Особые экономические зоны как элемент всемирного хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В настоящее время в политическом экономики России
Правительством РФ всё больше уделяется внимание на развитию особых эконо-
мичесских зон , которые должны стать мотором инновационного развития страны.
Создание особых экономических зон призвано завлечь на их территорию
иностранные капиталы и их технологии, которые должен дать толчок для востанов-
ления российской промышленности и вывести её на новейшую уровень.
В 2005 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон "Об
особых экономических зонах в Российской Федерации", являющихся одним из
направлений развития деятельности предпринимателей, а также ещё формирования
оптимальных взаимовыгодной отношений между государством и субъектами
предпринимательской деятельности.

Содержание работы

Введение 3-4
1 . Понятие особых экономических зон 5-11
1.2 Интернационализация хозяйственной жизни. Потребность более эффективного использования географических и иных преимуществ определенных территорий 5-7
1.2 Понятие и виды особых экономических зон 8-11
2. Статус свободной экономической зоны 12-18
2.1 Практика создания зон 12-15
2.2Область отношений, регулируемых законодательством о свободных экономических зонах. Развитие правового регулирования особых экономических зон 16-18
3. Условия для иностранных инвесторов 19-27
3.1 Правовой режим и условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов 19-21
3.2 Вопросы создания совместных предприятий 22-24
3.3 Льготный налоговый режим. Особый таможенный режим 25-27
Заключение

Файлы: 1 файл

карайдалы.doc

— 297.00 Кб (Скачать файл)

наименее значительна. В частности, можно выделить два направления таможенного и налогового регулирования иностранных инвестиций в особые экономические зоны. Создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ осуществляется в том числе посредством предоставления резидентам ОЭЗ налоговых льгот. В этих целях предпринимаются шаги как на федеральном уровне - внесены поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, так и на региональном.

        Так, например, на территории ОЭЗ, созданной в Санкт-Петербурге, преду-

смотрены следующие налоговые преференции для резидентов (отражены в таблице

№1 приложения А): 

     1) для организаций - резидентов особой экономической зоны на весь период

существования особой экономической зоны установлена пониженная ставка налога

на прибыль от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны в размере 13,5% (совокупная ставка налога на прибыль для организаций резидентов составляет 20%);

    2)организации-резиденты освобождаются от уплаты налога на имущества

организаций в отношении имущества, учитываемого на балансе организации в

течение 5 лет с момента постановки имущества на учет;

    3)организации-резиденты освобождаются от уплаты земельного налога сроком

на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок,

предоставленный резиденту особой экономической зоны;

     4) организации-резиденты освобождаются от уплаты транспортного налога на

срок 5 лет с момента регистрации транспортного средства в установленном

законодательством Российской Федерации порядке.

Ещё одним из существенных факторов повышения инвестиционной привле-

кательности реализуемых резидентами ОЭЗ проектов станет использование специального таможенного режима, действующего на территории особой экономической зоны, - режима свободной таможенной зоны.

В соответствии со статьей 37 Закона об ОЭЗ при использовании режима свободной таможенной зоны:

  • иностранные товары размещаются и используются в пределах территории

особой экономической зоны:

  • без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость;
  • без применения к указанным товарам запретов и ограничений

экономического характера;

  • российские товары размещаются и используются на условиях,

применяемых:

  • к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта
  • с уплатой акциза;
  • без уплаты вывозных таможенных пошлин.

