Переходная экономика: основные концепции и закономерности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Вместе с тем, наиболее важным и актуальным для нас является адаптация теории и практики переходной экономики к условиям Республики Беларусь. Поэтому в работе переходная экономика рассматривается главным образом на примере перехода от административно-командной системы к рыночной. Конец XX века для экономики нашей страны был поистине судьбоносным – распался Советский Союз, разрушилась административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.
1 Общая характеристика переходной экономики Ошибка! Закладка не определена.
1.1 Трансформационная экономика: понятие, основные черты, особенности, главные задачи и пути их решения Ошибка! Закладка не определена.
1.2 Роль государства в трансформационной экономике Ошибка! Закладка не определена.
2 Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в отдельных странах Ошибка! Закладка не определена.
2.1 Концепция градуализма и особенности ее реализации в различных странах Ошибка! Закладка не определена.
2.2 Модель шоковой терапии Ошибка! Закладка не определена.
3 Особенности трансформационной экономики Республики Ошибка! Закладка не определена.
3.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь Ошибка! Закладка не определена.
3.2 Перспективы развития экономики Республики Беларусь Ошибка! Закладка не определена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 133.88 Кб (Скачать файл)

Примечание ― Источник: собственная  разработка на основе [5], [11], [12].

 

Анализируя  опыт первых реформ в странах с  различным уровнем социально-экономического развития, можно сделать вывод  о том, что экономическая стабилизация в странах с переходной экономикой приобрела региональные оттенки, сгруппировав станы в зависимости от географического  положения и групповых целей.

Можно выделить станы Центральной и  Восточной Европы, которые поставили  целью своей переходной экономики  достижение европейских стандартов и вступление в Евросоюз. Возникновение сектора малого и среднего бизнеса в странах ЦВЕ произошло благодаря приватизации крупных государственных предприятий и дробления их на мелкие.

Вторая  группа - страны СНГ, которые либо ориентировали  свою экономику на укрепление торгово-экономических  связей с южными соседями  (Узбекистан, Азербайджан, Армения), либо сохранили  отдельные элементы старой системы  торговых связей (Киргизия, Казахстан, Таджикистан), Россия же выбрала целью  своей переходной экономики капитализм, однако в связи со сложным этапом адаптации к рыночным условиям, сопровождавшимся активизацией коррупции и криминальных группировок, капитализм в России приобрел форму «бандитского», аналогичную цель выбрала для себя Украина, что привело к тому, что возникшее рыночное мышление опередило реальные механизмы функционирования рынка, Республика Беларусь выбрала сохранение государственной собственности на стратегические экономические объекты, обеспечила социальную защищенность своих граждан, однако в ущерб созданию дееспособного финансового рынка как механизма приватизации.

Однако  стабилизация в трансформационных  странах ЦВЕ и СНГ имела  общее направление на внедрение  рыночных принципов и реализовывалась, как правило, тремя вариантами:

1) Первым вариантом, которым воспользовалось большинство стран с переходной экономикой, стала «шоковая терапия» профессора Гарвардского университета Дж. Сакса в рамках программы структурных реформ Международного валютного фонда. Эта политика предполагала ускоренную экономическую либерализацию с параллельно проводимыми мерами экономической стабилизации. Шоковая терапия оказалась действенной для борьбы с гиперинфляцией, но не для решения возникших социальных проблем.

2) Вторым вариантом стала возможность внедрения рыночных механизмов с помощью либерализации экономики в зависимости от степени готовности народного хозяйства к структурным преобразованиям. Однако всеобщее стремление отречься от элементов старой системы и получить мгновенные результаты не позволяло в полной мере реализовать данную стратегию.

3) Третьим вариантом перехода экономики к рыночным принципам является декларация достижения не общих рыночных механизмов через экономическую либерализацию и стабилизацию, а конкретных макроэкономических показателей (прирост ВВП, уровень инфляции).

Таким образом, можно сделать вывод  о том, теория этого вопроса очень  спорна и вызывает массу дискуссий. А выбор подходящей модели развития переходной экономики зависит от множества факторов, важнейшими из которых являются специфические  особенности страны и состояние  экономики в ней. Однако ни одна модель не может быть реализована в чистом виде.

