Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 19:31, курсовая работа
В настоящее время, в условиях мирового финансового кризиса ускорение научно-технического прогресса постоянно предъявляет новые, все более высокие требования к экономике и обществу различных стран - участниц мирового хозяйства, создает напряжение во взаимосвязях его подразделений. В настоящее время есть все основания говорить не только о возникновении, но и об углублении структурного кризиса мирового хозяйства. Послание Президента Республики Казахстан «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» определяет важное значение трансформации «прежде архаичного и неповоротливого государственного механизма в современный, способный управлять динамичными общественно-политическими процессами на базе лучшего мирового опыта и в интересах наших граждан».
Доля добывающей промышленности во всех подсистемах сокращалась. Для 70 - 80-х годов, как и прежде было характерно сокращение доли сельскохозяйственного производства в создании ВВП как в промышленно развитых, так и в развивающихся.
Однако эффективность сельского хозяйства в большинстве районов мира повысилась. В западных странах произошло образование аграрно-промышленного комплекса, что привело к улучшению использования конечной продукции. В промышленно развитых странах на долю сельскохозяйственного производства приходится 2,3% и в развивающихся странах - 15,4% ВВП
Это оказало влияние и на изменение структуры внешней торговли. В целом, она сдвигалась в сторону продукции обрабатывающей промышленности. В конце 80-х годов на ее долю приходилось 75% объема внешней торговли мира (1980 год - 58%), в развивающихся странах - 68% объема внешней торговли (1980 год - 42%). При этом развивающиеся страны не только стали больше экспортировать продукции обрабатывающей промышленности, но и больше импортировать наукоемких товаров.
1.2 Количественное определение
и территориальный аспект
Важное влияние на функционирование отраслевой структуры хозяйственной системы оказывает размещение ресурсов по территории мира, а также организационные формы, в которых происходит использование ресурсов. Народно-хозяйственный комплекс отдельно взятой страны отличается сложной структурой, в которой наряду с отраслевой нужно выделить не менее важную структуру - территориальную.
Под территориальной структурой понимается членение системы народного хозяйства по территориальным ячейкам (таксонам) - зонам, районам разного ранга, промышленным центрам, узлам. Она меняется гораздо медленнее, чем отраслевая структура, так как основные ее элементы сильнее привязаны к конкретной территории. Однако освоение новых территорий с уникальными природными ресурсами меняет структуру отдельных регионов и способствует формированию новых территориальных комплексов.
Пространственное сочетание отраслей и отдельных производств складывается под влиянием многих факторов. К ним относятся обеспеченность минерально-сырьевыми ресурсами, топливно-энергетическими, материальными, трудовыми. Отмеченные факторы тесно связаны между собой, оказывая определенное воздействие на размещение предприятий и отраслей народного хозяйства. В процессе размещения производства сложились различные формы территориальной организации. Выделяют крупные экономические зоны, промышленные районы, промышленные агломерации, промышленные узлы, промышленные центры и промышленные пункты.
Анализ отраслевой структуры экономики производится на основе показателя ВВП, подсчитанного по отраслям. Прежде всего изучается соотношение между крупными народнохозяйственными отраслями материального и нематериального производства. Это соотношение выявляется прежде всего по удельному весу обрабатывающей промышленности.
Важное значение имеет и исследование структуры отдельных отраслей. Так, отраслевой анализ обрабатывающей промышленности показывает, какой удельный вес в ней занимают машиностроение и химия, то есть отрасли. Обеспечивающие научно-технический прогресс. Велика диверсификация ведущих отраслей. Например, количество машиностроительных отраслей и производств в индустриально развитых странах мира достигает 150 - 200 и более, и лишь 10- 15 - в странах с относительно низким уровнем экономического развити.
Анализируется также удельный вес крупных хозяйственных комплексов: топливно-энергитического, агропромышленного, строительного и конструкционных материалов, оборонного, военно-промышленного и др. Без определения специализирующих отраслей на обходится ни одна работа, связанная с экономикой региона. Для этого следует использовать теоретически обоснованные показатели, которые тесно связаны с другими показателями территориального разделения труда. Поскольку в основе рыночной специализации лежит территориальное разделение общественного труда, следовательно, и определение специализирующихся отраслей должен базироваться на выявлении доли участия региона в общественном разделении труда.
Для количественного определения уровня специализации экономических районов используются такие показатели, как коэффициент локализации, коэффициент душевого производства и коэффициент межрайонной товарности. Также одним из главных критериев размещения отраслей на определенной территории является показатель их экономической эффективности (себестоимость продукции с учетом ее доставки потребителю, удельные капитальные вложения на единицу мощности и прибыль).
Наряду с указанными показателями по каждой отрасли производства разрабатывается система технико-экономических показателей ее размещения. Важное значение для обоснования размещения производства имеют обеспеченность рабочих основными производственными фондами, энерговооруженность, запасы ресурсов и пр.
Целями второго уровня являются более детальные показатели, характеризующие условия выравнивания экономического цикла, совершенствование структуры национальной экономики.
Все эти цели вместе с генеральной, образуют дерево целей.
Принципы разработки целей государственного регулирования:
- Адекватность существующему строю. Соответствие генеральной цели деятельности государства - сохранению, укреплению и совершенствованию существующего строя, решению задач повышения уровня жизни народа.
- Научная обоснованность. Оправданны постановка и осуществление любой цели, которая улучшает положение в экономике в целом, в отдельном секторе или на хозяйственном объекте, не нанося ущерба другим. Если достижение данной цели ведет к нанесению ущерба другим объектам, то этот ущерб должен быть полностью возмещен.
- Взаимосвязь набора целевых установок. Любая цель государственного регулирования может быть поставлена и достигнута только во взаимодействии со всеми остальными целями в соответствии с ее местом в системе приоритетов целей.
- Реальность целевых установок. Поставленные цели должны находиться в рамках возможного, т. е. не только в пределах существующих юридических норм (их в случае крайней необходимости можно изменить в соответствии с установленной процедурой), но и в пределах реальных границ.
- Приемлемость целей членами сообщества. Поставленные цели должны быть ясны, понятны и желательны широким массам избирателей, союзам по экономическим интересам.
Анализ применимости инструментов государственного регулирования.
Сюда относятся выяснение условий применимости отдельных регулирующих средств, их соответствия целям, степени совместимости отдельных средств, побочных эффектов их применения, эффективности средств регулирования и достаточности обоснования необходимости их применения.
Информация о работе Отраслевая структура экономики Республики Казахстан