Переходная экономика: основные концепции и закономерности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Вместе с тем, наиболее важным и актуальным для нас является адаптация теории и практики переходной экономики к условиям Республики Беларусь. Поэтому в работе переходная экономика рассматривается главным образом на примере перехода от административно-командной системы к рыночной. Конец XX века для экономики нашей страны был поистине судьбоносным – распался Советский Союз, разрушилась административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.
1 Общая характеристика переходной экономики Ошибка! Закладка не определена.
1.1 Трансформационная экономика: понятие, основные черты, особенности, главные задачи и пути их решения Ошибка! Закладка не определена.
1.2 Роль государства в трансформационной экономике Ошибка! Закладка не определена.
2 Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в отдельных странах Ошибка! Закладка не определена.
2.1 Концепция градуализма и особенности ее реализации в различных странах Ошибка! Закладка не определена.
2.2 Модель шоковой терапии Ошибка! Закладка не определена.
3 Особенности трансформационной экономики Республики Ошибка! Закладка не определена.
3.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь Ошибка! Закладка не определена.
3.2 Перспективы развития экономики Республики Беларусь Ошибка! Закладка не определена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 133.88 Кб (Скачать файл)

Характерным признаком переходной экономики также является институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка (рынка земли, фондового рынка и т.д.). Рассмотрим эти явления на примере перехода от административно-командной к рыночной экономике. Основной трудностью переходного периода является создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.

Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период, некоторые носят  необходимый, неизбежный характер и  поэтому могут рассматриваться  как закономерности. Наглядно общие  закономерности могут быть представлены на рисунке 1:

 


 

Рисунок 1 ― Общие закономерности перехода к рыночной экономике

Примечание ― Источник: [4, с.116]

 

Рассмотрим  основные задачи переходной экономики  и пути их решения.

Основной целью переходной экономики является экономическая свобода и создание на этой основе социально-ориентированной хозяйственной системы, способной обеспечить динамичное развитие экономики и достойный уровень благосостояния гражданам страны, преодолев отставание от других стран.

На  основе анализа перехода от административно-командной  системы к рыночной можно выделить следующие главные задачи переходной экономики:

1) Преодоление кризисных явлений,  углубившихся после вступления  общества в переходную экономику.

2) Формирование рыночных отношений  и рыночной инфраструктуры.

3) Реформирование отношений собственности  как основы экономической системы.

4) Создание условий экономической  свободы для всех субъектов  хозяйствования.

5) Создание развитой системы социальной  защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжёлых  последствий реформирования экономики.

Таким образом, всё многообразие разноплановых  проблем и задач, которые следует  решить в переходный период, можно  свести к трём группам. Это, во-первых, задачи чрезвычайного характера, связанные  с кризисным состоянием экономики и других сфер общественной жизни; во-вторых, задачи перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной; в-третьих, задачи перспективного стратегического развития в направлении создания социально ориентированной экономики. Сочетание этих задач определяет своеобразие содержания переходной экономики и определяет следующие направления рыночных преобразований:

1) Осуществление финансово-кредитной  стабилизации экономики посредством  ограничения бюджетных расходов, проведение сдерживающей фискальной  и жёсткой денежно-кредитной политики  с целью сдерживания инфляции  и стабилизации обменного курса  рубля. В этой связи, прежде  всего, следует обеспечить действенный  контроль над кредитной эмиссией, использовать для финансирования  бюджетного дефицита неинфляционные источники, добиться снижения убыточности аграрного сектора и жилищно-коммунального хозяйства.

2) Разгосударствление и приватизация  экономики и развитие на этой  основе предпринимательства и  конкуренции. От темпов преобразования  отношений собственности зависит  процесс развития конкуренции  в переходной экономике. Поэтому  именно в результате приватизации  должно установиться многообразие  форм собственности: государственной,  коллективной и частной. 

