В целях увеличения обеспеченности
жильем граждан будет направлено 15 млрд.
тенге на строительство арендного жилья.
Это позволит дополнительно ввести в эксплуатацию
265 тыс. кв. метров арендного жилья.
Все объекты, построенные в рамках государственных
программ, но непроданные, будут реализовываться
через систему жилищных строительных
сбережений. Это позволит предоставлять
приоритетным категориям населения предварительные
жилищные займы по процентной ставке,
не превышающей 4 % годовых, и избежать
трудностей, связанных с накоплением первоначального
взноса для приобретения жилья.
В целях повышения защиты
прав дольщиков Правительством будут
внесены изменения в законодательство
по вопросам долевого строительства.
В условиях сокращения финансирования
экономики со стороны отечественных финансовых
институтов будет продолжено оказание
поддержки малому и среднему бизнесу.
Государственная поддержка будет оказываться
всем субъектам малого и среднего бизнеса,
независимо от их отраслевой принадлежности.
Во-первых, Фонд "Самрук-Казына"
дополнительно выделит в 2009 году на эти
цели 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге). В
рамках выделяемых средств 70 % будут направляться
на рефинансирование текущих проектов
и 30 % – на реализацию новых проектов.
Операторами всех программ
по кредитованию малого и среднего бизнеса
выступят банки второго уровня. Лимит
на финансирование одного проекта в рамках
выделяемых Фондом "Самрук-Казына"
средств будет увеличен с 3-х до 5 млн. долл.
США.
Правительством совместно с Фондом "Самрук-Казына"
будут приняты меры по стабилизации ставок
вознаграждения для малого и среднего
бизнеса до докризисного уровня (не более
14 %), а также пересмотрены все принятые
программы по поддержке малого и среднего
бизнеса с фиксацией эффективной ставки.
Будет внедрен механизм гарантирования
Фондом развития предпринимательства
"Даму" предоставляемых малому и
среднему бизнесу кредитов.
Во-вторых, Фонд "Самрук-Казына"
разработает программу микрокредитования
в сельской местности, в том числе кредитования сельских
предпринимателей.
В-третьих, с целью обеспечения
субъектов малого и среднего бизнеса стабильными
заказами им будет предоставлен доступ
к государственным заказам государственных
органов, государственных холдингов и
национальных компаний в рамках действия нового
закона "О государственных закупках".
Будет усилена работа с недропользователями
и сервисными компаниями по увеличению
казахстанского содержания.
В-четвертых, Правительство
продолжит работу по снижению административных
барьеров для развития предпринимательства
и дальнейшему совершенствованию разрешительной
системы [14, с. 18].
Особое внимание будет уделено
развитию агропромышленного комплекса.
Агропромышленный комплекс определен
в качестве одного из основных направлений
стабилизации и оздоровлению экономики
по следующим основаниям:
1.Агропромышленный комплекс
охватывает около 30 % от общего
количества занятого населения.
Поэтому он будет являться
центральным звеном мер, направленных
на поддержание уровня занятости.
2.Спрос на продукцию сельского хозяйства
в наименьшей степени подвержен влиянию
негативных экономических тенденций.
3.Агропромышленный комплекс
решает задачу по обеспечению
продовольственной безопасности
страны.
4.Казахстан обладает
достаточными сравнительными преимуществами для обеспечения конкурентоспособности
продукции на экспортных рынках.
Ввиду указанных причин, поддержка
и расширение объемов производства в агропромышленном
секторе окажет существенное положительное
влияние на повышение экономической активности
и занятости населения, а в среднесрочной
перспективе - на диверсификацию экспорта
и обеспечение устойчивости экономического
развития.
Расходы на развитие агропромышленного
комплекса из республиканского бюджета
в 2009 – 2011 годах составят около 350 млрд.
тенге.
Дополнительно на поддержку
агропромышленного комплекса Холдингом
"КазАгро" будут направлены средства
в объеме 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге).
Проекты будут реализованы совместно
с социально-предпринимательскими корпорациями.
