Особые экономические зоны России: проблемы и перспективы развития. Роль особых экономических зон в региональном развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Цель заключается в рассмотрении особых экономических зон России и возможностей, которые они предоставляют .
Объект исследования – особые экономические зоны Российской Федерации.
Предмет исследования – порядок функционирования особых экономических зон.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретико-экономические основы функционирования
особых экономических зон……………………………………………………...6
1.1 Понятие и сущность особых экономических зон………………………6
1.2 Классификация особых экономических зон……………………………11
2. Особые экономические зоны в России и проблемы их
функционирования………………………………………………………………14
2.1 Типы особых экономических зон в России…………………………….14
2.2 Проблемы функционирования особых экономических зон в России...16
3. Анализ деятельности особых экономических зон в России……………......24
3.1 Роль особых экономических зон в региональном развитии……………...27
3.2 Характеристика особой экономической зоны «Дубна»…………………..30

Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

еФГБОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

 

Студентки_____________________________________________________  

 

                                       (Фамилия, имя, отчество)         

 

Факультет экономики и  управления

Кафедра прикладных экономических  дисциплин

 

Тема курсовой работы

 

______________________________________________________________

 

Содержание рецензии

 

______________________________________________________________

______________________________________________________________

________________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

________________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

________________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

________________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

________________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

 

Научный руководитель ____________________ 

 

 

Министерство образования  и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»

Факультет экономики  и управления

Кафедра прикладных экономических  дисциплин

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине: «Региональная экономика»

на тему: «Особые экономические зоны России: проблемы и перспективы развития. Роль особых экономических зон в региональном развитии»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Выполнила: студентка 403 гр. 

                                                                     Ефимова О.Ю.

                                                                     Проверил: Тихий В.И.

                                                                    

 

 

Орел – 2012

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Теоретико-экономические  основы функционирования 

особых экономических  зон……………………………………………………...6

     1.1 Понятие и сущность особых экономических зон………………………6

     1.2 Классификация  особых экономических зон……………………………11

2. Особые экономические  зоны в России и проблемы  их 

функционирования………………………………………………………………14

     2.1 Типы  особых экономических зон в  России…………………………….14

     2.2 Проблемы  функционирования особых экономических  зон в России...16

3. Анализ деятельности  особых экономических зон в  России……………......24

3.1 Роль особых экономических зон в региональном развитии……………...27

3.2 Характеристика особой экономической зоны «Дубна»…………………..30

 

Заключение……………………………………………………………………….35

Список литературы………………………………………………………………38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Актуальность  данной темы заключается в том, что в мире уже существует около тысячи особых экономических зон, где налоговые или таможенные освобождения, и разного рода преференции создают более выгодные условия инвесторам для занятия тем или иным видом бизнеса. Для обеспечения привлечения инвестиций, ускорения экономического развития, создания условий инновационного развития национальной экономики, повышения уровня занятости, расширения внешнеэкономических взаимосвязей, во многих странах мира практикуется установление государством на отдельных территориях особых организационно-правовых режимов. Подобный системный механизм применяется также для решения таких региональных и макроэкономических проблем, которые или не вписываются в общий порядок, или по своей сути требуют установления специфического организационно-правового пространства, например, формирование территориальных «точек роста» в виде технопарков экспортной ориентации, особых экономических зон, свободных таможенных зон.

     Институт особых экономических зон стал новым явлением для российской экономики и для российского законодателя. И это при том, что во многих странах, в частности в Китае, США и др., он имеет весьма продолжительную историю. В этой связи многие аспекты создания особых экономических зон в России, в том числе законодательные и организационные, требуют значительной доработки и совершенствования на основе имеющегося исторического опыта и мировой практики. Это особенно важно, учитывая ошибки и недостатки как законодательного, так и правоприменительного уровня, приведшие в основном к негативному опыту функционирования особых экономических зон в нашей стране, вместо ожидаемых быстрых положительных результатов. Особые экономические зоны России используются хозяйствующими субъектами в основном для получения льгот, а не для осуществления деятельности в данной особой экономической зоне.

     Методологическую основу исследования составил анализ учебной, научной литературы, а также электронных источников информации.

     Цель заключается  в рассмотрении особых экономических  зон России и возможностей, которые они предоставляют .

     Объект исследования – особые экономические зоны Российской Федерации.

     Предмет исследования – порядок функционирования особых экономических зон.

     Для реализации цели  были поставлены следующие задачи:

  • изучить понятие и сущность особых экономических зон;
  • рассмотреть классификацию особых экономических зон;
  • изучить роль особых экономических зон в региональном развитии;
  • выявить проблемы функционирования особых экономических зон в России.

     Степень изученности проблемы. Среди авторов, занимающихся проблемами развития особых экономических зон как в России, так и за рубежом, можно назвать А. Басенко, И. Батугана, Р. Белоусова, Ж. Будевиля, Л. Вардомского, А. Горбунова, А. Городилова, А. Громова, Т. Данько, С. Дерюгину, Н. Доронину, А. Капустина, Б. Леонидова, В. Мау, С. Овчинникову, В. Савина, В. Сенчагова, И. Фаминского, М. Шестакова и др.    

     Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения  и списка литературы.

