Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 19:29, курсовая работа
Актуальность. В настоящее время в политическом экономики России
Правительством РФ всё больше уделяется внимание на развитию особых эконо-
мичесских зон , которые должны стать мотором инновационного развития страны.
Создание особых экономических зон призвано завлечь на их территорию
иностранные капиталы и их технологии, которые должен дать толчок для востанов-
ления российской промышленности и вывести её на новейшую уровень.
В 2005 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон "Об
особых экономических зонах в Российской Федерации", являющихся одним из
направлений развития деятельности предпринимателей, а также ещё формирования
оптимальных взаимовыгодной отношений между государством и субъектами
предпринимательской деятельности.
Введение 3-4
1 . Понятие особых экономических зон 5-11
1.2 Интернационализация хозяйственной жизни. Потребность более эффективного использования географических и иных преимуществ определенных территорий 5-7
1.2 Понятие и виды особых экономических зон 8-11
2. Статус свободной экономической зоны 12-18
2.1 Практика создания зон 12-15
2.2Область отношений, регулируемых законодательством о свободных экономических зонах. Развитие правового регулирования особых экономических зон 16-18
3. Условия для иностранных инвесторов 19-27
3.1 Правовой режим и условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов 19-21
3.2 Вопросы создания совместных предприятий 22-24
3.3 Льготный налоговый режим. Особый таможенный режим 25-27
Заключение
условия соглашений о промышленно-производственной и технико-
внедренческой деятельности, заключаемых с инвесторами;
землепользования в особой экономической зоне
2)Федеральный Закон от 22 июля 2005 года № 117-ФЗ "О внесении
изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального
закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон № 117-ФЗ). Данный Закон вступил в силу с 1 января 2006 года и внес в другие
законодательные акты ряд существенных корректив, касающихся особого режима
предпринимательства на территории особой экономической зоны, в первую очередь:
Кроме данных базовых законов, нормативно-правовую основу создания и
функционирования особых экономических зон в РФ должны были составить около
25 подзаконных актов. На 2 января 2006 года были введены в действие подзаконные акты, наиболее значительные из которых приведены ниже.
Постановление Правительства РФ "Об утверждении правил оформ-
ления и подачи заявки на создание особой экономической зоны" от 13 сентября 2005 г. № 564. Правила определяют порядок подачи и оформления заявок на создание особых экономических зон промышленно-производственного и технико-внедренческого типа, а также перечень документов, заявкам к таким прилагаемых. Установлено, что они подаются в МЭР РФ претендентами на участие в конкурсе по отбору заявок – высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ совместно с исполнительно - распорядительными органами муниципальных образований. В качестве приложений к документу приведены типовые формы сопроводительного письма к заявке на участие в таком конкурсе, а
также паспорта участка, на котором предполагается создание особой экономической зоны.
Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о
проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон" от 13 сентября 2005 г. № 563. Согласно указанному Положению, организатором конкурса выступает МЭР РФ, которое решение принимает о проведении тендера, утверждает результаты его и документацию конкурсную. Оценивают заявки поданные и определяют победителей конкурса комиссии по отбору заявок, созданные при Агентстве. В состав такой комиссии должны входить представители МЭР РФ, Минфина РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства энергетики и промышленности РФ, Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами,Федеральной антимонопольной службы и Российской академии наук.
Наконец, утверждение конкурсных результатов и принятие решения о создании
особой экономической зоны на конкретной территории – прерогатива Правительства РФ. Особые экономические зоны: учебно-методический
комплекс/ФГОУ ВПО «Северо-Западная академия государственной службы»;
авт. Л.А. Махова, И.А. Посадов. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2010
3. Условия для иностранных
3.1 Правовой режим и условия хозяйственной деятельности
иностранных инвесторов
Относительное затишье на рынке инвестиций дает время для пересмотра и
принципиальной перестройки элементов данного сектора рынка. Участники рынка
имеют заново возможность оценить эффективность тех или иных механизмов
инвестирования.
В качестве одного из участников и выступает государство. За прошедшие годы
множество механизмов было предложено для осуществления инвестиций, в том
числе и иностранные. В числе механизмов таких есть и соглашения о разделе
продукции, и аренда финансовая, и программы инвестиционные, и особые
экономические зоны (ОЭЗ).
Особые экономические зоны - сравнительно новое для российской понятие и практики. Мировой опыт показывает, что создание ОЭЗ – это мощный стимулятор для привлечения в экономику в страны иностранных инвестиций, а также для развития отраслей наукоемких.
По существу законов принятых, инвесторы иностранные могут быть полно-
правными участниками ОЭЗ, расположенных на территории России, и пользоваться правами и нести наравне обязательства с российскими коммер-ческими организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистри-ровавшись в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключив с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении определенной деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных Законом об ОЭЗ.
Главным преимуществом конкурентным для компаний, реализующих проекты в особой экономической зоне, станет использование особого режима предпринимательской деятельности. Механизм особых экономических зон предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование
инфраструктуры, снижение барьеров административных.
Именно сочетание этих факторов делает режим особой экономической зоны
Привлекательным достаточно для инвесторов, хотя из них каждый в отдельности не так и велик.
Прежде всего указать необходимо законодательную базу регулирующую
механизмы инвестирования. Достойны упоминания Федеральные законы от 9 июля
1999 г. № 160-ФЗ "Об иностранных
инвестициях в Российской
февраля 1995 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений", и Закон об ОЭЗ.
Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ "Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации" регулирует:
прямые капиталовложения в российские хозяйственные общества;
отношения по приобретению инвестором иностранным долей (вклада) в
уставном (складочном) капитале коммерческой организации,
созданный или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в
форме товарищества или хозяйственного общества ;
вложения инвестиции в основные фонды филиала иностранного юридического
лица, создаваемого на территории РФ Федеральный закон от 25 февраля 1995 г.
№ 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме
капитальных вложений».
Федеральный закон от 25 февраля 1995 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной
деятельности в РФ, осуществляемой в форме инвестиционных вложений" регулирует инвестиции в объекты капитальных вложений. Под ними понимаются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества за изъятиями, установленными законами федеральными. В комплексе эти два закона формируют основу для процесса организации инвестирования в условиях экономики рыночной, а так же обеспечивают доступ на рынок инвестиционный России российских и иностранных инвесторов Пушкин А.В. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации// «Юрист», 2007.
3.2 Вопросы создания совместных предприятий
Ключевым положением законодательства об ОЭЗ определяющим специфику
инвестирования иностранного капитала в ОЭЗ является требование о регистрации
организации коммерческой в соответствии с законодательством России. Требование государственной регистрации юридического лица содержится в ст.51 ГК РФ. В ней установлено, что юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п.2 ст.54 ГК РФ).
Таким образом, чтобы стать резидентом ОЭЗ, коммерческая организация должна
иметь место нахождения на территории особой экономической зоны, на которой
будет осуществлять деятельность в качестве ее резидента. Поэтому иностранные
лица юридические не могут быть непосредственно резидентами особых
экономических зон.
Данное ограничение относится и к филиалам и представительствам иностранной
коммерческой организации. Это обусловлено самим понятием резидента ОЭЗ как
коммерческой организации. Филиал, представительство являются не юридическим
лицом, а обособленными его подразделениями, расположенными вне места его
нахождения (ст.55 ГК РФ), а следовательно, не являются коммерческими органи-
зациями и не могут стать резидентами особой экономической зоны.
Таким образом, организациям иностранным предоставляется два способа
инвестирования в коммерческие организации, в качестве действующие резидентов
особых экономических зон:
1) первый путь это создание
организаций коммерческих с
инвестициями, т.е. российской коммерческой организации, в состав участников
которой входит иностранный инвестор путем вложения иностранного капитала в
объекты предпринимательской деятельности на территории особой экономической
зоны, как в виде денежных средств, так и в виде имущества;
2) второй путь - приобретение доли участия в уже созданном хозяйственном
обществе, обладающем статусом резидента особой экономической зоны.
Рассмотрим первый путь. Российское законодательство инвестиционное
подходит к правовому статусу иностранных инвестиций на основе принципа национального режима. В соответствии с Законом "Об иностранных инвестициях в
Российской Федерации" от 09.07.1999 (ст.4) допуск иностранных инвестиций
должен осуществляться на общих основаниях с российскими физическими и
юридическими лицами. По крайней мере данные основания не могут быть для
инвестора иностранного, инвестиций иностранных менее благоприятными. Как
правило, инвестор иностранный должен иметь те же правила и нести те же обя-
занности, что и национальный инвестор.
Национальный режим, распространяющийся на инвестиции иностранные,
исключает дискриминацию иностранного инвестора в зависимости от гражданства
или государства происхождения иностранных инвестиций. В этом заключается генеральное направление развития правового регулирования экономических отношений,с участием иностранного элемента.
В частности положение п.5 ст.4 Закона "Об иностранных инвестициях в
Российской Федерации", устанавливает, что "иностранный инвестор, коммерческая
организация с иностранными инвестициями, созданная на территории Российской
Федерации, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет
(владеют) не менее чем 10 процентами доли, долей (вклада) в уставном (складо-
чном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования
пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, устано-
вленными настоящим Федеральным законом".
Однако данный правовой режим распространяется на иностранного инвестора
в случае осуществления капитальных вложений в объекты предпринимательской
деятельности на территории Российской Федерации за счет доходов или прибыли
иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвести-
циями, которые получены ими от иностранных инвестиций.
Относительно второго способа инвестирования путем приобретения доли
участия в уже созданном и получившем статус резидента особой экономической
зоны хозяйственном обществе следует помнить следующее, а именно, об измене-
ниях, внесенных в правовой статус обществ с ограниченной ответственностью по-
скольку данная организационно-правовая форма хозяйственных обществ достаточно распространена. 30 декабря 2008 принят Федеральный закон о внесении изменений в ч. I Гражданского кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе, в Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". В частности, с 1 июля 2009 года усложнилась процедура отчуждения и залога доли участником общества. Кроме того, закон изменил порядок и условия продажи и иного способа отчуждения принадлежащей участнику доли третьему лицу. Цена продажи определяется либо по цене предложения третьему лицу, либо по цене, заранее определенной в уставе. Определенная уставом цена может выражаться в твердой сумме или рассчитываться по одному из критериев (стоимость чистых активов, балансовая стоимость активов, чистая прибыль и др.).
3.3 Льготный налоговый режим. Особый таможенный
Определив, таким образом, законодательство об ОЭЗ как механизма регулиро-
вания инвестиционной деятельности, обратимся к определению статуса частного
инвестора в рамках этого механизма. Статус частного инвестора можно определить
через преференции предоставляемые данным механизмом. И список этих префе-
ренций достаточно значителен. Он охватывает три ключевые для бизнеса направ-
ления:
Наиболее подробно проработан законодательством именно блок налоговых и
таможенных преференций. Хотя, по мнению многих частных инвесторов, роль этого блока в повышении привлекательности данного инвестиционного механизма
Информация о работе Особые экономические зоны как элемент всемирного хозяйства