Особенности современной фискальной политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2012 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы стало изучение механизма реализации фискальной политики государства.
Основными задачами данной курсовой работы являются изучение:
сущностной характеристики фискальной политики,
видов фискальной политики,
инструментов фискальной политики,
эффективность фискальной политики государства

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЁ ВИДЫ И
ИНСТРУМЕНТЫ
Характеристика фискальной политики государства
Виды фискальной политики
Инструменты фискальной политики
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
2.1 Постановка проблемы и методология исследования
2.2 Эконометрические методы оценки эффективности фискальной
политики
2.3 Аналитические методы оценки эффективности фискальной политики
3 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 130.21 Кб (Скачать файл)

Идентификация параметров функций (4) и (5) позволяет элементарно определить точки Лаффера. При этом точка  Лаффера первого рода q*, когда dX/dq =0, определяется по формуле

,

(11)


а точка  Лаффера второго рода q**, когда d2T/dq 2=0, находится в результате решения следующего квадратного уравнения

(12)


и в итоге  вычисляется по формуле

.

(13)


Дополнительное исследование свойств  функций (4) и (5) позволит определить, являются ли найденные стационарные точки  точками Лаффера. Если стационарные точки окажутся точками локального минимума или их значения выйдут за область допустимых значений, то точки Лаффера отсутствуют.

Альтернативой рассмотренному трехпараметрическому методу может служить подход, базирующийся на использовании в качестве производственной функции усеченного полинома третьей степени [, c 48-51]:

.

 

При этом число параметров не меняется, оставаясь равным трем. В этом случае процедура отыскания лафферовых точек корректируется с учетом исходной кубической зависимости, а стационарные точки для фискальной кривой будут  отыскиваться в результате решения  кубического уравнения. Понятно, что  такой алгоритм может генерировать две точки Лаффера второго  рода. На наш взгляд, в силу большей  однозначности и наглядности  на практике следует использовать первый, базовый вариант трехпараметрического метода.

Следует отметить, что аналитический метод оценки эффективности фискальной политики позволяет использовать функциональные зависимости с числом параметров, не превышающим трех. Большее число параметров требует добавления к базовой системе (4), (6), (7) дополнительных уравнений, что невозможно из-за узкой постановки исходной задачи.

2. Двухпараметрический метод. В  основе данного метода лежит  аппроксимация процесса экономического  роста усеченной квадратичной  функцией, включающей только два  параметра:

.

(14)


Тогда сумма фискальных поступлений  равна

.

(15)


Дополнительное ограничение, накладываемое  на функциональные свойства производственной системы, задается уравнением, аналогичным (6):

.

(16)


Построенная система уравнений (14), (16) достаточна для отыскания параметров b и g . Как и в случае использования  трехпараметрического метода, уравнение (14) воспроизводит “точечные” свойства производственной системы, а уравнение (16) – “интервальные”. При этом вспомогательное  уравнение, задающее динамические свойства фискальной системы, отсутствует; по умолчании  считается, что получаемая сумма  налогов полностью детерминируется  активностью производственной системы  и уровнем фискального давления.

Формулы для оценки параметров на основе решения (14), (16) имеют вид

,

(17)

,

(18)


Точки Лаффера первого и второго  рода определяются из (14) и (15) по соответствующим  формулам:

 

,

(19)

.

(20)


Анализ условий второго порядка  показывает следующее: для того, чтобы  стационарные точки (19) и (20) были действительно  точками Лаффера, необходимо и достаточно выполнение двух неравенств: b >0 и g <0.

3 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ

 

В условиях перехода к рыночной экономике  пришлось практически заново создавать  налоговую систему, соответствующую  данному сложному периоду. За период 2000—2007 гг. можно отметить существенные успехи налоговой реформы по сравнению с периодом 1990-х годов. Однако формирование налоговой системы страны еще не закончено. Можно говорить лишь о создании основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Изменения же в налоговой сфере 1999—2007 гг. в России положили начало устойчивым позитивным тенденциям в развитии национальной системы налогообложения.

