Отношения России и МВФ на современном этапе. Общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы очевидна: Российская Федерация имеет большой внешний долг и страна не в состоянии покрыть этот долг только за счет своих ресурсов, поэтому сотрудничество России с МВФ является необходимым условием для существования стабильной экономики. МВФ занимает центральное место в международной системе валютно-финансовых отношений и является, пожалуй, единственной международной финансовой организацией, к авторитетному мнению которой прислушиваются любые инвесторы. Будь то правительства, частные корпорации или банки. Это послужило дальнейшему выдвижению мирового хозяйства и мирового финансового сообщества на новый уровень, при котором все большее число стран имеют свободную обратимость национальных валют, а экономика носит наиболее открытый характер.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Международный Валютный Фонд. Общая характеристика………………………………………………….……...…..5
1.1 Международный Валютный Фонд. Цели. Задачи. Функции………5
1.2 Структура органов управления МВФ и распределение голосов………………………………………………………………………8
1.3 Кредитная деятельность МВФ………………………………………11

2. Отношения России и МВФ……………………..………….……………..17
2.1 Россия и МВФ. Характер взаимоотношений………………………………………….……….…...17
2.2 Финансовое содействие МВФ России…….………………………..21
2.3 Взаимоотношения России и МВФ на современном этапе………..25

Заключение…………………………………………………………………...29
Приложения……………………………………………………………….....31
Список литературы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2).docx

— 155.18 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, статья VIII требует от стран – членов не прибегать к практике множественности валютных курсов. Согласно этому требованию, Россия установила с июля 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Валютный курс рубля не привязан к какой-либо западной валюте или валютной «корзине» и является плавающим, т. е. складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), а также на внебиржевом межбанковском рынке. Официальный курс рубля к доллару определялся в то время Центральным банком по результатам межбанковского фиксинга на торгах ММВБ. Этот курс использовался для определения размера таможенных платежей в бюджет, бухгалтерского учета валютных средств в балансах банков, предприятий и организаций, а также для статистической отчетности.

В-третьих, непременным условием членства России и других государств бывшего СССР в МВФ является установление их информационной открытости. Страны – члены должны регулярно предоставлять Фонду статистические данные о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т. п. Помимо того, они обязаны принимать у себя представителей МВФ для изучения на месте состояния хозяйственного механизма и характера макроэкономической политики 10.

Кредиты МВФ России и другим странам бывшего СССР обусловлены выполнением ряда политико-экономических условий, которые содержатся в разрабатываемых ими совместно с Фондом программ макроэкономической стабилизации и структурных преобразований. При этом МВФ добивается неукоснительной и последовательной реализации согласованных условий.

Требования, с выполнением которых МВФ обычно связывает предоставление своих кредитов, подразделяются на три группы: осуществление мер с целью достижения макроэкономической и финансовой стабилизации; приватизация и другие структурные преобразования экономической системы; либерализация внешнеэкономической деятельности. По этим трем направлениям можно проследить и условия кредитов, которые МВФ предоставлял России.

Исходя из монетаристской модели макроэкономического равновесия национальной экономики, основной источник нарушения этого равновесия МВФ традиционно видит в дефиците государственного бюджета. Соответственно, главным стержнем всех стабилизационных программ, которые он согласовывал с Россией, была установка на возможно большее сокращение этого дефицита .

Другая категория требований МВФ к России ужесточение денежно-кредитной политики, в особенности ограничение кредитования государства. В расширении кредитов Центрального банка МВФ усматривал основную причину роста инфляции в стране. Другим постоянным направлением требований МВФ к России является приватизация государственной собственности и проведение структурных реформ в экономике. Помимо собственно приватизации, наиболее важные конкретные условия в рамках данного направления, с выполнением которых МВФ связывает предоставление России кредитов, таковы:

  •          всемерное поощрение частного сектора в промышленности и других отраслях национального хозяйства;        
  • усиление роли рыночных сил в распределении и перемещении производственных и финансовых ресурсов;       
  • полное устранение административного контроля за ценами и уровнем прибыли предприятий, за исключением, нескольких естественных монополий;       
  • радикализация земельной и сельскохозяйственной реформы, отмена ограничений на куплю и продажу земли;      
  • укрепление банковского сектора усиление эффективности надзора над коммерческими банками со стороны Центрального банка, повышение уровня ликвидности банков, совершенствование платежной системы; формирование и развитие финансовых рынков, что предполагает создание более действенной правовой и организационной основы для функционирования рынка ценных бумаг 11. 

 

 

2.2 Финансовое содействие МВФ России

В ходе дискуссий о предполагавшемся вступлении СССР в МВФ специалисты оценивали возможную квоту Советского Союза в диапазоне от 4 до 7 млрд. дол. (3,5-6% от капитала Фонда). После распада СССР МВФ разделил рассчитанную для него квоту  между 15 бывшими советскими республиками. По величине квоты (5,9 млрд. СДР, или 8,3 млрд. дол. по курсу на конец января 1999 г.) Россия занимает девятое место вслед за Канадой. Такая квота не дает России право на постоянное место в Исполнительном совете в отличие от пяти стран с наибольшими квотами (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция), за которыми устав МВФ закрепляет такое место.  Однако, располагая 59704 голосами (2,79% общего их количества на 1 сентября 1999 г.), она, подобно двум другим странам – Китаю и Саудовской Аравии, не входит в  какую-либо группу государств – членов, образуемую для избрания исполнительного директора, а единолично «избирает» собственного директора .

