Особенности взимания таможенных платежей (пошлин) на территории таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Основной целью настоящей курсовой работы является комплексный анализ особенностей взимания таможенных платежей (пошлин) на территории таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.
С целью достижения указанной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть порядок функционирования Таможенного союза и основные нововведения, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана;
- проанализировать сущность таможенных платежей и провести их классификацию в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОГО
СОЮЗА РОССИИ, БЕЛАРУСИ И КАЗАХСТАНА................................................ 6
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
(ПОШЛИН) И ИХ ВИДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА..................................................................................... 14
2.1. Таможенно-тарифное регулирование в рамках Таможенного союза........... 14
2.2. Понятие и виды таможенных платежей (пошлин) применяемых на
территории Таможенного союза ............................................................................. 18
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ, СРОКИ И ОСОБЕННОСТИ
ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ (ПОШЛИН) НА ТЕРРИТОРИИ
ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА..................................................................................... 24
3.1. Порядок исчисления и взимания таможенных платежей (пошлин)............. 24
3.2. Авансовые платежи ........................................................................................... 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................... 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..

Файлы: 1 файл

Курсач Пальчинской.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

15. Классификация таможенных процедур (ранее – режимов) на основные, экономические, завершающие и специальные отменена. Режим «временный ввоз» заменен на процедуру «временный ввоз (допуск)»; «международный таможенный транзит» на «таможенный транзит».

16. Организация таможенного сопровождения  должна быть осуществлена не  позднее 24 часов с момента принятия  такого решения.

17. Регистрация транзитной декларации  и иных документов должна быть  завершена в течение одного часа с момента представления их перевозчиком (ранее такой срок составлял два часа). А в течение трех часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с поме-щением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием.

18. Увеличены сроки переработки  товаров на таможенной территории  – с 2 до 3 лет; вывоза ре-экспортируемых  товаров – с 6 месяцев до 1 года.

19. Приостановление выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, допускается и без заявления правообладателя на срок до 10 рабочих дней. Срок может быть продлен еще на 10 дней по заявлению правообладателя. А сам срок защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности составляет не более 2-х лет при условии включения объекта в таможенный реестр. Возможно продление такого срока еще на 2 года неограниченное число раз, т. е. каждый раз по 2 года.

20. Срок стоянки транспортных  средств международной перевозки составляет: для автомобильного, железнодорожного, воздушного транспорта – 3 часа, для водного транспорта – 8 часов.

В целом же Таможенный кодекс Таможенного союза содержит массу отсылочных норм (около 200) к национальному законодательству, что может быть оценено негативно как минимум по двум причинам. Во-первых, это усложняет изучение и использование положений таможенного законодательства как должностными лицами таможенных органов, так и частными субъектами таможенных правоотношений. Во-вторых, регламентация ряда важнейших таможенных процедур на уровне государств – членов Таможенного союза может привести как к разнообразному правовому регулированию, так и к отсутствию единообразия в рамках реализации тех или иных норм. В такой ситуации бизнес оперативно среагирует на различия в нормативных документах и будет находить всевозможные способы для применения законодательства того государства, какое видится ему более выгодным в ракурсе минимизации таможенных издержек4.

Создание Таможенного союза в целом для экономик трех стран – это выгодное решение, и оно призвано способствовать тому, что товарооборот внутри трех государств, а также с внешним миром значительно будет увеличен в ближайшие годы.

По расчетам Российского института народнохозяйственного прогнозирования, в денежном выражении к 2015 году прибыль России от создания Таможенного союза оценивается в 400 млрд. долларов, а Беларуси и Казахстана – по 16 млрд. долларов.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ (ПОШЛИН) И ИХ ВИДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

 

2.1. Таможенно-тарифное регулирование  в рамках Таможенного союза

 

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности – совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

Таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор5. Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:

  1. Протекционистская функция – защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.
  2. Фискальная функция – обеспечение поступления средств в бюджет

С точки зрения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности таможенно-тарифное регулирование является одной из двух групп методов регулирования государством этой сферы деятельности наряду с нетарифными методами.

Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:

  • Таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин
  • Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу
  • Таможенный режим
  • Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

В современных условиях глобализации мировой экономики построение всех элементов таможенно-тарифных методов унифицируется на основе международных договоров

С 1 января 2010 года введены в действие Единый таможенный тариф,  механизм применения тарифных квот  и системы льгот и преференций.  Ставки таможенных пошлин будут едиными для всех стран Таможенного союза; в настоящее время они унифицированы более чем по 10 тысячам товаров.

Решения о внесении изменений в ТН ВЭД ТС принимаются Комиссией Таможенного союза на основании предложений таможенных органов.

В результате сложных переговоров между странами – участницами Таможенного союза по поводу распределения таможенных платежей было принято решение о механизме зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие). Согласно данному решению эти суммы будут распределяться следующим образом: Белоруссия – 4,7 %; Казахстан – 7,33 %; Российская Федерация – 87,97 %6.

Напротив, доходы от экспортных пошлин не будут распределяться между членами Таможенного союза, планируется их зачисление в бюджет того государства, откуда произошли товары, вывозимые за пределы таможенной территории.

При Комиссии Таможенного союза создана экспертная группа «Косвенные налоги», которая образована для регулирования отношений, связанных с обложением товаров НДС и акцизами. В 2008 году состоялось подписание Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе. В соответствии с данным соглашением взимание косвенных налогов будет производиться по принципу «страны назначения»: экспорт облагается НДС по ставке 0 %, импорт – по ставке, действующей в государстве-импортере.

