Отраслевая структура экономики Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, в условиях мирового финансового кризиса ускорение научно-технического прогресса постоянно предъявляет новые, все более высокие требования к экономике и обществу различных стран - участниц мирового хозяйства, создает напряжение во взаимосвязях его подразделений. В настоящее время есть все основания говорить не только о возникновении, но и об углублении структурного кризиса мирового хозяйства. Послание Президента Республики Казахстан «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» определяет важное значение трансформации «прежде архаичного и неповоротливого государственного механизма в современный, способный управлять динамичными общественно-политическими процессами на базе лучшего мирового опыта и в интересах наших граждан».

Файлы: 1 файл

Современная отраслевая структура экономики РК (курсовая).doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

Изменение ситуации в аграрной сфере способствовало увеличению производства кожи, кожаной обуви, выпуска тканей, настрига шерсти. Казахстан по поставкам шкур вышел на 5-е место в поставках этой продукции в Китай.

В промышленности, помимо сырьевой продукции, быстро растет выпуск аккумуляторов, стиральных машин, компьютеров, подшипников, трансформаторов, насосов, счетчиков энергии, Существенные сдвиги наблюдаются в полиграфии, издательском деле, где годовой прирост достиг 128,8 процента. При этом издание книг, брошюр выросло более чем в два раза, газет, журналов - 2,2 раза. Все это происходит в условиях жесткой конкуренции на рынке страны, который становится все более открытым.

Доступность внутреннего рынка для иностранных поставщиков давно превратило его в часть мирового рынка. И тем отрадны достижения отечественного бизнеса, сделавшего ставку на внедрение самых современных технологий, организацию производства в соответствии с международными стандартами, завоевывающих свои ниши в условиях жесткой конкуренции. Очевидно, что доля продукции обрабатывающих отраслей все еще мала, но важны реальные шаги по ее расширению.

Казахстан, не имея открытого выхода к морю, несет немалые затраты на транспортные издержки, которые снижают востребованность отечественной продукции. В то же время республика обладает таким преимуществом, как прямой выход на два экономических "океана" - огромные китайский и российский рынки. Значительны резервы перспективного центральноазиатского рынка. Учитывая относительно небольшую численность населения, масштабы отечественного производства, следует отметить, что страна активизирует свое участие в этих быстро растущих сегментах глобального рынка.

Конкурентоспособность - это не только качество экономики, но и способность производить необходимую для глобального рынка продукцию, соответствующую по номенклатуре, качеству, цене. Только постоянное изучение тенденций мирового рынка, его сегментов, оперативное освоение относительно свободных ниш гарантируют продвижение предприятий на внешние рынки. Высокая маневренность, динамизм, инновационность расширяют потенциальные возможности компаний, обеспечивают взаимовыгодное участие в производственных и торговых взаимоотношениях.

Определяющим фактором конкурентоспособности стало своевременное освоение новых технологий, выпуск новых товаров и услуг. Казахстан обладает достаточным потенциалом качественного обновления экономики. В стране есть научные коллективы, способные разрабатывать передовые идеи, создавать на их основе современные технологии. Главное - это люди, творческие коллективы, имеющие опыт создания и реализации научного продукта. Около 300 организаций занимаются исследованиями и разработками. Численность научных работников превысила 22 тысячи человек. Наиболее быстро растет занятость в предпринимательском, вузовском секторах, а также в частном – коммерческом [8, с. 17].

Затраты на исследования и разработки увеличились за пять лет в три раза и превысили 14,5 миллиарда тенге, объем научно-технических работ достиг 18,5 миллиарда тенге. В результате инновационной продукции создано на сумму свыше 74,7 миллиарда тенге (1,34 процента к ВВП), в т. ч. усовершенствованной - на 48 миллиардов тенге, объем подвергнутой технологическим изменениям за год увеличился более чем в два раза и составил 21,3 миллиарда тенге. Рост затрат на технологические инновации до 32 миллиардов тенге в основном (на 90,6 процента) осуществлялся на собственные средства предприятий. Иностранные инвестиции на эти цели составили лишь 3,9 процента. 184 предприятия (0,09 процента) из 208,4 тысячи зарегистрированных имели законченные технологические инновации.

Интенсивно развивается важнейший компонент новой экономики - информационная составляющая. Применение информационных технологий становится все более масштабным.

Успехи "Казахтелекома", создавших надежную систему связи, особенно общенациональную оптико-волоконную, подключение отдаленных регионов существенно укрепило возможности скоростного доступа к информации. Снижение, по настоянию Правительства, тарифов, несомненно, расширит доступ к современной связи, включая Интернет.

