Отчет по практике на макаронной фабрике ОАО «САОМИ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:55, отчет по практике

Описание работы

Цель практики менеджмента – получение практических навыков и закрепление теоретических знаний в области экономики, накопленных за период обучения в институте путем практического их применения, а также выполнение индивидуального задания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
Ознакомиться с деятельностью организации.
Изучить внутреннюю и внешнюю среду организации.
Провести финансовый анализ организации.
Описать существующие в организации системы учета, планирования, мотивации, контроля, налогообложения.
Определить проблемную область организации.
Выполнить индивидуальное задание.

Файлы: 1 файл

практика 4 курс, ТАня.doc

— 491.50 Кб (Скачать файл)

Политические  факторы макросреды.

Политика государства  заинтересована в развитии национального рынка. Поэтому осуществление предпринимательской деятельности доступно каждому. Почти все меры правительства в области экономики направлены на укрепление и развитие торговли страны. Они помогают организациям свободно осуществлять сбыт продукции, предоставлять различные виды услуг, т.е. удовлетворять потребности населения. Существует даже отрасль права – хозяйственное право, которое контролирует и узаконивает деятельность предпринимателя. Любая коммерческая деятельность осуществляется по определенным правилам и законам. Эти законы как защищают предпринимателя, так и ограничивают свободу действий. Поэтому каждая организация, осуществляющая свою деятельность по законам и правилам, вынуждена адаптироваться к политическим факторам воздействия косвенной среды. Например, несовершенство законодательной базы может привести к затруднениям при заключении сделок и даже её отмены.

Проанализировав макроусловия бизнеса ОАО «САОМИ», можно сделать вывод, что «климат» для деятельности данной организации относительно благоприятный, однако в условиях кризиса необходимо постоянно проводить мониторинг внешней среды и адекватно реагировать на ее изменение.

К ключевым факторам успеха данного вида деятельности относятся:

- наличие интеграции (вертикальной или горизонтальной);

- использование современных  технологий производства макарон;

- обновление ассортимента в связи с меняющимися вкусами потребителя.

Мировой финансовый кризис оказал определенное влияние на деятельность организации. Во-первых, произошло удорожание кредитов, соответственно уменьшилось количество привлеченных заемных средств и сократился объем инвестиций. Во-вторых, произошло ухудшение финансового состояния некоторых покупателей. В-третьих, из-за кризиса произошло усиление и ужесточение конкуренции на рынке. В-четвертых, изменение курса рубля приводит к нестабильности мировых цен на сырье.

Макароны –  традиционный вид гарнира в российских семьях, который в силу быстроты приготовления и относительной  дешевизны вряд ли потеряет свою популярность в ближайшие годы, хотя в последнее десятилетие и отмечается тенденция снижения потребления макаронных изделий.

Сегодня к крупнейшим игрокам российского рынка макаронных изделий относятся Челябинская  макаронная фабрика ОАО «Макфа» (27,7% российского рынка макарон в стоимостном выражении), ЗАО «1-ая макаронная фабрика», владеющая макаронными фабриками ОАО «Экстра – М» (город Москва), ОАО «1 – ая Петербургская макаронная фабрика» и САОМИ (город Смоленск) (21,2% рынка), ОАО «Русский продукт», ЗАО Самарская макаронная фабрика «Верола», ОАО «Вермани» (город Нижний Новгород), ОАО Комбинат хлебопродуктов имени Григоровича, ЗАО НПФ «Алтан» (Алтайский край), ЗАО «Байсад» (город Москва), ЗАО «Юроп фудс Галина Бланка» (6,6%) [2].

Среди иностранных  брэндов наиболее известны «Pasta Zara», «Semolina», «Federici», которые занимают сегмент класса «премиум».

Таким образом, российский рынок макаронных изделий  характеризуется в настоящее  время ростом конкуренции между  российскими производителями, что  вызвано рядом причин, а именно:

-ростом числа  игроков рынка благодаря относительно  небольшим (про сравнению с  другими отраслями) затратам на  открытие производства;

-возрастанием  объема импорта; 

-ростом ввода  новых производственных мощностей; 

-увеличением производства макаронных изделий из твердых сортов пшеницы;

-снижением потребления  населением макаронных изделий; 

-возрастающим давлением  со стороны товаров-заменителей,  прежде всего продуктов быстрого  приготовления. 

С начала кризиса многие российские семьи стали отказываться от дорогих новомодных продуктов и отдают предпочтение «классике». Типичным примером, который наглядно иллюстрирует эту тенденцию, является рынок макаронных изделий. Здесь покупатели предпочитают более бюджетные российские изделия, отказываясь от дорогих иностранных марок, таких как Pasta Zara и Maltagliati. В период с сентября прошлого года по февраль этого года количество семей, покупающих дорогие макароны, снизилось на 15-25% [2].

Любопытно отметить, что  марки макарон «для среднего класса», к примеру, «Макфа», «Шебекинские», Granmulino и «Экстра М» также потеряли часть своих потребителей – в мае 2011 года спрос на них упал на 20-25% относительно мая 2010 года.

