Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:55, отчет по практике
Цель практики менеджмента – получение практических навыков и закрепление теоретических знаний в области экономики, накопленных за период обучения в институте путем практического их применения, а также выполнение индивидуального задания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
Ознакомиться с деятельностью организации.
Изучить внутреннюю и внешнюю среду организации.
Провести финансовый анализ организации.
Описать существующие в организации системы учета, планирования, мотивации, контроля, налогообложения.
Определить проблемную область организации.
Выполнить индивидуальное задание.
Политические факторы макросреды.
Политика государства заинтересована в развитии национального рынка. Поэтому осуществление предпринимательской деятельности доступно каждому. Почти все меры правительства в области экономики направлены на укрепление и развитие торговли страны. Они помогают организациям свободно осуществлять сбыт продукции, предоставлять различные виды услуг, т.е. удовлетворять потребности населения. Существует даже отрасль права – хозяйственное право, которое контролирует и узаконивает деятельность предпринимателя. Любая коммерческая деятельность осуществляется по определенным правилам и законам. Эти законы как защищают предпринимателя, так и ограничивают свободу действий. Поэтому каждая организация, осуществляющая свою деятельность по законам и правилам, вынуждена адаптироваться к политическим факторам воздействия косвенной среды. Например, несовершенство законодательной базы может привести к затруднениям при заключении сделок и даже её отмены.
Проанализировав макроусловия бизнеса ОАО «САОМИ», можно сделать вывод, что «климат» для деятельности данной организации относительно благоприятный, однако в условиях кризиса необходимо постоянно проводить мониторинг внешней среды и адекватно реагировать на ее изменение.
К ключевым факторам успеха данного вида деятельности относятся:
- наличие интеграции (вертикальной или горизонтальной);
- использование современных
технологий производства
- обновление ассортимента в связи с меняющимися вкусами потребителя.
Мировой финансовый кризис оказал определенное влияние на деятельность организации. Во-первых, произошло удорожание кредитов, соответственно уменьшилось количество привлеченных заемных средств и сократился объем инвестиций. Во-вторых, произошло ухудшение финансового состояния некоторых покупателей. В-третьих, из-за кризиса произошло усиление и ужесточение конкуренции на рынке. В-четвертых, изменение курса рубля приводит к нестабильности мировых цен на сырье.
Макароны – традиционный вид гарнира в российских семьях, который в силу быстроты приготовления и относительной дешевизны вряд ли потеряет свою популярность в ближайшие годы, хотя в последнее десятилетие и отмечается тенденция снижения потребления макаронных изделий.
Сегодня к крупнейшим
игрокам российского рынка
Среди иностранных брэндов наиболее известны «Pasta Zara», «Semolina», «Federici», которые занимают сегмент класса «премиум».
Таким образом, российский рынок макаронных изделий характеризуется в настоящее время ростом конкуренции между российскими производителями, что вызвано рядом причин, а именно:
-ростом числа
игроков рынка благодаря
-возрастанием объема импорта;
-ростом ввода
новых производственных
-увеличением производства макаронных изделий из твердых сортов пшеницы;
-снижением потребления
населением макаронных изделий;
-возрастающим давлением
со стороны товаров-
С начала кризиса многие российские семьи стали отказываться от дорогих новомодных продуктов и отдают предпочтение «классике». Типичным примером, который наглядно иллюстрирует эту тенденцию, является рынок макаронных изделий. Здесь покупатели предпочитают более бюджетные российские изделия, отказываясь от дорогих иностранных марок, таких как Pasta Zara и Maltagliati. В период с сентября прошлого года по февраль этого года количество семей, покупающих дорогие макароны, снизилось на 15-25% [2].
Любопытно отметить, что марки макарон «для среднего класса», к примеру, «Макфа», «Шебекинские», Granmulino и «Экстра М» также потеряли часть своих потребителей – в мае 2011 года спрос на них упал на 20-25% относительно мая 2010 года.
Зато стали массово укреплять свои позиции более экономные продукты в ценовом диапазоне 23-43 руб.
Изменения в структуре потребления, связанные с сокращением доходов населения, заставят производителей макаронных изделий по новому взглянуть на ассортиментную, ценовую политику и марочный портфель. Основная докризисная тенденция - увеличение премиального сегмента макаронных изделий, скорее всего, сойдет на нет. В целом кризисные явления ударившие наиболее сильно по потребителю из среднего класса, как ни странно, окажут позитивное воздействие на спрос в целом.
