Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 19:29, курсовая работа
Актуальность. В настоящее время в политическом экономики России
Правительством РФ всё больше уделяется внимание на развитию особых эконо-
мичесских зон , которые должны стать мотором инновационного развития страны.
Создание особых экономических зон призвано завлечь на их территорию
иностранные капиталы и их технологии, которые должен дать толчок для востанов-
ления российской промышленности и вывести её на новейшую уровень.
В 2005 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон "Об
особых экономических зонах в Российской Федерации", являющихся одним из
направлений развития деятельности предпринимателей, а также ещё формирования
оптимальных взаимовыгодной отношений между государством и субъектами
предпринимательской деятельности.
Введение 3-4
1 . Понятие особых экономических зон 5-11
1.2 Интернационализация хозяйственной жизни. Потребность более эффективного использования географических и иных преимуществ определенных территорий 5-7
1.2 Понятие и виды особых экономических зон 8-11
2. Статус свободной экономической зоны 12-18
2.1 Практика создания зон 12-15
2.2Область отношений, регулируемых законодательством о свободных экономических зонах. Развитие правового регулирования особых экономических зон 16-18
3. Условия для иностранных инвесторов 19-27
3.1 Правовой режим и условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов 19-21
3.2 Вопросы создания совместных предприятий 22-24
3.3 Льготный налоговый режим. Особый таможенный режим 25-27
Заключение
значение, потому что вносит определенность в вопрос о том, распространяется ли
на ОЭЗ таможенный суверенитет Российской Федерации и действует ли на
территории ОЭЗ российское таможенное законодательство;
2) Границы особой экономической зоны определяются Правительством РФ. В
соответствии со ст.6 Закон об ОЭЗ Правительство РФ наделяется правом создания
ОЭЗ на территориях субъекта Федерации или муниципального образования.
Соответствующие решения о постановлении оформляются Правительством РФ об
образовании особых экономических зон (пример, Постановление Правительства
РФ от 21 декабря 2005 года N 784 "О создании на территории Елабужского района
Республики Татарстан особой экономической зоны производственно-
промышленного типа");
3) Территории особой
Российской Федерации тем, что в ней действует специальный режим осуще-
ствления деятельности предпринимателей.
www.rosez.ru/book/komm_02.html
Существует предельно большое число разновидностей ОЭЗ в Европе. Разделение
зон на виды обусловленые различными видами деятельности, осуществляемые в
этих ОЭЗ, хотя нечасто случаи, когда в зоне осуществляются одновременно
несколько видов хозяйственной деятельности.
Основными видами ОЭЗ, распространенными в Европе, являются: таможенные
склады; объединенные зоны; свободные таможенные зоны; зоны, ориентированные
на экспорт; особые экономические зоны; зоны оживления; оны свободной
активности банков; зоны свободной активности страховых процесов ; отраслева-
специфичные зоны.
Наиболее распространенными являются следующие виды
особых экономических зон:
1)Свободные таможенные зоны. Признаками такой зоны является
концентрация отраслей промышленности и наличие облегчений таможенных
действий, что даёт условия для распределения товаров внутри и вне этой зоны;
2)Объединенные зоны. Признаками этих зон выступает чистая
торговая деятельность, промышленное производство, внешняя торговля.
Наблюдается ещё развитие сферы услуг;
3) Экспортно-ориентированные зоны. Смысл создания таких зон
основан на международном разделение труда. Такие зоны создаются, прежде всего,
для производства инвесторам иностранным продукции, которые потом экспор-
тируется в другие страны. В том случае, когда не удается реализовать всю
продукцию за рубеж, разрешается ее продажа на внутреннем рынке страны;
4)Особые экономические зоны. В них наблюдается наличие
признаков, присущие всем зонам: чистая торговая деятельность, присущих всем
зонам: чистая торговая деятельность, промышленное производство, сфера услуг,
внешняя торговля, ограничения пространственные. Такие зоны, как правило,
коректированны на развитие внешней торговли;
5)Зоны оживления. Пользуются популярностью в некоторых странах в
качестве средства стимуляции экономической развития старых регионов.
