Особые экономические зоны как элемент всемирного хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В настоящее время в политическом экономики России
Правительством РФ всё больше уделяется внимание на развитию особых эконо-
мичесских зон , которые должны стать мотором инновационного развития страны.
Создание особых экономических зон призвано завлечь на их территорию
иностранные капиталы и их технологии, которые должен дать толчок для востанов-
ления российской промышленности и вывести её на новейшую уровень.
В 2005 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон "Об
особых экономических зонах в Российской Федерации", являющихся одним из
направлений развития деятельности предпринимателей, а также ещё формирования
оптимальных взаимовыгодной отношений между государством и субъектами
предпринимательской деятельности.

Содержание работы

Введение 3-4
1 . Понятие особых экономических зон 5-11
1.2 Интернационализация хозяйственной жизни. Потребность более эффективного использования географических и иных преимуществ определенных территорий 5-7
1.2 Понятие и виды особых экономических зон 8-11
2. Статус свободной экономической зоны 12-18
2.1 Практика создания зон 12-15
2.2Область отношений, регулируемых законодательством о свободных экономических зонах. Развитие правового регулирования особых экономических зон 16-18
3. Условия для иностранных инвесторов 19-27
3.1 Правовой режим и условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов 19-21
3.2 Вопросы создания совместных предприятий 22-24
3.3 Льготный налоговый режим. Особый таможенный режим 25-27
Заключение

Файлы: 1 файл

карайдалы.doc

— 297.00 Кб (Скачать файл)

значение, потому что вносит определенность в вопрос о том, распространяется ли

на ОЭЗ таможенный суверенитет Российской Федерации и действует ли на

территории ОЭЗ российское таможенное законодательство;

2) Границы особой экономической зоны определяются Правительством РФ. В

соответствии со ст.6 Закон об ОЭЗ Правительство РФ наделяется правом создания

ОЭЗ на территориях субъекта Федерации или муниципального образования.

Соответствующие решения о постановлении оформляются Правительством РФ об

образовании особых экономических зон (пример, Постановление Правительства

РФ от 21 декабря 2005 года N 784 "О создании на территории Елабужского района

Республики Татарстан особой экономической зоны производственно-

промышленного типа");

3) Территории особой экономической  зоны отличаются от остальных  территории 

Российской Федерации тем, что в ней действует специальный режим осуще-

ствления деятельности предпринимателей.

www.rosez.ru/book/komm_02.html

Существует предельно большое число разновидностей ОЭЗ в Европе. Разделение

зон на виды обусловленые различными видами деятельности, осуществляемые в

этих ОЭЗ, хотя нечасто случаи, когда в зоне осуществляются одновременно

несколько видов хозяйственной деятельности.

     Основными видами ОЭЗ, распространенными в Европе, являются: таможенные

склады; объединенные зоны; свободные таможенные зоны; зоны, ориентированные

на экспорт; особые экономические зоны; зоны оживления; оны свободной

активности банков; зоны свободной активности страховых процесов ; отраслева-

специфичные зоны.

                    Наиболее распространенными являются следующие виды        

                                     особых  экономических зон:

                 1)Свободные таможенные зоны. Признаками такой зоны является

концентрация отраслей промышленности и наличие облегчений таможенных

действий, что даёт условия для распределения товаров внутри и вне этой зоны;

                 2)Объединенные зоны. Признаками этих зон выступает чистая

торговая деятельность, промышленное производство, внешняя торговля.

Наблюдается ещё развитие сферы услуг;

                3) Экспортно-ориентированные зоны. Смысл создания таких зон

основан на международном разделение труда. Такие зоны создаются, прежде всего,

для производства инвесторам иностранным продукции, которые потом экспор-

тируется в другие страны. В том случае, когда не удается реализовать всю

продукцию за рубеж, разрешается ее продажа на внутреннем рынке страны;

                           4)Особые экономические зоны. В них наблюдается наличие

признаков, присущие всем зонам: чистая торговая деятельность, присущих всем

зонам: чистая торговая деятельность, промышленное производство, сфера услуг,

внешняя торговля, ограничения пространственные. Такие зоны, как правило,

коректированны на развитие внешней торговли;

               5)Зоны оживления. Пользуются популярностью в некоторых странах в

 качестве средства стимуляции  экономической развития старых регионов.

