Переходная экономика: основные концепции и закономерности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Вместе с тем, наиболее важным и актуальным для нас является адаптация теории и практики переходной экономики к условиям Республики Беларусь. Поэтому в работе переходная экономика рассматривается главным образом на примере перехода от административно-командной системы к рыночной. Конец XX века для экономики нашей страны был поистине судьбоносным – распался Советский Союз, разрушилась административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.
1 Общая характеристика переходной экономики Ошибка! Закладка не определена.
1.1 Трансформационная экономика: понятие, основные черты, особенности, главные задачи и пути их решения Ошибка! Закладка не определена.
1.2 Роль государства в трансформационной экономике Ошибка! Закладка не определена.
2 Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в отдельных странах Ошибка! Закладка не определена.
2.1 Концепция градуализма и особенности ее реализации в различных странах Ошибка! Закладка не определена.
2.2 Модель шоковой терапии Ошибка! Закладка не определена.
3 Особенности трансформационной экономики Республики Ошибка! Закладка не определена.
3.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь Ошибка! Закладка не определена.
3.2 Перспективы развития экономики Республики Беларусь Ошибка! Закладка не определена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 133.88 Кб (Скачать файл)

Таким образом, вся система государственного регулирования национальной экономики  должна быть направлена на обеспечение  экономической безопасности страны, ее устойчивого развития с учетом возможных изменений внутренних и внешних факторов.

 

 

 

2 Концепции перехода к рыночной  экономике и их реализация  в отдельных странах

2.1 Концепция градуализма и особенности  ее реализации в различных  странах

В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие друг другу концепции. Одна из них называется «градуализм» (с английского «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая терапия». Различие между ними заключается в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, объёме регулирующих функций государства и др.

Градуализм  – это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит  государству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство  должно постепенно заменять элементы одной системы элементами другой. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения.

Реализация  концепции градуализма предлагает следующие  меры:

- установление динамического равновесия  на потребительском рынке, причем  не только с помощью более  гибкой системы цен, но и,  прежде всего, благодаря быстрому  развертыванию в частном секторе  производства потребительских товаров  и оказания услуг и насыщению  ими рынка;

- разгосударствление большинства  предприятий через приватизацию  с целью повышения эффективности  работы и адаптации к существующим  условиям;

- создание рыночной инфраструктуры  и сильнодействующих стимулов  развития производства при сохранении  в руках государства возможности  прямого и косвенного воздействия  на жизненно важные сферы экономики  и социальные процессы;

- накопление и потребление, осуществление  структурно-технологических перемен;

- проведение жесткой финансовой  политики в целях недопущения  высокой инфляции.

Образец градуализма – реформы в Китае. Экономический рост Китая с повышением уровня жизни населения, социальной стабильностью и политическими  традициями представляет собой богатый  уникальный опыт, который полезен  не только для стран с переходной экономикой, но и для развития любого государства. Китайский опыт, безусловно, заслуживает внимания. Его ценность состоит, прежде всего, в том, что  китайскому руководству удается  совмещать реформы с быстрыми темпами роста экономики. Добиться такого сочетания всегда трудно, потому что в период реформ «переналадка»  экономических механизмов обычно ведет к сбоям в работе предприятий.

В основу модели реформирования экономики  Китайской Народной Республики был  положен метод сравнительного анализа  противоположных экономических  систем в целях заимствования  наиболее эффективных форм хозяйствования.

С начала 80-х годов Китаю удается  поддерживать высокие темпы развития, примерно 10% прироста ВВП в год. Китай  уже вошел в десятку ведущих  государств мира и в ближайшие  годы может догнать передовые  страны Запада. Очень удачным решением оказалось создание свободных экономических  зон в приморских провинциях Китая, где иностранцы на льготных условиях открывают новые производства с  использованием китайского сырья, материалов и рабочей силы.

В то же время тяжелая промышленность, которую гораздо труднее перевести  на рыночные рельсы, остается государственной.

Китайское руководство  поощряет рыночные отношения там, где это возможно, и сохраняет государственный  контроль там, где считает это  необходимым. Политическая стабильность, способность создать благоприятные  условия для предпринимательства  в сочетании с дешевой рабочей  силой привлекают в Китай иностранный  капитал, вложивший сюда за годы реформ более 300 млрд. долларов. Это в 10-15 раз  превышает накопленный объем  иностранных инвестиций в Республике Беларусь.