В настоящий время Российским законодательством определены следующих
особых видов экономических зон, закрепленные в ст.4 Закон об ОЭЗ:
Под производственно-промышленной деятельностью понимается производство и
(или) переработка товаров (продукции) и их реализация. Резидент
производственно-промышленной особой экономической зоне может вести на
территории особой экономической зоны только производственно-промышленную
деятельность в пределах, предусмотренных соглашением о ведении
производственно-промышленной деятельности. Под технико-внедренческой
деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции,
и доведение её до промышленного применения, включая изготовление, реализацию
и испытание опытных партий, а ещё создание программных продуктов, систем
сбора, обработки и передачи данных , системы распределенных вычислений
и обслуживанию таких услуг и внедрению таких продуктов и систем.
Резидент технико-внедренческой особой экономической зоны вправе вести
на территории особой экономической зоны только технико-внедренческую
деятельность в пределах, предусмотренные в соглашением о ведении
технико-внедренческой деятельности. www.rosez.ru/book/komm_04.html
2. Статус свободной экономической зоны
2.1 Практика создания зон
Во многих странах одной из перспективных и эффективных форм привлечений инвестиций с целью развития экономического и научного потенциала становится создание особых экономических зон (ОЭЗ). В настоящем времени создано около 3000 ОЭЗ (по международной терминологии – свободных зон) в 120 странах мира, где работают больше 50 млн. человек. Только оборот этих экспортный зон превысил 600 млрд. долл. США. Отметим также, что в различных странах применяются два альтернативных метода создания свободных зон. В первом случае они создаются в соответствии с государственной программой и преимущественно на бюджетные средства, управляются структурой ведомственной и предусматривают разрешительный порядок осуществления инвестиции частных (Китай, и частично Южная Корея). Во втором случае (он распространён в мире гораздо чаще) свободной зоной управляет юридическое лицо в виде компании развития (смешанной или частной формы собственности), которая строит отношения с инвесторами на гражданско-правовой договорной основе, при заявительном (уведомительном) порядке инвестирования.
Что касается Российской Федерации, то здесь первыми шагами по созданию территорий, на которых действовал особый режим ведения предпринимательской деятельности, были сделаны в начале и середине 1990-х гг. Предполагалось, что это стимулирует развитие обрабатывающих отраслей экономики, высоко-технологичных отраслей, новых видов производство продукции, транспортного инфраструктуры, а также курортной и туризма-санаторной сферы. Основными в то время являлись учрежденные в 1994 г. зона экономического благоприятствования "Ингушетия" в одноименной Республике и зона льготного налогообложения в Республике Калмыкия. Позднее такие зоны были переобразованны и в ряде других регионов.
Правовое регулирование создания и функционирования этих зон проводилось
подзаконными актами, а не законами, что не смогло обеспечить надлежащий
уровень правовой защиты инвестиций. Так, общие вопросы, касающиеся режима
этих экономических зон, находили отражение в правительственных постановлениях и распоряжениях , указах президентских, договорах между-народных и других нормативных актах.
По сути, созданные в Российской Федерации свободные экономические зоны
трансформировались в оффшоры. Компании регистрировались на соответ-ствующих территориях, пользовались предоставляемыми им привилегиями, а деятельность свою вели за ее пределами. Большинство из этих зон так и не стали функционировать в полной степени, а их деятельность во многом нарушала
федеральное законодательство. Таким образом, цели, поставленные при создании
этих зон, не были достигнуты, вследствие чего зоны ликвидировали. В настоящее
время основным законодательным актом, регулирующим порядок создания и
функционирования ОЭЗ, является Закон об ОЭЗ. Целесообразно напомнить: ст.40
этого Закона предусмотрено, что со дня вступления его в силу прекращается
существование ранее созданных особых экономических зон и свободных
экономических зон (за исключением ОЭЗ в Магаданской и Калининградской
областях).
Анализируя предыдущий этап развития экономических зон, эксперты
отмечали, что общий режим регулирования хозяйственной деятельности в России,
который отличается неопределенностью прав собственности, недоступностью или
высокой ценой долгосрочных финансовых средств для большинства компаний,
диспропорционально высоким налоговым бременем в секторах, производящих
несырьевую продукцию, продолжает оставаться неблагоприятным для инноваций.