         В настоящий время Российским законодательством определены следующих

особых видов экономических зон, закрепленные в ст.4 Закон  об ОЭЗ:

  • производственно-промышленные особые экономические зоны;
  • технико-внедренческие особые экономические зоны;
  • туристско-рекреационные особые экономические зоны;
  • портовых особых экономических зон.

Под производственно-промышленной деятельностью понимается  производство и

(или) переработка товаров (продукции) и их реализация. Резидент

производственно-промышленной особой экономической зоне может вести на

территории особой экономической зоны только производственно-промышленную

деятельность в пределах, предусмотренных соглашением о ведении

производственно-промышленной  деятельности. Под технико-внедренческой

деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции,

и доведение её до промышленного применения, включая изготовление, реализацию

и испытание опытных партий, а ещё создание программных продуктов, систем

сбора, обработки и передачи данных , системы распределенных вычислений

и обслуживанию таких услуг и внедрению таких продуктов и систем.

Резидент технико-внедренческой особой экономической зоны вправе вести

на территории особой экономической зоны только технико-внедренческую

деятельность в пределах, предусмотренные в соглашением о ведении

технико-внедренческой деятельности. www.rosez.ru/book/komm_04.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               2. Статус свободной экономической зоны

                             2.1 Практика создания зон

    Во многих странах одной из перспективных и эффективных форм привлечений инвестиций с целью развития экономического и научного потенциала становится создание особых экономических зон (ОЭЗ). В настоящем времени создано около 3000 ОЭЗ (по международной терминологии – свободных зон) в 120 странах мира, где работают больше 50 млн. человек. Только оборот этих экспортный зон превысил 600 млрд. долл. США. Отметим также, что в различных странах применяются два альтернативных метода создания свободных зон. В первом случае они создаются в соответствии с государственной программой и преимущественно на бюджетные средства, управляются структурой ведомственной и предусматривают разрешительный порядок осуществления инвестиции частных (Китай, и частично Южная Корея). Во втором случае (он распространён в мире гораздо чаще) свободной зоной управляет юридическое лицо в виде компании развития (смешанной или частной формы собственности), которая строит отношения с инвесторами на гражданско-правовой договорной основе, при заявительном (уведомительном) порядке инвестирования.

 Что касается Российской Федерации, то здесь первыми шагами по созданию территорий, на которых действовал особый режим ведения предпринимательской деятельности, были сделаны в начале и середине 1990-х гг. Предполагалось, что это стимулирует развитие обрабатывающих отраслей экономики, высоко-технологичных отраслей, новых видов производство продукции, транспортного инфраструктуры, а также курортной и туризма-санаторной сферы. Основными в то время являлись учрежденные в 1994 г. зона экономического благоприятствования "Ингушетия" в одноименной Республике и зона льготного налогообложения в Республике Калмыкия. Позднее такие зоны были переобразованны и в ряде других регионов.

   Правовое регулирование создания и функционирования этих зон проводилось

подзаконными актами, а не законами, что не смогло обеспечить надлежащий

уровень правовой защиты инвестиций. Так, общие вопросы, касающиеся режима

этих экономических зон, находили отражение в правительственных постановлениях и распоряжениях , указах президентских, договорах между-народных и других  нормативных актах.

      По сути, созданные в Российской Федерации свободные экономические зоны

трансформировались в оффшоры. Компании регистрировались на соответ-ствующих  территориях, пользовались предоставляемыми им привилегиями, а деятельность свою вели за ее пределами. Большинство из этих зон так и не стали функционировать в полной степени, а их деятельность во многом нарушала

федеральное законодательство. Таким образом, цели, поставленные при создании

этих зон, не были достигнуты, вследствие чего зоны ликвидировали. В настоящее

время основным законодательным актом, регулирующим порядок создания и

функционирования ОЭЗ, является Закон об ОЭЗ. Целесообразно напомнить: ст.40

этого Закона предусмотрено, что со дня вступления его в силу прекращается

существование ранее созданных особых экономических зон и свободных

экономических зон (за исключением ОЭЗ в Магаданской и Калининградской

областях).

                   Анализируя предыдущий этап развития экономических зон, эксперты

отмечали, что общий режим регулирования хозяйственной деятельности в России,

который отличается неопределенностью прав собственности, недоступностью или

высокой ценой долгосрочных финансовых средств для большинства компаний,

диспропорционально высоким налоговым бременем в секторах, производящих

несырьевую продукцию, продолжает оставаться неблагоприятным для инноваций.

Поэтому отдельными мерами по их поддержке обойтись нельзя. Необходимы

комплексные улучшения в законодательной, административной и регуляторной

сферах.