Успех преобразований в Китае в решающей степени связан с наличием огромного  слоя мелких предпринимателей в городе и в деревне. Снятие ограничений  на индивидуальную трудовую деятельность в начале 80-х годы позволило в очень короткие сроки оживить торговлю, сельское хозяйство и мелкое производство. В свою очередь это дало толчок для более крупных предпринимательских структур, обладающих капиталом для дальнейшего расширения дела. Большую роль сыграло привлечение иностранного капитала и коммерциализация государственных предприятий.

В сельском хозяйстве форсировалось  создание «хозяйственных объединений», как ключевых сельских субъектов  хозяйствования. Эти объединения  аккумулировали финансовые средства сел, деревень и маленьких городков, направляя  их на повышение благосостояния районов  и регионов.

Нетрудно  увидеть, что китайские реформы  проводятся в благоприятных условиях политической стабильности, когда государство  имеет возможность добиться исполнения своих решений, что связано с  сохранением старой политической системы, основанной на коммунистической партии. Защита социальных ценностей является приоритетом развития Китая и  интерпретируется властями как принцип  «равенство превыше всего». Именно этот принцип ассоциируется в  стране с реальным прогрессом и социальной стабильностью.

Обобщая опыт китайской реформы можно  отметить следующие её особенности:

1) Она осуществляется на основе  концепции социалистического планового  рыночного хозяйства, позволяющей  использовать в меру экономической  целесообразности преимущества  планового механизма хозяйствования, ориентированного на использование  законов рыночной экономики, не  прибегая при этом к копированию  чужого опыта.

2) Высокие темпы экономического  роста успешно сочетаются со  стабильностью.

3) Успешно реализуется формула:  развитие – цель, стабильность  – предпосылка, реформа – движущая  сила.

4) Методы государственного регулирования  обеспечивают экономический рост  на самых ответственных направлениях: сельское хозяйство, потребительский  сектор, приток иностранного капитала, ориентированного на высокотехнологическое  наукоёмкое производство.

5) Успешное разграничение и сочетание  методов и способов макрорегулирования и макроконтроля.

6) Достигнута оптимальная хронологическая  последовательность реформы: каждый  последующий шаг обусловлен предыдущим.

7) Реформа оказалась самодостаточной,  так как соответствует интересам  всех слоёв населения.

С точки зрения психологического восприятия, естественно градуалистский подход воспринимается основной массой населения более спокойно и адекватно. Большинство общества – консервативно, поэтому резкие перемены пугают и вызывают неприязнь.

Несмотря  на эти положительные черты градуализма, важным его недостатком является то, что при таком подходе государство, тратя достаточно значительные материальные ресурсы в ущерб непосредственно  процессу экономического реформирования, вынужденно поддерживает на плаву тех, кто не может быстро приспособиться к изменению условий экономического существования. А это, в свою очередь, означает затягивание преобразований на многие годы, что может привести к усталости и апатии населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Модель шоковой терапии

Противоположной градуализму является модель «шоковой терапии». Выражение «шоковая терапия» заимствовано из медицины и не является строгим научным термином для  обозначения экономических процессов. Однако оно удачно описывает характерные  особенности радикальных рыночных преобразований и поэтому широко употребляется в экономической  литературе.

«Шоковая  терапия» – это экономическая  концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию  цен, резкое сокращение государственных  расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной  рыночной теории, который был разработан американским ученым, лауреатом Нобелевской  премии Милтоном Фридманом и его  последователями.

Согласно  монетаристской доктрине, главная задача государства в переходный период – поддержание устойчивости финансовой системы, поскольку без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией  – стержень монетаризма.

Финансовая  политика правительства в период «шоковой терапии» направлена на обеспечение  так называемых жестких бюджетных  ограничений, которые должны сменить  мягкие бюджетные ограничения, характерные  для социализма. Жесткие бюджетные  ограничения означают, что предприятия  могут тратить только то, что заработают сами, не рассчитывая на получение  денег от государства. Что касается огромных тягот для населения  от резкого удорожания жизни, то монетаристы считают, что период высоких цен лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы.

