Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:00, курсовая работа
Цель заключается в рассмотрении особых экономических зон России и возможностей, которые они предоставляют .
Объект исследования – особые экономические зоны Российской Федерации.
Предмет исследования – порядок функционирования особых экономических зон.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретико-экономические основы функционирования
особых экономических зон……………………………………………………...6
1.1 Понятие и сущность особых экономических зон………………………6
1.2 Классификация особых экономических зон……………………………11
2. Особые экономические зоны в России и проблемы их
функционирования………………………………………………………………14
2.1 Типы особых экономических зон в России…………………………….14
2.2 Проблемы функционирования особых экономических зон в России...16
3. Анализ деятельности особых экономических зон в России……………......24
3.1 Роль особых экономических зон в региональном развитии……………...27
3.2 Характеристика особой экономической зоны «Дубна»…………………..30
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………38
8) предоставление инвесторам, в том числе иностранным, четких государственных гарантий сохранности их инвестиций и иного имущества, расположенного на территории особой зоны;
9) чрезвычайно важный факт – формирование специальных органов управления и четкое разделение их полномочий и сферы ответственности с другими органами центральной, региональной и местной власти;
10) в целом благоприятный
инвестиционный климат в
Следует
понимать, что создание свободной
зоны отнюдь не является
Однако
если в результате продуманной
программы развития зоны и
совместных усилий государства
и частных инвесторов проект
начинает успешно работать и
приносит плоды, его
1.2 Классификация особых
Особые экономические
зоны могут быть
1) По функциям:
2) По степени интеграции в экономику:
3) По системам льгот:
Таким образом, особая (или свободная) экономическая зона – это часть территории страны с особым действующим режимом для отечественного и иностранного бизнеса. Определяющее этот режим специальное законодательство, регулирующее деятельность хозяйствующих субъектов в свободной экономической зоне, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; административный режим; лицензирование; визовое оформление; банковская деятельность; имущественные отношения (в том числе касающиеся прав на землю на территории особой экономической зоны); предоставление концессий; гарантии прав инвесторов; управление свободной зоной. Особые экономические зоны могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.
2. Особые экономические зоны в России и проблемы их функционирования
2.1 Типы особых экономических зон в России
Началом существования особых экономических зон в России можно считать 90-е годы прошлого века. Создатели концепции особых экономических зон полагали, что их существование будет стимулировать развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.
С начала 1990-х годов российские власти выделяли на территории страны зоны с более благоприятным, чем в среднем по стране, налоговым режимом и льготами. Такие зоны учреждались различных размеров: от локальных площадок до муниципальных образований и отдельных субъектов федерации. По практике 1990-х годов ряд из этих территорий (например, Алтай, Калмыкия, Ингушетия) превратились в центры прибыли, где инвесторы регистрировались только с целью минимизации и ухода от налогов, а не для организации производств.
В 2000-е годы практика 1990-х годов была признана неэффективной и все прежние льготные зоны, за исключением одной (в Калининградской области), были ликвидированы.7
В 2005 году в РФ начался новый этап создания особых экономических зон. 22 июля 2005 года был принят федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Принципиальное отличие новых зон от прежних – только локальные размеры (не более 100 кв км), полный запрет на проживание населения на территории зон, таможенное обустройство границ зон.
В конце 2005 года Министерство экономического развития и торговли РФ подвело итоги конкурса по заявкам на создание зон. Всего было подано 73 заявки из 43 регионов РФ. Из них по итогам конкурса были отобраны 6. В январе 2006 года в соответствии с федеральным законом № 116-ФЗ были созданы первые 6 особых экономических зон.
Все компании-резиденты зоны должны быть зарегистрированы на территории соответствующего муниципального образования как российские юридические лица. Для них действует упрощенный порядок прохождения бюрократических процедур и ряд налоговых и таможенных льгот, в частности, возможен беспошлинный ввоз товаров, необходимых для производства, и беспошлинный экспорт товаров собственного производства. Кроме того, государство оказывает поддержку в строительстве на территории зон объектов инфраструктуры.
Зоны подразделяются на 4 типа: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Основная цель промышленно-производственных зон – развитие промышленного производства, технико-внедренческих – разработка новых технологий, туристско-рекреационных – развитие туризма, портовых – стимулирование развития морских и авиационных портов.8
Срок действия зон ограничивается 20 годами (кроме технико-внедренческих, срок действия которых – 15 лет).
К настоящему времени в РФ созданы 24 зоны, из них:
По состоянию на 1 января 2011 года, в особых экономических зонах были зарегистрированы 257 инвесторов. Объём государственных инвестиций в развитие зон составил 45 млрд рублей, объём заявленных частных инвестиций – более 200 млрд рублей. К 2010 году совокупный объём продукции, произведённой в зонах, составил 31,4 млрд рублей.
