Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 18:23, реферат
Отрасль – это объединение различных заводов, предприятий, учреждений по признаку сходства используемых технологий и производимой продукции (товаров, работ услуг).
В Беларуси выделяют пять основных отраслей – промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание.
К третьей группе относятся товары, по которым Беларусь обладала сравнительными преимуществами в 1998-2003 гг., но затем либо их утратила, либо прекратила экспортировать продукцию на мировой рынок, но потенциал для ее производства и экспорта существует. Кроме того, в третью группу можно включить товары с высоким потенциалом роста сравнительных преимуществ в кратко- и среднесрочной перспективах при условии повышения их конкурентоспособности. К товарам третьей группы относятся: из раздела «Переработанные продукты» – рыба, моллюски консервированные; мука пшеничная и ржано-пшеничная; зерновая мука грубого помола; кондитерские изделия из сахара; шоколад, какао-продукты; маргарин; из раздела «Пряжа, ткани, текстиль» – настил пола; из раздела «Химические товары» – красители, краски, лаки; крахмалы и клеи; органические и неорганические химические соединения; парфюмерия, косметика, исключая мыло; из раздела «Кожа и кожаные изделия» – дубленая, выделанная кожа с мехом; обувь; из раздела «Металлы и другие промышленные товары» — железный и стальной материал для железнодорожного транспорта; из раздела «Машины без электроники» – сельскохозяйственные машины, исключая тракторы; шариковые и роликовые подшипники; инжиниринговое оборудование; из раздела «Одежда» – шитые женская одежда, одежда для девочек; из раздела «Прочие промышленные товары» — здания из сборных элементов; санитарно-техническая теплоарматура; оптические приборы; изделия из пластика.
Необходимо отметить, что при стимулировании производства и экспорта товаров из указанных групп акцент следует сделать на выпуск наукоемкой узкоспециализированной продукции мелкими и средними партиями с учетом спроса и интересов конкретного потребителя. Это потребует привлечения инвестиций для модернизации и технологического обновления производства, повышения квалификации работников низшего и среднего звеньев, а также управленческого персонала для разработки агрессивной стратегии завоевания и удержания конкурентных позиций на мировом рынке. Особого внимания для выпуска конкурентоспособной готовой продукции требует приобретение качественного и недорогого сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, для чего ставки импортных таможенных пошлин на данные товары необходимо установить на нулевом уровне с целью диверсификации источников их поставки.
Было также установлено, что в экспортном ассортименте Беларуси присутствует и высокотехнологичная продукция, но ее удельный вес в общем экспорте составляет 1,6%, поэтому сравнительные преимущества по ней не выявлены.
Источник: Давыденко Е.Л. Автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук.
Приложение 3
Топ-25
самых дорогих белорусских
Бренд |
Стоимость бренда, в $млн. | |
1 |
Milavitsa |
60 |
2 |
Санта-Бремор |
57,5 |
3 |
Conte |
53 |
4 |
Аліварыя |
48 |
5 |
Velcom |
46,8 |
6 |
Бульбашъ |
45,2 |
7 |
Савушкин продукт |
43,5 |
8 |
Крыніца |
39 |
9 |
Беларусбанк |
33 |
10 |
Каммунарка |
26 |
11 |
Дарида |
21,3 |
12 |
Минск Кристалл |
20,4 |
13 |
Спартак |
19,6 |
14 |
Лидское |
19 |
15 |
Bielita |
18 |
16 |
Serge |
17,7 |
17 |
БПС-Банк |
16 |
18 |
МАЗ |
15,5 |
19 |
Белтелеком |
13,3 |
20 |
Biтэкс |
12,4 |
21 |
Белкельме |
12,2 |
22 |
Атлант |
12 |
23 |
Беларус |
11,8 |
24 |
Gefest |
11,8 |
25 |
Экзотик |
11,3 |
В рейтинг вошли только бренды, созданные в Беларуси или для белорусских товаров (услуг). Основополагающим моментом в определении реальной рыночной стоимости брендов было то, что стоимость бренда включает в себя исключительно стоимость торговой марки (имени) без учета производственных мощностей, инфраструктуры компании, патентов, изобретений и других материальных или интеллектуальных ценностей.
