Особые экономические зоны России: проблемы и перспективы развития. Роль особых экономических зон в региональном развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Цель заключается в рассмотрении особых экономических зон России и возможностей, которые они предоставляют .
Объект исследования – особые экономические зоны Российской Федерации.
Предмет исследования – порядок функционирования особых экономических зон.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретико-экономические основы функционирования
особых экономических зон……………………………………………………...6
1.1 Понятие и сущность особых экономических зон………………………6
1.2 Классификация особых экономических зон……………………………11
2. Особые экономические зоны в России и проблемы их
функционирования………………………………………………………………14
2.1 Типы особых экономических зон в России…………………………….14
2.2 Проблемы функционирования особых экономических зон в России...16
3. Анализ деятельности особых экономических зон в России……………......24
3.1 Роль особых экономических зон в региональном развитии……………...27
3.2 Характеристика особой экономической зоны «Дубна»…………………..30

Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

1) для резидентов технико-внедренческих  ОЭЗ установлена сниженная базовая  ставка ЕСН (с 26% до 14%); ст.241 НК  РФ.

2) резиденты ОЭЗ вправе применять к основной норме амортизации на собственные основные средства специальный коэффициент, значение которого не превышает 2; ст.259 НК РФ.

3) для резидентов ОЭЗ  законом субъекта РФ налоговая  ставка налога на прибыль, подлежащего  зачислению в региональный бюджет, может быть снижена с 17,5% до 13,5%; ст.284 НК РФ.

4) резиденты ОЭЗ освобождаются  от уплаты налога на имущество  организаций в отношении имущества,  учитываемого на балансе организации,  в течение 5 лет с момента  постановки на учет данного имущества; ст.381 НК РФ.

5) резиденты ОЭЗ освобождаются  от уплаты земельного налога  в отношении приобретенных земельных  участков, которые расположены на  территории ОЭЗ, сроком на 5 лет  с момента возникновения права  собственности; ст.395 НК РФ.

6) на территории ОЭЗ действует особый таможенный режим (свободная таможенная зона).

     Таким образом, регионы, имеющие активно функционирующие технико-внедренческие зоны, потенциально выступают территориальными точками инновационного роста национальной экономики.

 

3.2 Характеристика особой экономической зоны «Дубна»

     Особая экономическая зона "Дубна" относится  к особой экономической зоне технико-внедренческого типа .

Особая экономическая зона была создана  соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. №781 на территории г.Дубна (Московская область) 18.

ОЭЗ Дубна создана  в целях развития технико-внедренческой  деятельности преимущественно в  области информационных и ядерно-физических технологий, производства новых видов  продукции и услуг.

За счет ее развития планируется  увеличение численности население  почти в полтора раза. В состав Особой Экономической зоны города Дубны  планируется включение городка  программистов – российского  центра программирования.

Механизмы реализации и  источники финансирования создания, обустройства и оснащения ОЭЗ ДУбны определены Соглашением о создании на территории города особой экономической зоны технико-внедренческого типа № 6680-ГГ/Д7 от 18 января 2006 года, заключенного между Правительством Российской Федерации, правительством Московской области и администрацией г. Дубны. 19

Основными целями создания ОЭЗ Дубны в городе являются:

  • увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичной продукции и в первую очередь в сфере информационных технологий;
  • создание современной российской модели научно-технологического парка, включающего Университет, исследовательские и инженерные центры, инновационные предприятия;
  • создание в г. Дубне центра развития и распространения культуры разработки и реализации программных продуктов.

В ходе реализации проекта  технико-внедренческой зоны будут  решаться следующие задачи:

- отработка современной  модели развития наукоградов  как ключевых элементов создаваемой  национальной инновационной системы;

- отработка механизмов  концентрации в современных условиях интеллектуальных и других ресурсов на определенной территории для решения приоритетных задач в научно-технической сфере;

- отработка механизмов  взаимодействия федеральных органов  власти, органов власти субъекта  Российской Федерации и местного самоуправления, отработка механизмов частно-государственного партнерства при реализации проектов территориального развития;

- отработка механизмов  создания и функционирования  особых экономических зон как  инструмента государственной поддержки  деятельности в сфере высоких технологий

В рамках проекта создания ОЭЗ формируются группы компаний-резидентов в области информационных технологий, проектирования сложных технических  систем, ядерно-физических, нано- и биотехнологий. Однако это не означает, что резидентами могут стать только организации, специализирующиеся только в указанных областях.