Поэтому отдельными мерами по их поддержке обойтись нельзя. Необходимы
комплексные улучшения в законодательной, административной и регуляторной
сферах.
Данный вывод свидетельствует о том, что ошибки, допущенные на практике в
ходе реализации положений нормативно-правовых актов, регулирующих
функционирование прежних экономических зон, в определенной мере позволили
ускорить переосмысление условий ведения промышленной политики страны.
Стало очевидным, что эта политика не должна заключаться в простой раздаче
бюджетных средств и поддержке неконкурентоспособных производств за счет
протекционистских мер. Экономическая ситуация в России потребовала выработки
иных подходов к проблеме государственного регулирования процесса создания
ОЭЗ, основанных на конкретных задачах реформирования и развития и
использующих накопленный мировой опыт.
Очевидно, что современная промышленная политика должна представлять
собой комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности нацио-
нальных компаний на внутреннем и внешнем рынках путем создания благо-
приятных условий для их динамичного развития и реализации их фактических и
потенциальных конкурентных преимуществ.
Механизм ОЭЗ предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса
направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование
инфраструктуры, снижение административных барьеров. Именно сочетание этих
факторов делает режим особой экономической зоны привлекательным для
инвесторов, хотя каждый фактор в отдельности не так уж велик.
Для реализации факторов таких принимался и разрабатывался в 2005 году
указанный Закон об ОЭЗ. Кроме этого законодательного акта в настоящее время
действуют следующие Федеральные законы, регулирующие образование и
деятельность ОЭЗ в Российской Федерации:
Магаданской области";
некоторых законодательных актов в связи с принятием Федерального закона "Об
особых экономических зонах в Российской Федерации";
Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации";
Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской
области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации", статью 89 части первой Налогового кодекса Российской Федерации
и статьи 288.1 и 385.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
По мнению многих специалистов, Закон об ОЭЗ действительно учитывает
опыт негативный о функционирования экономических зон начала 1990 годов. Этим
Законом не предусмотрено индивидуальных заключений соглашений, а установлены общие правила создания и функционирования зон. Другими словами, этот закон прямого действия, не допускает никакого торга вокруг механизмов и льгот. Тем более того зоны отбираются в результате конкурсов.
Следует отметить, то что , уже в 2005 году в ходе конкурса, проведенного
на основе 71 поступившей заявки, конкурсными комиссиями было только отобрано
шесть проектов, отвечающих наиболее полно целям создания ОЭЗ. Из указанных
проектов Правительством РФ было принято решение о создании двух ОЭЗ
производственно -промышленного типа в Республике Татарстан и г. Липецк, и
четыре технико-внедренческого типа в Москве (Зеленоград), Санкт-Петербурге,
Дубне, Томске.
Разработано в настоящем времени три стратегии по созданию и строительству
ОЭЗ: короткая - до середины 2008 г., среднесрочная - до 2010 г. и долгосрочная – до 2012 г.
Некоторые эксперты считают также, что надо стремиться к тому, чтобы в
зонах размещались те производства прежде всего, которые ориентированы на
экспорт продукции или на производство сырья , не имеющей аналога на
территории России. Это бы было оптимально с точки зрения неискажения
среды конкурентной на российском рынке. Петрунин В.В. Особенности создания и
налогообложения свободных экономических зон в России// «Финансовые и
бухгалтерские консультации», 2007, N 7
2.2 Область отношений, регулируемых
законодательством о свободных
экономических зонах. Развитие
правового регулирования
особых экономических зон
Фундаментальную основу нового
правового регулирования в
Федерации заложили два Федеральных закона:
1) Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Текст данного Закона был разработан группой специалистов Минэкономразвития РФ (далее - МЭР РФ) и Администрации Президента РФ; он включял новейшие положения мировой практики в данной сфере и теоретические разработки отечественных специалистов. Закон об ОЭЗ регулирует следующие базовые вопросы:
Информация о работе Особые экономические зоны как элемент всемирного хозяйства