В стоимостном выражении лидером рейтинга стала легкая промышленность, а вот по количеству брендов первое и второе место разделили пищевая и пивобезалкогольная отрасли. Среди отраслей, в которых сосредоточены самые дорогие бренды, также телекоммуникационная и ликеро-водочная. В частности, к телекоммуникационной отрасли отнесены порталы TUT.BY и Open.by. Первый из них занял 60-е место, второй – 97-е. Полный список можно посмотреть на сайте компании mppconsulting.com.ua.
Справка. Предприятие «Конте» было создано в 1997 году в Гродно. Руководители предприятия были движимы целью: организовать производство чулочно-носочных изделий европейского качества. Сайт предприятия: http://www.trade.conte.by/
Совместное
белорусско-испанское обувное
Приложение 4.
Приоритетные
и малоэффективные отрасли
Проведение структурных реформ экономики является одним из условий сотрудничества Беларуси и Международного валютного фонда. Этот процесс предполагает нахождение Беларусью своего места на мировом рынке через отраслевую локализацию (примеч. – через поиск своих ниш на мировом рынке. – В.А.). Аналитик Николай Некрашевич проанализировал, – от каких отраслей Беларусь могла бы без ущерба отказаться и какие направления, наоборот, являются приоритетными для ее развития.
Феодальная «автаркия», когда все, что нужно государству, производится внутри страны, давно не имеет под собой будущего. Но аналитик Н. Некрашевич считает, что Беларуси ни от чего просто так не следует избавляться – закрывать, консервировать. Все стоит денег. Задача государства – продать малоэффективные и затратные активы частному капиталу, собственному и иностранному.
Ведь ни для кого не секрет, что проблема многих сегодняшних государственных и полугосударственных предприятий в самых различных отраслях кроется, в том числе, и в отсутствии у них управленческих ноу-хау. Частник же, получив в руки то или иное предприятие, с течением времени сам решит, как с ним поступить – развивать или закрывать. Но при этом государство получит от приватизации некий объем ресурсов, который может быть направлен на структурные реформы – организацию более эффективных отраслей и производств, переподготовку кадров (примеч. – Высвободившихся трудовых ресурсов в ходе структурной перестройки экономики. – В.А.).
Какие отрасли и подотрасли не имеют будущего в Беларуси. Очень тяжело будет выживать предприятиям с высокой долей энерго- и материалозатрат в структуре себестоимости, так как Беларуси приходится импортировать большинство ресурсов. Такие производства могут быть сохранены только при условии создания на месте значительной добавленной стоимости, а также конкурентоспособности продукции не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.
Примером для Беларуси в этом плане может быть Швейцария. Широкой общественности это государство, не имеющее запасов газа, нефти, руд, угля, больше известно как производитель сыра, шоколада, часов. Между тем в Швейцарии сосредоточен развитый машиностроительный комплекс, который в отдельных сегментах доминирует на мировом рынке. Например, производство энергетического оборудования (концерн АВВ) или вооружений («Эрликон», долю которого, как известно, выкупил российский олигарх Виктор Вексельберг).
1. Текстильное производство. В этой связи очень сложным представляется, например, будущее крупных текстильных производств (Барановичского ПХБО, Гродненского «Гронитекса»), зависящих от поставок импортного хлопка, кож и других материалов. Подготовка к продаже «Гронитекса», которую сейчас ведут власти, свидетельствует о том, что ими осознается бесперспективность этого направления.
2. Швейные и трикотажные фабрики. Весьма сложным в свете китайского нашествия выглядит будущее многих белорусских швейных и трикотажных фабрик. Однако, как показывает история развития брестского швейно-трикотажного узла (отчасти – и гродненского тоже) – частная инициатива в этой отрасли может быть эффективна, а частный бизнес в отдельных сегментах может вполне успешно конкурировать с китайскими, турецкими, пакистанскими производителями.
3. Электронная и электротехническая отрасли. Особенно те производства, которые производят бытовые электроприборы – телевизоры, электрочайники, пылесосы, стиральные машины. Стоит вопрос о скорейшей продаже таких компаний иностранному инвестору. В противном случае им придется закрываться. По первому пути пытается идти «Горизонт», создающий совместные предприятия с достаточно конкурентоспособными на этом рынке китайскими и тайваньскими концернами. Однако насколько эффективны будут эти проекты в случае закрытия российского рынка, на который они ориентированы, трудно сказать.
