Отраслевая структура национальной экономики Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 18:23, реферат

Описание работы

Отрасль – это объединение различных заводов, предприятий, учреждений по признаку сходства используемых технологий и производимой продукции (товаров, работ услуг).
В Беларуси выделяют пять основных отраслей – промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание.

Файлы: 1 файл

отраслевая структура нац экономики.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Комплексная программа  разработана в целях обеспечения  потребностей национальной экономики  и населения в широком спектре  высококачественных услуг по доступным ценам на основе динамичного развития отраслей услуг при опережающем развитии приоритетных и новых их видов; повышения роли сферы услуг как важнейшей составляющей экономического роста и уровня жизни населения; приближения параметров услуг к уровню экономически развитых стран.

Важнейшими  приоритетами государственной политики по развитию сферы услуг определены:

– формирование конкурентной среды, содействие развитию малого предпринимательства в сфере  услуг;

– повышение  инвестиционной и инновационной  активности организаций и населения в сфере услуг;

– оптимизация  институциональной структуры рынка  услуг, совершенствование управленческих структур, организационно-правовых форм субъектов хозяйствования, функционирующих  в сфере услуг.

Комплексная программа  содержит перечень заданий органам государственного управления, облисполкомам и Минскому горисполкому и мероприятия по развитию отраслей сферы услуг на 2006-2010 годы. Мероприятия Комплексной программы обеспечивают преемственность государственных отраслевых программ (Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006-2010 годы, Национальная программа развития экспорта на 2006-2010 годы, Программа развития пассажирских перевозок автомобильным транспортом в 2005-2010 годах, Государственная программа развития гражданской авиации Республики Беларусь на 2006-2010 годы, Программа развития учреждений внешкольного воспитания и обучения в Республике Беларусь на 2005-2007 годы).

Развитие сферы  услуг в прогнозном периоде предполагается с максимальным использованием таких конкурентных преимуществ страны, как выгодное экономико-географическое положение, развитый научно-технический потенциал, высокое качество человеческого капитала. В связи с этим при разработке Комплексной программы большое внимание уделено развитию транспортных услуг, услуг связи, науки и научного обслуживания, образования, культуры и здравоохранения, а также услуг, обеспечивающих инфраструктуру рыночного хозяйства (консалтинговых, риэлтерских, банковских, страховых, информационных).

 

Для отличника. В Беларуси предусмотрено строительство 50 логистических центров в соответствии с программой их создания до 2015 года. Общая площадь центров составит около 400 га. По прогнозам экспертов, транзитный грузопоток через Беларусь будет ежегодно увеличиваться. В связи с этим в Беларуси выделено 18 участков для строительства транспортно-логистических центров в направлении основных транспортных коридоров, в частности возле западной границы в Бресте и Гродно, возле южной – в Гомеле и Мозыре, на восточном направлении - в Орше, а также в направлении стран Балтии.

Логистика транзитных грузов как один из видов макроэкономического  бизнеса находит свою нишу в Беларуси. Функционирование Таможенного союза  открывает внутренние границы и  создает дополнительные предпосылки для совместного использования преимуществ экономик как Беларуси, так и России. У потенциальных грузовладельцев появляется возможность выхода с использованием инфраструктуры Беларуси и ее соседей на рынок Китая. Создание эффективно работающей системы транспортно-логистических центров представляет значительный резерв для развития отечественной сети автоперевозчиков Беларуси на международном рынке транспортных услуг.

_____________________________________________________________________________

 

Комплексной программой предусмотрено также, что развитие платных услуг населению, которое будет осуществляться с целью обеспечения территориальной и ценовой доступности для населения с различным уровнем доходности. Важным направлением будет административная и экономическая поддержка бытового обслуживания в сельской местности, совершенствование сельской службы быта. В этих целях предусматривается дальнейшее восстановление, модернизация и открытие новых сельских комплексных приемных пунктов, расширение выездного обслуживания. Ставится задача к 2010 году обеспечить сельское население сетью комплексных приемных пунктов по приему заказов на бытовые услуги из расчета 1 пункт на 1500 сельских жителей.

Реализация  мероприятий Программы позволит обеспечить:

– доведение  доли услуг в ВВП к концу 2010 года до 46-48%;

– увеличение доли занятых в сфере услуг и  создать за 2006-2010 годы не менее 100 тысяч  рабочих мест;

– увеличение объема реализации платных услуг населению  в 1,6 раза.

