Перспективные программы и проекты государства в отношении технопарковых структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Отличительной особенностью технопарков, создаваемых в рамках специальных программ, является создание объектов инфраструктуры за счет государственной финансовой поддержки. При этом технопарки в сфере высоких технологий создаются субъектами Российской Федерации в соответствии с нуждами и специализациями региона, позволяя дать стимул развитию компетенций региональной экономики. Министерство связи и массовых коммуникаций России реализует стратегию развития технопарков не столько как объектов строительства, сколько системы территориальной интеграции бизнеса, фундаментальной науки и прикладных исследований. При этом приоритет отдается проектам, реализующимся в регионах, обладающих большим научным и промышленным потенциалом, развитой системой подготовки квалифицированных кадров.

Содержание работы

Введение 4
1 Понятие и законодательная база функционирования технопарков в РФ 6
1.1 Понятие технопарка, его роль в национальной инновационной системе
1.2 Законодательная база функционирования технопарков в РФ 10
2 Государственное финансирование и поддержка частными инвесторами технопарковых структур в России 14
2.1 Анализ государственных программ финансирования технопарковых структур в РФ 14
2.2 Характеристика и особенности деятельности бизнес-ангелов 18
3 Перспективные программы и проекты государства в отношении технопарковых структур 24
Заключение 27
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

Основные направления финансовой поддержки технопарковых структур в России.docx

— 80.41 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ.

 

Курсовая работа  30 с., 3 табл., 1 рис., 21 источников.

 

НАУКА, ТЕХНОПАРК, ИННОВАЦИИ, НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ,

РАЗВИТИЕ, ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ,  ИНВЕСТИЦИИ,

 

Объектом исследования являются технопарки Российской Федерации.

Предметом исследования являются способы поддержки развития научных объектов.

Цель работы – изучение возможных источников финансирования и иной поддержки создания и развития технопарков в РФ.

Полученные результаты:

В процессе работы были определены и изучены существующие способы поддержки научно-исследовательских центров в России, рассмотрены способы получения той или иной поддержки от государства и частных инвесторов, сформулированы основные достоинства и недостатки каждого их них.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                      4

1 Понятие  и законодательная база функционирования  технопарков в РФ           6

1.1 Понятие технопарка, его роль  в национальной инновационной  системе

1.2 Законодательная база функционирования  технопарков в РФ              10

2 Государственное  финансирование и поддержка частными  инвесторами технопарковых структур в России             14

2.1 Анализ государственных программ  финансирования технопарковых структур  в РФ             14

2.2 Характеристика и особенности  деятельности бизнес-ангелов             18

3 Перспективные программы и проекты государства в отношении технопарковых структур              24

Заключение                                                                               27

Список использованных источников                                                                      29

 

Введение.

 

Актуальность темы курсовой работы заключается в следующем. Модернизация экономики России невозможна без вывода на рынок высокотехнологичных продуктов, технологии и инновации должны приносить прибыль. Для этого необходимо создание инфраструктуры поддержки инноваций. В регионах на бюджетные деньги в рамках различных программ создаются элементы инновационной инфраструктуры. Это бизнес-инкубаторы, лабораторные комплексы. Такие проекты необходимо реализовывать в комплексе, и лучший способ для этого – создание экосистемы технопарков в сфере высоких технологий.

Объектом исследования курсовой работы являются так называемые научно-исследовательские центры Российской Федерации, именуемые технопарками.

Предметом исследования являются способы поддержки развития этих научных объектов с целью повышения экономики страны и создания новых высококачественных продуктов способных конкурировать на современном рынке технологий и услуг.

Целью курсовой работы является рассмотрение всевозможных способов инвестирования, поддержки для создания и развития технопарков.