Люди станут внимательнее относиться к стоимости своей потребительской корзины. Дорогие брендированные товары уступят место более дешевым аналогам, потребление еды вне дома сократится в пользу домашней трапезы, более востребованными станут продукты легкие в приготовлении и употреблении. Все эти факторы окажут стимулирующее воздействие на стагнирующий российский макаронный рынок [3].
Нынешняя ситуация на продовольственном рынке по крайней мере в ближайшем будущем будет складываться в пользу прежде всего недорогих доступных широкому кругу потребителей товаров. Макаронные изделия это один из тех видов «кризисных» продуктов, на который рядовой потребитель обращает внимание в первую очередь.
Если в середине прошлого года большинство производителей и экспертов в этой области сходилось во мнении о том, что рынок вошел в стадию стагнации, то сейчас можно смело говорить о том, что нынешний экономический кризис окажет стимулирующее воздействие на потребителя. Прежде всего, следует ожидать расширение спроса в экономичном и нижней части среднеценового сегмента макаронной продукции [4].
Что касается Смоленска, то он принадлежит к ряду городов, благодаря которым Россия иногда отдаленно напоминает Италию: как минимум 3-4 вида макаронных изделий представлено практически во всех торговых точках города, реализующих продовольственные товары. Естественно, при таком предложении возникает конкуренция между торговыми марками и отдельными производителями.
Безусловным лидером по показателю доли рынка является ОАО «САОМИ». Ему принадлежит около 50% рынка. Среди основных конкурентов можно отметить компании «Макфа» и «Шебекино» (доля около 10%) [5].
Динамика спроса на макароны в целом соответствует общероссийской динамике, то есть происходит падение спроса на макаронные изделия и в частности на продукцию «премиум» сегмента.
Жители города покупают макаронные изделия помногу и часто. Почти треть населения делает это 2-3 раза в неделю, и только 5% не покупают макароны никогда.
С учетом приведенной выше информации можно сделать следующий прогноз развития отечественного рынка макаронных изделий на ближайшие два – три года:
-емкость рынка
макаронных изделий в
-закрепление
долей за крупнейшими
-уход с рынка мелких производителей;
-изменение структуры
предложения на рынке,
Анализ внешней среды проведем с помощью модели Портера. В данной модели микросреду составляют следующие элементы: поставщики, конкуренты, потребители, потенциальные конкуренты, товары заменители. Изменение характеристик любого из этих элементов влияет на изменения, происходящие в организации.
Поставщики - сегодня макаронная отрасль испытывает сильное давление со стороны поставщиков сырья: мука является основным компонентом для производства изделий. Поэтому и стоимость товара находится в прямой зависимости от ценовой политики зерновых трейдеров и мукомольных предприятий. Многие игроки отмечают, что производителям необходима гарантия своевременных поставок сырья определенного качества. Именно поэтому компании начинают создавать зерновые холдинги. Подобные объединения позволяют повысить рентабельность производства на 2—4% за счет оптимизации логистических процессов и снижения риска простоя производства из-за нарушения поставок [3].
Потребители - вот уже второй год темпы роста на некогда динамичном макаронном рынке падают, и сегодня это всего лишь 3-5% в год. Дальнейшему развитию рынка мешают также спросовые ограничения: по данным маркетинговых исследований компании «Комкон», потребление макарон в России составляет около 5-7 кг. на человека в год – в 10 раз меньше, чем в Европе.
Специалисты макаронного рынка, как правило, выделяют следующие сегменты:
- эконом-класс (нижний ценовой сегмент);
- среднеценовой;
- средний плюс;
- премиальный.
К нижнему ценовому сегменту относятся весовые макароны категории “В”, которые занимают примерно 37% рынка (около 320 тыс.тонн). В основном это макароны, реализуемые на развес в полиэтиленовых пакетах.
Среднеценовой сегмент - это фасованные макароны группы “В” (доля рынка 23% или 200 тыс.тонн). Как правило, здесь используется фасовка в упаковки весом от 400 г до 1 кг.
