Отчет по практике в ЗАТО г. Большой Камень

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 09:50, отчет по практике

Описание работы

Влияние качества живой среды на здоровье горожан – основополагающий фактор, ибо они проводят там доминирующую часть жизни. В силу высокой социальной значимости и жизнеобеспечивающих функций, ЖКХ можно отнести к области государственного контроля за безопасность продукции, то есть государство должно гарантировать потребителям определённый уровень качества жилищно-коммунальных услуг и их безопасность.
Для жилищно-коммунальных услуг характерны:
а) принадлежность к группе жизнеобеспечения;
б) социальная значимость;
в) низкая заменяемость другими услугами.

Содержание работы

1. Краткая характеристика предприятия ………………………………………………......3
2.Структура и экономическое состояние отрасли…………………………………………3
3.Региональные особенности жилищно-коммунального хозяйства……………………..5
4.Стимулирование создания товариществ собственников жилья………………………..6
5.Антимонопольное регулирование и создание конкурентной среды в тепло-, электро-, водоснабжения и водоответвления………………………………………………………........8
6.Государственное регулирование и контроль качества услуг жилищно-коммунального хозяйства……………………………………………………………………………………..13
7.Реформирование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства и оплаты услуг………………………………………………………………………………………15
8. Ценообразование в системе монопольного предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства……………………………………………………………………20
9. Использованная литература……………………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

Практика 2.docx

— 51.40 Кб (Скачать файл)

- необходимостью  четкой взаимосвязи на всех  стадиях производственного процесса;

- тесной  зависимостью организации производственного  процесса, потребности в мощностях и конкретных инженерных решений от местных условий.

Таким образом, упомянутые виды услуг могут быть отнесены к естественным локальным монополиям на конкретной территории.

Возможные мероприятия по разукрупнению существующих предприятий ресурсоснабжения путем выделения самостоятельных юридических лиц для производства и доведения услуг до потребителей различными предприятиями по технологической цепочке (сетевое хозяйство, транспортное обслуживание и т.д.) могут привести к дезорганизации работы соответствующих подотраслей и ухудшению обслуживания потребителя, так, например:

в водопроводно-канализационном  хозяйстве процесс производства и передачи материального носителя услуги, как правило, осуществляется в рамках одного предприятия, что соответствует особенностям технологического процесса и является экономически и организационно оправданным. В ряде городов оказание услуг по водоснабжению и водоотведению производится разными предприятиями, что, однако, не приводит к формированию в подотрасли конкурентной среды, а лишь обусловливает наличие на данной территории двух субъектов монополии. Таким образом, возможное разукрупнение предприятий водопроводно-канализационного хозяйства по данному признаку не может быть оправдано с точки зрения осуществления демонополизации.

Данные  подходы можно распространить и  на другие ресурсоснабжающие организации.

Особенности ценообразования на услуги естественных локальных монополий характеризуются следующим:

- Все  предприятия энерго-, тепло-, водоснабжения  и водоотведения являются фондоемкими производствами, удельный вес основных активов которых довольно велик. Поддержание работоспособности основных производственных средств требует значительных текущих затрат. Амортизация, как правило, не покрывает необходимые затраты на текущий ремонт и профилактические работы, так как бухгалтерские нормы амортизации не отражают реального срока службы имущества.

- Производственное  имущество предприятий естественных  локальных монополий изношено и требует восстановления, а в отдельных случаях - полной замены с учетом требования современных технологий. Привлечение инвестиций и кредитных ресурсов на модернизацию возможно только в частных случаях из-за проблем с залоговым обеспечением, высоких процентных ставок, низкой ликвидностью активов и т.п. Предприятиям, в большинстве случаев, приходится рассчитывать на прибыль, оставшуюся в их распоряжении после налогообложения и выплаты дивидендов (для акционерных обществ) или на бюджетные ресурсы.

- В отрасли  до сих пор существует кризис  неплатежей, который невозможно  разрешить силами только предприятий  ресурсоснабжения.

Кроме проблемы низкой платежеспособности коммерческих предприятий, существует проблема неплатежеспособности предприятий и организаций, не подлежащих отключению ни при каких условиях. Упущенная выгода от сомнительной дебиторской задолженности, как правило, покрывается за счет увеличения тарифов и оплачивается платежеспособными пользователями.

