Отчет по практике в ЗАТО г. Большой Камень

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 09:50, отчет по практике

Описание работы

Влияние качества живой среды на здоровье горожан – основополагающий фактор, ибо они проводят там доминирующую часть жизни. В силу высокой социальной значимости и жизнеобеспечивающих функций, ЖКХ можно отнести к области государственного контроля за безопасность продукции, то есть государство должно гарантировать потребителям определённый уровень качества жилищно-коммунальных услуг и их безопасность.
Для жилищно-коммунальных услуг характерны:
а) принадлежность к группе жизнеобеспечения;
б) социальная значимость;
в) низкая заменяемость другими услугами.

Содержание работы

1. Краткая характеристика предприятия ………………………………………………......3
2.Структура и экономическое состояние отрасли…………………………………………3
3.Региональные особенности жилищно-коммунального хозяйства……………………..5
4.Стимулирование создания товариществ собственников жилья………………………..6
5.Антимонопольное регулирование и создание конкурентной среды в тепло-, электро-, водоснабжения и водоответвления………………………………………………………........8
6.Государственное регулирование и контроль качества услуг жилищно-коммунального хозяйства……………………………………………………………………………………..13
7.Реформирование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства и оплаты услуг………………………………………………………………………………………15
8. Ценообразование в системе монопольного предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства……………………………………………………………………20
9. Использованная литература……………………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

Практика 2.docx

— 51.40 Кб (Скачать файл)

Защиту  интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг следует осуществлять также путем установления необходимых условий и ограничений, обеспечивающих нормативный уровень жилищно-коммунального обслуживания потребителей при принятии решений об изменении форм собственности организаций жилищно-коммунального хозяйства.

В области  технического обеспечения жилищно-коммунального  хозяйства помимо разработки и внедрения  приборов индивидуального учета  и регулирования потребляемых воды, газа и других энергоресурсов, особого  внимания заслуживает разработка автоматизированных систем диспетчерского управления, которые позволяют не только учитывать потребление соответствующих ресурсов, но и регулировать процесс их распределения и потребления в жилищно-коммунальном хозяйстве. Кроме того, такая система может предоставлять информацию для всех уровней управления. 

 

 

 

 

7. Реформирование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства и оплаты услуг

Предоставление  любой жилищно-коммунальной услуги, как правило, связано с взаимодействием  нескольких хозяйствующих субъектов, Демонополизация и развитие конкуренции  в этой сфере направлены на привлечение  в технологическую цепочку производства и предоставления услуг специализированных организаций, что позволяет получить оптимальное соотношение цены и качества необходимых работ и услуг.

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложную  отрасль, в которой можно выделить две группы хозяйствующих субъектов:

· действующих  в условиях рыночной конкуренции;

· являющиеся локальными монополистами.

Тариф на ту или иную жилищно-коммунальную услугу формируется как совокупность регулируемых и рыночных цен организаций, задействованных в предоставлении услуги. Например, тариф по отоплению, в общем случае, может состоять из:

· рыночной (регулируемой) цены управления процессом  отопления жилого дома (планирование работ, заключение договоров, контроль за их выполнением);

· регулируемой цены производителя тепла;

· регулируемой цены (тарифа) организации, осуществляющей транспорт тепла по магистральным и разводящим сетям;

· рыночной цены обслуживания внутридомовых сетей;

· рыночных цен абонентского обслуживания по расчету  и сбору платежей;

· рыночной цены обслуживания счетчиков тепла  и других регистрирующих и регулирующих приборов.

Таким образом  можно представить формирование тарифа на любую жилищно-коммунальную услугу.

Следовательно, процесс установления тарифа для  каждой жилищно-коммунальной услуги должен начинаться с определения составных  частей этого тарифа путем анализа  деятельности по обеспечению услуги и определения подходов к определению цен на отдельные виды работ, связанные с предоставлением услуги.

Утверждение тарифа, как правило, следует проводить  с учетом анализа всей совокупности цен на работы, связанные с предоставлением этой услуги. В исключительных случаях возможно рассмотрение цен только на отдельные вида работ по предоставлению услуги.

Стоимость работ и услуг в конкурентных отраслях должна не регулироваться, а  определяться рынком. Причем, в различных сегментах рынка цены на одну и ту же работу или услугу могут отличаться. Задача тарифной политики в этом случае состоит в определении принципов определения стоимости работ, включаемой в тариф на услугу, с учетом различных рыночных цен на эти работы в отдельных сегментах рынка.

