Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:55, отчет по практике
Цель практики менеджмента – получение практических навыков и закрепление теоретических знаний в области экономики, накопленных за период обучения в институте путем практического их применения, а также выполнение индивидуального задания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
Ознакомиться с деятельностью организации.
Изучить внутреннюю и внешнюю среду организации.
Провести финансовый анализ организации.
Описать существующие в организации системы учета, планирования, мотивации, контроля, налогообложения.
Определить проблемную область организации.
Выполнить индивидуальное задание.
Содержание
Для прохождения практики была выбрана макаронная фабрика ОАО «САОМИ».
Цель практики менеджмента – получение практических навыков и закрепление теоретических знаний в области экономики, накопленных за период обучения в институте путем практического их применения, а также выполнение индивидуального задания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
Тема индивидуального задания – изучить процесс внедрения системы контроллинга на ОАО «САОМИ». Проанализировать необходимость и возможность ее внедрения в организации.
Рыночная экономика требует новых подходов к управлению организацией: на первый план выходят экономические, рыночные критерии эффективности, повышаются требования к гибкости управления. Экономическая среда в настоящее время крайне нестабильна. НТП и динамика внешней среды заставляют современные организации превращаться во все более сложные системы. Для обеспечения управляемости таких систем необходимы новые методы, соответствующие сложности внешней и внутренней сред организаций. Новым словом в управлении стало появление контроллинга, как функционально обособленного направления экономической работы в организации, связанного с реализацией финансово-экономической функции в менеджменте, обеспечивающей принятие оперативных и стратегических управленческих решений.
Современное планирование в организациях, а особенно стратегическое планирование невозможно без современных методов оперативного и стратегического контроллинга. Контроллинг управляет, контролирует и корректирует оперативными и стратегическими аспектами в планировании, формирует и управляет системой учета и внутренней отчетности.
В ближайшее время и в России контроллинг должен занять достойное место в системе управления предприятием макаронной промышленности. Этому должна содействовать необходимость введения системы антикризисного управления на многих предприятиях. Антикризисная программа ориентирована на реформирование организации. Стратегия реформирования, антикризисного управления предполагает внедрение в реформируемых организациях долгосрочного внутреннего планирования. Опыт зарубежных фирм доказывает стратегическую связь долгосрочного планирования с системой контроллинга.
Важную роль контроллинг играет в развивающихся инновационных процессах в организациях. Процессы создания и внедрения новой продукции уже сегодня эффективно контролируются и управляются службами контроллинга в России и за рубежом.
Находясь на пересечении учета, информационного обеспечения, контроля и координации, контроллинг занимает особое место в управлении организацией: он связывает воедино все эти функции, интегрирует и координирует их, причем не подменяет собой управление организацией, а лишь переводит его на качественно новый уровень. Контроллинг является своеобразным механизмом саморегулирования в организации, обеспечивающим обратную связь в контуре управления.
Все это указывает на актуальность темы индивидуального задания.
При оформлении отчета была использована отечественная и переводная литература по теме индивидуального задания, а также материалы, полученные из средств массовой информации.
