Переходная экономика: основные концепции и закономерности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Вместе с тем, наиболее важным и актуальным для нас является адаптация теории и практики переходной экономики к условиям Республики Беларусь. Поэтому в работе переходная экономика рассматривается главным образом на примере перехода от административно-командной системы к рыночной. Конец XX века для экономики нашей страны был поистине судьбоносным – распался Советский Союз, разрушилась административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.
1 Общая характеристика переходной экономики Ошибка! Закладка не определена.
1.1 Трансформационная экономика: понятие, основные черты, особенности, главные задачи и пути их решения Ошибка! Закладка не определена.
1.2 Роль государства в трансформационной экономике Ошибка! Закладка не определена.
2 Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в отдельных странах Ошибка! Закладка не определена.
2.1 Концепция градуализма и особенности ее реализации в различных странах Ошибка! Закладка не определена.
2.2 Модель шоковой терапии Ошибка! Закладка не определена.
3 Особенности трансформационной экономики Республики Ошибка! Закладка не определена.
3.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь Ошибка! Закладка не определена.
3.2 Перспективы развития экономики Республики Беларусь Ошибка! Закладка не определена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 133.88 Кб (Скачать файл)

В последние годы многое сделано на пути формирования рыночной системы хозяйствования. Однако следует  отметить, что некоторые преобразования замедлились в связи с недостаточно благоприятной правовой и экономической  средой для развития бизнеса; слабой государственной поддержкой предпринимательской  деятельности; низким уровнем инвестиционной привлекательности для зарубежных инвестиций; отсутствием широкого слоя эффективных собственников, ориентированных  на долгосрочное развитие предприятий, насыщением отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижением на мировой рынок, расширением производства и созданием новых рабочих  мест и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Перспективы  развития экономики Республики  Беларусь

Белорусская модель развития формируется в течение  последних 10-15 лет с началом перехода от командно-административной системы  к рыночным отношениям. Выбор модели социально ориентированной рыночной экономики был не простым заимствованием зарубежного опыта, а стратегическим решением, основанным на учёте специфических  особенностей Беларуси, её истории, национального  характера и менталитета народа, традиций хозяйствования и опыта  развитых рыночных стран. Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы:

1) Длительная принадлежность к  социалистической системе однозначно  обусловила социальную ориентацию  рыночной экономики, 

2) Историческая вера в необходимость  сильного государства; 

3) Традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа Беларуси  обусловили взвешенный подход  к рыночным реформам;

Также разработан будущий образ белорусской  экономики, содержащийся в таких  стратегических документах, как Национальная стратегия устойчивого развития до 2010 года и Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь. Белорусская  модель включает следующие принципы и направления государственной  политики:

  • общую социальную ориентацию общества, государства, экономической системы;
  • построение политических и идеологических структур конституционно закреплённого социально демократического правового государства;
  • формирование развитого гражданского общества и самоуправления;
  • переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства;
  • повышение эффективности производства и конкурентоспособности страны;
  • интенсивное внедрение высоких наукоемких технологий информационного общества;
  • следование экологическому императиву.

Таким образом, социально ориентированная  рыночная экономика – это высокоэффективная  экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным  государственным регулированием распределения  доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании  производства, а наёмных работников – в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень  благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение – нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся  в отпусках по уходу за детьми, эффективную  охрану жизни, здоровья, прав и свобод – всем гражданам.

Социально ориентированная рыночная экономика  базируется на принципах конституционных  гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и  добросовестной конкуренции, выбора профессии  и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии её неприкосновенности и использования в интересах  личности и общества, социальной защиты нетрудоспособных и других социально  уязвимых слоёв населения, социального  партнёрства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.

Эти базовые принципы белорусской модели показывают, что наша страна выбирает свой путь построения будущей экономической  системы с сильным государством, эффективным рыночным механизмом и  его социальной ориентацией.

Социальная  ориентация рыночной экономики предполагает смягчение таких черт модели чистого  рыночного хозяйства, как эксплуатация чужого труда, безработица, социальная дифференциация и др. Она осуществляется посредством Конституции и других законов.

В соответствии с Концепцией и Программой развития промышленного  комплекса Республики Беларусь на 1998 - 2015 годы, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы, Национальной программой развития экспорта на 2011 - 2015 годы, Комплексный прогноз научно-технического прогресса на 2001–2020 гг., Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь и другими программами в качестве основных направлений структурных преобразований на пути формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь определены:

  • создание необходимых нормативных и правовых, финансовых и других макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов;
  • опережающее развитие наукоемких высокотехнологичных экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, а также сферы услуг;
  • стимулирование процесса реформирования реального сектора экономики, повышения его эффективности на основе совершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межотраслевых, отраслевых и региональных корпоративных структур в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп;
  • развитие и государственная поддержка малого предпринимательства;
  • повышение эффективности деятельности естественных монополий, формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики;
  • разработка и реализация социальных программ и программ совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств.

