Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 19:31, курсовая работа
В настоящее время, в условиях мирового финансового кризиса ускорение научно-технического прогресса постоянно предъявляет новые, все более высокие требования к экономике и обществу различных стран - участниц мирового хозяйства, создает напряжение во взаимосвязях его подразделений. В настоящее время есть все основания говорить не только о возникновении, но и об углублении структурного кризиса мирового хозяйства. Послание Президента Республики Казахстан «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» определяет важное значение трансформации «прежде архаичного и неповоротливого государственного механизма в современный, способный управлять динамичными общественно-политическими процессами на базе лучшего мирового опыта и в интересах наших граждан».
Импортозамещающий вариант предполагает развитие в национальной экономике - при активной стимулирующей промышленной политике (включая бюджетные вливания и механизмы льготного налогообложения) и протекционистском внешнеторговом режиме - отраслей по производству продукции, ранее завозимой из-за рубежа.
Сложность данного варианта состоит в том, что емкости внутреннего рынка может быть недостаточно, чтобы использовать эффект масштаба производства для снижения издержек, в результате чего отечественная продукция может оказаться существенно дороже импортной. Вместе с тем, если страна сталкивается со значительными ограничениями технологического и институционального характера, устранение которых может существенно снизить издержки производства, подобный подход может иметь определенный успех (наиболее характерной отраслью, где это может произойти, является пищевая промышленность).
Экспортоориентированный вариант стратегии догоняющего развития свободен от проблемы низкой емкости внутреннего рынка и способен обеспечить возникновение новых отраслей промышленности практически “с нуля” за счет притока прямых иностранных инвестиций.
Данный вариант считается наиболее привлекательным для развивающихся стран со сравнительно низким качеством человеческого капитала и значительным отставанием в технологическом развитии. Помимо привлечения прямых иностранных инвестиций, здесь важна также либерализация операций по ввозу сырья и комплектующих и вывозу готовой продукции (вплоть до создания особых экономических зон). Как правило, первичный эффект соответствующих мер связан с переносом на территорию страны сборочных производств зарубежных компаний, вторичный - с постепенным “апгрейдом” созданных отраслей за счет развития внутриотраслевых цепочек добавленной стоимости внутри страны (так происходило, например, в Южной Корее, Тайване, приморских районах Китая, Бразилии). В противном случае развитие новых отраслей будет законсервировано преимущественно на сборочных стадиях без значимых общеэкономических эффектов (Индонезия, Филиппины).
3. Стратегия промышленного лидерства.
Данная стратегия реализуется странами, изначально имеющими достаточно высокий стартовый уровень развития промышленности, либо странами, ранее успешно реализовавшими стратегию догоняющего промышленного развития в ее экспортоориентированном варианте. В обоих случаях необходимо выполнение ряда достаточно жестких условий (включающих в себя наличие сильной национальной инновационной системы, высокое качество человеческого капитала и других), обеспечивающих возможность конкурировать за лидирующие позиции в мировой обрабатывающей промышленности. В зависимости от того, выполняются ли эти условия в масштабах отрасли или исключительно в отдельных технологических нишах, стратегия промышленного лидерства может быть реализована в двух вариантах.
Выстраивание цепочек добавленной стоимости под эгидой национальных компаний предполагает наличие в стране крупных транснациональных компаний, контролирующих элементы производственного цикла, размещенные как в национальной экономике, так и за рубежом. Сегодня такими компаниями обладает ограниченный круг стран с развивающейся и переходной экономикой (Россия, Китай, Индия, Бразилия, Тайвань), причем даже там слабость национальных инновационных систем создает существенные трудности в выстраивании цепочек добавленной стоимости в высокотехнологичных отраслях.
Встраивание национальных компаний в существующие кросс-граничные цепочки добавленной стоимости, созданные зарубежными компаниями, обеспечивает развитие высокотехнологических производств на уровне отдельных продуктовых ниш даже в том случае, если для выхода на лидирующие позиции на уровне отрасли в целом отсутствуют необходимые условия. Преимущество такого варианта стратегии заключается в том, что предпосылки к его реализации могут складываться в рамках реализации экспортоориентированного варианта стратегии догоняющего промышленного развития [23, с. 10].
