Отчет по практике на примере ОАО АКБ «Росбанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 09:22, отчет по практике

Описание работы

Основная цель прохождения квалификационной практики по рабочей профессии (специальности) состоит в закреплении теоретических и практических знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Исходя из поставленной цели, задачами практики являются:
- получение общего представления о характере деятельности и организационной структуре ОАО АКБ «Росбанк»;
- изучение характеристики деятельности Томского регионального филиала АКБ «Росбанк»;
- изучение содержания работы специалиста отдела кредитования малого и среднего бизнеса;
- рассмотрение программ кредитования малого и среднего бизнеса в ОАО АКБ «Росбанк»;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Общая часть…………………………………………………………………....4
1.1 Общая характеристика ОАО АКБ «Росбанк»…………………………..4
1.2 Организационная структура Банка………………………………………6
1.3 Характеристика деятельности Томского регионального филиала АКБ «Росбанк»……………………………………………………………..………...10
2. Индивидуальное задание……………………………………………………13
2.1 Содержание работы специалиста отдела кредитования малого и среднего бизнеса…………………………………………………………….....13
2.2 Программы кредитования малого и среднего бизнеса в ОАО АКБ «Росбанк»……………………………………………………………………....15
2.3 Анализ оценки кредитоспособности юридических лиц…………….19
2.4 Методика определения группы кредитного риска…………………...24
Заключение…………………………………………………………………….30
Список использованных источников и литературы………………………...31

Файлы: 1 файл

отчет2 росбанк.docx

— 79.76 Кб (Скачать файл)

 

3. Банковский продукт « Овердрафт предприятиям малого и среднего бизнеса и индивидуальным предпринимателям (ИП)».4 Предоставляется по открытому в банке расчетному счету, при этом залоговое обеспечение не требуется. Овердрафт пополняет расчетный счет клиента при недостатке собственных средств. Овердрафт доступен клиентам, применяющим упрощенную систему налогообложения, и учитывает специфику расчетов малого и среднего бизнеса. Овердрафт в ОАО АКБ «Росбанк» предоставляется на следующих условиях (Таблица 3).

 


4 http://www.rosbank.ru/ru/mb/credits/overdraft/

 

Таблица 3.

Условия программы «Овердрафт предприятиям малого и среднего бизнеса и ИП» в ОАО АКБ «Росбанк»

 

Овердрафт клиентам Овердрафт клиентам банка   

 

Авансовый овердрафт

Авансовый овердрафт

Максимальная сумма лимита овердрафта, в рублях

от 100.000 до 10.500.000

от 100.000 до 4.500.000

Максимальная сумма лимита овердрафта

До 35% среднемесячных поступлений  на расчетный счет в банке

До 20% совокупного объема оборотов по счетам в банке, а также  по счетам, открытым в других банках

Требования банка к  заемщику

Срок работы предприятия  не менее 6 мес.

Срок работы предприятия  по основной деятельности не менее 12 месяцев.

Целевое использование

Пополнение расчетного счета  клиента при недостатке собственных  средств

Процентная ставка

12% годовых

14% годовых

Срок непрерывной задолженности

Не более 30 дней

Залоговое обеспечение

Не требуется

Залог: ТМЗ, оборудование, имущество, транспортные средства


 

         

Преимущества  овердрафта: 

  • без залога для клиентов банка; 
  • возможность оперативного использования кредитных ресурсов банка; 
  • начисление процентов только при использовании установленного лимита овердрафта; 
  • возможность пересмотра лимита овердрафта при увеличении среднемесячных поступлений на счет в банке.

Дополнительно разработаны  специальные модификации кредитных  продуктов:

-  кредит под залог приобретаемого имущества. Приобретение оборудования, автотранспорта или любого другого имущества с последующим оформлением его в залог.

- кредит под поручительство  Фонда содействия кредитованию  малого бизнеса. Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы предоставляет поручительства по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства перед кредиторами (Банками). В случае если предоставляемого Заемщиком обеспечения недостаточно для принятия решения о выдаче кредита, Заемщик может воспользоваться поддержкой Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы.

-   кредитование на  покупку лицензионного программного обеспечения.