Инвестиции, в первую очередь, будут направлены на
поддержку существующих и развитие новых
экспортоориентированных секторов, таких
как зерновой сектор, переработка мясной
и молочной продукции и производство плодовоовощных
культур. Будет создана сеть тепличных
хозяйств, овощехранилищ, птицефабрик,
молочно-товарных ферм, откормочных площадок
и убойных пунктов с развитой инфраструктурой
экспорта. Будут реализованы проекты по
организации современных мясоперерабатывающих
комплексов, развитию производства плодоовощных
культур с применением технологии капельного
орошения, производству и глубокой переработке
тонкой шерсти, развитию инфраструктуры
экспорта казахстанского зерна, созданию
и развитию агротехмаркетов, а также сборке
сельхозтехники.
Для решения системных проблем
экономического развития и поддержания уровня
занятости будет обеспечено масштабное
строительство и модернизация инфраструктуры.
С целью поддержания экономического роста
будет продолжена активная работа по реализации
Программы "30 корпоративных лидеров
Казахстана".
Инвестиции в инфраструктуру, особенно
в электроэнергетический сектор, имеют
большое значение для обеспечения устойчивого
развития в долгосрочном периоде. От решения
инфраструктурных проблем зависит дальнейшее
привлечение инвестиций, в первую очередь,
в несырьевой сектор экономики.
Лучшая мировая практика
показывает, что развитие инфраструктуры
является одним из наиболее эффективных
инструментов по поддержанию экономической
активности и обеспечению занятости населения
в кризисные периоды.
На реализацию инновационных, индустриальных и инфраструктурных
проектов Фондом "Самрук-Казына"
будет дополнительно выделен 1 млрд. долл.
США (120 млрд. тенге) и привлечены прямые
иностранные инвестиции в 2009 году в размере
3 млрд. долл. США. Кроме того, в финансировании
проектов Фонда "Самрук-Казына" будут
задействованы средства пенсионных фондов.
Для повышения инвестиционной
привлекательности электроэнергетической
отрасли Правительство со следующего
года утвердит предельные тарифы по группам
энергопроизводящих организаций на срок
не менее семи лет с разбивкой
по годам, и ежегодно будет корректировать
его с учетом инфляции за предыдущий год.
Предельные тарифы на электрическую энергию
будут обеспечивать привлечение инвестиций
в создание новых активов, расширение,
обновление, реконструкцию и техническое
перевооружение существующих энергогенерирующих
мощностей в электроэнергетике.
Для развития электросетевых
активов предусматривается включение
в тарифы инвестиционной составляющей.
В этой связи Правительство полностью
отменит плату за подключение к электросетям.
Дополнительно Правительством
будет проработан комплекс мер по энергосбережению
и использованию возобновляемых источников
энергии.
Правительство примет все
меры по сохранению реальных доходов населения
и обеспечит реализацию поручений Главы государства по увеличению
социальных выплат, пенсий и заработной
платы работникам бюджетной сферы в 2009
– 2011 годах.
В частности, в 2009 и 2010 годах
будут увеличены размеры пенсий, заработной
платы и стипендии на 25 %. Размер базовой
пенсионной выплаты будет увеличен к
2011 году до 50 % от размера прожиточного
минимума.
Ежегодно будут увеличиваться на 9 % размеры
государственных социальных пособий и
специальных государственных пособий.
С 2010 года также будут увеличены
до 50 месячных расчетных показателей размеры единовременных
пособий на рождение 4-го и более ребенка
и в 2,5 раза к уровню 2007 года – ежемесячные
пособия по уходу за ребенком по достижению
им одного года.
При необходимости, Правительство
совместно с акимами областей, городов
Астаны и Алматы предусмотрят дополнительные
мероприятия по повышению продуктивной
занятости населения с применением активных
форм общественных работ и созданием новых
рабочих мест в регионах, в том числе через
масштабное строительство инфраструктурных
и социальных объектов, в том числе в рамках
проекта "100 школ, 100 больниц" [14, с.
18].
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Мировой экономический кризис
в очередной раз продемонстрировал, что доминирование сырьевых
отраслей в структуре страновой экономической
специализации является одним из основных
источников неустойчивости экономического
роста, его зависимости от внешних для
национальной экономики колебаний внешнеторговой
конъюнктуры.
В периоды высокой мировой конъюнктуры
страны с сырьевой специализацией традиционно
входят в число лидеров по темпам роста,
однако в периоды спадов снижение экспортных
доходов в сочетании с недиверсифицированной
структурой экономики, лишенной внутренних
источников роста, создает угрозу длительной
стагнации. Выход из нее связан либо с
пассивным ожиданием улучшения состояния
мирового хозяйства, либо с переходом
к активной политике управления экономической
специализацией на национальном уровне.
