Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 19:17, отчет по практике
Целью прохождения практики являлось закрепление и углубление знаний, полученных в процессе теоретического обучения, и получение необходимых умений и навыков по специальности.
Были поставлены и впоследствии реализованы следующие задачи практики:
изучение деятельности Банка в целом и деятельности отдела по обслуживанию на финансовых рынках в частности;
расширение и закрепление теоретических знаний по изученным экономическим дисциплинам;
освоение методов экономической работы;
приобретение практического опыта финансово-экономической работы.
Интересен новый продукт Сбербанка, появившийся в 2011 г. - «Единый договор банковского обслуживания» — клиенты по упрощенной процедуре заключают договор банковского обслуживания сразу на комплекс банковских услуг без заключения отдельных двусторонних договоров. В настоящее время в этот комплекс входят следующие услуги:
Для многофилиальных и холдинговых компаний существуют продукты «Единый остаток» и «Овердрафт с общим лимитом». Среди предоставляемых индивидуальных услуг — интеграция с учетной системой холдинга через унифицированный платежный шлюз, что позволяет холдингу централизовать расчетно-кассовое обслуживание дочерних и зависимых обществ. Внедрена централизованная система «СбербанкКорпор@ция» — ИТ-платформа для дальнейшего расширения продуктовой линейки для холдингов.
Центральный Банк РФ регулирует практику управления кредитными рисками в банке путем издания различных нормативных актов. Представим основные из них в виде иерархии:
Устанавливает числовые значения и методику расчета обязательных нормативов банков, касающихся кредитных рисков: норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6), норматив максимального размера крупных кредитных рисков (Н7), норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (Н9.1) и норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка (Н10.1).
Устанавливает меры воздействия, которые могут быть применены к банкам за несоблюдение обязательных нормативов, в том числе устанавливающих размер кредитных рисков.
2.1. Положение Банка России от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»
Устанавливает нормативные требования к формированию резервов на возможные потери по ссудам и требования к оценке кредитных рисков.
2.2. Положение Банка России от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»
Устанавливает правила организации внутреннего контроля в кредитных организациях, осуществляемого, в частности, в целях управления банковскими рисками. В п.3.1. данного Положения отмечено, что система внутреннего контроля кредитной организации должна включать в себя контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и оценку банковских рисков.
3.1. Указание Банка России от 03.06.2010 № 2459-У «Об особенностях оценки кредитного риска по отдельным выданным ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности»
Дополняет Положение № 254-П некоторыми особенностями и правилами оценки кредитного риска и оценки качества обслуживания долга.
3.2. Указание Банка России от 30.04.2008 № 2005-У «Об оценке экономического положения банков»
Устанавливает систему показателей и правила их расчета для оценки экономического положения банков, в которые входят, в том числе, правила оценки качества активов и качества управления и соответствующие им показатели: качества ссуд, риска потерь, концентрации крупных кредитных рисков, системы управления рисками, состояния внутреннего контроля и прочие. Таким образом, в Указании отмечается зависимость экономического положения банка от качества кредитного портфеля и качества управления рисками и устанавливаются правила их оценки.
В Письме даны рекомендации относительно оценки кредитного риска, в частности рекомендовано принимать во внимание некоторые существенные факторы, которые могут повлиять на классификацию ссуд, и правовые, экономические и организационные аспекты, связанные с возможностью реализации кредитной организацией прав, вытекающих из обеспечения по ссуде (реальность залога, принадлежность его лицу, предоставившему обеспечение и др.).
4.2. Письмо Банка России
от 23.03.2007 № 26-Т «Методические
Разъясняется процедура проведения проверки и оценки системы управления банковскими рисками в кредитной организации уполномоченными представителями (служащими) Банка России. Кредитной организации следует обратить внимание на эти показатели оценки и привести свою деятельность в соответствие устанавливаемым требованиям.
4.3. Письмо Банка России от 23.06.2004 № 70-Т «О типичных банковских рисках»
В документе дается определение рискам, присущим банковской деятельности, в том числе и определение кредитного риска, необходимое для понимания его сущности.
Таким образом, Центральный Банк регулирует практику управления кредитным риском путем установления обязательных нормативов, стандартов организации и деятельности служб внутреннего контроля и управления рисками, требования к методикам оценки рисков и качества ссуд, нормативных требований к формированию резервов на возможные потери по ссудам.