Кредитование – наиболее востребованная банковская услуга у  представителей малого и среднего бизнеса (МСБ). На основе анализа предпочтений представителей МСБ в Банке было разработано комплексное предложение  по кредитованию. Запустив программу  кредитования МСБ в августе 2005 года, сегодня Росбанк по праву занимает ведущее место в этом сегменте банковских услуг. По состоянию на 1 сентября 2010 г. кредитные ресурсы  получили более 27 тыс. представителей МСБ на сумму порядка 33 млрд. рублей в 57 регионах России. Эти цифры свидетельствуют  о востребованности кредитных продуктов  Банка у представителей МСБ.5

 

2.3 Анализ  оценки кредитоспособности юридических лиц

В банковской практике не существует единой стандартизированной системы  оценки кредитоспособности юридических  лиц. Банки разных стран используют различные системы анализа кредитоспособности заемщиков. Многообразие подходов определяется различной степенью доверия к  количественным и качественным способам оценки факторов кредитоспособности, особенностями индивидуальной культуры

 


5 http://www.rosbank.ru/ru/mb/credits/        

кредитования и исторически  сложившейся практикой оценки кредитоспособности.  

Оценка кредитоспособности кредитополучателя  – юридического лица включает два  основных этапа: финансовый анализ (проводится на основе системы финансовых показателей) и качественный (нефинансовый) анализ.

  • Качественный анализ кредитоспособности заемщика основан на использовании информации, которая не может быть выражена в количественных показателях. На данном этапе банк изучает деловую репутацию потенциального заемщика (честность, порядочность, квалификацию руководства, опыт работы в соответствующей отрасли, текучесть кадров, своевременность расчетов по ранее полученным кредитам и др.) и экономическое окружение кредитополучателя (основных деловых партнеров, конкурентоспособность продукции, устойчивость рынков сбыта и т.д.). Для этих целей может использоваться информация, накопленная как самим банком, так и другими банками, кредитными бюро.
  • Финансовый анализ является, как правило, завершающим этапом в оценке кредитоспособности заемщика и заключается в определении ряда показателей, к которым чаще всего относят коэффициенты ликвидности, коэффициенты обеспеченности собственными средствами, показатели финансовой устойчивости клиента, а также коэффициенты оборачиваемости и рентабельности.         

 По результатам расчета этих  показателей банк делает заключение  о классе кредитоспособности  потенциальных кредитополучателей, который, в свою очередь, зависит  от класса каждого рассчитанного  показателя. Определенная сложность  в отнесении клиента к тому  или иному классу кредитоспособности  возникает в случае значительной  разбежки в уровнях фактических  значений коэффициентов. Поэтому  банк использует рейтинговую  оценку, в основе которой лежит  следующий принцип: банк самостоятельно  определяет круг наиболее значимых  с их точки зрения показателей и присваивают им определенный вес (в баллах или процентах). В дальнейшем класс кредитоспособности заёмщика принимается банками во внимание при разработке шкалы процентных ставок, определении условий и режима кредитования, оценке качества кредитов, составляющих кредитный портфель банка.  

Решение о предоставлении кредита  или о выдаче обязательства в  ОАО АКБ «Росбанк» принимается на основе комплексного анализа следующих основных факторов деятельности заемщика:

- юридическая правоспособность  ведения бизнеса, получения кредита  и осуществления кредитуемой  сделки;

- характер осуществляемой деятельности, прочность рыночной позиции потенциального заемщика;

- кредитная и финансовая история  заемщика;

- текущее финансовое состояние; 

- экономическая эффективность  кредитуемого проекта; 

- активы, служащие обеспечением  кредита. 

Для того чтобы оценить кредитоспособность заемщика, необходимы для анализа следующие документы:

Финансовые документы. 

1. Финансовая отчетность за последний отчетный период. 
2. Список основных средств.

3. Выручка за последние 6 месяцев.

4. Список дебиторов и кредиторов.

5. Справка о наличии денежных средств на расчетном счете и в кассе (в т.ч. векселя, ценные бумаги).

6. Документы о расходах предприятия за последние 3 месяца.  
7. Иные договоры, существенно затрагивающие финансовое состояние Заемщика (долевое участие в строительстве, кредиты, займы и т.д.)   

Информация об обслуживающих  банках и платежной дисциплине.

1. Информация об открытых расчетных/текущих счетах, открытых в банках на территории РФ.

2. Справка из обслуживающих банков об отсутствии/наличии ссудной задолженности. 
3. Справки из обслуживающих банков о движении средств по расчетным счетам за последние 6 месяцев. 

Документы по залогу. 

Документы, подтверждающих права собственности на предлагаемое в залог имущество:

-  оборудование (договоры, накладные, акты приема-передачи, платежные документы); 
- автотранспорт (свидетельства о регистрации, паспорт собственника); 
- недвижимое имущество (свидетельство о гос. регистрации прав собственности; 
-   товар в обороте (складская справка, накладные, платежные документы).   