 

Недостатки  действующей программы. Можно выделить ряд слабых мест в «Комплексной программе развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 гг.». Развитие сферы услуг в этой программе практически не увязывается с развитием частного малого и среднего бизнеса. Сфера услуг по-прежнему, как и в советские времена, воспринимается как вспомогательная для основных отраслей так называемых «реального» сектора экономики – промышленности и сельского хозяйства. Программа повторяет созданные в самой же Беларуси мифы  о «выгодном экономико-географическом положении, о нахождении в центре Европы, о развитом научно-техническом потенциале, о высоком качестве человеческого капитала. Программа ориентирована прежде всего на производство услуг для внешнего потребления, для экспорта, в то время как в самой Беларуси имеет место недоразвитые сектора сферы услуг, начиная с оказания бытовых услуг и заканчивая аутсорсингом и обслуживание промышленных предприятий малыми компаниями и предпринимателями.

 

Для отличника. Немного истории. Это важно знать, чтобы понять нынешнее отношение к сфере услуг. В трудах белорусских советских ученых экономистов 1980-х годов, развитие социальной инфраструктуры в регионах республики рассматривалось как некий вспомогательный элемент, своеобразный «довесок», к общественному производству. Иными словами, общественное производство стояло на первом месте, а остальные отрасли экономики, особенно из нынешней сферы услуг, – на втором месте. Например, даже физическая культура и спорт рассматривались не как самостоятельные и самодостаточные сферы экономики, а лишь как – фактор повышения эффективности общественного производства и роста производительности труда работников на промышленных предприятиях. То же самое было с такими сферами, как например, – жилищное строительство, бытовое обслуживание (по современному говоря, – коммунальных услуг), образование, здравоохранения, культура, водное хозяйство. По публикациям 1980-х годов хорошо видно, что Белорусская Советская Социалистическая Республика еще находилась тогда в стадии индустриального общества, однако  ученые-экономисты уже в то время, хоть и используя отличную от современной терминологии, фактически в своих трудах обращали внимание на необходимость перехода к постиндустриальному обществу.

К примеру, в 1990-м  году писалось: «Слабое развитие автосервиса, кемпингов и мотелей препятствует развитию в республике туризма». Или, «неравномерное развитие социальной инфраструктуры в регионах республики создает условия, в которых реальная общедоступность благ подменяется потенциально-условной общедоступностью» [1, c.4]. Когда читаешь, то складывается ощущение, что это писалось в 2008 году. И таких примеров из трудов 1980-х годов, последнего десятилетия существования Беларуси в составе Советского Союза, можно привести большое количество.

Белорусский экономист  В.А. Пушкарев (в настоящее время – сотрудник Института экономики НАН Беларуси) еще в 1990 году отмечал «В результате сложился по существу остаточный принцип выделения ресурсов для развития социально-культурной сферы страны (имеется ввиду: театры, цирки, концертные залы, детские музыкальные и художественные школы, клубные учреждения, музеи, кинотеатры)» [1, c. 175].

В конце 1980-х  гг. у части населения наметилась тенденция к снижению свободного времени, что было обусловлено развитием индивидуальной и кооперативной  трудовой деятельности, которая привела к увеличению границ рабочего дня у части населения. Однако одновременно, как правильно было замечено, это привело к повышению спроса на более дорогостоящие услуги. Иными словами, кто больше трудится и больше зарабатывает, у того на отдых остается меньше времени и чтобы восстановиться в должной мере, он вынужден отдыхать более интенсивно, прибегая к помощи тех учреждений сферы услуг, но благо его желание и эта необходимость подкреплены материальной возможностью. Эту выявленную закономерность подчеркивал еще в самом начале 1990-х  В.А. Пушкарев и другие белорусские ученые экономисты, опять же предлагая по иному в этой связи помимо общ производства еще и взглянуть на перспективы  развития сферы услуг.

 

  1. Управление социальным развитием региона / М.В. Никитенко, О.В. Сивограков, А.Б. Гаврилов; науч. ред. М.В.Никитенко. Минск.: Наука и техника, 1990

 

Источник: Акулич В.А. Анализ исследований по проблемам регионального социально-экономического развития / / НИР «Экономическая наука Беларуси и ее влияние на социально-экономические процессы  в   республике во II-ой половине XX - начале XXI в.». 2008.

 

Экономика образования. В Беларуси функционируют 55 вузов, в которых учатся 445 тысяч человек (из них 40% – на бюджетной основе, 60% – на коммерческой основе).