4. Стратегия постиндустриального развития.
Реализация этой стратегии предполагает целенаправленные усилия по поддержке сервисных отраслей, обслуживающих внутренний и/или международный рынок. При этом, как правило, проводится четкое различие между трудоемкими отраслями, ориентированными исключительно на внутренний рынок (бытовые услуги, розничная торговля, общественное питание), и отраслями, в которых заняты высококвалифицированные специалисты.
Поддержка трудоемких отраслей сектора услуг практикуется, как правило, с целью сокращения бремени безработицы и иных проблем социально-экономического характера на территориях, затронутых кризисными процессами либо отличающихся застойным характером экономического развития. Данное направление практически не имеет перспектив сколько-нибудь серьезно повлиять на экономическую специализацию страны в мировой экономике.
Поддержка производства и экспорта услуг, требующих высокого уровня человеческого капитала (“интеллектуальных услуг”) потенциально способна вывести страну на лидирующие позиции в отраслях, определяющих перспективные контуры мировой экономики. Однако для успеха данной стратегии необходимо выполнение ряда условий, специфичных для каждого из сегментов рынка “интеллектуальных услуг” и связанных прежде всего с созданием благоприятной среды для развития соответствующих видов бизнеса.
Отраслевая, или компонентная структура народнохозяйственного комплекса отражает соотношения, связи и пропорции между крупными группами отраслей.
Весь народнохозяйственный комплекс подразделяется на группы отраслей:
n отрасли материального производства: промышленность, строительство, сельское хозяйство, а также отрасли, связанные со снабжением населения продукцией, то есть заготовки, материально-техническое снабжение, торговля и общественное питание;
- отрасли непроизводственной сферы: жилищно-комунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт, связь и т. п.;
- социальное обслуживание населения: здравоохранение, наука, культура и искусство, просвещение, отрасли управления и обороны.
Для изучения любого народнохозяйственного комплекса большое значение имеет отраслевая функциональная классификация. Она включает четыре группы отраслей:
- первичные - добывающая
промышленность и сельское
- вторичные - обрабатывающая промышленность;
- транспорт, торговля, жилищное строительство, здравоохранение, обслуживающие производство и население;
- управление, наука и научное обслуживание.
Развитие производства приводит к постоянному выделению новых отраслей производства, особенно на базе научно-технического прогресса. При этом идет процесс снижения доли добывающих отраслей за счет роста наукоемких.
Для современной структуры народного хозяйства характерной чертой является наличие отраслевых и межотраслевых комплексов. Причем все в большей степени в настоящее время идет процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства. Сложились такие межотраслевые комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропромышленный, транспортный. Все эти комплексы имеют в свою очередь сложную и дифференцированную структуру.
В настоящее время, в условиях мирового финансового кризиса ускорение научно-технического прогресса постоянно предъявляет новые, все более высокие требования к экономике и обществу различных стран - участниц мирового хозяйства, создает напряжение во взаимосвязях его подразделений. В настоящее время есть все основания говорить не только о возникновении, но и об углублении структурного кризиса мирового хозяйства.
Послание Президента Республики Казахстан «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» определяет важное значение трансформации «прежде архаичного и неповоротливого государственного механизма в современный, способный управлять динамичными общественно-политическими процессами на базе лучшего мирового опыта и в интересах наших граждан». Дальнейшая децентрализация власти, упорядочение и повышение эффективности системы государственного управления являются целевыми ориентирами продолжающихся реформ.
Первые остро ощутимые признаки кризиса проявились в начале 70-х годов. Структурная перестройка тех годов существенно изменила отраслевые приоритеты экономического развития. Повышение роли ресурсосбережения, падение спроса на традиционные виды сырья и материалов резко ограничили развитие ряда базисных производств и увеличили развитие наукоемких.
СОДЕРЖАНИЕ
ВЕДЕНИЕ.......................
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ
1.1 Отраслевая структура
экономики.....................
1.2 Количественное определение
и территориальный аспект
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОАНИЯ
РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ
ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ......................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................
Информация о работе Отраслевая структура экономики Республики Казахстан