В настоящее время  ОЭЗ в г. Дубне насчитывает 50 компаний-резидентов и является лидером среди особых экономических зон по их количеству.

План развития ОЭЗ  Дубны предусматривает не только строительство инженерной, транспортной и инновационной структуры, но и  программу размещения жилья на прилегающей  территории, развитие социальной инфраструктуры, включающей детские дошкольные учреждения, школу, поликлинику, спорткомплексы, гостиничные комплексы.

Ключевыми показателями развития ОЭЗ должны стать количество резидентов, объемы выпускаемой продукции, размер частных инвестиций, а также  минимизация административных барьеров для инвесторов.

     Позитивное воздействие на развитие российских особых зон, бесспорно, окажет более тесное сотрудничество со странами, занимающими лидирующие мировые позиции в сфере высоких технологий, а также с ведущими инновационно-ориентированными транснациональными корпорациями.

 

3.3 Перспективы развития особых экономических зон в России

     В современных условиях требуется пересмотр политики зонирования на основе экономической целесообразности, необходимого профессионализма и более конструктивного использования мирового опыта.

     Очевидно, что только часть ранее созданных особых экономических зон (ОЭЗ) может сохранится в новых, более жестких условиях рыночных отношений. Чтобы привлечь инвесторов, как иностранных, так и российских, надо отказаться от территориальной аморфности и более четко определить модель развития ОЭЗ.

     Вместе с тем это не означает, что у российских ОЭЗ совсем нет будущего. Некоторые из них имеют право на существование при проведении корректировки своей политики и функциональной направленности. Перспективными представляются ОЭЗ Санкт-Петербурга и Выборга, особенно первая, если создать на ее основе несколько небольших припортовых и технологических зон. Например, как это сделано в зоне свободного предпринимательства Ленинградской области, где одна большая зона разделена на 13 субзон. Хорошие перспективы у ОЭЗ "Шерризон" - российского варианта ОЭЗ "Шеннон". Пока здесь многое находится в процессе становления, но активно ведущееся обустройство прилегающей к международному аэропорту "Шереметьево" территории, быстро и масштабно осуществляемые работы по созданию общей инфраструктуры, складских помещений и экспортоориентированных производств в сочетании с продуманным технико-экономическим обоснованием проекта обещают ему в будущем успех. Создание и успешное функционирование "Шерризон" может повлечь за собой образование аналогичных зон в районе аэропортов "Домодедово" и "Внуково".

     Ключевыми показателями развития ОЭЗ должны стать количество резидентов, объемы выпускаемой продукции, размер частных инвестиций, а также минимизация административных барьеров для инвесторов.20

     Позитивное воздействие на развитие российских особых зон, бесспорно, окажет более тесное сотрудничество со странами, занимающими лидирующие мировые позиции в сфере высоких технологий, а также с ведущими инновационно-ориентированными транснациональными корпорациями.

     Перспективной формой ОЭЗ могут быть технопарки, что в значительной степени объясняется особенностями взаимоотношений науки и производства в нашей стране. Отечественная наука занимает приоритетные позиции в ряде высокотехнологичных отраслей, в особенности в фундаментальных исследованиях. Однако до сих пор остается неразрешимой проблема интеграции науки и производства. Из-за несовершенства хозяйственного механизма предприятия промышленности и сельского хозяйства почти не используют достижения научно-технического прогресса. Наука, как и производство, сильно монополизирована. Не существует институтов и инфраструктуры венчурного бизнеса, т.е. специализированной предпринимательской деятельности, обслуживающей продвижения новшеств от научной идеи до ее практического освоения. В этих условиях связующим звеном между наукой и производством могут быть технологические парки с исследовательскими центрами различной ведомственной принадлежности, в которых будут заняты десятки тысяч высококвалифицированных специалистов, обладающих многолетним опытом в важнейших областях знаний.21

     Создание технопарков могло бы не только привести к организации отдельных высокотехнологичных производств, но и содействовать расширению и диверсификации российского экспорта. Технопарки с участием иностранного капитала могли бы дать значительный народнохозяйственный эффект: обеспечить дополнительный приток валютных средств за счет экспорта высокотехнологичной продукции; способствовать развитию отечественной промышленности, которая, будучи неспособной первой интегрировать достижения науки и техники в производство, воспользуется плодами деятельности технопарков, приобретая на внутреннем рынке их высокотехнологичную продукцию; поможет ослабить "утечку умов". Кроме того, технопарки, создаваемые и на базе бывших закрытых городков ВПК, могли бы несколько облегчить проблему конверсии военных отраслей и проблему занятости.