3) Демонополизация экономики, являющаяся  важнейшей предпосылкой для развития  рыночной конкуренции. Ее эффективное  проведение в рамках переходной  экономики предполагает:

- разработку системы ограничений  на слияния и иные межфирменные  соглашения, ведущие к существенному  росту уровня монополизации и  ослаблению конкуренции;

- проведение разукрупнения сложившихся  предпринимательских монополий;

- создание конкуренции в монополизированных  отраслях, поощрение действующих  предприятий в других отраслях  к производству монополизированных  видов продукции, поощрение импорта  такой продукции и др.

4) Либерализация цен, переход к  их формированию в соответствии  с рыночным механизмом. Существуют  два основных способа перехода  к рыночному ценообразованию:

- радикальный, т.е. быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен, выступающая основным элементом реализации так называемых шоковых экономических реформ;

- постепенный, т.е. поэтапная и  рассчитанная на длительный период  времени либерализация цен.

5) Формирование рыночной инфраструктуры  – системы экономических институтов (предприятий и организаций), призванных  постоянно обслуживать развивающийся  механизм рыночных связей производства  и потребления. В соответствии  с особенностями той или иной  рыночной сферы в переходной экономике появляются обслуживающие их элементы инфраструктуры:

- сфера товарного обращения –  от розничной торговой сети  до бирж;

- сфера рынка труда, представленная  различными бюро по трудоустройству,  центрами по переподготовке кадров, образовательными учреждениями  и биржей труда;

- сфера обращения капитала через  фондовые и валютные биржи,  банки и небанковские инвестиционные  учреждения.

6) Создание сильной системы социальной  защиты населения, обеспечивающей  каждому члену общества гарантии  определённого уровня жизни, минимально  необходимого для развития и  использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных), и обеспечивающей его при утрате  тех или иных способностей (старики,  больные, инвалиды, дети и т.д.).

7) Достижение социальной переориентации  экономики на основе активной  структурно-инвестиционной политики  в направлении опережающего развития  производства потребительских товаров  и услуг. 

8) Проведение реструктуризации экономики  и отдельных предприятий, включающей  мероприятия по санации производства, приведение структуры народного  хозяйства в соответствие с  требованиями современной рыночной  экономики и потребностями страны, перестройкой технической базы  предприятий на основе передовых,  высокоэффективных технологий.

9) Интеграция национальной экономики  в систему мирохозяйственных  связей, становление экономики открытого  типа. Для этого нужно осуществить  либерализацию внешней торговли, дать надёжную правовую и экономическую  защиту иностранных инвестиций.

Особая  роль в рыночных преобразованиях  отводится государству.

Таким образом, переход к рыночной экономике  требует глубоких изменений в  институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института  частной собственности, либерализацию  экономики, создания пакета рыночных законов  и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Роль государства в трансформационной  экономике

Экономическая теория и практика убедительно доказывают, что нет и не может быть эффективной, социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.

Мировое развитие экономики в XX в. свидетельствует о чередовании периодов усиления рыночного и государственного регулирования. Соответственно в экономической теории и политике преобладала то концепция усиления роли государства в экономике (кейнсианство, господствовавшее как в экономической теории, так и практике хозяйственного регулирования вплоть до конца 70-х гг.), то концепция неограниченных возможностей рыночных регуляторов экономического развития (монетаризм, неолиберализм, связанный с именами М. Тэтчер и Р. Рейгана.) Данная концепция была направлена на высвобождения рыночных сил из-под усиленного участия государства. В начале 1990-х посредством Объединенного Венского института МВФ неолиберальная теория стала внедряться в управленческом аппарате органов экономического регулирования стран с переходной экономикой.

Что касается бывшего СССР и большинства  социалистических стран, то в них  государство определяло практически  все социально-экономические процессы путем разработки и реализации директивных  планов, использования административно-командных  методов управления.

