Отношения России и МВФ на современном этапе. Общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы очевидна: Российская Федерация имеет большой внешний долг и страна не в состоянии покрыть этот долг только за счет своих ресурсов, поэтому сотрудничество России с МВФ является необходимым условием для существования стабильной экономики. МВФ занимает центральное место в международной системе валютно-финансовых отношений и является, пожалуй, единственной международной финансовой организацией, к авторитетному мнению которой прислушиваются любые инвесторы. Будь то правительства, частные корпорации или банки. Это послужило дальнейшему выдвижению мирового хозяйства и мирового финансового сообщества на новый уровень, при котором все большее число стран имеют свободную обратимость национальных валют, а экономика носит наиболее открытый характер.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Международный Валютный Фонд. Общая характеристика………………………………………………….……...…..5
1.1 Международный Валютный Фонд. Цели. Задачи. Функции………5
1.2 Структура органов управления МВФ и распределение голосов………………………………………………………………………8
1.3 Кредитная деятельность МВФ………………………………………11

2. Отношения России и МВФ……………………..………….……………..17
2.1 Россия и МВФ. Характер взаимоотношений………………………………………….……….…...17
2.2 Финансовое содействие МВФ России…….………………………..21
2.3 Взаимоотношения России и МВФ на современном этапе………..25

Заключение…………………………………………………………………...29
Приложения……………………………………………………………….....31
Список литературы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2).docx

— 155.18 Кб (Скачать файл)

Уставный капитал МВФ составляет около 217 млрд. Формируется уставный капитал за счет взносов государств – членов, каждое из которых обычно выплачивает  приблизительно 25% своей квоты в СДР или валюте других членов, а остальные 75% - в своей национальной валюте. Квота рассчитывается на основании данных об объеме ВВП страны, а также исходя из имеющихся золотовалютных резервов государств и определяет сумму, которую оно может заимствовать у МВФ. Исходя из размеров квот, распределяются голоса между странами – членами в руководящих органах МВФ.

Самым большим количеством голосов обладают (по состоянию на январь 2013 года): США – 16,75%; Германия – 5,81%; Япония – 6,23%; Великобритания – 4,29%; Франция – 4,29%; На долю Китая приходится 3,8 % голосов, на долю Индии – 2,34%, на долю Бразилии – 1,72%. Российская Федерация сегодня может распоряжаться 2,39% голосов в Международном валютном фонде.4

В МВФ действует принцип «взвешенного» количества  голосов: возможность стран – членов оказывать воздействие на деятельность фонда с помощью голосования определяя их доли в уставном капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам.

Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - «специальным большинством» (соответственно 70% или 85% голосов стран – членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. Что касается развивающихся стран, то при наличии скоординированных действий теоретически они также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно. На встрече руководителей Фонда  в апреле 2004 г. было  высказано намерение «расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать  более эффективно в механизме принятия решений МВФ» 5.

 

 

  • 1.3 Кредитная деятельность МВФ
  •  

    Государство-член может обратиться за финансовой помощью МВФ, если у него есть потребность (фактическая или потенциальная) в финансировании платежного баланса, то есть оно не может найти достаточного финансирования на доступных условиях для покрытия чистых международных платежей (например, по импорту, для погашения внешнего долга) при сохранении достаточных резервов на будущее. Кредит от МВФ

    обеспечивает резервные возможности, облегчающие проведение мер стабилизации и реформы, которые страна должна осуществить для исправления проблемы платежного баланса и восстановления условий для активного экономического роста.

     Объем кредитов, предоставленных МВФ, с течением времени претерпевал значительные колебания. Как за нефтяным шоком 1970-х годов, так и за долговым кризисом 1980-х годов последовало резкое увеличение кредитов МВФ. В 1990-х годах процесс перехода в  Центральной и Восточной Европе и кризисы в странах с формирующимся рынком привели к новым всплескам спроса на ресурсы МВФ. Глубокие кризисы в Латинской Америке и Турции поддерживали высокий спрос на ресурсы МВФ в 2000-х годах. Кредитование МВФ вновь стало увеличиваться в конце 2008 года после мирового финансового кризиса.

     По получении просьбы государства-члена ресурсы МВФ обычно предоставляются в рамках «договоренности о кредитовании», которая в зависимости от применяемого инструмента кредитования может предусматривать конкретные меры экономической политики и действия, которые страна соглашается осуществить для решения своей проблемы с платежным балансом. Программа экономической политики, лежащая в основе договоренности, разрабатывается страной на основе консультаций с МВФ и в большинстве случаев представляется Исполнительному совету Фонда в «Письме о намерениях». Как только Совет утверждает договоренность, ресурсы МВФ обычно выделяются долями поэтапно по мере реализации программы. Некоторые договоренности обеспечивают странам с высокими экономическими показателями единовременный немедленный доступ к финансовым ресурсам МВФ и, следовательно, на Международный Валютный Фонд  не распространяются требования о соблюдении положений, касающихся экономической политики6.