2.2 Проблемы функционирования особых экономических зон в России
Анализ функционирования свободных экономических зон в РФ свидетельствует о том, что данные формы пока еще не на должном уровне выполняют свое основное функциональное предназначение - быть центрами динамичного экономического роста, эффективного решения задач территориального развития и на этой основе обеспечивать сопряженное развитие других регионов. Одна из причин связана с недостаточной продуманностью вопросов их создания и, в частности, размещения.9
Где нужно создавать зоны? Этот вопрос оказался не столь прост, как представлялось первоначально. Сегодня очевидно, что достижение желаемых результатов от процессов зонирования связано с оптимальным выбором места их размещения.10
По мнению ученых, в России необходимо создавать различные зоны для решения конкретных социально-экономических проблем того или иного региона. Пока в России не существует продуманной политики зонирования, в отличие, например, от Китая, где складывается иная ситуация. Государственная политика Китая в отношении особых экономических зон прошла к настоящему времени три этапа. Суть ее сводится к формированию стройной, многоярусной и многоканальной системы открытости внешнему миру по всем направлениям, обеспечивающей сочетание интересов страны и отдельных ее регионов (приморских, пограничных, приречных) с внутренними. Главную роль в создании особых экономических зон в Китае играет государство. Именно Государственный комитет по инвестициям и интеграции проводит экспертизу региона на предмет его пригодности к размещению на его территории особых экономических зон. В оценке учитываются следующие критерии: уровень развития инфраструктуры; степень удаленности региона от аэропортов, морских портов, их пропускная способность, величина арендной платы за землю, здания, сооружения; условия снабжения электричеством, водой, сырьем и материалами, включая цены на них; состояние и перспективы развития информационных, транспортных коммуникаций; обеспеченность необходимыми трудовыми ресурсами и возможность снижения уровня безработицы; уровень возможной конкурентоспособности предлагаемого к производству товара на мировом рынке; потенциальные возможности объемов производства; степень реального привлечения из-за рубежа капитала, техники, технологий; окупаемость расходов на создание и эксплуатацию особых экономических зон. Безусловно, такой подход отличается серьезными намерениями и говорит о тщательной продуманности очень многих моментов для создания и функционирования зон.11
Эффективное функционирование особых экономических зон во многом связано не столько с географическими аспектами их размещения, сколько с определением и выполнением определенных условий и правил, характерных для таких территорий.
Мировой опыт свидетельствует, что особые экономические зоны заняли важнейшее место в обеспечении экономического роста многих стран мира. Россия в этом списке не должна быть исключением.
Однако подавляющее большинство созданных на территории Российской Федерации особых экономических зон оказались нежизнеспособными.
Причин называется достаточно много. Факторами, обусловившими слабость подобных образований, стали следующие.
Это и слишком большие размеры территории особых экономических зон, нахождение большинства особых экономических зон во внутренней части страны, отрицательное воздействие особых экономических зон на экономику региона, отсутствие четкого контроля со стороны государственных органов, игнорирование зарубежного опыта зонирования, отсутствие серьезной разработки данного вопроса на федеральном уровне, сделавшее возможным злоупотребления на территории особых экономических зон, недостаточное использование возможностей, предоставляемых режимом экономического благоприятствования, и другие проблемы.
Анализ опыта свободных экономических зон в Российской Федерации, их специфики привел к выводу о том, что одним из ключевых факторов, который не позволил данному институту занять должное место в отечественной экономике и который и до сих пор тормозит у нас нормальный процесс зонирования, является отсутствие полноценного нормативно-правового обеспечения их создания и развития.12
Конечно, определенная правовая база имеется. Вместе с тем, эти законодательные акты регулируют отношения на конкретной территории и не могут быть правилом для других регионов.
Определение цели особой экономической зоны зависит от ее вида. Например, свободная экономическая зона в Калининградской области - это комплексная зона, в которой сочетаются множество направлений предпринимательской деятельности для решения целого ряда перспективных задач развития отдельных регионов и страны в целом на основе развертывания новых производств для внутреннего рынка и экспорта.
Анализ целей создания таких свободных экономических зон, как «Даурия», «Алтай» и других, также позволяет отнести их к комплексным. Характерно, что регионы, в границах которых созданы данные зоны, являются депрессивными территориями. Если в самом общем плане сформулировать цели таких комплексных зон, которые регулируются на федеральном уровне, то они состоят в содействии решению региональных проблем: модернизации производственных объектов, конверсии предприятий оборонного комплекса, организации новейших высокотехнологичных производств, совершенствовании структуры регионального экспорта, накоплении валютных фондов, развитии социальной инфраструктуры, расширении сферы услуг, повышении в целом уровня жизни населения в пределах территориального образования.