Важно, что при перемещении товаров внутри Таможенного союза взимание косвенных налогов по импортируемым товарам планируется производить налоговыми органами. Основным же документом, подтверждающим обоснованность применения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов, является заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, реквизиты которого будут совпадать с реквизитами грузовой таможенной декларации. Таким образом, участником таких отношений становятся налоговые органы7.

У субъекта ВЭД появится возможность получить отсрочку по уплате косвенных налогов с момента ввоза до 20-го числа следующего месяца. При перемещении товаров в рамках Таможенного союза не будут взиматься таможенные сборы.

До настоящего времени не решен вопрос унификации ставок НДС и акцизов.

К сожалению, в ТК ТС не нашло отражения положение, установленное в законодательных актах большинства государств. Речь идет об исчислении таможенных пошлин, налогов. По-прежнему плательщикам предлагается исчислять их самостоятельно. Для решения данного вопроса уместно привести положительную практику его разрешения в странах Европы. Так, в Таможенном кодексе Евросоюза устанавливаются конкретные сроки, в течение которых должен быть рассчитан и учтен размер таможенных платежей, так как сразу после этого в адрес плательщика направляется извещение, в котором указываются конкретные суммы причитающихся с него платежей. Плательщик же обязан внести таможенные платежи в течение 10 дней с момента получения платежного извещения. По истечении этого времени таможенные органы получают право требовать от плательщика уплаты указанных сумм.

Представляется, что обязанностью по исчислению таможенных платежей должны быть наделены таможенные органы, непосредственно осуществляющие финансовую деятельность. Учитывая, что исчисление будет производиться лицами, наиболее компетентными в вопросах расчета таможенных платежей, недоработки, просчеты в этой части сведутся к минимуму.

Представляется, что имплементация такого положения в Таможенный кодекс Таможенного союза позволила бы добиться ряда преимуществ:

– уменьшить издержки субъектов внешнеэкономической деятельности;

– избежать ошибок при определении объема таможенных платежей;

– своевременно определить таможенную стоимость товаров и снизить уровень ее корректировок;

– повысить эффективность контроля за уплатой таможенных платежей.

Кроме того, законодатель исключил из сферы правового регулирования кодекса традиционное для таможенного законодательства понятие «таможенный режим», заменив его на более широкую категорию «таможенная процедура», что можно признать недостаточно обоснованным.

Такая трансформация потребует в первую очередь внесения целого ряда изменений в нормативные акты различного уровня, оперирующие термином «таможенный режим».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Понятие и виды таможенных  платежей (пошлин) применяемых на  территории Таможенного союза

 

Правовые основы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу подразумевают наличие таких институтов, как производство таможенного оформления, перемещение товаров под определённым таможенным режимом, виды таможенных процедур, порядок уплаты таможенных платежей и формы таможенного контроля.

Таможенные платежи – это налоги, взимаемые государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом. По объекту обложения различают ввозимые таможенные пошлины, вывозимые (экспортные таможенные пошлины) и транзитные таможенные платежи8.

Таможенные платежи являются инструментом регулирования перемещения товаров через таможенную границу9.

К таможенным платежам согласно п. 1 ст. 70 ТК ТС относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на территорию ТС;

4) акциз, взимаемый при ввозе  товаров на территорию ТС;

5) таможенные сборы.

Следует отметить, что п.2 ст. 70 ТК ТС устанавливает, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины. Также, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины представляют отдельный предмет регулирования Закона Республики Беларусь «О таможенном тарифе» и относятся к особым видам пошлин.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством о мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами. Налоговое обязательство по уплате специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин возникает, прекращается, а также подлежит исполнению в порядке, установленном законодательством для ввозных таможенных пошлин, с учетом особенностей по их уплате10.

Таможенные платежи выполняют две основные функции:

- фискальную функцию, являясь средством  пополнения государственного бюджета. Взимаемые таможнями пошлины, налоги  и иные платежи играют важную роль в формировании доходов бюджета Беларуси и приносят вместе со взыскиваемыми таможенными органами экономическими санкциями от 20 до 35 % (в зависимости от года) доходной части республиканского бюджета;

- функцию экономического регулирования по рационализации товарной структуры ввоза и вывоза товаров, защите экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции и т.д.

Наибольшее экономическое значение имеют таможенные пошлины, как основной инструмент таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта11.

В зависимости от обложения таможенной пошлиной ввозимых либо вывозимых товаров существует два вида таможенных пошлин:

- ввозная (импортная) таможенная пошлина;

- вывозная (экспортная) таможенная пошлина.

Наибольший перечень товаров (по видам) подлежит обложению ввозными таможенными пошлинами.

Вывозными таможенными пошлинами облагаются в основном товары, отнесенные к категории сырьевых, например, древесина и изделия из нее, древесный уголь, нефть сырая, нефтепродукты, спирт этиловый неденатурированный.

На территории ТС применяются следующие виды ставок таможенных пошлин: адвалорные, специфические и комбинированные.

Адвалорные ставки (ad valorem) устанавливаются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров.

Специфические ставки исчисляются в евро в установленном размере за единицу облагаемых товаров. Они взимаются с единицы веса, объема и т.д.

Комбинированными называются ставки, сочетающие и адвалорный, и специфический способы обложения. Основой для исчисления таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых по комбинированным ставкам («С1 в процентах, но не менее С2 в евро за количество товара»), является таможенная стоимость товара либо количество товара в натуральном выражении.

Информация о работе Особенности взимания таможенных платежей (пошлин) на территории таможенного союза