    Со временем МВФ разработал различные кредитные инструменты, которые были адаптированы для преодоления конкретных ситуаций разных государств-членов. Страны с низкими доходами могут заимствовать средства по льготным процентным ставкам через расширенный кредитный механизм (ЕКФ), кредитный механизм «стэнд-бай» и механизм ускоренного кредитования (РКФ). По льготным кредитам до конца 2014 года применяются нулевые процентные ставки.

     Нельготные кредиты предоставляются в основном через договоренности о кредите «стэнд-бай», гибкую кредитную линию (ГКЛ), превентивную линию для предоставления ликвидности (ПЛЛ) и механизм расширенного кредитования (который используется в основном для среднесрочных и более долгосрочных нужд). МВФ также предоставляет экстренную помощь всем своим государствам-членам, имеющим острые потребности в урегулировании своих платежных балансов, используя инструмент для ускоренного финансирования (РФИ). В случае всех нельготных механизмов действует процентная ставка МВФ, связанная с рыночной. Она именуется «ставкой сборов», и по крупным займам (свыше определенных лимитов) взимается дополнительный сбор. Ставка сборов основана на процентной ставке по СДР, которая пересматривается еженедельно для учета изменений в краткосрочных ставках на основных международных денежных рынках. Сумма, которую страна может занять у МВФ — известна как лимит доступа, — меняется в зависимости от вида кредита, но обычно она является кратной квоте страны в МВФ. В исключительных обстоятельствах этот лимит может быть превышен. Договоренность о кредите «стэнд-бай», гибкая кредитная линия и механизм расширенного кредитования не имеют заранее установленного верхнего предела доступа.

     Новые льготные механизмы  для стран с низкими доходами  вступили в силу в январе 2010 года в рамках Трастового фонда  на цели сокращения бедности  и содействия экономическому  росту (ПРГТ) и являются частью более широкой реформы с целью придать большую гибкость оказываемой Фондом финансовой поддержке и обеспечить ее большее соответствие различным потребностям стран с низкими доходами. Лимиты и нормы доступа были соответствующим образом удвоены относительно докризисных уровней. Условия финансирования стали более льготными, а процентная ставка пересматривается каждые два года. Все механизмы предназначены для поддержания собственных программ стран, нацеленных на достижение устойчивой макроэкономической позиции в соответствии с задачей обеспечения прочного и долгосрочного сокращения бедности и экономического роста7.

     Расширенный кредитный механизм (ЕКФ) заменил механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту в качестве главного инструмента Фонда для оказания среднесрочной поддержки странам с низкими доходами, испытывающим длительные трудности с урегулированием платежного баланса. Финансирование в рамках ЕКФ в настоящее время осуществляется под нулевую процентную ставку, с льготным периодом в 5½ года и полным сроком погашения в 10 лет (Приложение 4) . 

    Кредитный механизм «стэнд-бай» (СКФ) используется для оказания финансовой поддержки странам с низкими доходами, которые испытывают краткосрочные трудности с урегулированием платежного баланса. СКФ заменил компонент высокого доступа механизм финансирования для преодоления внешних шоков (ЕСФ) и может использоваться в широком диапазоне обстоятельств, в том числе в качестве меры предосторожности. Финансирование в рамках СКФ в настоящее время осуществляется под нулевую процентную ставку, с льготным периодом в 4 года и полным сроком

    погашения в 8 лет. В 2013 году данным кредитом воспользовались такие страны как Босния и Герцеговина, Иордания, на сегодняшний день рассматривается возможность получения кредита Украиной. (Приложение 3)

    Механизм ускоренного кредитования (РКФ) обеспечивает быструю финансовую помощь при ограниченном предъявлении условий и предназначен для стран с низкими доходами, столкнувшимися со срочными потребностями для урегулирования платежного баланса. Введение РКФ упорядочивает чрезвычайную помощь Фонда странам с низкими доходами, и он может гибко использоваться в широком диапазоне обстоятельств.

    Финансирование в рамках РКФ в настоящее время осуществляется под нулевую процентную ставку, с льготным периодом в 5½ года и полным сроком погашения в 10 лет.

