Особенности современной фискальной политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2012 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы стало изучение механизма реализации фискальной политики государства.
Основными задачами данной курсовой работы являются изучение:
сущностной характеристики фискальной политики,
видов фискальной политики,
инструментов фискальной политики,
эффективность фискальной политики государства

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЁ ВИДЫ И
ИНСТРУМЕНТЫ
Характеристика фискальной политики государства
Виды фискальной политики
Инструменты фискальной политики
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
2.1 Постановка проблемы и методология исследования
2.2 Эконометрические методы оценки эффективности фискальной
политики
2.3 Аналитические методы оценки эффективности фискальной политики
3 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 130.21 Кб (Скачать файл)

Выделяют два вида дискреционной  политики:

-стимулирующую, 

-сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика  осуществляется в период спада,  депрессии, включает повышение государственных  расходов, понижение налогов и  приводит к дефициту бюджета.

В краткосрочной перспективе имеет  своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.

В более долгосрочной перспективе  политика снижения налогов может  привести к расширению предложения  факторов производства и росту экономического потенциала.

Осуществление этих целей связано  с проведением комплексной налоговой  реформы, сопровождающейся ограничительной  кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации  структуры государственных расходов.

Сдерживающая фискальная политика  осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных  расходов, повышение налогов и  приводит к избытку госбюджета.

Имеет своей целью ограничение  циклического подъема экономики  и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.

В краткосрочной перспективе эти  меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы  и спада производства. В более  долгом периоде растущий налоговый  клин может послужить основой  для спада совокупного предложения  и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в  том случае, когда сокращение государственных  расходов осуществляется пропорционально  по всем статьям бюджета и не создается  приоритетов в пользу государственных  инвестиций в инфраструктуру рынка  труда.

И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут  лишь ограничить размах и глубину  колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания  они не в состоянии.

Еще больше проблем возникает при  проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:

- наличие временного лага между  принятием решений и их воздействием  на экономику;

- административные задержки;

- пристрастие к стимулирующим  мерам (сокращение налогов - популярное  в политическом плане мероприятие,  а вот увеличение налогов может  стоить парламентариям карьеры).

Разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной  политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

 

 

1.3 Инструменты  фискальной политики

 

Налоги и государственные расходы  являются основными инструментами фискальной политики.

Налоги – это обязательные платежи  физических и юридических, лиц взимаемые  государством. Существует две основные группы налогов по форме налогообложения:

-прямые;

-косвенные.

Прямые налоги устанавливаются  непосредственно на доход или  имущество. Косвенные налоги – это  налоги на товары или услуги,

В зависимости от органа, который  взимает и распоряжается налогами различают:

-государственные налоги;

-местные налоги.

Государственные налоги взимаются  центральным правительством на основании  государственного законодательства и  направляются в государственный  бюджет. К ним относятся:

-подоходный налог;

-налог на прибыль предприятий;

-таможенные пошлины и др.

Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей  территории и поступают в местный  бюджет.

В зависимости от характера взимания налоговых ставок, налоги делят на:

-пропорциональные. Пропорциональный  налог - это налог, ставка которого  одинакова для всех облагаемых  сумм.

-прогрессивный налог. Прогрессивный  налог - это налог, средняя ставка  которого повышается по мере  роста суммы.

-регрессивный. Регрессивный налог  предполагает уменьшение процента  изъятия суммы по мере ее  роста.

Снижение налогов увеличивает располагаемый доход и потребление. Рост потребления вызывает расширение совокупного спроса, что в краткосрочном периоде (когда цены постоянны) стимулирует рост объема производства, доходов, снижает уровень безработицы. Со временем, однако, когда ВНП достигнет своего потенциального уровня, рост совокупного спроса приведет к повышению цен.

Повышение налогов снижает располагаемый доход, потребление и, следовательно, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпуска, доходов и занятости.

Рассмотрим, как изменится потребление (С), если правительство взимает:

- аккордные налоги, не зависящие  от уровня доходов, и 

-налоги, величина которых зависит  от уровня дохода.

Введение аккордного налога (T) снижает личный доход (Y) до уровня располагаемого (Y-T). Уменьшение дохода приводит к сокращению потребления:

с

до
,

(1)


где С1 – уровень потребления до введения налога;

С2 – уровень потребления после введения налога;

С0 – уровень потребления при нулевом доходе;

МРС – предельная склонность к потреблению;

Y – доход;

Т – налог.

Другая, более типичная, ситуация наблюдается, когда налоговые изъятия зависят  от уровня дохода. В этом случае, общая  сумма налоговых выплат равна t(Y), а величина располагаемого дохода :

,

(2)


соответственно, потребление после  введения налога (С2) составит:

,

(3)


Таким образом, введение налога, отражается на величине потребления, совокупном спросе и опосредованно на равновесном  ВНП. 