Отличительной особенностью технопарков, создаваемых в рамках специальных программ, является создание объектов инфраструктуры за счет государственной финансовой поддержки. При этом технопарки в сфере высоких технологий создаются субъектами Российской Федерации в соответствии с нуждами и специализациями региона, позволяя дать стимул развитию компетенций региональной экономики. Министерство связи и массовых коммуникаций России реализует стратегию развития технопарков не столько как объектов строительства, сколько системы территориальной интеграции бизнеса, фундаментальной науки и прикладных исследований. При этом приоритет отдается проектам, реализующимся в регионах, обладающих большим научным и промышленным потенциалом, развитой системой подготовки квалифицированных кадров.

Государственная функция в создании технопарков заключается в создании ключевых точек роста и снижении рисков для вложения частных средств, при входе в венчурные инвестиционные проекты. Дальнейшая деятельность по развитию технопарков и создание в них новых проектов, способных на равных конкурировать с зарубежными компаниями, должна стать задачей отечественных предпринимателей.

 

 

1. Понятия и законодательная база функционирования технопарков в РФ.

 

1.1 Понятие технопарка, его роль в национальной инновационной системе.

 

Технопарки являются одним из важных элементов для создания и развития малых инновационных компаний, коммерциализации инновационных проектов, развития высокотехнологичных отраслей экономики, о чем свидетельствует опыт развитых зарубежных стран.

Прототипом современных технопарков и прочих разновидностей технико-внедренческих зон стали промышленные парки, которые постепенно трансформировались в исследовательские парки в США (1950-1960 гг.), в научные парки в Великобритании (1970 гг.) и бизнес-инкубаторы (1980 гг.). В бизнес-инкубаторы внедрялось производство научных и исследовательских парков, благодаря чему на сегодняшний день промышленные парки называются научными и технологическими парками.

Технопарки и разновидности технико-внедренческих зон стали стратегическим орудием политики современного экономического развития разных стран мира. Их основные цели включают:

- проведение научных исследований, разработку технологий и коммерциализацию их результатов;

- создание технологичных производств;

- содействие экономическому реформированию;

- стимулирование слияния национальной  экономики в мировую экономику;

- подготовка высококвалифицированных  научных кадров;

- налаживание устойчивых связей  между парком и национальной  экономикой.

Отраслевая структура экономики технопарков представлена такими отраслями, как проведение исследования в сфере высоких технологий, биотехнологии, информационные услуги, производство новых материалов, технологии в сферах освоения космоса, подготовка научных кадров и т.п.

Рисунок 1 - На чем специализируются российские технопарки (%). [13]

Таким образом, технопарк служит для развития наукоемких технологий ведь его сотрудники, как правило, ищут, анализируют и отбирают на их взгляд перспективные инновационные проекты. Это своеобразное предприятие по созданию средних и малых инновационных организаций. Одна из главных функций технопарка - непрерывное развитие нового бизнеса и его поддержка. Сотрудники технопарка, как правило, проводят поиск, анализ и отбор инновационных проектов.

У нас это направление развивается не так стремительно как хотелось бы. На сегодняшний день на территории Российской Федерации насчитывается около 90 технопарковых структур, но число участников специальных государственных программ не превышает и двух десятков. Есть технопарки, которые находятся, к сожалению, либо в начальной стадии строительства, либо на стадии проектирования. Есть и такие, которые как таковыми технопарками и не являются. Кто-то представляет технопарк как офисный центр, а кто-то в виде стройплощадки сдающие свои помещения под производство. Эта разноголосица объясняется тем, что нет единых критериев которым, должна соответствовать организация, претендующая на звание технопарка.

Для успешной реализации концепции технопарков в России необходимо решить ряд проблем:

- законодательного характера. Например, ввести в законодательство понятие «технопарк». На данный момент не существует единого понятия, что такое технопарк, в каждом регионе его понимают по-своему и относятся по-разному.

- кадрового характера. Нехватка  или вообще отсутствие кадров с адекватным уровнем подготовки.

- финансового плана. Недостаточное  количество источников финансирования для покупки оборудования.