     Другое стратегически оправданное направление – реализация транспортно-географического положения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание здесь широкой сети свободных таможенных зон не только бы ускорило интеграцию России в мировую экономику, но и притянуло бы к ней крупные потоки товаров и капиталов, которые ныне направляются в аналогичные зоны зарубежных стран Черноморья и Азиатско-Тихоокеанского региона.

     Наконец, богатые природными ресурсами, но не имеющие особого выигрышного положения зоны (Кемеровская область, Алтайский и Забайкальский край) могут быть преобразованы в ряд крупных концессионных участков. Основное внимание здесь следует уделять не столько традиционным для ОЭЗ налоговым льготам для иностранных инвесторов, сколько заключению долгосрочных инвестиционных контрактов на разработку минеральных ресурсов с гибкой шкалой раздела продукции, что способствовало бы притоку иностранного капитала в другие отрасли местной промышленности и социальной сферы.

     Деятельность особых экономических зон в Российской Федерации трудно оценивать однозначно. С одной стороны, российский опыт создания ОЭЗ можно назвать неудачным. В погоне за получением льгот по привлечению инвестиций местные власти не принимали во внимание возможную эффективность функционирования зоны и ее влияние на экономику региона в долгосрочной перспективе. Неудивительно, что подавляющее большинство созданных ОЭЗ де-факто прекратили свое существование. Но, с другой стороны, вряд ли стоит полностью отказываться от практики создания ОЭЗ в будущем. При грамотной политике и учете специфики нашей страны деятельность ОЭЗ может способствовать ускорению научно-технического прогресса, росту выпуска наукоемкой продукции. При этом нельзя рассматривать ОЭЗ как панацею для оздоровления экономики страны в целом, в подавляющем большинстве случаев подобные образования помогают успешно решать локальные и региональные экономические и социальные задачи. Однако для этого в государстве должна быть разработана четкая правовая основа, так как неконтролируемый процесс создания разнообразных зон экономического благоприятствования может нарушить баланс между регионами страны, что особенно опасно для такого крупного федеративного государства, как Россия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Особая (или свободная) экономическая зона – это часть территории страны с особым действующим режимом для отечественного и иностранного бизнеса.

     Определяющее этот режим специальное законодательство, регулирующее деятельность хозяйствующих субъектов в свободной экономической зоне, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; административный режим; лицензирование; визовое оформление; банковская деятельность; имущественные отношения (в том числе касающиеся прав на землю на территории особой экономической зоны); предоставление концессий; гарантии прав инвесторов; управление свободной зоной. Определенную специфику в свободной экономической зоне могут иметь также нормы трудового и социального законодательства.

     К настоящему времени в РФ созданы 24 зоны, из них: 4 промышленно-производственные, 4 технико-внедренческие, 13 туристско-рекреационных и 3 портовые (в том числе «Ульяновск», «Мурманск»).

     Анализ функционирования свободных экономических зон в РФ свидетельствует о том, что данные формы пока еще не на должном уровне выполняют свое основное функциональное предназначение - быть центрами динамичного экономического роста, эффективного решения задач территориального развития и на этой основе обеспечивать сопряженное развитие других регионов. Одна из причин связана с недостаточной продуманностью вопросов их создания и, в частности, размещения.

     По мнению  ученых, в России необходимо создавать различные зоны для решения конкретных социально-экономических проблем того или иного региона. Пока в России не существует продуманной политики зонирования.

     Эффективное функционирование особых экономических зон во многом связано не столько с географическими аспектами их размещения, сколько с определением и выполнением определенных условий и правил, характерных для таких территорий.

     В настоящее время в российском законодательстве и практике можно выделить два типа особых экономических зон (ОЭЗ):

1) ОЭЗ, учрежденные  для ряда регионов федеральным  центром на внеконкурсной основе  и на фиксированный срок (15-25 лет);

2) ОЭЗ, создаваемые на бессрочный период на ограниченной территории по инициативе субъектов РФ и прошедшие конкурсный отбор.

     К первой группе относятся две ОЭЗ, образованные в Магаданской и Калининградской областях в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 года № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» и Федеральным законом от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области».

Информация о работе Особые экономические зоны России: проблемы и перспективы развития. Роль особых экономических зон в региональном развитии