Влияние введения налога на равновесный ВНП представлено на рисунке 3.

 

 
Рисунок 3- Влияние увеличения налогов на объем производства (ВНП)

 

Первоначально, когда совокупные расходы (АD1) включали потребление на уровне С+ МРС (Y) и инвестиции (I), экономика находилась в состоянии равновесия при ВНП, равном Y1. Введение налога (Т) снижает потребление до уровня С0 + МРС * (Y – Т) ,что ведет к сокращению совокупных расходов до АD2. В результате равновесный объем производства сокращается до уровня Y2.

Снижение налогов вызовет противоположный  эффект – объем производства будет  увеличиваться.

Подобно государственным закупкам, налоги обладают множительным, мультипликационным эффектом – если налоговые отчисления сократятся (увеличатся) на величину , то равновесный ВНП изменится на величину большую, чем .

Налоговый мультипликатор (MRT) – это коэффициент, показывающий, на сколько сократится (увеличится) равновесный ВНП при увеличении (уменьшении) налоговых платежей.

Налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение, поэтому изменение  ВНП в результате введения или  изменения величины налогов зависит  от соотношения, в котором прирост  дохода распадается на потребление  и сбережение.

Отсюда: налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению (MPC) к предельной склонности к сбережениям (MPS) :

,

(4)


 

  В случае, если речь идет о пропорциональных налогах, значение мультипликатора  меняется. Поскольку предельная склонность к потреблению корректируется на величину налоговой ставки, постольку  и налоговый мультипликатор приобретает  вид:

,

(5)


Итак, изменение ВНП в результате изменения налогов равно величине этого изменения, умноженной на налоговый  мультипликатор:

.

(6)


Подобно мультипликатору государственных  расходов, налоговый мультипликатор действует в обоих направлениях.

Следует отметить, что поскольку  все государственные расходы  непосредственно входят в совокупный спрос, и их изменение полностью отражается на его величине, то мультипликатор государственных расходов "сильнее", больше налогового мультипликатора.

Государственные расходы.  Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Все расходы можно подразделить на следующие группы:

- военные;

- экономические;

- на социальные цели;

- на внешнеэкономическую и внешнеполитическую  деятельность;

- на содержание аппарата управления [11, c 325].

Направленность воздействия государственных расходов на объем производства, доходы и занятость противоположна воздействию налогов. Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции, увеличению доходов, снижению безработицы. Однако, все это справедливо только в том случае, если прирост государственных расходов финансируется не за счет увеличения налоговых платежей, а источником роста государственных расходов является сознательно планируемый бюджетный дефицит.

Снижение государственных расходов вызывает обратную реакцию: падение производства и доходов, рост безработицы. При изменении государственных расходов получается мультипликативный эффект-цепочка вторичных, третичных и т.п. потребительских расходов, которые влекут за собой увеличение национального продукта. Мультипликатор государственных расходов показывает прирост ВНП в результате приращения на единицу:

,

(1)


 где Myg- мультипликатор государственных расходов;

  - изменение государственных  расходов.

                                                         

Если  прирост государственных  расходов равен 10 ед., а прирост ВНП  составил 20 ед., то это значит, что  мультипликатор государственных расходов равен 2 ед. Т.е. каждый рубль государственных  расходов обеспечивает приращение ВНП  в 2 ед.

,

(2)


Также мультипликатор государственных  расходов можно найти, зная предельную склонность к сбережениям.                                                                                                                                          

,

(3)


где MPS – предельная склонность к сбережениям.

 

Зная величину мультипликатора  можно прогнозировать увеличение (уменьшение) ВНП в результате увеличения (уменьшения) правительственных закупок. Чем выше значение мультипликатора государственных расходов, тем более мощным средством регулирования национальной экономики является дискреционная фискальная политика. 

Как видно из предыдущего изложения, изменения налогов и государственных  расходов действуют на экономику  разнонаправлено. Тогда что же происходит при одновременном изменении налогов и государственных расходов?

Фискальная политика, предусматривающая  равное увеличение налогов и правительственных  налогов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета, суть которого состоит в том, что равное изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению равновесного выпуска на ту же величину.

Предположим, что налоги и государственные  расходы возросли на одну и ту же величину.

Под влиянием роста государственных  расходов совокупный спрос возрастет, а под влиянием роста налогов сократится. При этом, поскольку мультипликатор правительственных расходов "сильнее" налогового мультипликатора, окончательный, суммарный результат будет состоять в приросте выпуска продукции, равном увеличению налогов и правительственных расходов.

Информация о работе Особенности современной фискальной политики РФ