Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2012 в 18:14, курсовая работа
Целью нашей работы стало изучение механизма реализации фискальной политики государства.
Основными задачами данной курсовой работы являются изучение:
сущностной характеристики фискальной политики,
видов фискальной политики,
инструментов фискальной политики,
эффективность фискальной политики государства
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЁ ВИДЫ И
ИНСТРУМЕНТЫ
Характеристика фискальной политики государства
Виды фискальной политики
Инструменты фискальной политики
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
2.1 Постановка проблемы и методология исследования
2.2 Эконометрические методы оценки эффективности фискальной
политики
2.3 Аналитические методы оценки эффективности фискальной политики
3 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Выделяют два вида дискреционной политики:
-стимулирующую,
-сдерживающую.
Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.
В краткосрочной перспективе
В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.
Осуществление этих целей связано
с проведением комплексной
Сдерживающая фискальная политика осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.
Имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.
В краткосрочной перспективе эти
меры позволяют снизить инфляцию
спроса ценой роста безработицы
и спада производства. В более
долгом периоде растущий налоговый
клин может послужить основой
для спада совокупного
И дискреционная, и автоматическая
фискальная политика играют важную роль
в стабилизационных мероприятиях государства,
однако ни та, ни другая не являются панацеей
от всех экономических бед. Что касается
автоматической политики, то присущие
ей встроенные стабилизаторы могут
лишь ограничить размах и глубину
колебаний экономического цикла, но
полностью устранить эти
Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:
- наличие временного лага между
принятием решений и их
- административные задержки;
- пристрастие к стимулирующим
мерам (сокращение налогов - популярное
в политическом плане
Разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.
1.3 Инструменты фискальной политики
Налоги и государственные
Налоги – это обязательные платежи физических и юридических, лиц взимаемые государством. Существует две основные группы налогов по форме налогообложения:
-прямые;
-косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество. Косвенные налоги – это налоги на товары или услуги,
В зависимости от органа, который
взимает и распоряжается
-государственные налоги;
-местные налоги.
Государственные налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся:
-подоходный налог;
-налог на прибыль предприятий;
-таможенные пошлины и др.
Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет.
В зависимости от характера взимания налоговых ставок, налоги делят на:
-пропорциональные. Пропорциональный налог - это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм.
-прогрессивный налог.
-регрессивный. Регрессивный налог
предполагает уменьшение
Снижение налогов увеличивает располагаемый доход и потребление. Рост потребления вызывает расширение совокупного спроса, что в краткосрочном периоде (когда цены постоянны) стимулирует рост объема производства, доходов, снижает уровень безработицы. Со временем, однако, когда ВНП достигнет своего потенциального уровня, рост совокупного спроса приведет к повышению цен.
Повышение налогов снижает располагаемый доход, потребление и, следовательно, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпуска, доходов и занятости.
Рассмотрим, как изменится потребление (С), если правительство взимает:
- аккордные налоги, не зависящие от уровня доходов, и
-налоги, величина которых зависит от уровня дохода.
Введение аккордного налога (T) снижает личный доход (Y) до уровня располагаемого (Y-T). Уменьшение дохода приводит к сокращению потребления:
с |
(1) |
где С1 – уровень потребления до введения налога;
С2 – уровень потребления после введения налога;
С0 – уровень потребления при нулевом доходе;
МРС – предельная склонность к потреблению;
Y – доход;
Т – налог.
Другая, более типичная, ситуация наблюдается,
когда налоговые изъятия
(2) |
соответственно, потребление после введения налога (С2) составит:
(3) |
Таким образом, введение налога, отражается на величине потребления, совокупном спросе и опосредованно на равновесном ВНП.
Влияние введения налога на равновесный ВНП представлено на рисунке 3.
Рисунок 3- Влияние
увеличения налогов на объем производства
(ВНП)
Первоначально, когда совокупные расходы (АD1) включали потребление на уровне С0 + МРС (Y) и инвестиции (I), экономика находилась в состоянии равновесия при ВНП, равном Y1. Введение налога (Т) снижает потребление до уровня С0 + МРС * (Y – Т) ,что ведет к сокращению совокупных расходов до АD2. В результате равновесный объем производства сокращается до уровня Y2.
Снижение налогов вызовет
Подобно государственным закупкам, налоги обладают множительным, мультипликационным эффектом – если налоговые отчисления сократятся (увеличатся) на величину , то равновесный ВНП изменится на величину большую, чем .
Налоговый мультипликатор (MRT) – это коэффициент, показывающий, на сколько сократится (увеличится) равновесный ВНП при увеличении (уменьшении) налоговых платежей.
Налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение, поэтому изменение ВНП в результате введения или изменения величины налогов зависит от соотношения, в котором прирост дохода распадается на потребление и сбережение.
Отсюда: налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению (MPC) к предельной склонности к сбережениям (MPS) :
(4) |
В случае, если речь идет о пропорциональных налогах, значение мультипликатора меняется. Поскольку предельная склонность к потреблению корректируется на величину налоговой ставки, постольку и налоговый мультипликатор приобретает вид:
(5) |
Итак, изменение ВНП в результате
изменения налогов равно
(6) |
Подобно мультипликатору
Следует отметить, что поскольку все государственные расходы непосредственно входят в совокупный спрос, и их изменение полностью отражается на его величине, то мультипликатор государственных расходов "сильнее", больше налогового мультипликатора.
Государственные расходы. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Все расходы можно подразделить на следующие группы:
- военные;
- экономические;
- на социальные цели;
- на внешнеэкономическую и
- на содержание аппарата управления [11, c 325].
Направленность воздействия
Снижение государственных расходов вызывает обратную реакцию: падение производства и доходов, рост безработицы. При изменении государственных расходов получается мультипликативный эффект-цепочка вторичных, третичных и т.п. потребительских расходов, которые влекут за собой увеличение национального продукта. Мультипликатор государственных расходов показывает прирост ВНП в результате приращения на единицу:
, |
(1) |
где Myg- мультипликатор государственных расходов;
- изменение государственных расходов.
Если прирост государственных расходов равен 10 ед., а прирост ВНП составил 20 ед., то это значит, что мультипликатор государственных расходов равен 2 ед. Т.е. каждый рубль государственных расходов обеспечивает приращение ВНП в 2 ед.
, |
(2) |
Также мультипликатор государственных
расходов можно найти, зная предельную
склонность к сбережениям.
, |
(3) |
где MPS – предельная склонность к сбережениям.
Зная величину мультипликатора можно прогнозировать увеличение (уменьшение) ВНП в результате увеличения (уменьшения) правительственных закупок. Чем выше значение мультипликатора государственных расходов, тем более мощным средством регулирования национальной экономики является дискреционная фискальная политика.
Как видно из предыдущего изложения,
изменения налогов и
Фискальная политика, предусматривающая равное увеличение налогов и правительственных налогов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета, суть которого состоит в том, что равное изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению равновесного выпуска на ту же величину.
Предположим, что налоги и государственные расходы возросли на одну и ту же величину.
Под влиянием роста государственных расходов совокупный спрос возрастет, а под влиянием роста налогов сократится. При этом, поскольку мультипликатор правительственных расходов "сильнее" налогового мультипликатора, окончательный, суммарный результат будет состоять в приросте выпуска продукции, равном увеличению налогов и правительственных расходов.
Информация о работе Особенности современной фискальной политики РФ