Локальные монополисты подразделяются на две  группы:

К первой группе относятся предприятия, относящиеся  к локальным естественным монополиям в силу объективных технологических, экологических, экономических или  иных причин.

Стоимость работ и услуг, предоставляемых  предприятиями монополистами должна регулироваться, так как специфика  любой монополии проявляется  в ее заинтересованности завышения стоимости своих работ и услуг. В жилищно-коммунальном хозяйстве данная проблема особенно обострена в силу социальной значимости оказываемых услуг. Отсутствие (или невозможность конкуренции) означает , что предприятие может сохранять неэффективную структуру производства, которая, в частности, может заключаться в нерациональном использовании ресурсов, неэффективном управлении и т.д.

Ко второй группе относятся предприятия, работающие в потенциально конкурентных подотраслях, в которых необходимо проводить политику демонополизации.Специфика потенциально конкурентных отраслей ЖКХ заключается в том, что их монополизм на местных локальных рынках не имеет объективных экономических, технологических или иных причин. При этом, если в одних случаях это единственное предприятие в городе, специализирующееся на определенном виде услуг (вывоз и депонирование твердых бытовых отходов - спецавтохозяйство), то в других случаях ( обслуживание жилищного фонда)- таких предприятий может быть несколько, и каждое из них, по существу, имеет свой закрепленный за ним “сегмент” данного локального рынка услуг, т.е. по факту является олигопольной моделью рынка, которая может давать результат, сравнимый с монополией.

До тех  пор пока предприятия, попадающие в  эту группу, функционируют в отсутствии реальной конкуренции, стоимость их работ и услуг должна регулироваться на тех же принципах, что и для предприятий первой группы.

Процесс формирования тарифа на жилищно-коммунальные услуги должен заключаться в поиске компромисса между техническими задачами и финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособным спросом потребителей. Утвержденный тариф (цена) должен быть связан с конкретной программой деятельности предприятия.

Решение вопросов перспективного развития и  модернизации коммунального предприятия - монополиста возможно только при финансовом обеспечении программы развития через тарифную политику и при способности общества оплачивать такой тариф.В рамках муниципальных образований целесообразно проводить единую тарифную политику на коммунальные услуги, поставляемые по инженерным сетям, находящимся в муниципальной собственности, для всех потребителей, а также на жилищные услуги для муниципального жилищного фонда. Например, желательно, чтобы стоимость услуги по отоплению была одинаковой по всему муниципальному образованию внутри каждой из групп потребителей (промышленность, бюджетная сфера, население) вне зависимости от конкретного источника тепла.

Такой подход определяет необходимость расчета  средневзвешенной стоимости работ и услуг, выполняемых разными подрядчиками по объективно разным ценам (производство тепла, обслуживание жилищного фонда) и включение в тариф на данную жилищно-коммунальную услугу этой средневзвешенной стоимости.

Для обеспечения  баланса интересов при регулировании  тарифов необходимо создать публичную систему их формирования и регулирования, в том числе на муниципальном уровне, которая обеспечит необходимое методическое и информационное взаимодействие между отдельными элементами этой системы: процедурами мониторинга, подготовки и рассмотрения заявок на пересмотр тарифов, их утверждения и вступления в силу, а также необходимую нормативную базу для внедрения такой системы.

Система регулирования должна основываться на следующих основных принципах:

·  Последовательность и прогнозируемость изменения тарифов обеспечивает предсказуемость деятельности коммунальных предприятий, повышает их инвестиционную привлекательность и снижает стоимость заемного капитала;прозрачность тарифов позволяет достичь доверия каждого потребителя, в частности, и общества, в целом; регулирование должно носить целевой характер и заключаться в оптимизации некоторого множества целей, носящих отчасти противоречивый характер и отражающих интересы различных групп: самого предприятия, муниципалитета, населения, промышленных предприятий, инвестора и др. Точный перечень целей и их относительная значимость индивидуальны для каждого

 

регулирующего органа. Построение иерархии целей  на основе баланса интересов - ключевая задача разработки целевой системы регулирования.

Для того, чтобы создаваемая система регулирования  была максимально эффективна при ее создании необходимо обеспечить: надлежащее стимулирование коммунальных предприятий к экономному использованию финансовых и природных ресурсов;

· должное  стимулирование инвесторов к вкладу капитала в перспективные и хорошо управляемые коммунальные предприятия;

· максимальную вовлеченность потребителей, инвесторов, налогоплательщиков в процесс регулирования; снижение ценообразования.