ОАО «Сбербанк России», как и любой другой коммерческий банк, также регулирует практику риск-менеджмента, создавая внутренние документы, касающиеся различных вопросов управления рисками. Рассмотрим их:
Политика определяет основные цели и задачи интегрированного управления рисками в Группе ОАО "Сбербанк России" на совокупной основе, принципы его организации и функционирования, участников процесса, их задачи, полномочия и ответственность.
Документ определяет политику ОАО «Сбербанк России» в сфере управления кредитными рисками, в том числе цели и задачи банка в области управления кредитными рисками, основные требования к организации управления кредитными рисками в центральном аппарате и территориальных банках, принципы построения системы управления кредитным рисками, основных участников процесса управления кредитными рисками, их полномочия и ответственность, основные методы регулирования кредитного риска.
Положения этого документа являются основой для организации работы по управлению кредитными рисками в центральном аппарате и в территориальных банках Сбербанка России.
Политика определяет основные нормы, принципы и правила организации и функционирования управления рыночным и кредитным рисками операций на финансовых рынках в Группе ОАО "Сбербанк России" на совокупной основе, ключевые процессы, полномочия основных коллегиальных органов и структурных подразделений Банка в части управления рыночным и кредитным рисками операций на финансовых рынках.
В части управления кредитным риском положения Политики распространяются на все операции на финансовых рынках, совершаемые всеми организациями-участниками Группы.
Эти три документа закладывают основы управления кредитным риском в банке, по содержанию их положения не противоречивы и носят уточняющий характер.
Документ раскрывает концепцию кредитной политики Банка на период, принципы организация кредитной работы в Банке и основные признаки формируемого кредитного портфеля. Примечательно, что этот документ не издается на ежегодной основе, хотя должен, – после 2010 г. нового документа, касающегося кредитной политики, не было разработано.
Следующей группой документов являются Положения об организационных структурах, занимающихся совершенствованием и реализацией кредитной политики и управлением кредитными рисками:
Целью деятельности Комитета является совершенствование и обеспечение реализации кредитной политики Банка.
Целью деятельности Комитета является обеспечение реализации кредитной политики Банка в области кредитования юридических лиц и физических лиц.
Целью деятельности данных Комитетов является обеспечение реализации кредитной политики Банка.
Положение определяет организационную структуру подразделений андеррайтинга, функции и ответственность участников процесса андеррайтинга корпоративных кредитных рисков, принципы присвоения и отзыва категорий андеррайтеров.
Положение разработано в соответствие с требованием п. 15.1 Устава Банка и определяет основные принципы организации системы внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью в ОАО "Сбербанк России", а также определяет состав органов и подразделений Банка, ответственных за осуществление внутреннего контроля и оценку его состояния.
Положение учитывает требования надзорных и регулятивных органов в части организации внутреннего контроля в кредитных организациях, а также принципы оценки системы внутреннего контроля банков, определенные Базельским комитетом по банковскому надзору.
Итак, вышеперечисленные документы определяют структуры, ответственные за реализацию кредитной политики, и структуры, обеспечивающие оценку рисков и контроль за соблюдением разработанных основ кредитной политики.
Настоящий Регламент разработан в целях определения в банке общих принципов классификации ссуд при создании и уточнении размера резерва, отнесения ссуд к безнадежным и их списания за счет резерва на возможные потери по ссудам; полномочий коллегиальных органов Банка при принятии решений об уточнении классификации ссуды и отнесении ее к более высокой категории качества, списании безнадежной задолженности; участников процесса создания и использования резерва на возможные потери по ссудам, их полномочий и ответственности.
Этот документ разработан в соответствии с Положением №254-П и является основным внутренним документом, регулирующим практику создания и использования резерва на возможные потери по ссудам.
Еще одной группой документов являются Методики, касающиеся различных аспектов управления кредитным риском. Далее представлены основные из них:
Методика определяет показатели качества розничного кредитного портфеля, а также критерии определения Статуса зоны качества розничного кредитного портфеля подразделения ОАО "Сбербанк России" (красная, желтая, зеленая, серая зоны).
Информация о работе Отчет по практике на базе Волгоградского отделения № 8621 ОАО «Сбербанк России»