 

3 Особенности трансформационной экономики Республики Беларусь.

3.1 Социально-экономическое развитие  Республики Беларусь

В отличие от большинства постсоциалистических республик, выбравших «шоковый»  вариант перехода к рыночной системе  хозяйствования в соответствии с  рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла  эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Так, доля продукции частных  предприятий (иностранные, совместные, общества с ограниченной ответственностью, частные) в общем объеме ВВП колеблется от 15% до 25%, при этом число работающих на этих предприятиях составляет менее 10%.

После первоначального переходного  периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта, страна переживала устойчивый экономический  рост, сохраняя при этом некоторые  характеристики плановой экономики. Успехам  развития благоприятствовали существенные субсидии, извлекаемые из льготных цен на энергоносители (нефть и  газ) и торговые льготы, предоставленные  Россией.

В свете нового соглашения по ценам  на энергоносители, инициированного  Россией, некоторые из этих преимуществ  постепенно исчезли. Таким образом, к 2011 году цены на энергоносители, оплачиваемые белорусскими импортерами, достигли уровня мировых цен. В то же время международный  экономический кризис наносит тяжелый  ущерб экспорту и росту ВВП  в Беларуси.

На протяжении последнего десятилетия  Беларусь переживала беспрецедентный  период роста. Нарастающим препятствием для устойчивости данного роста  является глобальный финансовый и экономический  кризис 2008-2009 года и относительный  рост цен на энергоносители.

В годы, непосредственно следующие  за провозглашением независимости, экономика Беларуси переживала спад, и инфляция была неконтролируемой. Через пять лет после провозглашения независимости, ВВП на душу населения уменьшился до одной третьей от его уровня 1991 года. После выборов в 1994 году правительство взяло курс на формирование социально-ориентированной рыночной экономики, начало следовать новой стратегии роста и приняло политику кредитной экспансии в сочетании со строгим контролем заработной платы, цен и производства продукции. Оно также благоприятствовало широкой государственной поддержке промышленности и сельского хозяйства, что часто включало в себя вмешательства в решения о выделении кредитов центрального банка.

Изначально стратегия  роста имела положительные эффекты. Она стимулировала занятость  и внутреннее потребление и, до некоторой  степени, смягчила эффекты распада  Советского Союза. Экономика начала расти, и ВВП на душу населения  вернулся к уровням, предшествующим провозглашению независимости. Однако эта стратегия оказалась неустойчивой. Инфляция, которая резко уменьшилась с 200% в 1994 году до 53% в 1996 году, начала расти снова, превысив 200% в 1999 году.

В 2000 году правительство  начало восстановление макроэкономического  порядка и взяло инфляцию под  контроль путем ужесточения денежно-кредитной  политики - повышение ссудных процентов  и ограничение вмешательства  правительства в распределение  кредитных средств. Оно начало также  отходить от бартерной системы, которая  сложилась с Россией, усовершенствовало  управление центральным бюджетом (следуя международным стандартам бухгалтерского учета) и укрепило бюджет. Данный комплекс мероприятий по стимулированию и  интенсификации экономического развития в стране стимулировал рост основных показателей экономической эффективности, и как следствие, рост реальных доходов  и заработной платы населения, повышение  уровня занятости при стабильном уровне потребительских цен (таблица 1).

Таблица 2 - Показатели эффективности белорусской экономики 2000-2011 гг.

Показатель

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Численность безработных, в % к экономически активному населению

2,1

2,3

2,9

3,1

1,9

1,5

1,1

1,0

0,8

0,9

0,7

0,7

Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему  году

114,1

128,1

104,1

103,9

109,8

118,4

117,8

113,2

111,8

102,7

115,1

99,7

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб.

58,9

123,0

189,2

250,7

347,5

463,7

582,2

694,0

868,2

981,6

1217,3

1899,8

Индекс потребительских  цен

207,5

146,1

134,8

125,4

114,4

108,0

106,6

112,1

113,3

110,1

109,9

208,7


Примечание ― Источник: собственная  разработка на основе [14].

 

Ускорение белорусской экономики  выглядит особенно заметным в квартальном  разрезе в 2006-2011 гг.