Членство в МВФ дает возможность России и другим странам бывшего СССР пользоваться значительными кредитами в конвертируемой валюте для финансовой поддержки экономических реформ и покрытия дефицита платежного баланса. В условиях глубокого экономического, финансового и системного кризиса страна действительно остро нуждалась в экстраординарной иностранной финансовой помощи. 5 августа 1992 г. МВФ предоставил России в рамках договоренности о кредите «стэнд-бай» валютные средства в счет первой кредитной доли, при использовании которой он требует от страны – заемщицы выполнения сравнительно мягких условий. Основанием для предоставления этого кредитного транша послужило соглашение между российским правительством и МВФ, достигнутое 5 июля 1992 г. и получившее одобрение «семерки» на саммите в Мюнхене 6-8 июля 1992 г. Кредитная линия была открыта на сумму 719 млн. СДР (1,04 млрд. дол.) из 7,5% годовых со сроком расходования на протяжении пяти месяцев . Соответствующие средства использовались для пополнения валютных  резервов, осуществления платежей по внешнему долгу и интервенции на валютном рынке. Однако последующие транши резервного кредита Россия в 1992 г. не получила. Не были выделены и средства (6 млрд. дол.), предназначенные для фонда стабилизации рубля. Таким образом, наиболее ценный компонент пакета финансовой помощи несвязанные валютные средства, которые власти могли бы свободно использовать для проведения экономических реформ и макроэкономического регулирования, остался практически нереализованным. 12

МВФ объяснил отказ предоставить России в 1992 г. обещанный резервный кредит тем, что российское правительство уклонилось от выполнения согласованной с ним стабилизационной программы, что политика властей привела к срыву достигнутого в июле 1992 г. соглашения: объем ВВП уменьшился в 1992 г. на 14,5%; дефицит федерального бюджета, вместо запланированного уровня в 5% ВВП, достиг (по методологии МВФ) 22,4%; темп инфляции возрос, составил в 1992 г. в среднем 20,5% в месяц. Основную причину роста инфляции МВФ видел в расширении кредитов Центрального банка, возраставших на 20% ежемесячно13.

 Важная роль отводилась МВФ  и в рамках второго пакета  помощи России объемом 43,4 млрд. дол., который был принят на встрече  министров иностранных дел и финансов «семерки» (Токио, 14-15 апреля 1993 г.) и подтвержден на ее годичном совещании, на высшем уровне в Токио 7-9 июля 1993 г. Во-первых, токийский пакет предусматривал предоставление средств на «первоочередные стабилизационные меры» в размере 4,1 млрд. дол., в том числе 3 млрд. дол. – кредит в рамках «механизма финансирования системных преобразований» МВФ, образованного специально для стран с переходной экономикой, испытывающих острейшие экономические и финансовые трудности.  Однако вторая половина  данного кредита в 1993 году не была получена. Причиной этому  послужила неудовлетворенность руководства МВФ результатами проводившейся финансовой стабилизации, ходом выполнения российскими властями их очередных обещаний, а также итогами парламентских выборов в декабре 1993 года и последовавшими за этим переменами в составе правительства.

С начала февраля 1994 г. в России в течении нескольких недель находилась делегация МВФ. Переговоры с российским правительством  привели к новому соглашению, основные положения которого были зафиксированы в подписанном 8 апреля 1994г. совместном Меморандуме правительства и Центрального банка об экономической политике в 1994 г. Достигнутое соглашение  позволило России получить второй транш кредита в поддержку системных  преобразований. Это произошло 26 апреля 1994 г..

 В 1998 г. экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи с падением на мировых рынках цен на энергоносители, в первую очередь на нефть и газ, а также сырье и продукцию первичного передела. В результате этого платежный баланс по счету текущих операций превратился в первом полугодии 1998 г. из активного в пассивный с дефицитом  в размере 5,1 млрд. дол. Для  того чтобы добиться уравновешивания государственного бюджета и предотвратить девальвацию рубля, правительство разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ с предоставлением срочной масштабной финансовой помощи. О достижении этого соглашения было объявлено 13 июля 1998 г.

Договоренность о кредитном пакете МВФ предусматривала, что вся сумма, включая неиспользованные средства кредита 1996-1999 гг., будет представлена России четырьмя траншами – 20 июля,  15 сентября, 15 декабря 1998 г. и 15 февраля 1999 г.