4. Предприятия отрасли машиностроения. Как считает Николай Некрашевич, «многие ныне действующие крупные производства не вписываются в мировой рынок. Из машиностроительных флагманов право на развитие имеет разве что тракторный завод. И это не удивительно – в своем экономическом развитии в советские времена Беларусь пошла неестественным путем. В период 1917-1944 годов упор был сделан на традиционные производства, которые достаточно успешно развивались и до революции на собственной сырьевой базе – пищевую промышленность, деревообработку, производство строительных материалов и стекла. Но после Великой Отечественной войны все изменилось – быструю сдачу Минска фашистам в 1941 году Иосиф Сталин объяснил отсутствием пролетариата и постановил создать в белорусской столице крупные промышленные производства. Так появились МАЗ, МТЗ и другие гиганты».
Какие отрасли являются приоритетными для развития Беларуси. Аналитик Николай Некрашевич считает, что «Первый и самый простой подход – следует и дальше развивать те направления, по которым Беларусь и белорусские предприятия уже имеют свою нишу на мировом рынке.
Калийные удобрения, нефтепродукты и черные металлы являются самыми важными статьями белорусского экспорта. Удельный вес этих товаров в торговле с дальним зарубежьем составляет 67%.
В перечень товаров, по которым доля Беларуси на мировом рынке составляет свыше 1%, входят около 30 позиций.
Производственный потенциал сосредоточен в молочной и мясной промышленности, льняной отрасли, производстве тракторов, цемента, кирпича, яиц».
Далее, по мнению Николая Некрашевича, «Второй подход состоит в том, что упор нужно делать на отраслях и предприятиях, которые располагают уникальными в международном плане ресурсами. Благодаря своей уникальности они и должны стать главными поставщиками валюты. Это, например, «Беларуськалий» – один из крупнейших в мире производителей калийных удобрений, цементные заводы, базирующиеся на собственных богатых мело-мергелевых залежах, «Мозырьсоль», льняная промышленность, которая имеет большие перспективы на международном рынке.
На экспорт должна ориентироваться вся транзитная инфраструктура страны, которая также в своем роде уникальна. Через Беларусь проходят газопроводы, нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, важнейшие стратегические автомагистрали и железнодорожные пути. При надлежащих инвестициях со стороны частного капитала в авиацию и наземную инфраструктуру, по мнению экспертов, Минск мог бы перевести на себя воздушные транзитные потоки, которые сегодня сосредоточены в Варшаве и Риге. Привлекательность для нефтепереработки российского сырья Мозырского НПЗ и «Нафтана», которые являются важными поставщиками валюты в страну, во многом также обусловлена их выгодным транзитным положением.
Уникален и интеллектуальный потенциал – он особенно ярко проявляется на примере белорусских компаний, занятых в сфере оффшорного программирования. Беларусь наряду с Россией, Индией, Китаем занимает в этой области ведущие позиции в мире».
По мнению экспертов, приоритетом экономических отношений могло бы стать сотрудничество с развитыми странами (с США, странами ЕС, и др.) в сфере технологий: дизайн, техническое сопровождение проектов для крупных компаний, а также те области науки, где у Беларуси есть серьезные наработки, скажем, в физике и биофизике.
Источник: Zautra.by , дата публикации 19.08.2009 г.
Приложение 5.
Приоритетные
и малоэффективные отрасли
Сегодня белорусская промышленность отвечает критериям четвертого технологического уклада (например, металлургия, производство автомобилей и тракторов, органическая химия, производство одежды и обуви, отверточная сборка телевизоров и компьютеров, добыча и переработка сырья). Производства этого уровня развитые страны переместили в развивающиеся страны, с которыми и вынуждена теперь конкурировать белорусская промышленность. И только немногие белорусские предприятия обрабатывающей промышленности могут рассчитывать, что они выживут в конкуренции с динамичными «тиграми» Юго-Восточной Азии. В этом плане показательно исследование, проведенное в 2005 году по заказу Комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, выявившее, что в структуре товарного экспорта доля производств с низкой наукоемкостью составляет 78%, средней –18%, высокотехнологичных – 4%.
Информация о работе Отраслевая структура национальной экономики Беларуси