 

Экономика спорта.

 


Примечание. Данные на 02 апреля 2011 г.

 

 

Экономика культуры.

 

Фестивали. Генеральный директор дирекции фестиваля "Славянский базар в Витебске" Родион Басс: «Если бы в период экономического кризиса фестиваль не получил господдержки, он бы не состоялся. Многие госучреждения, которые были финансовыми партнерами, стали спонсорами – и это нам помогло. Половину необходимых средств выделили Белорусская железная дорога, Управление делами президента, Дворец Республики, Министерство культуры из своего бюджета, который планировался на другие мероприятия. Кроме того, финансовую поддержку оказали Витебские облисполком и горисполком, гостиничное хозяйство Витебска. Уже за месяц до фестиваля было продано 92% билетов. Большая часть билетов приобретена по безналичному расчету организациями, в том числе туристическими компаниями. Особенностью этого года также является большое число иногородних зрителей».

___________________________________________________________________________

 

  1. Экономика регионов в Беларуси.

 

В Беларуси принята  Государственная комплексная программа  развития регионов, малых и средних  городских поселений на 2007-2010 годы. Главная цель – обеспечить рост благосостояния населения на основе рационального распределения производительных сил, повышения уровня развития, эффективности и конкурентоспособности экономики регионов. Стратегическая задача программы: превратить малые и средние города в наиболее благоприятные и безопасные для человека места работы и проживания. Государственная комплексная программа предусматривает всестороннее развитие 183 городских поселений с численностью населения до 50 тыс. человек. В них проживает почти четверть городского населения страны. Факторы, влияющих на развитие регионов:

  • стимулирование предпринимательской инициативы в малых городах.
  • льготное налогообложение по упрощенной системе.
  • продажа неиспользуемых и неэффективно используемых объектов государственной собственности на аукционах с начальной ценой, равной одной базовой величине.
  • передача таких объектов в безвозмездное пользование под конкретные инвестиционные проекты.

Проблемы малых  и средних городов: недостаточный  уровень развития экономической  и социальной инфраструктуры убыточность  предприятий; сложная демографическая  ситуация; дефицит рабочих мест; низкая техническая оснащенность.

В малых и  средних городах Беларуси определено 346 проблемных предприятий и организаций. Для этих субъектов хозяйствования в целях привлечения инвестиционных ресурсов установлен специальный режим  налогообложения: они уплачивают налог на прибыль в размере 50% от ставки, установленной законодательством, освобождаются от уплаты ряда оборотных налогов. Остающиеся в их распоряжении средства направляются на техперевооружение и модернизацию действующих производств.

_____________________________________________________________________________

 

Административно-территориальная  реформа в Беларуси. Один из двух возможных вариантов проведения административно-территориальной реформы в Беларуси предусматривает создание 15 областей. Об этом сообщается в коллективной монографии «Философия и идеология жизнедеятельности Беларуси: теоретические основы антикризисной модели и механизмы ее реализации» (2009, Белорусская наука), которая вышла в конце прошлого года под редакцией академика П.Г. Никитенко. В коллектив авторов помимо сотрудников Института экономики НАН Беларуси входит достаточно много известных ученых из других академических институтов, а также из Президиума НАН Беларуси, что придает изданной монографии еще более высокий официальный статус.

Вариант реформы  административно-территориальной реформы основывается на идее увеличения общего количества административно-территориальных единиц и уменьшения их размеров. Вместо 6 нынешних областей и города республиканского подчинения Минска создание 15 новых областей (округов), со средним радиусом доступности от 43 до 80 км. Их центрами станут Минск, Брест, Барановичи, Пинск, Витебск, Полоцк, Гомель, Мозырь, Гродно Лида, Борисов, Молодечно, Слуцк, Могилев, Бобруйск».

По мнению авторитетных ученых НАН Беларуси, «базовой административно-территориальной единицей должен стать новый район радиусом доступности 14-17,5 км и общим количеством от 250 до 275 единиц. Их центрами могут быть все нынешние районные центры, города областного и районного подчинения, поселки городского типа, а также наиболее крупные сельские поселения».

Как заявляют авторы исследования, – «Логика этого  подхода исходит из предпосылок  необходимости сохранения государственной  управляемости, развития рыночных отношений, института местного самоуправления и повышения уровня НТП как фактора территориальной доступности».

Информация о работе Отраслевая структура национальной экономики Беларуси