Зато стали массово  укреплять свои позиции более  экономные продукты в ценовом  диапазоне 23-43 руб.

Изменения в структуре  потребления, связанные с сокращением  доходов населения, заставят производителей макаронных изделий по новому взглянуть  на ассортиментную, ценовую политику и марочный портфель. Основная докризисная  тенденция - увеличение премиального сегмента макаронных изделий, скорее всего, сойдет на нет. В целом кризисные явления ударившие наиболее сильно по потребителю из среднего класса, как ни странно, окажут позитивное воздействие на спрос в целом.

Люди станут внимательнее относиться к стоимости своей потребительской корзины. Дорогие брендированные товары уступят место более дешевым аналогам, потребление еды вне дома сократится в пользу домашней трапезы, более востребованными станут продукты легкие в приготовлении и употреблении. Все эти факторы окажут стимулирующее воздействие на стагнирующий российский макаронный рынок [3].

Нынешняя ситуация на продовольственном  рынке по крайней мере в ближайшем  будущем будет складываться в  пользу прежде всего недорогих доступных  широкому кругу потребителей товаров. Макаронные изделия это один из тех видов «кризисных» продуктов, на который рядовой потребитель обращает внимание в первую очередь.

Если в середине прошлого года большинство производителей и  экспертов в этой области сходилось  во мнении о том, что рынок вошел в стадию стагнации, то сейчас можно смело говорить о том, что нынешний экономический кризис окажет стимулирующее воздействие на потребителя. Прежде всего, следует ожидать расширение спроса в экономичном и нижней части среднеценового сегмента макаронной продукции [4].

Что касается Смоленска, то он принадлежит к ряду городов, благодаря  которым Россия иногда отдаленно  напоминает Италию: как минимум 3-4 вида макаронных изделий представлено практически  во всех торговых точках города, реализующих продовольственные товары. Естественно, при таком предложении возникает конкуренция между торговыми марками и отдельными производителями.

Безусловным лидером по показателю доли рынка является ОАО «САОМИ». Ему принадлежит около 50% рынка. Среди  основных конкурентов можно отметить компании «Макфа» и «Шебекино» (доля около 10%) [5].

Динамика спроса на макароны в целом соответствует  общероссийской динамике, то есть происходит падение спроса на макаронные изделия  и в частности на продукцию  «премиум» сегмента.

Жители города покупают макаронные изделия помногу  и часто. Почти треть населения  делает это 2-3 раза в неделю, и только 5% не покупают макароны никогда.

С учетом приведенной  выше информации можно сделать следующий  прогноз развития отечественного рынка  макаронных изделий на ближайшие два – три года:

-емкость рынка  макаронных изделий в натуральном  выражении будет продолжать медленно  уменьшаться, емкость рынка в  денежном выражении будет расти  темпами, в целом соответствующими  темпам роста потребительских  цен (ИПЦ);

-закрепление  долей за крупнейшими компаниями;

-уход с рынка  мелких производителей;

-изменение структуры  предложения на рынке, выражающееся  в увеличении выпуска более  качественной продукции – макаронных  изделий сегмента класса «А». 

Анализ внешней среды  проведем  с помощью модели Портера.  В данной модели микросреду составляют следующие элементы: поставщики,  конкуренты, потребители,   потенциальные   конкуренты,   товары заменители. Изменение  характеристик любого  из  этих  элементов   влияет  на  изменения, происходящие в организации.

Поставщики - сегодня макаронная отрасль испытывает сильное давление со стороны поставщиков сырья: мука является основным компонентом для производства изделий. Поэтому и стоимость товара находится в прямой зависимости от ценовой политики зерновых трейдеров и мукомольных предприятий. Многие игроки отмечают, что производителям необходима гарантия своевременных поставок сырья определенного качества. Именно поэтому компании начинают создавать зерновые холдинги. Подобные объединения позволяют повысить рентабельность производства на 2—4% за счет оптимизации логистических процессов и снижения риска простоя производства из-за нарушения поставок [3].

Потребители - вот уже второй год темпы роста на некогда динамичном макаронном рынке падают, и сегодня это всего лишь 3-5% в год. Дальнейшему развитию рынка мешают также спросовые ограничения: по данным маркетинговых исследований компании «Комкон», потребление макарон в России составляет около 5-7 кг. на человека в год – в 10 раз меньше, чем в Европе.

Специалисты макаронного  рынка, как правило, выделяют следующие  сегменты:

- эконом-класс (нижний ценовой сегмент);

- среднеценовой;

- средний плюс;

- премиальный.

К нижнему ценовому сегменту относятся весовые макароны категории “В”, которые занимают примерно 37% рынка (около 320 тыс.тонн). В основном это макароны, реализуемые на развес в полиэтиленовых пакетах.

Среднеценовой сегмент - это фасованные макароны группы “В” (доля рынка 23% или 200 тыс.тонн). Как правило, здесь используется фасовка в упаковки весом от 400 г до 1 кг.