В ходе реформирования налоговой системы  в 2002-2006 г.г .   многие из налогов были приведены в соответствие с настоящей экономической ситуацией — был снижен уровень многих налогов, серьезные шаги были предприняты в направлении совершенствования налогового администрирования, улучшается собираемость налогов, растет ответственность налогоплательщиков ,налоги на  прибыль организаций и на добавленную стоимость существенно упростили налоговую систему, уменьшились их ставки. Все это способствовало улучшению налогового климата в стране, благоприятно сказалось на сборах налогов, законодательно оформилась структура налоговой системы России: общее количество налогов и сборов снизилось с 54 до 15.

Достаточно отметить, что поступления администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему, включая государственные внебюджетные фонды, возросли в 2007г. по отношению к предыдущему году на 27,8%, а за первые 4 месяца 2008г. соответственно на 50,8%. Расходы — составили 6130 млрд. руб., или 18,6% ВВП, что на 2,3 процентных пункта больше, чем в 2006г. Минфину удается много лет проводить бюджет с профицитом. В прошлом году профицит достиг более 1,7 трлн. руб.

В настоящее время Россия накопила самые значительные за всю свою историю золотовалютные резервы. Растут инвестиции в экономику страны, национальная валюта приобретает все большую устойчивость.

За это время государственный  долг страны сократился с докризисных 146% ВВП до 7% ВВП. В рублёвом выражении государственный долг  в прошлом году достиг самого низкого уровня в истории Российской Федерации. В дальнейшем государственный долг будет осторожно увеличиваться в целях осуществления эффективной экономической политики.

Не только федеральный бюджет, но и региональные бюджеты сумели нарастить свои возможности. С 2000 г. по 2007 г. реальные доходы субъектов РФ выросли в два раза. Соответственно в два раза увеличились их возможности и сократились бюджетные задолженности (по заработной плате, социальным выплатам, детским пособиям и т.д.)

В общем объёме средств финансовой поддержки субъектов РФ доля трансфертов на выравнивание снизилась, а доля субсидий выросла до 34% или в количественном выражении объём средств, выделяемых в рамках этих субсидий, увеличился с 83 до 359 млрд. руб.

Сегодня необходимо упорядочить взаимоотношения федерального бюджета с региональными, сделать их более эффективными. Концентрация финансов на федеральном уровне достаточно высока, а муниципальные образования остаются недофинансированными. Статистика показывает, что дефицит местных бюджетов составляет 52,4 млрд. руб., а профицит бюджетов территорий — 38,5 млрд. руб.  В связи с этим необходимо создать сквозную систему межбюджетных отношений.

Однако наряду с изменениями  положительными рассматриваемая направленность налоговой политики привела и  к ощутимым отрицательным результатам. Очень серьезная задача Минфина  — регулирование инфляционных процессов. Поскольку инфляция представляется главной угрозой экономическому развитию страны, правительству приходилось сдерживать финансирование реальной экономики и отраслей социальной сферы для снижения ее темпов. Достичь прогнозного уровня инфляции  на протяжении последних лет Правительству удалось только в 2003г.

В последующие годы ее уровень превышал прогноз. А в прошлом году превысил на 4%. К сожалению, за первые три месяца текущего года имеем 4,8% инфляции. Налицо системная проблема, которая требует особого внимания со стороны Министерства финансов.

Необходимо так же  выработать программу мер налогового стимулирования инновационной деятельности.

Налоговое законодательство России,  по сравнению с налоговыми системами стран с развитой рыночной экономикой, оказалось не в состоянии обеспечить многофункциональность налоговой политики, а именно — решения с помощью налогов социальных, экологических, инвестиционных проблем общества.

Налоговый кодекс Российской Федерации, сложившийся в своем нынешнем виде  нацелен прежде всего и больше всего на реализацию фискальной функции налогообложения.

Регулирующая функция так же является одной из основных функций  налогообложения. Значительное сокращение инвестиционных налоговых льгот ведет к лишению налоговой системы её регулирующей функции, возможности определять и стимулировать приоритетные наукоемкие направления развития производства.

