

Учитывая формулу (1) и величину массы налогов [16, c 74]:

,

(2)


можно записать следующее соотношение:

(3)


Для проведения соответствующих расчетов весь информационный массив должен быть представлен динамическими рядами двух “первичных” показателей – X и T. Зная эти величины, по формуле (2) можно рассчитать ретроспективный  ряд для такого “вторичного” показателя, как q. В дальнейшем в результате вычислительных экспериментов отыскивается полином (1) соответствующей степени. Желательно, чтобы это была квадратичная или, в крайнем случае, кубическая функция, так как более высокий порядок полинома впоследствии осложнит отыскание точек Лаффера.

Учитывая специфику операций сглаживания  рядов, эконометрические модели типа (1) имеют ряд очевидных особенностей. Во-первых, для получения значений параметров b i необходимо иметь достаточно длинные и “хорошие” в статистическом смысле динамические ряды. Во-вторых, параметры b i постоянны во времени, что в  некоторых случаях приводит к  неизменности значений точек Лаффера. Это не совсем правомерно, так как  более логично было бы предположить, что точки Лаффера являются “плавающими” во времени величинами.

Комментируя предлагаемый выше подход, который базируется на примитивной  полиномиальной аппроксимации процесса экономического роста налоговой  функцией (1), следует сразу оговориться: в данном случае решается чисто техническая, инструментальная проблема без учета  внутрисистемных экономических  связей. Явного моделирования функциональных свойств системы не ведется, однако они косвенно улавливаются зависимостью (1). При этом, хотя сама функциональная зависимость (1) нелинейна, регрессия (1), наоборот, линейна относительно входящих в нее параметров и, следовательно, никаких особых технических сложностей при ее идентификации не возникает. В этом состоит один из существенных плюсов предлагаемой модельной схемы.

2.3 Аналитические методы оценки эффективности фискальной

политики.

 

Учитывая, что для российской экономики  еще не сформированы ретроспективные  динамические ряды, достаточные для  проведения корректных эконометрических расчетов, можно воспользоваться другими способами оценки эффективности фискальной политики. К числу подобных альтернативных подходов можно отнести методы точечно-кусочной аппроксимации анализируемого процесса с помощью степенной функции, которые принципиально отличаются от эконометрических методов, основанных на интервальной аппроксимации. В этом случае для каждой отчетной точки строится своя функция X=X(q) с соответствующими значениями входящих в нее параметров. Так как число параметров функции может быть больше одного, то для их однозначной оценки необходимо использовать дополнительную информацию о приростах переменных во времени. Учитывая нелинейность связи между объемом производства и уровнем налогового бремени, в качестве аппроксимирующей функции следует брать квадратичный полином. Здесь возможны два варианта расчета: обобщенный трехпараметрический и упрощенный двухпараметрический. Рассмотрим их более подробно [3, c 11-32].

1. Трехпараметрический метод. В  основе данного метода лежит  аппроксимация процесса экономического  роста трехпараметрической квадратичной  функцией, где в качестве аргумента  выступает уровень налогового  бремени:

,

(4)


где a , b и g – параметры, подлежащие оценке.

Тогда в соответствии с (2) сумма  налоговых поступлений определяется следующим образом:

,

(5)


В каждый момент времени объем ВВП  зависит от уровня налогового бремени, причем характер этой зависимости задается формулой (4). Однако для однозначного определения трех параметров a , b и g соотношения (4) недостаточно, в связи, с чем необходимо составить еще  два уравнения, включающие эти параметры. Такие уравнения можно записать, перейдя от функций (4) и (5) к их дифференциалам:

,

(6)

,

(7)


При переходе от (4) и (5) к соотношениям (6) и (7) нами использовалось предположение, что дифференциалы переменных X и q удовлетворительно аппроксимируются конечными разностями: dX~D X; dT~D T; dq ~D q . Такое предположение традиционно  для вычислительной математики и  для рассматриваемого случая представляется вполне правомерным. Тогда в прикладных расчетах показатели D X, D T и D q означают приросты соответствующих величин  за один временной интервал (год) между  двумя отчетными точками, т. е.

;

 

;

 

,

 

где t –  индекс времени (года).

Таким образом, уравнение (4) описывает  “точечный” экономический рост, т. е. на конкретный момент времени t, в то время как уравнения (6) и (7) воспроизводят “интервальный” рост объема производства и налоговых сборов за период между текущей (t) и последующей (t+1) отчетными точками. В соответствии с данным подходом уравнения (4) и (5) задают семейства производственных и фискальных кривых, а соотношения (6) и (7) фиксируют их кривизну, тем самым позволяя выбрать из обозначенных семейств искомые функциональные зависимости.

Подобная схема расчетов основана на конструировании системы уравнений (4), (6) и (7) и ее решении относительно параметров a , b и g , что позволяет  охарактеризовать эту схему как  аналитическую или алгебраическую. Решение системы (4), (6), (7) дает следующие  формулы для оцениваемых параметров:

,

(8)

,

(9)

.

(10)

Информация о работе Особенности современной фискальной политики РФ