Для создания эффективной системы регулирования  необходимо разделение функций управления муниципальным жилищно-коммунальным хозяйством и регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги в пределах компетенции органов местного самоуправления. Деятельность по предоставлению услуг также должна быть отделена от деятельности органов исполнительной и законодательной власти по регулированию в сфере услуг.

В компетенцию  регулирующего органа входит не только определение регулируемых цен для работ предприятий- монополистов по обеспечению жилищно-коммунальными услугами, но и разработка тарифов на жилищно-коммунальные услуги, которые, как отмечалось ранее, могут включать целый ряд как регулируемых, так и рыночных цен.

Для осуществления  функций по регулированию тарифов  на муниципальном уровне целесообразно  создать постоянно действующую  комиссию, в которую должны войти  представители различных структурных  подразделений исполнительной и  представительной власти муниципального образования.

Возможна  передача функций регулирования  независимому регулирующему органу, не входящему в структуру органов  муниципальной исполнительной и  представительной власти.

Одним из таких решений может стать  передача регулирующих функций региональным энергетическим комиссиям. Данное решение представляется оправданным для малых и сельских муниципальных образований в регионах, где региональные энергетические комиссии являются самостоятельными юридическими лицами, имеющими штат профессионально подготовленных сотрудников. Решение о передаче функций по регулированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги независимому регулирующему органу могут принять только сами органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

При создании процедуры регулирования необходимо определить:

· период регулирования - т.е. период действия установленного тарифа или регулируемой цены;

· условия, при наступлении которых тариф  может быть пересмотрен в течение  регулируемого периода (досрочно);

· объем  и состав информации, предоставляемой  предприятиями - локальными монополистами регулирующему органу при подаче заявки на тариф и в течение регулируемого периода;

· объем  и состав информации, представляемой предприятиями - локальными монополистами, для обеспечения мониторинга деятельности предприятия в регулируемый период (при этом дается гарантия непроведения в течении этого времени внешних аудиторских проверок);

· порядок  подачи, рассмотрения и утверждения  заявки на пересмотр тарифа или регулируемой цены.

Необходимо  обеспечить открытость процесса тарифного  регулирования для заинтересованных сторон, предусмотрев возможность публичных слушаний на заседаниях регулирующего органа, а также порядок привлечение представителей потребителей к процессу регулирования.

Система регулирования должна предусматривать  ответственность регулирующего  органа за принимаемые решения. Это  должно обеспечиваться наличием форм отчетности регулирующего органа за принятые решения, а также правилами обжалования решения регулирующего органа.

 

 

8. Ценообразование в системе монопольного предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства

Типичными жилищно-коммунальными услугами, предоставляемыми предприятиями - монополистами, является поставка ресурсов по присоединенным сетям: отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, газо- и электроснабжение. Наличие присоединенной сети делает безальтернативным для конкретного потребителя выбор поставщика услуги.

Основанием  для пересмотра тарифа или регулируемой цены, как правило, должны являться либо окончание установленного срока  действия, либо изменение объективных  обстоятельств, связанных с предоставлением  услуги, либо неудовлетворительная работа по результатам мониторинга коммунального  предприятия.

Для инициирования  процедуры регулирования коммунальное предприятие должно направить в  регулирующий орган заявку с расчетом своих финансовых потребностей и, соответственно, минимально приемлемого, который позволит ему предоставлять потребителям услуги требуемого качества в необходимом объеме. Потребности в финансировании должны определяться в соответствии с утвержденной регулирующим органом методикой. Заявка предприятия должна охватывать следующие вопросы.

· Обоснование  прогнозируемого объема и качества услуг с учетом требований потребителей и имеющихся производственных возможностей.

· План мероприятий  по повышению эффективности деятельности, качества услуг и т.д. с учетом требований потребителей.

· Прогноз  себестоимости и налоговых платежей, основанный на фактических показателях  прошлого регулируемого периода  с учетом планируемых мероприятий  по повышению эффективности деятельности, качества услуг и т.д.

· Прогноз  потребностей в прибыли:

o   потребности в инвестициях в основные и оборотные средства и обоснование их эффективности;

o   потребности в финансировании для погашения кредитов, займов и процентов по ним;

o   отчисления в фонд потребления в зависимости от прогнозируемого эффекта от реализации мероприятий и инвестиционных проектов, что создаст дополнительные стимулы для предприятий к повышению эффективности деятельности.

Информация о работе Отчет по практике в ЗАТО г. Большой Камень