В Национальной стратегии устойчивого  развития Республики Беларусь на период до 2020 г. главное внимание уделено  особенностям прогнозного периода, дальнейшей реализации «Повестки дня  на XXI век», гармонизации социального, экономического и экологического развития как равноценных взаимодополняющих  составляющих в едином сбалансированном комплексе «человек – окружающая среда – экономика».

В основу построения структуры Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь положена следующая логика. В первых разделах дана оценка стартовых условий Беларуси в контексте мировых тенденций экономического развития, определены основные компоненты (подсистемы) модели устойчивого развития и императивы (требования) к их функционированию и взаимодействию, дана оценка национальных ресурсов и социально-экономического потенциала страны. Это позволило в последующих разделах обосновать стратегические цели, этапы и сценарии перехода страны к устойчивому развитию, определить важнейшие направления и пути перехода белорусской экономики к устойчивому развитию по главным его составляющим – «человек – окружающая среда –экономика». Далее рассматриваются важнейшие средства, финансово-экономические и социально-политические механизмы обеспечения устойчивого развития. В заключительном разделе даны предложения по созданию соответствующей системы мониторинга.

Первый этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе развития и рационального использования человеческого потенциала, повышения эффективности экономики и роста ее конкурентоспособности. На этом этапе должно было быть завершено создание необходимой законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, совершенствования производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики.

Второй этап (2011–2020 гг.). Целью устойчивого развития является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие должно обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.

Главная цель Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы — рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально–экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Ее реализация предусматривает повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7 — 1,76 раза на основе обеспечения роста ВВП — в 1,62 — 1,68 раза, производительности труда — в 1,63 — 1,68 раза, объемов промышленного производства — в 1,54 — 1,6 раза, сельского хозяйства — в 1,39 — 1,45 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 — 21 процента в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие — в 1,9 — 1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест.

Реализация поставленной цели будет достигнута на основе всестороннего использования потенциала сильного государства, концепция которого успешно претворяется в жизнь в нашей стране. Именно оно выступит гарантом защиты частной собственности, инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований.

Достижение поставленной цели будет осуществляться через  реализацию следующих приоритетных направлений: 

  • развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;
  • радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств; 
  • стимулирование предпринимательства и деловой инициативы; 
  • рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли; 
  • развитие импортозамещающих производств; 
  • устойчивое развитие регионов; 
  • строительство качественного и доступного жилья; 
  • повышение эффективности агропромышленного комплекса.

Ключевая задача пятилетия  — создание в Беларуси принципиально  новых производств, предприятий  и отраслей, производящих экспортно-ориентированную, высокотехнологичную продукцию.

Таким образом можно подвести итог: для стимулирования и нормативного обеспечения процесса переходы к рыночной экономике приняты Концепция и Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998 - 2015 годы, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы, Национальная программа развития экспорта на 2011 - 2015 годы, Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь и другие программные документы.

Современное состояние  экономики Республики Беларусь свидетельствует  о незавершенности трансформационных  процессов. Сегодняшнюю экономику  Беларуси еще пока нельзя назвать  «рыночной». Для решения проблем  переходной экономики необходимо в  первую очередь точно определить состав и очередность действий. Их последовательное выполнение позволит продвигаться по пути реформ более  уверенно и с меньшим количеством  остановок на исправление допущенных ошибок. Если бы реформы последнего десятилетия в налогово-бюджетной, денежно-кредитной, внешнеэкономической и социальной сферах изначально опирались на набравшую достаточный ход реформу на уровне предприятий, включая формирование необходимой правовой среды, подготовку эффективных собственников и много другого, то и результаты могли бы быть лучше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Курсовая работа позволяет сделать  следующие выводы:

1) Переход от одной социально-экономической системы к другой – весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития, который требует довольно продолжительного периода. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в её недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми внутри старой системы. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов новой системы и ослабление отношений и элементов старой системы. А переход от административно-командной экономики к рыночной означает коренное преобразование всей системы экономических отношений.

2) Основной целью переходной  экономики  является экономическая  свобода и создание на этой  основе социально-ориентированной  хозяйственной системы, способной  обеспечить динамичное развитие  экономики и достойный уровень  благосостояния гражданам страны, преодолев отставание от других стран.

3) Переход к рынку осуществляется  по следующим главным направлениям: либерализация экономики, институциональные  преобразования, структурные преобразования, формирование адекватной рыночному  хозяйству системы социальной  защиты населения.

Информация о работе Переходная экономика: основные концепции и закономерности