Поддержку технопаркам и их представителям в рамках имеющихся полномочий могут оказывать власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они находятся, в виде пониженных ставок по налогу на прибыль в части подлежащей зачислению в бюджет субъекта, освобождение от уплаты налога на имущество организации, снижения или освобождения от уплаты налога на землю. Однако эти меры, к сожалению, применяются не во всех субъектах, где существуют технопарки. [11]

Роль технопарков в формировании национальных инновационных систем заключается в следующем. Развитие новых технологий сдерживают макроэкономические факторы: высокий курс рубля, высокая стоимость заемных средств, отсутствие серьёзных налоговых преференций для инвестиций в новые технологии, высокая социальная нагрузка инновационных проектов. Важную роль играет региональная политика.

Технопарки проводят отбор инновационных идей, оценивают потребности и емкость рынка, конкурентоспособность технологий, а также финансовые, материальные, человеческие ресурсы для их доработки и освоения, передают результаты исследований и разработок, финансируемых за счет бюджета, малым и средним предприятиям.

Первоначально в регионах, где нет развитой и научной базы, технопарк выполняет все инфраструктурные функции, необходимые для формирования инновационной системы и кластера. Затем на базе его подразделений создаются специализированные, чаще всего некоммерческие организации.

Важно иметь в виду, что для России особое значение имеет развитие межрегиональных информационно-технологических центров, предоставляющих специализированную информацию. В настоящее время на в сфере инновационного производства в России существует острая потребность в структурированной информации о приоритетных для каждого региона инвестиционных проектах, направлениях НТП и критически важных технологиях. Стратегически важной является и информация о кредитоспособности и платежеспособности, научно-техническом уровне производства и качестве менеджмента у потенциальных участниках кластера, их бизнес-планах по конкретным инвестиционно-инновационным проектам.

Межрегиональная инновационная инфраструктура позволяет помочь предприятиям, которые не могут иметь свои инновационные подразделения, дает им возможность освоить результаты внешних НИОКР, провести комплексную технологическую модернизацию. Управление региональной инновационной инфраструктурой передается самоуправляющимся организациям, представляющим совместные интересы университетов, НИИ, предприятий и органов власти.[16]

 

1.2 Законодательная база  функционирования технопарков в  РФ.

 

Мировой опыт инновационного развития как развитых, так и новых индустриальных стран подчеркивает важное место государства в построении комплексной системы инновационного развития страны. Во всех странах на становление технопарков уходит 10–15 лет, при этом важным является создание комплексных мероприятий по обеспечению непрерывности процесса инновационного развития. Государство, посредством целенаправленной государственной политики способно обеспечить такую непрерывность.

Развитие законодательства об инновационных системах необходимо для устойчивой кооперации университетов и научно-исследовательских институтов с производством. При этом некоммерческие инфраструктурные организации обязываются передавать результаты исследований и разработок государственных научных центров отечественным предприятиям. [16]

Государственная поддержка технопаркам предоставляется федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством.

В проекте федерального закона «О технопарках в сфере высоких технологий» описывается в каких формах и в каком порядке может получить государственную поддержку резидент технопарка и наконец-то дано четкое понятию «технопарк». При успешной регистрации в реестре резидент технопарка получает поддержку от государства в виде предоставления налоговых льгот, сниженных ставок по социальным выплатам, снижения таможенных пошлин на ввозимое оборудование, предоставлении государственных гарантий, софинансирования проектов резидента, установления льготных ставок арендной платы помещений, в том числе, оборудованных необходимой оргтехникой и коммуникациями. Что касается самих технопарков в этом законе, это на основании чего присваивается статус технопарк и по каким причинам прекращается статус технопарка. Что такое управляющая компания, её функции и полномочия. Финансовая поддержка деятельности технопарков. Как и кто осуществляет контроль над деятельностью технопарков и дает право на участие технопарков в международных отношениях и переходные положения. [3]

В Федеральном законе №209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В нем говорится что «… инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, промышленные парки, индустриальные парки, агропромышленные парки, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации…» [2]

Информация о работе Перспективные программы и проекты государства в отношении технопарковых структур