Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:01, курсовая работа
Вместе с тем, наиболее важным и актуальным для нас является адаптация теории и практики переходной экономики к условиям Республики Беларусь. Поэтому в работе переходная экономика рассматривается главным образом на примере перехода от административно-командной системы к рыночной. Конец XX века для экономики нашей страны был поистине судьбоносным – распался Советский Союз, разрушилась административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.
ВВЕДЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.
1 Общая характеристика переходной экономики Ошибка! Закладка не определена.
1.1 Трансформационная экономика: понятие, основные черты, особенности, главные задачи и пути их решения Ошибка! Закладка не определена.
1.2 Роль государства в трансформационной экономике Ошибка! Закладка не определена.
2 Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в отдельных странах Ошибка! Закладка не определена.
2.1 Концепция градуализма и особенности ее реализации в различных странах Ошибка! Закладка не определена.
2.2 Модель шоковой терапии Ошибка! Закладка не определена.
3 Особенности трансформационной экономики Республики Ошибка! Закладка не определена.
3.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь Ошибка! Закладка не определена.
3.2 Перспективы развития экономики Республики Беларусь Ошибка! Закладка не определена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.
Примечание ― Источник: собственная разработка на основе [5], [11], [12].
Анализируя
опыт первых реформ в странах с
различным уровнем социально-
Можно выделить станы Центральной и Восточной Европы, которые поставили целью своей переходной экономики достижение европейских стандартов и вступление в Евросоюз. Возникновение сектора малого и среднего бизнеса в странах ЦВЕ произошло благодаря приватизации крупных государственных предприятий и дробления их на мелкие.
Вторая группа - страны СНГ, которые либо ориентировали свою экономику на укрепление торгово-экономических связей с южными соседями (Узбекистан, Азербайджан, Армения), либо сохранили отдельные элементы старой системы торговых связей (Киргизия, Казахстан, Таджикистан), Россия же выбрала целью своей переходной экономики капитализм, однако в связи со сложным этапом адаптации к рыночным условиям, сопровождавшимся активизацией коррупции и криминальных группировок, капитализм в России приобрел форму «бандитского», аналогичную цель выбрала для себя Украина, что привело к тому, что возникшее рыночное мышление опередило реальные механизмы функционирования рынка, Республика Беларусь выбрала сохранение государственной собственности на стратегические экономические объекты, обеспечила социальную защищенность своих граждан, однако в ущерб созданию дееспособного финансового рынка как механизма приватизации.
Однако стабилизация в трансформационных странах ЦВЕ и СНГ имела общее направление на внедрение рыночных принципов и реализовывалась, как правило, тремя вариантами:
1) Первым вариантом, которым воспользовалось большинство стран с переходной экономикой, стала «шоковая терапия» профессора Гарвардского университета Дж. Сакса в рамках программы структурных реформ Международного валютного фонда. Эта политика предполагала ускоренную экономическую либерализацию с параллельно проводимыми мерами экономической стабилизации. Шоковая терапия оказалась действенной для борьбы с гиперинфляцией, но не для решения возникших социальных проблем.
2) Вторым вариантом стала возможность внедрения рыночных механизмов с помощью либерализации экономики в зависимости от степени готовности народного хозяйства к структурным преобразованиям. Однако всеобщее стремление отречься от элементов старой системы и получить мгновенные результаты не позволяло в полной мере реализовать данную стратегию.
3) Третьим вариантом перехода экономики к рыночным принципам является декларация достижения не общих рыночных механизмов через экономическую либерализацию и стабилизацию, а конкретных макроэкономических показателей (прирост ВВП, уровень инфляции).
Таким образом, можно сделать вывод о том, теория этого вопроса очень спорна и вызывает массу дискуссий. А выбор подходящей модели развития переходной экономики зависит от множества факторов, важнейшими из которых являются специфические особенности страны и состояние экономики в ней. Однако ни одна модель не может быть реализована в чистом виде.