Жизнь показала, что предоставленный в срочном порядке кредит МВФ уже не смог спасти  положения ни на рынке государственных ценных бумаг, ни на валютном рынке. В результате 17 август 1998 г. российские власти вынуждены были принять решения о фактическом объявлении дефолта по внутреннему государственному долгу, установлении 90-дневного моратория на платежи по иностранным финансовым обязательствам коммерческих банков и осуществлении мероприятий в валютной области, которые, в конечном счете, привели к четырехкратной девальвации рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. События, связанные со срывом российской антикризисной программы 1998 г. и правительственным  решениям 17 августа 1998 г., явились чувствительным ударом по престижу МВФ. Политика МВФ по отношению к России оказалась под огнем критики, в особенности в кругах республиканской партии и ее сторонников  в США .  В общем итоге на период 1992-1999 гг. МВФ одобрил семь договоренностей о предоставлении валютных кредитов России (кредитный пакет, одобренный 20 июля 1998 г., рассматривается как единая договоренность) на    общую сумму 25,8 млрд. СДР, или 36,6 млрд. дол. Однако в связи с тем, что после 17 августа 1998 г. предоставление средств в рамках договоренностей о расширенном кредите 1996 г.  и кредитном пакете 1998 г. было прекращено, а сами эти договоренности утратили силу, фактически по сентябрь 1999 г., т.е. с учетом июльского 1999 г. транша в размере 640 млн. дол., из этой суммы были использованы лишь 22,0 млрд. дол. Кроме того, Россия полностью израсходовала свою резервную позицию в МВФ в размере примерно 1,4 млрд. долларов.

1 августа 1999г., т.е. спустя несколько  дней после одобрения Исполнительным  советом МВФ кредита России, было  достигнуто соглашение с парижским  клубом, задолженность которому  на 1 января 1999 г. составила 41,3 млрд.дол. Это соглашение  предусматривает приостановку платежей на сумму 8 млрд. дол., т.е. оформление рассрочки до 2020 г.  

Использование внешних финансовых ресурсов было бы оправдано в том случае, если бы оно послужило толчком для запуска механизма экономического роста, технологической перестройки экономики. Однако этого-то, к сожалению не происходило. Кредиты МВФ, по сути дела, попросту проедались, т.е. направлялись на «затыкание» бюджетных дыр, обслуживание все возрастающего государственного долга, финансирование импорта предметов потребления.  Определенный «вклад»  в формирование такой ситуации внесли и некоторые требования, которыми МВФ обуславливало предоставление своих кредитов России. 14(Приложение 2)

 

2.3 Взаимоотношения России и МВФ на современном этапе.

В настоящее время Россия участвует в различных операциях, предусмотренных Статьями Соглашения МВФ, таких как покупка и продажа СДР, участие в «Новых соглашениях о заимствованиях», покупка облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и т.д. С марта 2005 года Российская Федерация участвует в плане финансовых операций (ПФО) МВФ. В рамках участия Российской Федерации в ПФО Минфином России перечислено СДР на сумму более 1,2 млрд. долл. США.

В конце 2010 года был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения касаются совершенствования механизмов участия России в деятельности МВФ. В соответствии с данным законом, финансирование операций МВФ будет осуществляться за счет средств золотовалютных резервов Банка России (до этого для указанных целей использовались средства федерального бюджета, в том числе, с 2008 года – Резервный фонд)15.

По итогам 2013 года в отношении Российской Федерации было составлено заключительное заявление о миссии МВФ в соответствии со Статьей IV Международного Валютного Фонда в лице Европейского департамента МВФ в данном заключении были сделаны следующие выводы об экономике страны:

1) Экономисты МВФ прогнозируют замедление экономического роста в России. МВФ в очередной раз понизил прогноз роста ВВП России на 2013 год до 1,5% с ожидавшихся в июне 2,5%, и на 2014 год — до 3% с 3,25%. 

2)    Экономическая активность замедляется, однако инфляция остается высокой. В 2012 году рост составил 3,4 процента, а в первом квартале 2013 года произошло его дальнейшее снижение. В то же время экономика продолжает функционировать на уровне потенциала, при этом показатели безработицы достигли исторического минимума, а степень загрузки мощностей высокого докризисного уровня;

3) Краткосрочные перспективы роста экономики являются умеренными. Рост в России достиг 2,05 процентов в 2013 году и может достичь 3,25 процентов в 2014 году, что гораздо ниже установленного официальными органами среднесрочного целевого показателя на уровне 5 процентов. Согласно прогнозам, инфляция потребительских цен снизится незначительно, до верхней границы целевого диапазона в 5-6 процентов, установленного Центральным банком Российской Федерации на конец 2013 года, а при отсутствии дополнительных мер и в 2014 году будет выше установленного Банком России на этот год целевого диапазона в 4-5 процентов.16(Приложение 5)

При этом Минэкономразвития сохраняет прогноз роста ВВП на конец года на уровне 1,8%. "Я думаю, эта цель достижима, мы приложим для этого все усилия. Любой прогноз находится под вопросом, тем не менее, мы надеемся, что выйдем на эту цифру", — сказал глава Минэкономразвития Алексей Валентинович Улюкаев.

Информация о работе Отношения России и МВФ на современном этапе. Общая характеристика