Так было во время Великой депрессии 1929-1933
годов, по аналогичному сценарию события
развиваются и сегодня [23, с. 6].
Чем выше доля сырьевого сектора
в экономике, тем выше для страны шанс
попасть в ловушку стагнации, спровоцированной
глобальным кризисом. Перед Казахстаном, где на добывающие отрасли
в 2008 году приходилось 61,5% промышленного
производства, эта угроза стоит особенно
остро.
Республика первой из стран
СНГ почувствовала на себе всю тяжесть
кризиса, а во втором полугодии 2008 года
столкнулась со спадом в реальном секторе экономики, в первую
очередь в несырьевых отраслях. Перспективы
усугубления кризиса могут создать серьезные
препятствия не только для реализации
намеченных целей социально-экономического
развития Казахстана, но и для укрепления
экономических и политических позиций
страны в центральноазиатском регионе.
В этих условиях проведение
эффективной политики преодоления сырьевой
специализации Казахстана, его репозиционирования
в мировой экономике является необходимой
предпосылкой выхода на устойчивую траекторию посткризисного развития.
Разработка политики управления
экономической специализацией должна
обеспечивать максимальное использование
хозяйственного потенциала страны в средне-
и долгосрочной перспективе. В качестве
основы формирования соответствующей политики выступают четыре
группы факторов. Во-первых, это существующие
и потенциальные сравнительные преимущества
страны с точки зрения использования производственных
ресурсов. Во-вторых, это перспективы внедрения
технологических и продуктовых инноваций.
В-третьих, это близость рынков (включая
центры рыночного спроса в национальной
экономике, а также зарубежные рынки).
И, наконец, в-четвертых, это возможности
развития агломерационных эффектов за
счет экономии на масштабах производства
и позитивного взаимодействия между фирмами,
работающими на данной территории (сбытовые
связи, технологический обмен и сотрудничество,
формирование рынка высококвалифицированных
кадров).
Большая часть как теоретиков,
так и практиков, занимающихся вопросами
управления экономической специализацией, признают
необходимость проведения активной промышленной
и внешнеторговой политики для использования
указанных выше факторов. Подобная политика
позволяет выйти за рамки задач по созданию
благоприятного бизнес-климата и предполагает
также формирование стимулов для развития
тех сфер, где данная страна (или регион)
имеют высокий потенциал развития конкурентоспособных
производств.
Для стран с развивающейся и
переходной экономикой, традиционно опирающихся
на сравнительные преимущества в области производства продукции первичного
сектора (в первую очередь - сырьевых товаров
и сельскохозяйственной продукции), можно
выделить четыре возможные стратегии
управления экономической специализацией.
1. Развитие традиционной
экономической специализации.
Опора на отрасли традиционной специализации
не обязательно предполагает “замораживание”
структуры экономики, которая может постепенно
эволюционировать по мере изменения характера
сравнительных преимуществ (в первую очередь
под влиянием накопления капитала и повышения
уровня образования населения). Данная
стратегия часто ассоциируется с отсутствием
активной стимулирующей политики государства,
что не вполне верно.
Во-первых, в случае, если развитие
традиционных отраслей сталкивается с
ограничениями институционального и инфраструктурного характера,
для их устранения целесообразно использовать
инструменты как узкого (целевая поддержка
инвестиционных проектов и поощрение
кооперации производителей в конкретных
отраслях), так и широкого (создание транспортной,
финансовой, информационной и социальной
инфраструктуры) профиля воздействия.
Во-вторых, задача нахождения
новых рынков для продукции отраслей традиционной
специализации является важным направлением
внешнеэкономической политики стран,
придерживающихся этой стратегии (к ним относятся, в частности,
Канада, Австралия, Новая Зеландия). Однако
надежды, что данная стратегия “автоматически”
обеспечит сдвиг экономической специализации
с отраслей первичного сектора в отрасли
обрабатывающей промышленности и сферы
услуг, редко оказываются обоснованными;
напротив, высокая прибыльность операций
в сырьевом секторе имеет тенденцию “притягивать”
ресурсы с минимальными позитивными эффектами
для развития других отраслей [23, с. 7].
2. Догоняющее промышленное
развитие.
Как правило, данная стратегия реализуется
за счет усиления обрабатывающих отраслей
среднего технологического уровня и подразумевает
два основных сценария.