    

 

 

 

1. Теоретико-экономические основы  функционирования особых экономических  зон

1.1 Понятие и сущность особых экономических зон

     В соответствии  с Международной конвенцией по  упрощению и гармонизации таможенных  процедур (Киото, 18 мая 1973 г.) под особой  зоной (или «зоной-франко») понимается  часть территории страны, на которой  товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности») и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, особая (или свободная) экономическая зона – это часть территории страны с особым действующим режимом для отечественного и иностранного бизнеса.

     Определяющее  этот режим специальное законодательство, регулирующее деятельность хозяйствующих  субъектов в свободной экономической  зоне, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; административный режим; лицензирование; визовое оформление; банковская деятельность; имущественные отношения (в том числе касающиеся прав на землю на территории особой экономической зоны); предоставление концессий; гарантии прав инвесторов; управление свободной зоной. Определенную специфику в свободной экономической зоне могут иметь также нормы трудового и социального законодательства.

     При всем  разнообразии особых экономических  зон в мире и их теоретических концепций существо данного явления состоит в создании на определенном участке страны экономического оазиса, который: имеет беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров и услуг, налоговые льготы, упрощенные административные процедуры, льготные условия для вложения иностранных инвестиций; тесно связан с мировым рынком.

     Принятый  Федеральный закон от 22 июля 2005 года  № 116-ФЗ «Об особых экономических  зонах в Российской Федерации» (далее – Закон № 116-ФЗ) трактует  это понятие аналогичным образом. Согласно ст. 2 данного Закона особая экономическая зона – определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности.1

     Несмотря  на разнообразие свободных экономических зон в мире, можно выделить несколько характерных черт, присущих любой особой зоне:

1) применение различных  видов льгот и стимулов, создающих  наиболее благоприятные условия  для вложения инвестиций и  ведения бизнеса, в том числе:

  • таможенные льготы – снижение или отмена экспортно-импортных таможенных пошлин, упрощенный порядок внешнеторговых операций;
  • фискальные льготы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Причем льготы могут затрагивать различные аспекты налогообложения - порядок исчисления налоговой базы (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, транспорт); пониженный уровень налоговых ставок по отдельным видам налогов, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения – так называемые налоговые каникулы; предоставление государством налоговых кредитов. Наиболее типичными налоговыми льготами является освобождение от подоходного налога и налога на прибыль за пять лет с момента получения первой прибыли. В следующие 5 лет компания облагается налогом в размере 50 % от действующей налоговой ставки; при этом сумма налогов, взыскиваемых в бюджет, не должна превышать 25 % дохода предприятия.
  • финансовые преференции, включающие различные формы государственных субсидий, предоставляемых как в прямом виде – за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками, средствами инфраструктуры особой зоны и т.д.
  • административные льготы, упрощающие процедуры регистрации предприятий и лицензирования на территории особой экономической зон, льготный визовый режим въезда и выезда иностранных граждан, минимизация проверок государственных контрольно-надзорных органов в течение первых 2-3 лет деятельности предприятия в особой зоне;

2) наличие локальной,  относительно обособленной системы органов управления зоной, наделенных правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;

3) всесторонняя поддержка  проекта свободной экономической  зоны со стороны центральной,  региональной и местной государственной  власти;

4) максимальная открытость свободной экономической зоны вливаниям иностранного капитала и мировому рынку.2

     На основе  анализа богатого опыта стран,  где были созданы особые экономические  зоны, можно утверждать: есть некоторые  объективные предпосылки их организации и успешного функционирования, игнорирование которых приводит либо к полному провалу проекта, либо к неадекватным экономическим результатам его деятельности. К числу таких фундаментальных условий относятся:

1) благоприятное транспортно-географическое  положение относительно внешнего и внутреннего рынка и наличие развитых коммуникаций. Как показывает практика, неэффективно создавать свободные экономические зоны в глубинных регионах крупных стран, отдаленных от транспортных узлов национального и международного масштаба;

2) наличие развитой  производственной и социальной  инфраструктуры. Сюда относятся  объекты водо- и энергоснабжения,  дороги, современные средства связи,  развитая транспортная сеть и  сфера сервиса, современные учреждения  образования, здравоохранения, культуры, досуга и т.д. Причем, как правило, обеспечить создание такой инфраструктуры для будущих инвесторов должна сама страна – организатор особой экономической зоны.

3) кадровые ресурсы,  наличие относительно дешевой  и в то же время квалифицированной рабочей силы;

4) высокий уровень  обеспечения банковскими и другими  финансовыми услугами, доступная  связь с международным финансовым  рынком;

5) отсутствие административно-бюрократических  барьеров для организации бизнеса,  в том числе с участием иностранного капитала;

6) адекватный уровень  инвестиционного барьера – то  есть того размера финансовых  вложений, которые инвестор обязан  вложить в развитие особой  экономической зоны за право  вести в ней предпринимательскую  деятельность на льготных условиях;

7) развитая и стабильная правовая основа особой экономической зоны. Как показывает практика, создание свободных зон должно основываться на базе законодательных актов, а не на быстро меняющихся решениях органов исполнительной власти;

Информация о работе Особые экономические зоны России: проблемы и перспективы развития. Роль особых экономических зон в региональном развитии