Примечание ― Источник: [15].

Система множественных  обменных курсов, поддерживаемая с  первых лет переходного периода, была объединена. Экономика ответила на изменения политики и начала расти  довольно быстрыми темпами, поддерживая  рост на уровне более 8% с 2004 года до 2008 года.

Экономическому  росту в Беларуси способствовали также внешние факторы. В начальный  период независимости Беларусь интенсивно работала над перестройкой торговли с Россией. Благодаря соглашениям, заключенным в то время, Беларусь имела возможность сохранить  льготное ценообразование на импорт нефти и газа, которым она пользовалась с советского периода, и закрепить  преимущественный доступ на рынок для  своей продукции. Это предоставило Беларуси возможность получить существенную выручку от реэкспорта нефти и  газа. Дешевые энергоносители, привилегированный  доступ к российскому рынку и  более низкие ставки заработной платы  сделали белорусский экспорт  в Россию весьма конкурентоспособным.

Одновременно экономический  рост России стимулировал спрос на более дешевые белорусские товары. Быстрый темп экономического роста начал несколько снижаться с 2006 года, сократившись с 10 до 8%. Рост цен на нефть и газ в 2007 году, последовавший за новым соглашением с Россией по энергоносителям, явился важным фактором, объясняющим данное снижение темпа, поскольку 97% производства электроэнергии в Беларуси основано на газе, большая часть которого поставляется Россией. С 2010 г. условия поставок российских энергоносителей в Беларусь существенно изменились. Россия в 2010 г. беспошлинно поставляла Беларуси только 6,3 млн. тонн нефти для внутреннего потребления. Кроме того, стороны согласовали и механизм расчета объема нефти, поставляемой беспошлинно на следующие годы. При этом Россия поставляет в Беларусь нефть в объеме, необходимом для внутреннего потребления за минусом внутренней добычи самой Беларуси, т.е. 6,3 млн. тонн - это 8 млн. внутреннего потребления корзины нефтепродуктов в Беларуси за вычетом 1,7 млн. тонн внутренней добычи в республике. В соответствии с контрактом между двумя странами, рассчитанная по формуле цена газа для Беларуси в I квартале 2010 г. составляет около $168 за тысячу кубометров. В 2009 году средняя цена поставок газа в Беларусь была ниже на 11% - около $150.

Для принятия мер в ответ  на изменения условий поставок энергоносителей  начали реализовываться правительственные  инициативы по переходу от использования  газа к использованию энергии  ветра и воды в качестве возможных  альтернативных энергоносителей, включая  ПИИ в данные области.

Вместе с тем рост экономических  показателей позволил в определенной мере стимулировать внутренний потребительский  рынок, оптимизировать систему управления экономикой, отвечающую реалиям перехода к рыночной экономике, улучшить систему  социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ.

В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация  отношений собственности, которая  с целью создания устойчивых предпосылок  для экономического роста должна обеспечить кардинальное повышение  эффективности функционирования, как  отдельных предприятий, так и  экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла  по пути обвальной приватизации, а  выбрала в качестве основных принципов  рост эффективности производства, нахождение стратегического инвестора, участие  трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля над этим процессом с  целью исключения неэффективного и  незаконного перераспределения  собственности.

Основные задачи реформирования отношений собственности: создание социально ориентированной многоукладной  экономики рыночного типа, совершенствование  управления государственным имуществом, сохранение потенциала системообразующих  предприятий, максимальное привлечение  отечественных и зарубежных инвестиций.

Актуальной остается проблема кадрового обеспечения рыночных преобразований. Особенно остро ощущается  нехватка высококвалифицированных  специалистов высшего звена, менеджеров, маркетологов, активных организаторов  разработки и внедрения современных  наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники.

Таким образом, в отличие от большинства  республик бывшего СССР, выбравших  «шоковый» вариант перехода к  рыночной системе хозяйствования в  соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. После первоначального переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта, страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при этом некоторые характеристики плановой экономики. Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной мере стимулировать внутренний потребительский рынок, оптимизировать систему управления экономикой, отвечающую реалиям перехода к рыночной экономике, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ. В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности.

Информация о работе Переходная экономика: основные концепции и закономерности