Элементы сводной информации |
Содержание |
Полное название
организации (с указанием организационно- |
Открытое акционерное общество (ОАО) «Смоленское Акционерное Общество Макаронных Изделий» |
Вид деятельности организации по ОКВЭД |
15.85 Производство макаронных изделий. |
Форма собственности |
Акционерная |
Тип организационной структуры |
линейно-функциональная |
Размер организации, число сотрудников |
150 человек |
Рентабельность продаж и рентабельность активов за 2008 г., 2009 г. и 2010 г. |
Рентабельность продаж: 1,8-4,6-13,5 Рентабельность активов: 3,1-12,8-19,7 |
Миссия |
Не определена |
Стратегические цели |
-выпуск нового продукта – фасованные крупы -улучшение имиджа компании -проникновение на новые рынки и увеличение охвата на старых |
Конкурентная стратегия |
Сфокусированные низкие издержки |
Основной вид продукта/услуги |
Макароны групп «А» и «В» |
Рыночная доля на Смоленском рынке макаронных изделий группы В |
50% |
Вид конкуренции
на рынке основного продукта/ |
Чистая конкуренция |
Оценка финансового состояния организации (предприятия) |
Платежеспособная Финансово-устойчивая Неудовлетворительная деловая активность Рентабельная деятельность Неактивная деятельность на фондовом рынке |
Описание отдела, в котором студент проходил практику, и его взаимосвязь с другими отделами |
Отдел продаж занимается
сбором и анализом информации о рынке
и конкретных конкурентах, процессом
ценообразования и участвует
в разработках и Взаимосвязь: - предоставление отделу логистики заявок от клиентов и планов продаж - предоставление
в бухгалтерию прогноза -предоставление
отделу контроля качества |
Приобретенные навыки |
|
Проблемные области организации (предприятия) |
- пассивная маркетинговая политика (в частности, слабая реклама и продвижение товара) является причиной того, что макароны «САОМИ» мало известны конечному потребителю и в связи с этим возможности роста и расширения ограничены. - устаревающие
производственные технологии и
низкая мотивация и |
Смоленская макаронная фабрика, созданная в 1979 году в форме ОАО, с 1992 года носит название ОАО "САОМИ" (Смоленское Акционерное Общество Макаронных Изделий). Согласно ОКВЭД деятельность рассматриваемого акционерного общества относят к разделу D – обрабатывающие производства, подразделу DA – производство пищевых продуктов, включая напитки и табака, группировке 15.85 – производство макаронных изделий.
Сейчас это одна из ведущих организаций отрасли - лидер по продаже макаронных изделий в ряде западных областей России и Республике Беларусь. «САОМИ» обладает значительными производственными фондами и на сегодняшний день входит в десятку лучших в отрасли. Производственные мощности фабрики превышают 20 тыс. тонн макаронных изделий в год [1].
Тридцатилетний опыт работы позволяет ОАО «САОМИ» успешно сочетать проверенные временем традиции с новыми технологиями.
Высокие стандарты качества достигаются благодаря мощной производственной базе (установлено оборудование ведущих итальянских фирм Braibanti и PAVAN) и использованию отборного сырья (макаронной муки из твердых сортов пшеницы (дурум) от ведущих мукомольных производств России). Фабрика производит также высококачественные макаронные изделия из муки пшеничной хлебопекарной высшего сорта. Продукцию под торговой маркой «САОМИ» отличает не только стабильно высокое качество, но и широкий ассортимент: в настоящее время выпускается более двадцати наименований макаронных изделий [1].
Одной из главных характеристик организации является организационная структура – линейно-функциональная. Организационная структура ОАО «САОМИ» представлена на рисунке А.1
Основываясь на организационной структуре, представим основные отделы организации и перечислим их функции в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Основные функции подразделений ОАО «САОМИ»
Подразделение |
Кому подчиняется подразделение |
Основные функции |
Бухгалтерия |
Главный бухгалтер |
Ведение бухгалтерского учета. Учет движения материальных средств. Проведение инвентаризации. Инкассация наличного оборота (зарплата, командировки и т.д.). |
Отдел продаж |
Директор по продажам |
Маркетинговые мероприятия Продажа продукции |
Планово-экономический отдел |
Главный экономист |
Составление оперативных планов. Формирование бюджета организации. Контроль исполнения планов. |
Производственно- |
Директор производства |
Процедуры производства Гарантированный контроль процессов. Испытание опытных образцов, подготовка производства. Оценка сертификации продукции. Планирование производства. |
Отдел кадров |
Начальник отдела |
Набор персонала. Обучение. Консультации |
Отдел контроля качества |
Начальник отдела |
Проверка процедур производства, всех стадиях. Проверка оборудования. |
Отдел логистики |
Директор по логистике |
Снабжение Управление запасами Грузопереработка |
Отдел экономической безопасности |
Директор по экономической безопасности |
Обеспечение безопасности Контроль деятельности |
Миссия в организации не определена. Главной целью «САОМИ», как и любой коммерческой организации, является регулярное получение прибыли.