3 Особенности трансформационной экономики Республики Беларусь.
3.1 Социально-экономическое
В отличие от большинства
После первоначального переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта, страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при этом некоторые характеристики плановой экономики. Успехам развития благоприятствовали существенные субсидии, извлекаемые из льготных цен на энергоносители (нефть и газ) и торговые льготы, предоставленные Россией.
В свете нового соглашения по ценам на энергоносители, инициированного Россией, некоторые из этих преимуществ постепенно исчезли. Таким образом, к 2011 году цены на энергоносители, оплачиваемые белорусскими импортерами, достигли уровня мировых цен. В то же время международный экономический кризис наносит тяжелый ущерб экспорту и росту ВВП в Беларуси.
На протяжении последнего десятилетия Беларусь переживала беспрецедентный период роста. Нарастающим препятствием для устойчивости данного роста является глобальный финансовый и экономический кризис 2008-2009 года и относительный рост цен на энергоносители.
В годы, непосредственно следующие за провозглашением независимости, экономика Беларуси переживала спад, и инфляция была неконтролируемой. Через пять лет после провозглашения независимости, ВВП на душу населения уменьшился до одной третьей от его уровня 1991 года. После выборов в 1994 году правительство взяло курс на формирование социально-ориентированной рыночной экономики, начало следовать новой стратегии роста и приняло политику кредитной экспансии в сочетании со строгим контролем заработной платы, цен и производства продукции. Оно также благоприятствовало широкой государственной поддержке промышленности и сельского хозяйства, что часто включало в себя вмешательства в решения о выделении кредитов центрального банка.
Таблица 2 - Показатели эффективности белорусской экономики 2000-2011 гг.
Показатель |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Численность безработных, в % к экономически активному населению |
2,1 |
2,3 |
2,9 |
3,1 |
1,9 |
1,5 |
1,1 |
1,0 |
0,8 |
0,9 |
0,7 |
0,7 |
Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году |
114,1 |
128,1 |
104,1 |
103,9 |
109,8 |
118,4 |
117,8 |
113,2 |
111,8 |
102,7 |
115,1 |
99,7 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб. |
58,9 |
123,0 |
189,2 |
250,7 |
347,5 |
463,7 |
582,2 |
694,0 |
868,2 |
981,6 |
1217,3 |
1899,8 |
Индекс потребительских цен |
207,5 |
146,1 |
134,8 |
125,4 |
114,4 |
108,0 |
106,6 |
112,1 |
113,3 |
110,1 |
109,9 |
208,7 |
Примечание ― Источник: собственная разработка на основе [14].
Ускорение белорусской экономики выглядит особенно заметным в квартальном разрезе в 2006-2011 гг.
Примечание ― Источник: [15].
Одновременно экономический
рост России стимулировал спрос на
более дешевые белорусские
Для принятия мер в ответ
на изменения условий поставок энергоносителей
начали реализовываться
Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной мере стимулировать внутренний потребительский рынок, оптимизировать систему управления экономикой, отвечающую реалиям перехода к рыночной экономике, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ.
В системе рыночных преобразований
одно из центральных мест заняла трансформация
отношений собственности, которая
с целью создания устойчивых предпосылок
для экономического роста должна
обеспечить кардинальное повышение
эффективности
Основные задачи реформирования
отношений собственности: создание
социально ориентированной
Актуальной остается проблема кадрового обеспечения рыночных преобразований. Особенно остро ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов высшего звена, менеджеров, маркетологов, активных организаторов разработки и внедрения современных наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники.
Таким образом, в отличие от большинства республик бывшего СССР, выбравших «шоковый» вариант перехода к рыночной системе хозяйствования в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. После первоначального переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта, страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при этом некоторые характеристики плановой экономики. Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной мере стимулировать внутренний потребительский рынок, оптимизировать систему управления экономикой, отвечающую реалиям перехода к рыночной экономике, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ. В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности.
Информация о работе Переходная экономика: основные концепции и закономерности