Дополнительно могут быть запрошены  любые другие документы, которые могут способствовать принятию решения о предоставлении кредита (счета-фактуры, контракты, таможенные декларации, договоры поручительства и т.п.) Анализ этих финансовых отчетов ссудозаемщика позволяет выявить его кредитоспособность.

Далее следует использовать специальные методы прогнозирования  показателей кредитоспособности на конец кредитного периода, когда  ссудозаемщик должен возвратить кредит и начисленные проценты.

Анализ начинается с определения величины чистого оборотного капитала компании:

Чистый оборотный  капитал = Общий размер оборотных активов – Краткосрочные обязательства.

 Нулевое или положительное  значение чистого оборотного  капитала является удовлетворительным  и означает, что компания работает  эффективно. Далее следует расчет  основных финансовых показателей,  таких как: 

Коэффициент текущей  ликвидности (Коэффициент покрытия) = Оборотные активы / Краткосрочные обязательства.

Коэффициент указывает, какую  часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав  все оборотные средства.

Коэффициент быстрой  ликвидности = (Оборотный капитал – Товарно-материальные запасы) / Краткосрочные обязательства.

При расчете коэффициента быстрой ликвидности из величины оборотных средств исключаются  товарно-материальные затраты и  расходы будущих периодов, поскольку  они имеют наименьшую среди оборотных  средств ликвидность.

Коэффициент срочной  ликвидности = (Денежные средства + краткосрочные финансовые вложения + Краткосрочная дебиторская задолженность) / Краткосрочная кредиторская задолженность.

Коэффициент абсолютной ликвидности = Высоколиквидные активы / Краткосрочные пассивы.

Коэффициент показывает, какая  часть краткосрочных обязательств организации может быть немедленно погашена за счет денежных средств  клиента. Он характеризует возможность  хозяйствующего субъекта мобилизовать денежные средства для покрытия краткосрочной  задолженности; чем выше данный коэффициент, тем надежнее заемщик.

Коэффициент финансовой независимости (Коэффициент автономии) = Собственный капитал / Валюта баланса.

Нормальное ограничение (оптимальная величина) этого коэффициента оценивается на уровне 0,5, т.е. К, > 0,5. Коэффициент показывает долю собственных  средств в общем объеме ресурсов предприятия. Чем выше эта доля, тем  выше финансовая независимость (автономия) предприятия.

Коэффициент соотношения  собственных и заемных средств = Собственный капитал / Суммарные обязательства.

Коэффициент показывает, какая  часть деятельности предприятия  финансируется за счет заемных источников средств. Нормальное ограничение коэффициента, > 1 (для промышленных предприятий). Для финансовых компаний и предприятий сервиса данное соотношение, большее 1 также считается удовлетворительным.

Рентабельность  активов = Чистая прибыль / Среднее за период значение общих активов.

Коэффициент прибыльности = Прибыль от основной деятельности до уплаты налогов, дивидендов и процентов / Выручка от реализации.

Характеризует прибыльность самого продукта, т.е. эффективность  оперативной деятельности предприятия.

Использования только этого  показателя недостаточно. Рассматривается  вместе с коэффициентом рентабельности.

Коэффициент рентабельности (для торговых организаций) = Чистая прибыль после уплаты процентов и налогов / Выручка от реализации.

Коэффициент рентабельности (для промышленных предприятий) = Чистая прибыль после уплаты процентов и налогов / Себестоимость продукции.

Обеспечение возврата выданных кредитов основывается на комплексе  экономических, финансовых, правовых и  организационных мер. Источники  возврата кредитов могут носить первичный  и вторичный характер. Первичный  источник у предприятия образуется за счет выручки от реализации товаров, работ и услуг, его прибыли. Вторичный источник образуется за счет различных форм обеспечений кредитов: залога имущества, ценных бумаг, драгоценных металлов и прав, различных гарантий, поручительств, страхование, уступка требований, дебиторских долгов заемщика банку и другие виды. В зависимости от величины кредитного риска банк может потребовать несколько видов обеспечения кредита, которые обязательно указываются в кредитном договоре. Причем само обеспечение автоматически теряет свою юридическую силу, если заемщик выполнил условия кредитного договора, возвратив основную сумму и причитающиеся проценты. При невыполнении кредитного договора залог имущества и других активов может перейти от заемщика к банку. Размер залога всегда должен быть больше размера кредита. 

Информация о работе Отчет по практике на примере ОАО АКБ «Росбанк»