      Резидент ОЭЗ вправе использовать любой таможенный режим в отношении

перемещаемых товаров в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Таможенный режим свободной таможенной зоны в отношении приобретаемых

товаров применяется резидентом ОЭЗ по мере необходимости. Иностранные това-

ры, ввозимые на территорию ОЭЗ, которые не могут быть помещены под тамо-

женный режим свободной таможенной зоны, подлежат помещению под иные

таможенные режимы в соответствии с требованиями таможенного законода-

тельства. Таможенное оформление таких товаров осуществляется за пределами

территории ОЭЗ до их ввоза на территорию ОЭЗ.Таможенный режим свободной

таможенной зоны носит разрешительный характер. Под таможенный режим сво-

бодной таможенной зоны могут помещаться:

1)иностранные товары, ввозимые  на таможенную территорию РФ  с

территорий иностранных государств;

2)российские и иностранные товары, ввозимые на территорию особой

экономической зоны с остальной части таможенной территории РФ;

3)российские и иностранные товары, находящиеся на территории особой

экономической зоны и приобретаемые у лиц, не являющихся

резидентами особой экономической зоны

     В двух последних случаях иностранные товары рассматриваются как вывозимые

за пределы таможенной территории РФ с возможностью освобождения от уплаты

или возврата ранее уплаченных ввозных таможенных пошлин и ввозного налога на

добавленную стоимость (сведены в таблицу №2 приложения А).

     Таким образом, современная политика российского правительства в сфере

регулирования инвестиционной деятельности в ОЭЗ направлена именно на при-

влечение зарубежных инвесторов. Оценивая таможенные льготы предоставляемые

частным инвесторам на территории ОЭЗ можно утверждать, что иностранные

инвестиции в ОЭЗ пользуются в России наибольшей поддержкой государства.

Пушкин А.В. Иностранные инвестиции в особые экономические зоны как наиболее

перспективный механизм ГЧП// Журнал«Слияния и поглощения», №7-8,2010

 

 

 

 

                                   Заключение

 

               Для создания особых экономических зон на территории Российской

Федерации использовалась широкий опыт мировой ведения экономического

хозяйствования и подобных формирований. В начале XXI века в России наблюдался второй виток формирования деятельности особых экономических зон, который  продолжается и по настоящее времени. Для успешного существования особых  экономических зон на территории России прежде всего необходимо было создать прочную нормативно-правовую базу законодательную регламентирующую

порядок, виды деятельности и условия ; правовой статус инвесторов; порядок

предоставления и пользования земельными участками, расположенных в границах

особых экономических зон; таможенный режим резидентов и налогообложение ;

гарантии от изменения неблагоприятного законодательства. Результатом работы

власти законодательной Российской Федерации стало появление Федерального

закона от 22.07.2005 №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской

Федерации". Таким образом, сказать можно, что руководство, Правительство

страны подтвердило целесообразность создания, состоятельность и жизнеспо-

собность особых экономических зон. Но дело не в этом только. Главное, то что и

резиденты, то есть и частный бизнес, действиями своими тоже подтвердили при-

знание ОЭЗ. Сегодня в ОЭЗ зарегистрировано 74 резидента, и в том числе 58 - в

технико-внедренческих особых экономических зона и 16 - в производственно-

промышленных ОЭЗ. Еще около 40 резидентов стоят в очереди. В настоящее

время много уже компаний с капиталом иностранным также являются резидентами

особых экономических зон. Поэтому результат основной нашей работы заключается в том, что особые экономические зоны подтвердили жизнеспособность свою.

          Правовой аспект функционирования и создания особых экономических зон

находится в развитии и нуждается в регламентации дальнейшем. Кроме того,

успешное существование ОЭЗ не возможен без создания прозрачных и четких

механизмов инвестирования, которые нашли отражение своё в Федеральном законе

от 25 февраля 1995 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РФ,

в форме осуществляемой капитальных вложений".

