Отчет по практике на макаронной фабрике ОАО «САОМИ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:55, отчет по практике

Описание работы

Цель практики менеджмента – получение практических навыков и закрепление теоретических знаний в области экономики, накопленных за период обучения в институте путем практического их применения, а также выполнение индивидуального задания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
Ознакомиться с деятельностью организации.
Изучить внутреннюю и внешнюю среду организации.
Провести финансовый анализ организации.
Описать существующие в организации системы учета, планирования, мотивации, контроля, налогообложения.
Определить проблемную область организации.
Выполнить индивидуальное задание.

Файлы: 1 файл

практика 4 курс, ТАня.doc

— 491.50 Кб (Скачать файл)

Отметим, что период оборачиваемости дебиторской задолженности больше периода оборачиваемости кредиторской задолженности. Это является отрицательным фактом и указывает на то, что организации необходимо привлекать дополнительные средства со стороны для погашения задолженностей перед персоналом, кредиторами, государственными внебюджетными фондами, по налогам и сборам. Однако следует отметить наметившуюся тенденцию к ускорению оборачиваемости активов, и, в том числе, дебиторской задолженности.

Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности любой организации, является рентабельность. Рассчитаем показатели рентабельности и отобразим полученные результаты в таблице 3.6.

Таблица 3.6 – Показатели рентабельности, %

Показатель

За 2007 г.

За 2008 г.

За 2009 г.

За 2010 г.

Рентабельность  активов

4,64

3,06

12,85

19,66

Рентабельность  собственного капитала

6,31

11,52

31,85

47,55

Рентабельность  продаж

0,99

1,77

4,57

13,53


Таким образом, исходя из данных таблицы 3.6 можно сделать вывод о рациональном и полном использовании собственного капитала, на что указывает высокое значение рентабельности собственного капитала. Несмотря на то, что значения рентабельности активов и рентабельности продаж относительно низки (это связано с особенностью отрасли), они увеличиваются, что является хорошей тенденцией.

 

4 Анализ реализации функций менеджмента

Описание существующей системы учета.

На ОАО «САОМИ» существует система учета в виде оперативного, статистического и бухгалтерского.

Оперативный учет представляет собой сбор текущей информации о ходе хозяйственной деятельности за короткий срок. Оперативный учет ведется по структурным подразделениям организации. Оперативный учет лишь фиксирует данные о ходе исполнения отдельных операций бeз обобщения по организации в целом.

Статистический  учет позволяет получить информацию о производительности труда в организации, коэффициенте сменности работы оборудования и работников, состоянии и движении производственных фондов на предприятии.

Бухгалтерский учет охватывает всю хозяйственную деятельность организации и ее подразделений. Данные бухгалтерского учета обязательно подтверждаются документально в строго определенной форме.

Задачами учета на ОАО «САОМИ» являются:

  1. Сбор, обработка и отражение первичных данных о хозяйственной деятельности.
  2. Систематизация данных с целью обобщения и получения итоговой информации о хозяйственной деятельности.
  3. Создание исходной информационной базы для планирования и осуществления контроля за выполнением планов.
  4. Создание информационной базы для определения места организации.

Описание системы  мотивации на ОАО «САОМИ».

На ОАО «САОМИ» работает около 150 человек.

Следует отметить, что  степень участия работников в  улучшении деятельности организации низкая. Также характерна высокая текучесть кадров, особенно в сфере производства. Это неблагоприятный факт, и руководство внедряет следующие элементы мотивации: поощрительные премии, выдача путевок, повышение заработной платы – основываясь на показателях выполнения планов.

В связи с научно-технологическим прогрессом и ростом конкуренции организация нуждается в высококвалифицированных кадрах.

Описание системы контроля на ОАО «САОМИ».

Контроль осуществляется в целях определения оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных и результатах анализа, ход выполнения различных проектов.

Предметами контроля в организации являются исполнительская деятельность и работа начальника подразделения.

Перечислим, существующие элементы затрат на ОАО «САОМИ» амортизация, материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, плата за аренду земли,  расходы на командировки, подготовка и переподготовка кадров, аудиторские услуги, обязательное и добровольное страхование, техническая поддержка программного обеспечения, услуги связи, охрана имущества.