- В себестоимости  услуг предприятий - естественных  локальных монополий большой  вес занимают продукция и услуги  других предприятий - монополистов. Предприятие не в состоянии влиять самостоятельно на тарифы и цены своих основных поставщиков. Рост тарифов одного предприятия - монополиста почти всегда вызывает цепную реакцию роста цен и тарифов всей отрасли.

Все эти  характеристики ценообразования можно  назвать внешними факторами, независимыми от предприятий- монополистов.

Кроме внешних  факторов предприятия-монополисты  характеризуются внутренними проблемами (внутренние факторы).

Это, как  правило, низкий уровень управления и недостаточная квалификация персонала и как следствие:

- отсутствие  эффективной системы учета и  планирования, как финансового, так  и натурального;

- неудовлетворительная  работа по ликвидации дебиторской  задолженности, следствием чего  является упущенная выгода и  низкая платежеспособность предприятий-монополистов;

- отсутствие  опыта конкурсной работы при  выборе фирм-подрядчиков при проведении  капитального ремонта и нового  строительства, что приводит к  значительному увеличению капитальных  вложений;

- высокие  потери энерго- и водоресурсов  при промышленной обработке и  транспортировке ресурсов потребителю, которые вызваны недостаточным контролем за расходом ресурсов и изношенностью передающих систем и магистралей. При этом величины потерь не проверены на практике и, как правило, устанавливаются директивным порядком;

- в большинстве  случаев принципы стимулирования  работников предприятий локальных  естественных монополий не связаны  с разумной экономией энергоресурсов, эффективностью работы предприятий и т.д.

Все эти  и другие подобные факторы прямо  или косвенно увеличивают тарифы и цены предприятий естественной монополии. В конкурентных условиях эти проблемы решает само предприятие. В условиях естественной монополии их необходимо решать методами контроля и регулирования стоимости услуг предприятий-монополистов государственными органами власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления.

Несмотря  на ограниченные возможности формирования конкурентной среды в сфере естественной локальных монополий, определенные пути и здесь существуют за счет создания конкурентной среды на отдельных  этапах предоставления коммунальных услуг (сезонные ремонтные работы капитального характера, закупка топлива и  материалов и т.д.) подрядными организациями  любых форм собственности. В структуре  производственных затрат эти составляющие обычно превышают 50%. Размещение подобных заказов может и должно осуществляться на конкурсной основе, а порядок осуществления работ и услуг регламентироваться договорами

Развитие  конкурентной среды может осуществляться в сфере управления системами городского водоснабжения и водоотведения или теплоснабжения, основные фонды которых находятся в муниципальной собственности.

Органы  местного самоуправления заключают  с управляющей фирмой договор  на управление системой водоснабжения, водоотведения или тепловыми  сетями, в котором формулирует  целевые установки деятельности фирмы на время действия договора. Таким образом, компания по управлению городскими сетями принимает на себя обязательства, связанные, как правило, с повышением качества предоставляемых  услуг, которое формулируется либо в виде натуральных показателей, либо в виде индикаторов.

При этом неотъемлемой частью договора на управление является определение тарифной политики муниципалитета по отношению к данной коммунальной услуге с учетом значений индикаторов, отражающих стандарты качества услуги.

В рамках реализации местных программ демонополизации  возможна передача муниципальной инфраструктуры водо- или теплоснабжения в управление отечественным и зарубежным компаниям, имеющим авторитет на российском рынке данных услуг, с заключением указанных договоров на доверительное управление на конкурсной основе.

Привлечение иностранных компаний к управлению муниципальными системами жизнеобеспечения должно сопровождаться разработкой  необходимой правовой базы для защиты национальных интересов России в  этой сфере экономики.

При демонополизации  теплоснабжающих предприятий следует  учитывать основные направления реформы собственности:

а) в больших  городах, отапливаемых от теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), основные источники тепла и магистральные теплосети вошли в состав региональных акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности. В то же время разводящие сети, а также большинство коммунальных котельных стали муниципальной собственностью и поставка тепла по их сетям и от их источников осуществляется муниципальными предприятиями (как правило, одним предприятием в городе).

Такая ситуация привела к тому, что единая инфраструктура оказалась в руках двух собственников - акционерных обществ и органов  местного самоуправления.