         Данный вывод свидетельствует о том, что ошибки, допущенные на практике в

ходе реализации положений нормативно-правовых актов, регулирующих

функционирование прежних экономических зон, в определенной мере позволили

ускорить переосмысление условий ведения промышленной политики страны.

Стало очевидным, что эта политика не должна заключаться в простой раздаче

бюджетных средств и поддержке неконкурентоспособных производств за счет

протекционистских мер. Экономическая ситуация в России потребовала выработки

иных подходов к проблеме государственного регулирования процесса создания

ОЭЗ, основанных на конкретных задачах реформирования и развития и

использующих накопленный мировой опыт.

           Очевидно, что современная промышленная политика должна представлять

собой комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности нацио-

нальных компаний на внутреннем и внешнем рынках путем создания благо-

приятных условий для их динамичного развития и реализации их фактических и

потенциальных конкурентных преимуществ.

           Механизм ОЭЗ предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса

направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование

инфраструктуры, снижение административных барьеров. Именно сочетание этих

факторов делает режим особой экономической зоны привлекательным для

инвесторов, хотя каждый фактор в отдельности не так уж велик.

Для реализации факторов таких принимался и разрабатывался в 2005 году

указанный Закон об ОЭЗ. Кроме этого законодательного акта в настоящее время

действуют следующие Федеральные законы, регулирующие образование и

деятельность ОЭЗ в Российской Федерации:

  • от 31 мая 1999 года N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в

Магаданской области";

  • от 22 июля 2005 года N 117-ФЗ "О внесении изменений в

некоторых законодательных актов в связи с принятием Федерального закона "Об

особых экономических зонах в Российской Федерации";

  • от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в

Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные

акты Российской Федерации";

  • от 17 мая 2007 года N 84-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 23

Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской

области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской

Федерации", статью 89 части первой Налогового кодекса Российской Федерации

и статьи 288.1 и 385.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

По мнению многих специалистов, Закон об ОЭЗ действительно учитывает

опыт негативный о функционирования экономических зон начала 1990 годов. Этим

Законом не предусмотрено индивидуальных заключений соглашений, а установлены  общие правила создания и функционирования зон. Другими словами, этот закон  прямого действия, не допускает никакого торга вокруг механизмов и льгот. Тем  более того зоны отбираются в результате конкурсов.

Следует отметить, то что , уже в 2005 году в ходе конкурса, проведенного

на основе 71 поступившей заявки, конкурсными комиссиями было только отобрано

шесть проектов, отвечающих наиболее полно целям создания ОЭЗ. Из указанных

проектов Правительством РФ было принято решение о создании двух ОЭЗ

производственно -промышленного типа в Республике Татарстан и г. Липецк, и

четыре технико-внедренческого типа в Москве (Зеленоград), Санкт-Петербурге,

Дубне, Томске.

Разработано в настоящем времени три стратегии по созданию и строительству

ОЭЗ: короткая - до середины 2008 г., среднесрочная - до 2010 г. и долгосрочная – до  2012 г.

Некоторые эксперты считают также, что надо стремиться к тому, чтобы в

зонах размещались те производства прежде всего, которые ориентированы на

экспорт продукции или на производство сырья , не имеющей аналога на

территории России. Это бы было оптимально с точки зрения неискажения

среды конкурентной на российском рынке. Петрунин В.В. Особенности создания и

налогообложения свободных экономических зон в России// «Финансовые и

бухгалтерские консультации», 2007, N 7

 

 

 

 

         2.2 Область отношений, регулируемых

                   законодательством о свободных

                      экономических зонах. Развитие

                          правового регулирования

                         особых экономических зон

            Фундаментальную основу нового  правового регулирования в Российской

Федерации заложили два Федеральных закона:

    1) Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Текст данного Закона был разработан группой специалистов Минэкономразвития РФ (далее - МЭР РФ) и Администрации Президента РФ; он включял новейшие положения мировой практики в данной сфере и теоретические разработки отечественных специалистов. Закон об ОЭЗ регулирует  следующие базовые вопросы:

  • типы особых экономических зон в России;
  • их создание и прекращение;
  • правовое положение резидентов особой экономической зоны;
  • государственный контроль и государственное регулирование на территории зоны;
  • порядок заключения, расторжения и изменения , а также существенные

Информация о работе Особые экономические зоны как элемент всемирного хозяйства