На «САОМИ» используется ряд информационных систем. Представим их перечень.

  1. Консультант Плюс.
  2. 1С-Предприятие.
  3. Локальная сеть внутри компании

Описание процесса калькулирования себестоимости  продукции на ОАО «САОМИ».

Объектом калькулирования  является единица продукции, калькулированная единица выражается в натуральных величинах – килограммах. Калькулирование предполагает исчисление общую суммы затрат на хозяйственную деятельность, то есть общую себестоимость как произведенной, так и реализованной продукции.

В исследуемой организации калькулирование затрат осуществляет планово-экономический отдел совместно с бухгалтерией на основе данных из производственных цехов, технического отдела, отдела логистики, отдела продаж.

При установлении цен  на продукцию учитывается ее себестоимость, формируется размер первоначальной наценки, и она корректируется с учетом рыночных цен. Кроме того, в процессе ценообразования учитывается тип продукции (фасованная или весовая), соответственно на более дорогую продукцию возможно начисление более высокой наценки. Наконец, на цену продукции влияет ценовое позиционирование продукта и наличие различных маркетинговых шагов. Установлением цен на продукцию «САОМИ» занимается отдел продаж. Для продукции «Знатные» цены устанавливает непосредственный производитель – «1-ая Петербургская макаронная фабрика». Любые изменения в цене согласовываются с управляющим головной компании «1-ая макаронная компания».

Описание проблемной области ОАО «САОМИ».

Производство  испытывает значительные трудности  – наблюдается высокая текучесть  кадров, снижается мотивация персонала, ухудшается состояние производственных фондов, некоторые из них остро нуждаются в обновлении, растет доля брака, увеличивается себестоимость продукции.

Кроме того, организация ведет недостаточно активную маркетинговую деятельность: отсутствует отдел маркетинга, его функции выполняет отдел продаж, не проводится практически никаких мероприятий по продвижению товара, компания работает в основном с уже имеющимися клиентами. Вследствие этого, многие, даже в родном регионе, не знают о существовании макаронной фабрики. Отсутствует связь с головной компанией, брэнды «Знатные» и «Экстра-М» рассматриваются потребителем как конкурентные и отдельные от компании «САОМИ».

В ходе анализа  организации были выявлены и другие проблемы, однако учитывая КФУ отрасли и нынешнее состояние экономики, можно выделить именно эти 2 основных проблемных области.

 

5 Процесс внедрения системы контроллинга на ОАО «САОМИ». Необходимость и возможность ее внедрения в организации.

Необходимость внедрения системы контроллинга на ОАО «САОМИ» вызвана рядом проблем, имеющихся в организации, а именно:

  1. Низкая оперативность информации, как следствие, планирование на ОАО «САОМИ» растянуто во времени.

Предприятие при планировании своей деятельности опирается на данные бухгалтерского и налогового учета. Такой вариант является заранее проигрышным, так как согласно законодательству предприятие закрывает НДС к 20-му числу следующего месяца, что влечет за собой закрытие всех бухгалтерских счетов и подготовку финансовой отчетности. Но реально бухгалтерская отчетность готова только к 30-му числу месяца. Эти сроки отражают крайнюю неэффективность данного подхода, потому что для успешного управления руководителю 20-го февраля не нужна информация за январь, к этому времени уже должны быть подготовлены бюджеты на март. Для эффективного принятия управленческих решений руководство должно получать оперативную информацию каждый день, а отчет за месяц - максимум в пределах 3-х дней следующего месяца. 

Кроме этого, низкая оперативность  информации вызвана слабой автоматизацией  организации, уровень которой пока недостаточен для получения информации в режиме реального времени. Внутренняя управленческая информация каждого структурного подразделения локальна и не увязана в единую систему, т.е. базы данных многочисленны и не интегрированы.  Планирование на «САОМИ» также характеризуется слабой культурой, вызванной отсутствием четкой постановки стратегических целей и задач, а значит, невозможностью спланировать конечные показатели деятельности по центрам финансовой ответственности.

  1. Процесс планирования на ОАО «САОМИ» начинается от производства, а не от сбыта продукции, соответственно, при планировании используется себестоимость произведенной, а не реализованной продукции.