Сегмент “средний плюс” - это макароны группы “А” (из твердых сортов пшеницы) с долей рынка 35% (300 тыс.тонн). В настоящее время в России макароны этой группы в основном реализуются под различными торговыми марками. Фасуются они в полипропиленовые пакеты весом до 1 кг.

И, наконец, премиальный сегмент - это макароны группы “А” с долей рынка 5% (40 тыс. тонн), в основном это макароны итальянских производителей. Стоимость 500-граммовой пачки - от 25 руб. и выше. Стоит отметить, что в стоимостном выражении совокупная доля макарон группы “А” составляет около 70% рынка.

Одна  из основных тенденций отечественного продовольственного рынка, а именно - возрастание доли премиального сегмента - присуща также и сегменту макаронных изделий. Сегодня емкость премиума составляет около 40 тыс. тонн в год и сегмент продолжает расти. Некоторые российские компании уже предпринимают попытки вывести собственные премиум-продукты, но борьба с мировыми грандами отрасли - итальянскими производителями, пока идет не на равных. Действительно, за несколько столетий итальянцы успели разработать порядка 250 видов макарон и еще около пяти тысяч блюд из них. В России же, по данным ГК “Макфа”, от 20 до 33% покупателей отдают предпочтение нескольким видам макаронных изделий: собственно макаронам, а также ракушкам, вермишели короткой и длинной, спиралькам, перьям и лапше. Остальные, более экзотические виды макаронных изделий приобретают менее 15% населения. При этом 75% итальянцев едят макароны как минимум раз в неделю, тогда как в России раз в неделю потребляют макароны всего 34%. Более часто - два - три раза в неделю - этим блюдом довольствуются 12% россиян. Немаловажный момент: если ведущим отечественным производителям уже удалось поднять качество своих продуктов до уровня немецких, испанских и аргентинских производителей, то достигнуть “заоблачных” премиальных высот итальянских мастеров пока представляется невозможным. Но с учетом высокого спроса именно на итальянскую продукцию, выход видится один: производить уже существующие итальянские макаронные бренды на территории России. Успех во многом может зависеть от затрат на рекламную кампанию, которая, по оценкам экспертов рынка, составляет не менее 30% от себестоимости продукта [2].

Предпочтения российских потребителей и потретителей на Смоленском рынке представлены на рисунках 2.1, 2.2 в виде диаграмм.

Рисунок 2.1 – Предпочтения российских потребителей

Рисунок 2.2 – Предпочтения потребителей по Смоленской области

 

Конкуренты – в настоящее время в России насчитывается около 30 средних и крупных узкоспециализированных производителей макаронных изделий с объемом выпуска более 5 тыс. тонн в год. Кроме того, существует несколько сотен организаций, которые выпускают макаронные изделия наряду с другим ассортиментным рядом продуктов питания. Их общая доля в производстве составляет менее 2%. При этом объем производства 10 крупнейших организаций составляет более 70% рынка макаронных изделий.

Объем произведенных макаронных изделий на российском рынке за 2003-2010 гг. представлен на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 – Объем произведенных макаронных изделий на российском рынке за 2003-2010 гг.

В отрасли  наблюдается переизбыток предложения  всевозможных макаронных изделий, что  означает одно: производитель вынужден постепенно менять правила игры, а именно - переходить от ценовой (низший вид конкуренции) к неценовой конкуренции, присущей более развитым и более цивилизованным рыночным отношениям. В первую очередь, речь идет о создании собственных брендов федерального уровня.

Сегодня, по оценкам экспертов рынка, есть лишь один отечественный бренд национального  уровня, который можно назвать «условно федеральным» - это ТМ «Макфа». Но «Первая Макаронная компания» объявила о своем решении сфокусироваться на своем ведущем бренде - «Знатные», надеясь потеснить позиции челябинского бренда. Среди иностранных ТМ, представленных в России, наиболее известными среди потребителей считаются Maltagliati, Pasta Zara, Pasta Mediterranea, Pasts Lori, Corona, Tomadini, Ponte, Federici.

В ближайшее  время на рынке ожидается ужесточение  конкуренции, которое будет сопровождаться вытеснением более слабых игроков  и улучшением качества продукции  сильных.

Потенциальные конкуренты – новые игроки могут занять достойное место на рынке только в случае правильного ценового позиционирования товара и удачного брендинга. Безусловно, компания, которая хочет выйти на этот рынок, должна быть готова к значительным затратам на продвижение товара.

Учитывая, что  потенциал рынка довольно высок, он считается привлекательным для иностранных инвесторов, а для отечественных производителей повышается риск появления на рынке новых марок и новых конкурентов. Позиции двух марок-лидеров «Макфа» и «1МК» очень сильны на отечественном рынке, но зарубежные инвесторы могут позволить себе высокобюджетные маркетинговые программы продвижения. И тем не менее, постепенно отечественные производители модернизируют производство, повышают качество продукции, используют методы неценовой конкуренции, реализуя, по мере возможности, программы продвижения своей компании и продукции.

Информация о работе Отчет по практике на макаронной фабрике ОАО «САОМИ»