Стратегические цели представлены на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Стратегические цели ОАО «САОМИ»
Рассмотрим факторы, обуславливающие выбор базовой стратегии организации.
Определим эти факторы.
Так как деятельность «САОМИ» ориентирована на 2 сегмента (среднеценовой и средний «плюс») и продукция предприятия не имеет принципиальных отличий от аналогичной продукции конкурентов, то есть смысл выбрать стратегию сфокусированных низких издержек.
Проведем анализ функциональных областей предприятия, выявим сильные и слабые стороны. Представим результаты в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Сильные и слабые стороны ОАО САОМИ
Функциональная область |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1 |
2 |
3 |
Производство |
- широкий ассортимент производимой продукции; - наличие развитой инфраструктуры; - наличие собственного производства в регионе |
- изношенность основных производственных фондов; - растущая себестоимость продукции |
Маркетинг |
- привлекательный вид изделий; - улучшение потребительских свойств продукции; - наличие надежных каналов сбыта |
- отсутствие контакта с конечным потребителем; - неэффективная продвижение товара; - отсутствие единой стратегии маркетинга |
Финансы |
- осуществление инвестиций в предприятие; - стабильная и увеличивающаяся за последние годы прибыль |
- низкая оборачиваемость активов; - нехватка финансовых ресурсов; - относительная низкая рентабельность |
НИОКР |
- внедрение новой продукции из союзных компаний; - постепенное внедрение нового производственного и сопутствующего оборудования |
- низкая степень инноваций в области управления; - большой риск неудачи нововведений; - недостаток финансовых
средств для осуществления инно |
Персонал |
- рост заработной платы; - наличие квалифицированного «костяка» работников |
- высокая текучесть кадров; - низкая мотивация персонала |
На деятельность ОАО «САОМИ» влияет множество макроусловий среды бизнеса. Основными факторами, влияющими на деятельность организации, являются политические, экономические, социокультурные и технологические факторы.
Социокультурные факторы.
На деятельность организации влияет уровень безработицы, так как высокая безработица дает доступ к квалифицированным и возможно более дешевым трудовым ресурсам. Также на эффективность работы организации существенно влияет уровень образования, так как руководство организации стремится сформировать высококвалифицированный персонал.
Технологические макроусловия.
Совершенствование технологий в управлении и контроле деятельности организации обеспечивает эффективное функционирование организации, также на деятельность ОАО «САОМИ» влияет степень доступности современного высокотехнологичного оборудования для производства макарон (фасовочное оборудование, производственные линии), выполнения офисными сотрудниками работы с помощью современных персональных компьютеров. Быстрое устаревание (моральное устаревание) такого оборудования, вызванное научно-техническим прогрессом, приводит к дополнительным затратам, однако без него невозможно обойтись в условиях жесткой конкуренции.
Экономические факторы.
В настоящее время экономика страны нестабильна, в связи с всемирным финансово-экономическим кризисом, темпы роста ВВП сократились, следовательно, и уровень жизни населения снизился. Доходы населения также уменьшились, поэтому большинство людей стремится к экономии своего бюджета. Все вышесказанное приводит к снижению уровня потребления, а значит и к уменьшению прибыли организации. Высокие темпы инфляции также снижают объем продаж, и соответственно уменьшают прибыль. Однако, спрос на макаронные изделия не так зависим от экономической конъюнктуры рынка, поскольку макароны – это стратегический продукт, и при уменьшении доходов спрос не будет катастрофически падать, единственное, что будет меняться – его структура, то есть будет уменьшаться спрос на дорогие макароны высокого качества и повышаться спрос на более дешевые и менее качественные макароны.
Кроме того, из-за колебания курса рубля цены на муку на внешнем рынке нестабильны, что негативно сказывается на деятельности организаций.
Большое число отечественных и зарубежных конкурентов в большей степени влияет на деятельность рассматриваемой нами организации, поэтому при выработке своей стратегии ОАО «САОМИ» ориентируется на деятельность своих главных конкурентов, в частности, «Макфа» и «Шебекино».
Информация о работе Отчет по практике на макаронной фабрике ОАО «САОМИ»