Таким образом, программа «шоковой терапии» предлагает следующие меры:

1) Реформа цен и рынка (либерализация  экономики): реформа внутренних цен;  либерализация системы распределения;  либерализация внешней торговли; либерализация рынка рабочей  силы и системы заработной  платы; реформа банковской системы  и создание финансовых рынков. Очень важный момент в комплексе  системных преобразований относится  к созданию рынков факторов  производства: рабочей силы и  финансовых ресурсов.

2) Развитие частного сектора –  приватизация: малая приватизация  и развитие частного сектора;  крупномасштабная приватизация; структурная  перестройка, ликвидация монополий.  Первый шаг в этом направлении  заключается в четкой формулировке  прав государственной собственности  и разделении функций государства  как органа в целом. Затем  осуществляются программы приватизации и проводится реформа производства.

3) Пересмотр роли государства: ограничение  права государственной собственности;  ограничение прямой хозяйственной  деятельности; усиление регулирующей функции в социальной сфере. Государство должно отказаться от прямой собственности и контроля над производством и заменить их косвенным регулированием, которое бы поощряло частную экономическую деятельность.

4) Макроэкономическая стабилизация: новая фискальная политика, изменение  денежно-кредитной системы, законодательная  реформа; институциональная реформа;  социальные гарантии. Этот пакет  мер полагает ужесточение налоговой  и кредитной политики по отношению  к предприятиям, исправление различных  диспропорций, порожденных «избытком»  денежной массы (т. е. накопленной  суммы денег, которую просто  не на что потратить в условиях  дефицита).

В наиболее последовательном виде эта  концепция была реализована в  Польше. Польскому руководству удалось  за два - три года подавить инфляцию. Укрепление денежной системы в сочетании  с бурным развитием частного сектора  и притоком иностранных инвестиций позволило Польше всего через  три - четыре года после начала «шоковой терапии» войти в стадию экономического роста. Польским руководством были также  предприняты следующие меры:

- либерализация цен, рынка рабочей  силы и экспорта;

- реформа системы налогообложения;

- сокращение дефицита бюджета;

- приватизация;

- формирование рынка капиталов;

В результате уже с 1992 года польская экономика  первой среди экономик Центральной  и Восточной Европы вступила на путь роста. Сравнивая падение производства и ВВП в странах Центральной и Восточной Европы, можно сделать вывод о том, что наименьшим показатель оказался в Польше – 17,8 %, Венгрии – 18, 3%, Чехии -  21,4%, наибольшим в Хорватии – 37%. Польше удалось изменить динамику производства и ВВП в положительную сторону. Причем производство росло быстрее, чем ВВП.

Недолгая  история переходной экономики показывает, что почти все постсоциалистические страны в той или иной степени  руководствовались доктриной «шоковой терапии». В некоторых странах  – например, в Польше, Чехии и  Эстонии – этот опыт был вполне успешен.

В то же время существует и множество  проблем, связанных с реализацией  «шоковой терапии»:

1) В условиях, унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора.

2) Стремительный переход к ценообразованию  на основе спроса и предложения  в условиях товарного дефицита  и монопольного положения производителей  на первых порах вызывает высокую  инфляцию.

3) Стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией,  влечет за собой падение жизненного  уровня преобладающей части населения  и усиление социальной дифференциации.

Обобщая опыт первых лет реформ, ученые пришли к выводу, что выбор концепции  трансформации во многом зависит  от исходного состояния дел в  стране.

Большое  значение имеет и то, что ни «шоковая терапия», ни градуализм не реализуются  в чистом виде. Сравнительная характеристика этих моделей представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 ― Сравнение концепций  градуализма и «шоковой терапии»

 

 

 

Характеристики

Модели

Шоковая терапия

Градуализм

Скорость

Одномоментная

Постепенная

Радикализм (глубина преобразования)

Революция – слом прежней системы

Использование элементов прежней  системы

Степень либерализации

Высокая

Умеренная

Приоритетные акценты

I

Приватизация

Изменение функций государства  при сохранении его роли

II

Либерализация

Расширение самостоятельности  предприятий всех форм собственности

III

Финансовая стабилизация

Производственная стабилизация

Примеры

Польша, Вьетнам, Словения, Словакия, Венгрия, Чехия, Япония.

Китай, Республика Беларусь, Узбекистан.

Информация о работе Переходная экономика: основные концепции и закономерности