б) в городах  и городских поселках с населением до 100000 человек, где нет ТЭЦ, имеет  место следующие ситуации:

· коммунальные котельные остались государственной  собственностью и вошли в состав государственных региональных теплоснабжающих  организаций. В этом случае органы местного самоуправления практически лишены серьезных возможностей заниматься развитием ключевой инфраструктурной составляющей городского хозяйства;

· все  коммунальные источники тепла стали  муниципальной собственностью и  обслуживаются муниципальными коммунальными предприятиями.

В целях  организации оптимального регулирования  предлагаются два решения:

а) органам  местного самоуправления может быть предоставлено право управления долей государства в уставных капиталах акционерных обществ, осуществляющих обеспечение городских  нужд. Муниципальные предприятия  по согласованию с органами местного самоуправления могут выступает соучредителями акционерных обществ, внося в качестве имущественного вклада котельные и разводящие сети, входящие в систему теплоснабжения города.

В случае невозможности реализовать такое  решение следует рекомендовать  органам местного самоуправления создать несколько муниципальных предприятий по обслуживанию разводящих тепловых сетей (если длина сетей превышает 200 км) , поскольку в этом случае не меняется цикл поставки услуги, но возникает возможность конкуренции на обслуживание сетей и поставку услуг, в том числе на конкурсной основе.

б) органам  местного самоуправления и органам  власти субъекта Федерации необходимо решить вопрос о передаче коммунальных котельных и тепловых сетей из государственной в муниципальную  собственность. Это позволит более  эффективно решать вопросы развития теплообеспечения городов.

 

6. Государственное регулирование и контроль качества услуг жилищно-коммунального хозяйства

Наличие различных видов собственности  предполагает государственное регулирование в вопросах содержания и использования жилищного фонда и объектов коммунального назначения, обеспечивающее соблюдение обязательных для всех собственников федеральных стандартов качества предоставления жилищно-коммунальных услуг и разработку на их базе региональных стандартов содержания жилья и объектов коммунального назначения для использования их в качестве нормативов при заключении договоров между подрядчиками и заказчиками. По мере улучшения финансирования работ по обслуживанию жилищного фонда и объектов коммунального назначения эти стандарты могут ужесточаться.

Государственный контроль и регулирование качества жилищно-коммунального обслуживания могут осуществляться органами местного самоуправления, органами государственной жилищной инспекции субъектов Российской Федерации, контролирующими не только соблюдение стандартов качества предоставляемых услуг, но и наличие соответствующих договоров. С учетом этого, соответствующие органы целесообразно наделить правом административного воздействия на подрядные организации, выполняющие по договору определенные виды и объемы работ; на управляющие организации и собственников жилья и объектов коммунального назначения.

Помимо  плановой деятельности неотъемлемой функцией государственных жилищных инспекций субъектов Российской Федерации является оперативное реагирование на обращения и заявления потребителей жилищно-коммунальных услуг. Государственные жилищные инспекции взаимодействуют с территориальными управлениями Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, наделенный Правительством Российской Федерации соответствующими полномочиями, проводит комплексный анализ и обобщение тенденций развития жилищно-коммунального хозяйства на основе государственной статистической и бухгалтерской отчетности, осуществляет формирование государственной политики в этой сфере экономики, координацию деятельности органов управления жилищно-коммунальным хозяйством субъектов Российской Федерации, осуществляет разработку федеральных законодательных и иных правовых актов, норм, правил и государственных стандартов качества, эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства.

На уровне субъектов Российской Федерации  государственное регулирование  развития и функционирования жилищно-коммунального хозяйства, в том числе, координации деятельности по переходу к новым тарифам оплаты жилья и коммунальных услуг, должно осуществляться органами управления жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации, наделенными соответствующими полномочиями (министерство, комитет, департамент, государственная жилищная инспекция субъекта Российской Федерации и другие).

Одной из форм государственного регулирования  и контроля качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг является лицензирование, а также определение приоритетных групп потребителей этих услуг, подлежащих обязательному обслуживанию, и минимального уровня предоставляемых услуг в случае невозможности полного удовлетворения их потребностей из-за недостатка ресурсов или мощностей у организации, отнесенной к естественной монополии или доминирующей на рынке указанных услуг.

Информация о работе Отчет по практике в ЗАТО г. Большой Камень