Сегмент “средний плюс” - это макароны группы “А” (из твердых сортов пшеницы) с долей рынка 35% (300 тыс.тонн). В настоящее время в России макароны этой группы в основном реализуются под различными торговыми марками. Фасуются они в полипропиленовые пакеты весом до 1 кг.
И, наконец, премиальный сегмент - это макароны группы “А” с долей рынка 5% (40 тыс. тонн), в основном это макароны итальянских производителей. Стоимость 500-граммовой пачки - от 25 руб. и выше. Стоит отметить, что в стоимостном выражении совокупная доля макарон группы “А” составляет около 70% рынка.
Одна из основных тенденций отечественного продовольственного рынка, а именно - возрастание доли премиального сегмента - присуща также и сегменту макаронных изделий. Сегодня емкость премиума составляет около 40 тыс. тонн в год и сегмент продолжает расти. Некоторые российские компании уже предпринимают попытки вывести собственные премиум-продукты, но борьба с мировыми грандами отрасли - итальянскими производителями, пока идет не на равных. Действительно, за несколько столетий итальянцы успели разработать порядка 250 видов макарон и еще около пяти тысяч блюд из них. В России же, по данным ГК “Макфа”, от 20 до 33% покупателей отдают предпочтение нескольким видам макаронных изделий: собственно макаронам, а также ракушкам, вермишели короткой и длинной, спиралькам, перьям и лапше. Остальные, более экзотические виды макаронных изделий приобретают менее 15% населения. При этом 75% итальянцев едят макароны как минимум раз в неделю, тогда как в России раз в неделю потребляют макароны всего 34%. Более часто - два - три раза в неделю - этим блюдом довольствуются 12% россиян. Немаловажный момент: если ведущим отечественным производителям уже удалось поднять качество своих продуктов до уровня немецких, испанских и аргентинских производителей, то достигнуть “заоблачных” премиальных высот итальянских мастеров пока представляется невозможным. Но с учетом высокого спроса именно на итальянскую продукцию, выход видится один: производить уже существующие итальянские макаронные бренды на территории России. Успех во многом может зависеть от затрат на рекламную кампанию, которая, по оценкам экспертов рынка, составляет не менее 30% от себестоимости продукта [2].
Предпочтения российских потребителей и потретителей на Смоленском рынке представлены на рисунках 2.1, 2.2 в виде диаграмм.
Рисунок 2.1 – Предпочтения российских потребителей
Рисунок 2.2 – Предпочтения потребителей по Смоленской области
Конкуренты – в настоящее время в России насчитывается около 30 средних и крупных узкоспециализированных производителей макаронных изделий с объемом выпуска более 5 тыс. тонн в год. Кроме того, существует несколько сотен организаций, которые выпускают макаронные изделия наряду с другим ассортиментным рядом продуктов питания. Их общая доля в производстве составляет менее 2%. При этом объем производства 10 крупнейших организаций составляет более 70% рынка макаронных изделий.
Объем произведенных макаронных изделий на российском рынке за 2003-2010 гг. представлен на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 – Объем произведенных макаронных изделий на российском рынке за 2003-2010 гг.
В отрасли
наблюдается переизбыток
Сегодня,
по оценкам экспертов рынка, есть
лишь один отечественный бренд
В ближайшее время на рынке ожидается ужесточение конкуренции, которое будет сопровождаться вытеснением более слабых игроков и улучшением качества продукции сильных.
Потенциальные конкуренты – новые игроки могут занять достойное место на рынке только в случае правильного ценового позиционирования товара и удачного брендинга. Безусловно, компания, которая хочет выйти на этот рынок, должна быть готова к значительным затратам на продвижение товара.
Учитывая, что потенциал рынка довольно высок, он считается привлекательным для иностранных инвесторов, а для отечественных производителей повышается риск появления на рынке новых марок и новых конкурентов. Позиции двух марок-лидеров «Макфа» и «1МК» очень сильны на отечественном рынке, но зарубежные инвесторы могут позволить себе высокобюджетные маркетинговые программы продвижения. И тем не менее, постепенно отечественные производители модернизируют производство, повышают качество продукции, используют методы неценовой конкуренции, реализуя, по мере возможности, программы продвижения своей компании и продукции.
Информация о работе Отчет по практике на макаронной фабрике ОАО «САОМИ»