     Итогом исследования создания особых экономических зон является осмысление

и выделение государственом области промышленности, науки и производства, спо-

собных улучшить качественно рост экономический, условия жизнедеятельности и

развития страны при помощи национальных и иностранных инвестиций. Необхо-

димость в создании особых экономических зон будет именно существовать потому,

что они, как жизнь показала, являются достаточно инструментом эффективным

кластерного развития. В будущем, даже через 10, 15,20 лет, данный инструмент

может быть востребован особо на региональном уровне, потому что в настоящее

время регионы не только пытаются, но и создают уже такие региональные особые

экономические зоны. И, возможно, поэтому опыт федерального проекта, опыт

отработки технологии, опыт управления процессом этим во многом будет

востребован, в первую очередь, на уровне субъектов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Глоссарий

 

№ п/п

             Понятие

                           Определение

1

         Особая   экономическая     

           зона (ОЭЗ)

Часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности

2

      Промышленно-

   производственная

      деятельность

Деятельность по производству и (или) переработке товаров (продукции) и их реализации

3

 

         Инвестиции

Долгосрочные вложения капитала в собственной стране или за рубежом в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты

4

       Технико-  внедренческая      деятельность

Деятельность по созданию и реализации научно-технической продукции, доведению ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий

5

 

        Резидент ОЭЗ

Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на территории ОЭЗ и заключившие соглашение о ведении деятельности

6

  Иностранный    

     инвестор

Иностранное физическое или юридическое лицо, иностранное государство, международная организация, правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения

7

    Свободные    таможенные зоны

Признаком такой зоны является концентрация отраслей промышленности и наличие таможенных облегчений, что создает условия для распределения товаров внутри и вне этой зоны

8

 

Объединенные зоны

Признаками этих зон выступают чистая торговая деятельность, промышленное производство, внешняя торговля. Наблюдается также развитие сферы услуг

9

 

     Экспортно-ориентированные   зоны

Эти зоны создаются, прежде всего, для производства иностранными инвесторами продукции, которая затем экспортируется в другие страны. В том случае, когда не удается реализовать всю продукцию за рубеж, разрешается ее продажа на внутреннем рынке

10

Зоны оживления

Пользуются популярностью в некоторых странах в качестве средства экономической стимуляции развития старых регионов


 

              Список использованных источников

              Список использованных источников

1.

Краснолуцкая Н.Т. Особая экономическая зона.- М.: Благовест-В, 2007. - 119 с.

2.

Рыбаков С.А. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества. - М.: Грант, 2006. - 256 с

3.

Федеральный закон от 22.07.2005№116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"

4.

Интернет-ресурс http://www.rosez.ru/book/komm_02.html Комментарий 2ст. Постатейный комментарий Федерального Закона "Об особых экономических зонах" Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 марта 2006 года. Под редакцией профессора А.Н. Козырина

5.

Интернет-ресурс http://www.rosez.ru/book/komm_04.html Комментарий 4ст. Постатейный комментарий Федерального Закона "Об особых экономических зонах" Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 марта 2006 года. Под редакцией профессора А.Н. Козырина

6.

Петрунин В.В. Особенности создания и налогообложения свободных экономических зон в России // "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, № 7

7.

Особые экономические зоны: учебно-методический комплек/ФГОУ ВПО "Северо-Западная академия государственной службы"; авт. Л.А. Махова, И.А. Посадов. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2010

8.

Федеральный закон от 25 февраля 1995 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений"

9.

Пушкин А.В. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации // "Юрист", 2007

10.

Пушкин А.В. Иностранные инвестиции в особые экономические зоны как наиболее перспективный механизм ГЧП // Журнал"Слияния и поглощения", №7-8, 2010


 

 

 

                                          Приложения

                                                 Приложение А

 

таблица 1

 

Виды налогов

Общие условия

В границе ОЭЗ

Срок

ЕСН

26%

14% <1>

На время существования ОЭЗ

Земельный налог (% от кадастро - вой стоимости)

Макс.1,5% <2>

0%

В течение 5 лет с момента возникновения права собственности

Налог на имущество

Ставка налога зависит от иму- щества. Среднее суммарное значение - 2,2%

0%

В течение 5 лет с момента постановки имущества на учет

Транспортный налог (руб. /л. с)

Макс. 200 руб.

0 руб.

В течение 5 лет с момента регистрации транспортного средства

Налог на прибыль

<3>

24%

20%

На время существования ОЭЗ

Информация о работе Особые экономические зоны как элемент всемирного хозяйства