Космическая программа Казахстана, которую изначально характеризует прагматизм, позволит существенно усилить информационный ресурс страны. Динамика этой сферы, четкая структура позволяют надеяться, что после запуска первого отечественного спутника "КазСат" в 2006 году информационное обеспечение выйдет на новый уровень. Республика имеет естественные конкурентные преимущества в этой области, и очевидно, что создание и функционирование полноценной космической системы обеспечит растущие потребности отечественных пользователей Интернета другой связью и принесет высокие доходы.

В развитии новой экономики важное место принадлежит ядерному кластеру. Казахстан, занимая 2-е место по запасам, 3-е - по добыче урана, 15-е - по выпуску топливных таблеток, обладает шансами на создание дополнительных производств, недостающих звеньев. Одновременно страна может наладить выпуск радиофармпрепаратов, а также после глубокого и всестороннего обсуждения в научных дискуссиях, разработки альтернативных проектов приступить к производству атомной энергии.

"Казатомпром", как  известно, стал крупным продуцентом в мировой урановой промышленности, выходит на лидирующие позиции по внедрению новых технологий. В этих условиях нарастают негативные оценки со стороны конкурентов, стремящихся ограничить потенциал компании. Но современная экономика - это экономика победителей в конкурентной борьбе.

Разумная, тщательно выверенная производственная, инвестиционная и инновационная политика "Казатомпрома", последовательное укрепление позиций на мировом рынке - яркий пример полномасштабной реализации всех форм конкурентного преимущества [8, с. 18].

 

 

 

 

 

 

2.2 Развитие отраслевой экономики Казахстана в условиях мирового финансового кризиса

 

Осенью 2008 года Казахстан столкнулся с первой волной финансового кризиса.

В октябре 2007 года Правительство, Национальный Банк и Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее – Агентство по финансовому надзору) приняли ряд первоочередных мер для смягчения негативных последствий нестабильности на международных финансовых и продовольственных рынках.

С осени 2007 года из государственного бюджета было выделено около 550 млрд. тенге.

В целях обеспечения жильем граждан, которые вложили собственные или заемные средства в долевое строительство, застройщикам было выделено через банки второго уровня 184,7 млрд. тенге.

Для поддержания деловой активности малого и среднего бизнеса было обеспечено финансирование их проектов на сумму порядка 155 млрд. тенге. 
На развитие агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности было выделено 135 млрд. тенге.

В дополнение к этим мерам была оперативно решена проблема дефицита ликвидности и обеспечен необходимый уровень готовности национальной банковской системы к последующим внешним рискам [14, с. 12].

С учетом реализации комплекса первоочередных мер за 9 месяцев 2008 года прирост ВВП составил около 4 %. Уровень безработицы сохраняется на невысоком уровне и не превышает 7 %. Удалось стабилизировать рост потребительских цен. Уровень инфляции за 10 месяцев 2008 года составил 8,8 %, что соответствует годовому прогнозу не более 10 %. Казахстанские банки успешно выполняют все свои внутренние и внешние обязательства. Кредитование экономики банками второго уровня сохранилось на уровне конца прошлого года. Депозиты в банках за 10 месяцев 2008 года увеличились почти на 21,8 %, в том числе депозиты населения – на 2 %.

С начала 2009 года Правительство, Национальный Банк и Агентство по финансовому надзору усилили мониторинг экономической ситуации на внешних и внутренних рынках и превентивно уже предусмотрели ряд мер. 
Был разработан и принят Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам устойчивости финансовой системы" (далее – Закон), которым ужесточены меры административной и уголовной ответственности за умышленное доведение финансовых организаций до неплатежеспособности. Правительство получает право на приобретение и принудительный выкуп акций банка, приобретая, тем самым, необходимые рыночные инструменты для вмешательства в деятельность финансовых организаций, нарушающих установленные пруденциальные нормативы. В свою очередь банки наделены правом на досрочный выкуп выпущенных облигаций и приобретение акций создаваемого Фонда стрессовых активов.

В целях сохранения доверия к банкам Законом предусмотрено увеличение суммы гарантированного возмещения по вкладам физических лиц с ранее предусмотренных 700 тыс. до 1 млн. тенге, а до 2012 года (в течение 3 лет) - до 5 млн. тенге.

С 18 ноября 2008 года снижены минимальные резервные требования по внутренним обязательствам с 5 % до 2 %, по иным обязательствам – с 7 % до 3 %. Это позволит банкам увеличить их ресурсную базу в объеме около 350 млрд. тенге.

С 1 января 2009 года будет введен в действие новый Налоговый кодекс, в рамках которого предусмотрено существенное снижение налоговой нагрузки, в первую очередь, для несырьевого сектора экономики.

