Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:01, курсовая работа
Вместе с тем, наиболее важным и актуальным для нас является адаптация теории и практики переходной экономики к условиям Республики Беларусь. Поэтому в работе переходная экономика рассматривается главным образом на примере перехода от административно-командной системы к рыночной. Конец XX века для экономики нашей страны был поистине судьбоносным – распался Советский Союз, разрушилась административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.
ВВЕДЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.
1 Общая характеристика переходной экономики Ошибка! Закладка не определена.
1.1 Трансформационная экономика: понятие, основные черты, особенности, главные задачи и пути их решения Ошибка! Закладка не определена.
1.2 Роль государства в трансформационной экономике Ошибка! Закладка не определена.
2 Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в отдельных странах Ошибка! Закладка не определена.
2.1 Концепция градуализма и особенности ее реализации в различных странах Ошибка! Закладка не определена.
2.2 Модель шоковой терапии Ошибка! Закладка не определена.
3 Особенности трансформационной экономики Республики Ошибка! Закладка не определена.
3.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь Ошибка! Закладка не определена.
3.2 Перспективы развития экономики Республики Беларусь Ошибка! Закладка не определена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.
Характерным признаком переходной экономики также является институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка (рынка земли, фондового рынка и т.д.). Рассмотрим эти явления на примере перехода от административно-командной к рыночной экономике. Основной трудностью переходного периода является создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.
Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности. Наглядно общие закономерности могут быть представлены на рисунке 1:
Рисунок 1 ― Общие закономерности перехода к рыночной экономике
Примечание ― Источник: [4, с.116]
Рассмотрим основные задачи переходной экономики и пути их решения.
Основной целью переходной экономики является экономическая свобода и создание на этой основе социально-ориентированной хозяйственной системы, способной обеспечить динамичное развитие экономики и достойный уровень благосостояния гражданам страны, преодолев отставание от других стран.
На основе анализа перехода от административно-командной системы к рыночной можно выделить следующие главные задачи переходной экономики:
1)
Преодоление кризисных явлений,
2)
Формирование рыночных
3)
Реформирование отношений
4)
Создание условий
5)
Создание развитой системы
Таким образом, всё многообразие разноплановых проблем и задач, которые следует решить в переходный период, можно свести к трём группам. Это, во-первых, задачи чрезвычайного характера, связанные с кризисным состоянием экономики и других сфер общественной жизни; во-вторых, задачи перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной; в-третьих, задачи перспективного стратегического развития в направлении создания социально ориентированной экономики. Сочетание этих задач определяет своеобразие содержания переходной экономики и определяет следующие направления рыночных преобразований:
1)
Осуществление финансово-
2)
Разгосударствление и
3)
Демонополизация экономики,
-
разработку системы
-
проведение разукрупнения
-
создание конкуренции в
4)
Либерализация цен, переход к
их формированию в
- радикальный, т.е. быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен, выступающая основным элементом реализации так называемых шоковых экономических реформ;
-
постепенный, т.е. поэтапная и
рассчитанная на длительный
5)
Формирование рыночной
- сфера товарного обращения – от розничной торговой сети до бирж;
-
сфера рынка труда,
-
сфера обращения капитала
6)
Создание сильной системы
7)
Достижение социальной
8)
Проведение реструктуризации
9)
Интеграция национальной
Особая роль в рыночных преобразованиях отводится государству.
Таким
образом, переход к рыночной экономике
требует глубоких изменений в
институциональной структуре
1.2 Роль государства в
Экономическая теория и практика убедительно доказывают, что нет и не может быть эффективной, социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.
Мировое развитие экономики в XX в. свидетельствует о чередовании периодов усиления рыночного и государственного регулирования. Соответственно в экономической теории и политике преобладала то концепция усиления роли государства в экономике (кейнсианство, господствовавшее как в экономической теории, так и практике хозяйственного регулирования вплоть до конца 70-х гг.), то концепция неограниченных возможностей рыночных регуляторов экономического развития (монетаризм, неолиберализм, связанный с именами М. Тэтчер и Р. Рейгана.) Данная концепция была направлена на высвобождения рыночных сил из-под усиленного участия государства. В начале 1990-х посредством Объединенного Венского института МВФ неолиберальная теория стала внедряться в управленческом аппарате органов экономического регулирования стран с переходной экономикой.
Что
касается бывшего СССР и большинства
социалистических стран, то в них
государство определяло практически
все социально-экономические
Таким образом, страны с переходной экономикой сталкиваются с необходимостью пересмотра соотношения государственной и рыночной составляющей в механизме регулирования национальной экономики. Пересечение концепций экономического дирижизма (от франц. «dirigir» - управлять) и экономической либерализации приводит к разработке промежуточной системы регулирования, которая позволила бы сократить переходный период и восстановить равновесие в социально-экономической сфере. Дилемма выбора между дирижизмом и либерализацией неоднозначна для всех государств, в том числе для стран с переходной экономикой. Разрешением сложившегося противоречия является формирование «сбалансированного общества», в котором частная деятельность в сочетании с общественным и государственным контролем могли бы обеспечить равновесие между свободой личности и вмешательством общества. При этом сильное государство, регулирующее экономические отношения, должно оставаться гарантом индивидуальной свободы.
Следовательно, государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.
Главная задача государственного управления в экономической сфере — обеспечение роста материального производства с целью удовлетворения все возрастающих потребностей населения.
Необходимо отметить, что чисто рыночной экономики нет ни в одной стране мира, степень государственного вмешательства в экономику в разных странах неодинакова. Например, в Швеции или Нидерландах государство намного активнее влияет на экономические процессы, чем в США или Канаде.
Государство в трансформационной экономике выполняет те же функции, что и в любой другой экономической системе:
-
повышение эффективности и
-
поддержание экономического
- рациональное использование внутренних ресурсов;
-
развитие науки и
-
формирование оптимальной
-
обеспечения занятости
Вместе
с тем при переходе к рыночной
экономике выполняемые
Рисунок 2 ― Роль государства в переходной экономике
Примечание ― Источник: [4, с. 119, 8, с.603]
Особая форма государственного регулирования — разработка прогнозов и программ. В целом выделяются два основных подхода к прогнозированию и планированию в странах с рыночной экономикой:
1)
Один из них предполагает
2)
Более жесткая система
Прогнозы в зарубежных странах осуществляются как министерствами экономики и другими созданными для этого структурами (например, во Франции существует специальная плановая комиссия при правительстве), так и в министерствах финансов, центральных банках, других государственных ведомствах, специализированных и крупных фирмах, исследовательских структурах и т.д. Например, в Нидерландах существует Центральное плановое бюро - ведущий институт в области макроэкономического прогнозирования, входящий в состав Министерства экономических дел страны, которое в свою очередь включает Министерство экономики и статистический комитет.
В настоящее время в Республике
Беларусь идет процесс становления
собственной системы
Из долгосрочных документов следует
выделить национальную стратегию устойчивого
социально-экономического развития Республики
Беларусь до 2020 года, программу социально-
Информация о работе Переходная экономика: основные концепции и закономерности