Таким образом, страны с переходной экономикой сталкиваются с необходимостью пересмотра соотношения государственной и рыночной составляющей в механизме регулирования национальной экономики. Пересечение концепций экономического дирижизма (от франц. «dirigir» - управлять) и экономической либерализации приводит к разработке промежуточной системы регулирования, которая позволила бы сократить  переходный период и восстановить равновесие в социально-экономической сфере. Дилемма выбора между дирижизмом и либерализацией неоднозначна для всех государств, в том числе для стран с переходной экономикой. Разрешением сложившегося противоречия является формирование «сбалансированного общества», в котором частная деятельность в сочетании с общественным и государственным контролем могли бы обеспечить равновесие между свободой личности и вмешательством общества. При этом сильное государство, регулирующее экономические отношения, должно оставаться гарантом индивидуальной свободы.

Следовательно, государственное регулирование  экономики представляет собой систему  мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

Главная задача государственного управления в экономической сфере — обеспечение роста материального производства с целью удовлетворения все возрастающих потребностей населения.

Необходимо  отметить, что чисто рыночной экономики  нет ни в одной стране мира, степень государственного вмешательства в экономику в разных странах неодинакова. Например, в Швеции или Нидерландах государство намного активнее влияет на экономические процессы, чем в США или Канаде.

Государство в трансформационной экономике  выполняет те же функции, что и в любой другой экономической системе:

- повышение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики;

- поддержание экономического роста;

- рациональное использование внутренних ресурсов;

- развитие науки и инновационной  деятельности;

- формирование оптимальной структуры  хозяйственного комплекса;

- обеспечения занятости населения  и т.д.

Вместе  с тем при переходе к рыночной экономике выполняемые государством функции в экономических процессах объективно должны постепенно сокращаться, для чего требуется правильно определить приоритеты государственного управления. Роль государства сводится к выполнению следующих функций:

 

 

                         Рисунок 2 ― Роль государства в переходной экономике

Примечание ― Источник: [4, с. 119, 8, с.603]

Особая форма государственного регулирования — разработка прогнозов  и программ. В целом выделяются два основных подхода к прогнозированию и планированию в странах с рыночной экономикой:

1) Один из них предполагает использование  более либеральных методов государственного  регулирования при всемерном  поощрении рыночных механизмов хозяйствования. Этот подход характерен для таких стран как США, Великобритания и др. В прогнозе определяются главным образом не конкретные показатели экономического роста, а условия, наиболее благоприятствующие развитию процесса воспроизводства в соответствующей политической и социально-экономической ситуации.   

2) Более жесткая система планирования, применяемая в странах с достаточно  большой долей государственной  собственности в сфере производства, предполагает использование административных  рычагов воздействия на экономику.  Наиболее яркий пример использования  такого подхода продемонстрировала  Франция, добившись весьма заметных  успехов, что подтверждается достаточно высоким уровнем ее социально-экономического развития по сравнению со многими другими странами.

Прогнозы в зарубежных странах  осуществляются как министерствами экономики и другими созданными для этого структурами (например, во Франции существует специальная плановая комиссия при правительстве), так и в министерствах финансов, центральных банках, других государственных ведомствах, специализированных и крупных фирмах, исследовательских структурах и т.д. Например, в Нидерландах существует Центральное плановое бюро - ведущий институт в области макроэкономического прогнозирования, входящий в состав Министерства экономических дел страны, которое в свою очередь включает Министерство экономики и статистический комитет.

В настоящее время в Республике Беларусь идет процесс становления  собственной системы прогнозирования  и программирования. Наиболее полно  отработана система краткосрочного прогнозирования, в рамках которой  на систематической основе разрабатываются 3 документа: прогноз социально-экономического развития экономики, государственный  бюджет и основные направления денежно-кредитной  и валютной политики на очередной год.

Из долгосрочных документов следует  выделить национальную стратегию устойчивого  социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года, программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.

Информация о работе Переходная экономика: основные концепции и закономерности