    Гибкая кредитная линия (ГКЛ). ГКЛ предназначена для стран с очень хорошими основными экономическими показателями, обоснованной экономической политикой и успешным опытом проведения политики, и полезна как для предотвращения кризиса, так и для принятия антикризисных мер. Договоренности о ГКЛ утверждаются по просьбе соответствующих государств-членов для стран, отвечающих заранее установленным критериям доступа. Срок действия ГКЛ составляет один-два года (с промежуточным

    обзором соответствия критериям после одного года). Доступ определяется с учетом конкретной ситуации, на него не распространяются обычные лимиты доступа, средства могут предоставляться сразу одним платежом, а не поэтапно. Фактическое предоставление средств в рамках ГКЛ не обусловлено реализацией конкретных договоренностей относительно экономической политики, как в случае СБА, поскольку страны, имеющие право на ГКЛ, продемонстрировали положительные результаты в реализации надлежащих мер макроэкономической политики (Марокко, Мексика, Польша). Существует возможность использовать кредитную линию в момент ее утверждения или считать ее превентивной. В случае использования линии государством-членом сроки погашения являются такими же, как и в рамках СБА. ( Приложение 4)

    Механизм расширенного кредитования (ЕФФ). Этот механизм был создан в 1974 году для содействия странам в преодолении среднесрочных и более долгосрочных проблем, связанных с платежным балансом, вызванных обширными искажениями, которые требуют фундаментальных экономических реформ. Его использование существенно расширилось в период недавнего кризиса ввиду структурного характера проблем платежного баланса некоторых государств-членов. Как правило, срок договоренностей в рамках ЕФФ больше, чем при СБА, обычно он не превышает 3 лет в момент утверждения. Однако допускается также максимальный срок до 4 лет, обусловленный наличием потребности в финансировании платежного баланса, выходящей за рамки трехлетнего периода, продолжительным характером корректировки, необходимой для восстановления макроэкономической стабильности, и наличием достаточных гарантий относительно возможности и желания государства-члена провести глубокие и последовательные структурные реформы. Срок погашения: 4½–10 лет со дня фактического предоставления средств.

     Инструмент для ускоренного  финансирования (РФИ). РФИ был введен взамен прежних механизмов экстренной помощи и расширения их сферы действия. РФИ обеспечивает быструю финансовую помощь при ограниченном предъявлении условий для всех государств-членов, столкнувшимися с острыми потребностями в урегулировании платежного баланса. Доступ в рамках РФИ ограничивается годовым лимитом в 50 процентов квоты и общим лимитом доступа в 100 процентов квоты. По экстренным кредитам действуют те же условия, что и по ГКЛ, ПЛЛ и СБА, сроки погашения составляют 3¼–5 лет8.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. Отношения России и МВФ

     

    2.1 Россия  и МВФ. Характер взаимоотношений

     

    Когда страна собирается стать участницей МВФ персонал фонда рассчитывает для нее квоту и сравнивает полученный результат с квотами уже состоящих в Фонде стран с похожими экономическими характеристиками. Полученное значение квоты обсуждается комитетом «Участников» Исполнительного совета. После того, как страна собирающаяся вступить в Фонд согласится с условиями договора членства, Исполнительный совет (в полном составе) готовит резолюцию для Совета управляющих. По завершении всех формальных шагов представленная страна приглашается в Вашингтон для подписания Статей Соглашения. Одним из условий выдачи кредита является предоставление МВФ программы социально-экономического развития страны – заемщика и следование его рекомендациям.

    Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным условиям при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развитии, а также для получения льготных кредитов в его дочерней организации — Международной ассоциации развития.

     После  распада СССР входившие в его  состав государства, большая часть  которых образовала  Содружество Независимых Государств  (СНГ), пошли по пути индивидуального вступления в бреттоно-вудские институты. Российская Федерация  подала заявление о присоединение к МВФ и МБРР 7 января  1992 г.  Одновременно с учетом  требований МВФ был разработан «Меморандум об экономической политике Российской Федерации», утвержденный правительством 27 февраля 1992 г. 

    27 апреля 1992 г. Совет управляющих МВФ  проголосовал за примем России и 14 других бывших советских республик.  После подписания российскими  представителями Статей соглашения (устава) МВФ 1 июня 1992 г. Россия официально стала участницей 9.

    Вступление Российской Федерации в 1992 г. в Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития, который является ядром Всемирного банка, значительно укрепило позиции Российской Федерации на мировых валютно-финансовых рынках и способствовало адаптации к современной системе валютно-кредитных отношений.

    Членство в МВФ налагает на Россию и другие страны СНГ обязательство выполнять требования, зафиксированные в Статьях соглашения МВФ. Интегрирование национальных экономик этих стран в мировое хозяйство требует от них соблюдения правил, регулирующих международные валютно-финансовые отношения.

    Во-первых, в соответствии со статьей VIII устава обязанностью стран – членов МВФ является устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальных валют в сфере международных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях. Однако введение конвертируемости валют не рассматривается в качестве предварительного условия вступления страны в Фонд. Статья XIV позволяет вновь принятым странам в течение «переходного периода» (продолжительность его не зафиксирована) сохранять или устанавливать вновь те или иные валютные ограничения.

    Информация о работе Отношения России и МВФ на современном этапе. Общая характеристика