В 2009 году корпоративный подоходный налог будет поэтапно снижен с 30 % до 20 %, в 2010 году до 17,5 %, в 2011 году до 15 %. 
Ставка налога на добавленную стоимость со следующего года также будет снижена с 13 % до 12 %. Увеличивается в 2 раза минимальный объем оборота, необлагаемого НДС (до 38 млн. тенге).

Вместо регрессивной шкалы ставок социального налога будет введена единая ставка в размере 11 % [14, с. 13].

Для всех предприятий экономики предусмотрены налоговые преференции для осуществления инвестиций. В частности, для недобывающих секторов предусмотрена ускоренная амортизация, для недропользователей – двойная норма амортизации.

Для предприятий малого и среднего бизнеса отменяется требование об уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу. 
Также предусмотрен перенос сроков убытков для всех предприятий с 3 до 10 лет.

В целом снижение налоговой нагрузки позволит предприятиям только в 2009 году высвободить порядка 500 млрд. тенге и направить их на развитие экономики.

В третьем квартале 2008 года был оперативно принят Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О государственных закупках". Для стимулирования внутреннего спроса и поддержки отечественных предприятий государственные закупки будут ориентированы преимущественно на казахстанских поставщиков. Для принятия оперативных решений, оказания реальной помощи отечественному бизнесу за счет предоставления гарантий долговременных заказов государственные холдинги и национальные компании выведены из-под действия законодательства, регулирующего государственные закупки.

Правительством прагматично сформирован проект республиканского бюджета на 2009 – 2011 годы с учетом возможного ухудшения ситуации на мировых финансовых и сырьевых рынках. Доходы бюджета на этот период рассчитаны исходя из мировой цены на нефть 60 долл. США за баррель. Правительство скорректировало параметры проекта республиканского бюджета на 2009 – 2011 годы с учетом необходимости обеспечения фискальной устойчивости в среднесрочном периоде. Доходы бюджета в 2009 году уточнены с учетом снижения мировой цены до 40 долл. США за баррель. Сокращены неприоритетные расходы, а финансирование некоторых программ перенесено на более поздние сроки. При этом социальные расходы не сокращены.

Дефицит республиканского бюджета в 2009 – 2010 годах будет запланирован в размере 3,4-3,5 % к ВВП, а в 2011 году уже будет снижен до 2,4 % к ВВП.

Трехлетний республиканский бюджет в текущих условиях становится ключевым инструментом поддержания экономической активности. Совокупный спрос и деловая активность будут обеспечены за счет сохранения высокого уровня бюджетных расходов, направляемых, в первую очередь, на финансирование приоритетных инфраструктурных и индустриальных проектов, развитие сельского хозяйства, обеспечивающих спрос на продукцию отечественных предприятий и занятость в экономике, а также на развитие человеческого капитала.

В целом, за 2009 – 2011 годы инвестиции из государственного бюджета возрастут на более чем 1,5 трлн. тенге.

Казахстану под давлением мирового падения цен на сырьевые ресурсы и отсутствия доступа к внешним рынкам капитала предстоит сложный период адаптации к новым мировым экономическим реалиям, что неминуемо потребует структурных изменений в экономике.

В период глобального спада экономики Казахстан входит с прочным запасом золотовалютных резервов и Национального Фонда. Их общий объем на 1 ноября 2008 года составляет более 47 млрд. долл. США. Размер государственного долга не превышает 1,5 % ВВП, дефицит бюджета находится на низком уровне и не превышает 2 % к ВВП [14, с. 15].

Правительство использует сложившуюся ситуацию для оздоровления экономики и создания основ для ее эффективного функционирования в будущем. Накопленные резервы позволят сгладить процесс корректировки экономики Казахстана.

Целью Плана станет смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста. 
Для достижения цели Правительство, Национальный Банк и Агентство по финансовому надзору сконцентрируются на следующих пяти направлениях:

1.Стабилизация финансового  сектора.

2.Решение проблем на  рынке недвижимости.

3.Поддержка малого и  среднего бизнеса.

4.Развитие агропромышленного  комплекса.

5.Реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных  проектов.

Для финансового обеспечения Плана будут использованы средства Национального Фонда в объеме 10 млрд. долл. США (1 200 млрд. тенге). Они будут направлены на:

1) стабилизацию финансового сектора – 4 млрд. долл. США (480 млрд. тенге);

2) развитие жилищного сектора – 3 млрд. долл. США (360 млрд. тенге);

3) поддержку малого и среднего бизнеса – 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге);

4) развитие агропромышленного комплекса – 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге);

5) реализацию инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов – 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге).

Информация о работе Отраслевая структура экономики Республики Казахстан