Кроме того требуют решения и  социальные вопросы: разбалансированность пенсионной системы, фактически ставшее  платным здравоохранение, устаревшая система образования. Все эти  проблемы требуют серьезных финансовых затрат и государства, и бизнеса, и самого населения. Но это должно быть сделано не в ущерб уровню жизни средне- и малообеспеченных россиян, без увеличения налоговой нагрузки на бизнес и, не провоцируя инфляцию.

На сегодняшний день большой  проблемой является и отношения  между налоговыми органами и налогоплательщиками

Согласно опубликованным в ноябре 2007 г. результатам исследования компании Ernst&Young, отношения между налогоплательщиками  и налоговым органами в России по-прежнему далеки от идеальных. В  основном эта констатация касается правоприменительной практики и  процедурных вопросов. Из-за этого  решение отдельных проблем налоговых  отношений переходит на уровень  исполнительной и судебной властей.

Также до сих пор в системе  налоговых отношений имеются  лазейки для ухода от налогообложения, что порождает новую цепочку проблем в  сфере налогообложения.

В развитых странах реализованы  меры  по образованию одного налогового ведомства. Более того, в некоторых  из них налогоплательщика освобождают  и от обязанности представлять налоговую отчетность и составлять собственные налоговые декларации. Это во многом существенно повышает налоговую дисциплину и устраняет многие из тех конфликтных ситуаций, которые сейчас вызывают столь большое количество справедливых нареканий со стропы налогоплательщиков.

Все сказанное серьезно ухудшает налоговый  климат в стране, нарушает стабильность российской налоговой системы и в определенной мере усиливает ее непредсказуемость.

Сейчас вносится немало предложений  по частичному устранению тех или иных недостатков в рассматриваемых видах налогов, но они, как представляется, радикальных улучшений не дадут. Конкурентоспособность российской экономики на мировом рынке остается и сейчас крайне низкой, а в условиях глобализации не видно и шансов на ее усиление. Поэтому в налоговой политике у нас остается только один путь — заменить действующие налоги-тормоза на новые налоги-акселераторы развития.

В целях преодоления негативных тенденций в бюджетно-налоговой политике необходимо усилить социальную функцию, превратить ее в рычаг формирования социально ориентированной рыночной экономики России. В Бюджетном послании Президента определены основные принципы бюджетной стратегии на 2008-2010гг. и дальнейшую перспективу. Они ориентированы, прежде всего, на обеспечение социально-экономического развития страны,  стимулирование экономического роста бюджетно-налоговой политикой, ее диверсификацию, реализацию крупных инфраструктурных проектов.

Таким образом можно  сделать  вывод о том, что нынешний налоговый  и климат в России в целом достаточно благоприятный для налогоплательщиков. Конечно, существуют проблемы, но они  будут решаться в процессе дальнейшего, но не очень существенного, изменения  налогового законодательства. Для обеспечения высоких устойчивых темпов экономического роста и повышения его качества  необходимо проводить соответствующую налоговую политику, которая не должна ограничиваться только фискальными функциями. Она должна стимулировать совершенствование структуры экономики, развитие человеческого капитала, инноваций и инвестиций.

Эффективность бюджетных расходов — одно из направлений, которому  необходимо уделять  достаточно много внимания для обеспечения  высоких темпов экономического роста, инновационного характера производства, содействию созданию условий для повышения материального уровня и качества жизни, вождению страны в сферу международных экономических отношений на равноправной основе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Фискальная политика государства  представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения  и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции).

Цели фискальной политики, направленной на сглаживание циклических колебании  и стабилизацию экономики в краткосрочном  периоде, — поддержание: стабильного  уровня совокупного объема выпуска (ВВП); полной занятости ресурсов; стабильного  уровня цен. Фискальная политика является основным инструментом, наряду с денежно-кредитной  политикой, в обеспечении макроэкономического  регулирования.

Информация о работе Особенности современной фискальной политики РФ