Одним из ключевых факторов системы контроллинга является необходимость калькуляции себестоимости реализованной, а не произведенной продукции. При организации управленческого учета калькуляция себестоимости должна идти от стоимости единицы реализованной продукции, ценообразование на которую зависит, главным образом, от изменений внешнего рынка. На ОАО «САОМИ» же наблюдается обратный процесс. Так, в организации колеблются остатки готовой продукции, и нет грамотно построенной взаимосвязи цепочки "сбыт, запасы и производство", и в отдельные периоды в организации наблюдаются сильные расхождения между стоимостью единицы произведенной и реализованной продукции. Следовательно, та цена на товарную продукцию, которую рассчитывают в планово-экономическом отделе, в определенные периоды может приводить предприятие к существенному убытку. Поэтому для эффективных решений организации необходимо организовать реальную практическую связь между сбытом, запасами и производством продукции, основанную на расчете себестоимости реализованной продукции. 

  1. Отсутствие разделения между управлением прибылью и управлением денежными средствами. 

Данная проблема вызвана отсутствием в организации понимания различий между управлением прибылью и денежными средствами и отсутствием грамотной постановки системы управления денежными средствами компании. Прибыль организации никогда нельзя рассчитать точно, она постоянно изменяется в зависимости от принципов законодательства бухгалтерского и налогового учета, внутренних нормативных документов, системы налогообложения и других факторов. Более того, многие банкротства компаний сегодня происходят не из-за отсутствия прибыли, а из-за отсутствия у них высоколиквидных активов. Поэтому крайне важно для предприятия организовать систему управления денежными средствами, целью при планировании которых, должен стать переход от операционного планирования в финансовое. 

В настоящее время  на ОАО «САОМИ» планирование денежных средств происходит крайне неэффективно. Так, организация при планировании денежных потоков в бюджет движения денежных средств включает суммы всех бартерных операций, дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе безнадежной и не знакомо с технологией перевода отгрузки готовой продукции в приток денежных средств через коэффициенты инкассирования. Также на «САОМИ» не налажена работа бюджетного комитета и отсутствует технология внесения корректировок в бюджет движения денежных средств.

  1. Использование прямых и накладных затрат, а не переменных и постоянных. Не используется показатели "вклада на покрытие", "операционный рычаг".  В планово-экономическом отделе традиционно используется калькуляция полной себестоимости, в основе которой лежит разделение затрат на основные и накладные. Для промышленных предприятий с большой номенклатурой выпускаемой продукции наиболее целесообразным является ведение системы учета затрат по принципу директ-костинг с делением затрат на переменные и постоянные, расчетом маржинального дохода, уровня операционного рычага и с использованием усеченной калькуляции себестоимости продукции.
  2. Низкая культура анализа достижения целей. Получение прибыли является единственной целью организации.  Одной из главных ошибок является отсутствие стратегических целей развития, разбитых и закрепленных за каждым структурным подразделением компании. Важным моментом здесь будет постановка такой системы управленческого учета, которая бы сделала прозрачными данные по достижению этих целей. В настоящее время «САОМИ» не обладает грамотно разработанной стратегией развития и не всегда может точно сказать, какие показатели (кроме прибыли) отслеживаются и анализируются в центрах ответственности.

Таким образом, в условиях отсутствия грамотно поставленного учета, отчетности и планирования (в том числе финансового), учитывая слабый уровень менеджмента в целом, выраженный в отсутствие культуры принятия управленческих решений, контроля и ответственности, ОАО «САОМИ» в настоящее время не в состоянии принимать эффективные управленческие решения. Поэтому одним из главных решений существующих проблем будет разработка и успешное внедрение системы контроллинга.

Практический опыт множества организаций [11,12,13] показывает насколько увеличилась эффективность их деятельность после внедрения системы контроллинга. И необходимо заметить, что наряду с затратами, которые понесет ОАО «САОМИ» на разработку и внедрение системы, выгоды, при успешной реализации проекта будут гораздо значительнее. Тем более, что у организация имеет некоторые свободные денежные средства и имеются возможности для взятия кредита. Также, высококвалифицированный персонал будет содействовать успешной реализации проекта по внедрению системы контроллинга.

Информация о работе Отчет по практике на макаронной фабрике ОАО «САОМИ»