Перспективные программы и проекты государства в отношении технопарковых структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Отличительной особенностью технопарков, создаваемых в рамках специальных программ, является создание объектов инфраструктуры за счет государственной финансовой поддержки. При этом технопарки в сфере высоких технологий создаются субъектами Российской Федерации в соответствии с нуждами и специализациями региона, позволяя дать стимул развитию компетенций региональной экономики. Министерство связи и массовых коммуникаций России реализует стратегию развития технопарков не столько как объектов строительства, сколько системы территориальной интеграции бизнеса, фундаментальной науки и прикладных исследований. При этом приоритет отдается проектам, реализующимся в регионах, обладающих большим научным и промышленным потенциалом, развитой системой подготовки квалифицированных кадров.

Содержание работы

Введение 4
1 Понятие и законодательная база функционирования технопарков в РФ 6
1.1 Понятие технопарка, его роль в национальной инновационной системе
1.2 Законодательная база функционирования технопарков в РФ 10
2 Государственное финансирование и поддержка частными инвесторами технопарковых структур в России 14
2.1 Анализ государственных программ финансирования технопарковых структур в РФ 14
2.2 Характеристика и особенности деятельности бизнес-ангелов 18
3 Перспективные программы и проекты государства в отношении технопарковых структур 24
Заключение 27
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

Основные направления финансовой поддержки технопарковых структур в России.docx

— 80.41 Кб (Скачать файл)

Термин стартап применяется для всех отраслей экономики. Стартапами называют компании с короткой историей операционной деятельности. Как правило такие компании созданы недавно и находятся в стадии развития.

«Ангелы бизнеса», как правило, это состоятельные лица с большим опытом, которые по разным причинам вкладывают свои свободные деньги и опыт в бизнес-идеи новичков, особенно в инновации. Что касается отраслей, в которые «ангелы» инвестируют свои ресурсы, то чаще всего это высокие технологии, так же не исключены и вложения в оригинальные коммерческие идеи. В России, где практика венчурных инвестиций еще формируется, мы столкнулись с тем, что выступающие использовали как термин «ангельские инвестиции», так и термин «венчурные инвестиции», понимая под этим финансирование и высоких технологий, и любые инвестиции в начинающий, а главное перспективный, бизнес. Стоит отметить, что в силу особенностей российского налогового законодательства компании финансируются через юридические лица. Не стоит путать бизнес-ангелов и венчурных капиталистов. Отличие их в том что «ангелы» вкладывают свои собственные средства а венчурные капиталисты управляют деньгами третьих лиц, объединёнными в венчурные фонды. Некоторые из «бизнес-ангелов» образуют сети или группы, чтобы совместно участвовать в поиске объектов инвестиций и для объединения капиталов.

Обычно «бизнес-ангелы» одновременно занимаются несколькими проектами, так как большинство из них потерпят крах и только одна из многих принесет прибыль и сможет покрыть остальные убытки.

Существует классификация «бизнес-ангелов»:

- корпоративные «ангелы»  – инвестируют с должности  руководителя крупной корпорации, в своих вложениях ищут новую  работу руководителя, инвестируют в одно дело за раз;

- предпринимательские «ангелы»  – самые активные «ангельские»  инвесторы. Часто являются успешными предпринимателями, желают расширить своё дело а не найти новую работу;

- «ангелы»-энтузиасты – их инвестиции представляют собой хобби на склоне лет, не всегда активно участвуют в своих инвестициях;

- микроуправляющие «ангелы»  – предпочитают контролировать  свои инвестиции осуществляя это через должность в совете компании, но не принимают активного участия в её активной деятельности.

- профессиональные «ангелы»  – предпочитают инвестировать  средства в фирмы соответствующие  их опыту. Для них характерна  профессиональная карьера инвесторов (юристы, врачи, бухгалтеры).

Председатель Санкт-Петербургской ассоциации «бизнес-ангелов» Луиза Александрова высказала своё мнение по поводу бизнес-ангелов в России «…у бизнес-ангелов США и Европы за плечами более чем 30-летний опыт инвестирования в стартапы. Российским инвесторам с одной стороны легче – можно воспользоваться наработками наших зарубежных коллег, а с другой стороны труднее – самим создавать венчурный рынок, который пока находится на ранней стадии развития…»[4].

«Бизнес-ангел» как источник финансирования может быть использован на конкретном этапе развития бизнеса. По мнению консультантов и предпринимателей, привлечение такого источника финансирования целесообразно только в тех ситуациях когда:

- предприниматель нуждается  в капитале для финансирования  роста, но не может дать существенных гарантий банкам;

- капитал финансирования  роста находиться в пределах  от $25 000 до $1 000 000;

- реализация бизнес-идеи  принесет доход акционерам в  течении ближайших пяти лет;

- предприниматель готов предложить инвестору часть акций в обмен на его вложения и активное участие в управлении;

- предприниматель готов к дальнейшему размыванию своей доли в проекте при необходимости привлечения новых инвесторов или продажи доли «ангела»-инвестора.

«Бизнес-ангелы» имеют свои критерии для отбора проектов инвестирования. Вот основные из них:

- уникальность продукта;

- наличие быстрорастущего  рынка;

- высокая норма  прибыли на вложенный капитал;

- сильная управленческая  команда.

Для некоторых частных инвесторов первое место при выборе проекта занимает научная новизна продукта, но в России 90% успеха венчурных вложений определяет наличие сильной команды менеджеров проекта.

Американский архитектор-новатор, оказавший огромное влияние на развитие западной архитектуры в первой половине ХХ века Л.Райт заметил, что западный подход к поиску и отбору проектов, где венчурные капиталисты выбирают лучшие, в России не применим. Российским «бизнес-ангелам» приходится творчески подходить к поиску проектов для финансирования, вникать в суть проекта, принимать активное участие в управлении компанией, помогать технической команде в разработке бизнес-аспектов проекта, так как по его опыту, великолепные идеи нередко бывают скрыты от взгляда плохим бизнес-планом. По его мнению, российские разработки обладают высоким инновационным потенциалом, но у российских исследователей мало опыта коммерциализации технологий в рыночных условиях. Зачастую ученые не осознавая, что управление новым бизнесом и управление научными разработками – это разные вещи неправильно подбирают управленческую команду. Что касается финансовой стороны, ученые просят больше денег, чем требуется. Инвестору требуется оценить реальные потребности в финансах и перечислять средства платежами, по мере их успешного освоения. Учитывая, что затраченные временные, финансовые и человеческие ресурсы ученые нередко переоценивают рыночную стоимость своего изобретения. С точки зрения инвестора, самостоятельную ценность имеют только промышленный образец продукта, клиенты, партнеры, бизнес-план, стратегия развития запатентованной технологии.

Необходимо отметить, что, в теории, способ и форма венчурного финансирования идеально соответствуют созданию взаимовыгодных и гармоничных отношений между инвестором и предпринимателем. На практике же, российские исследователи и разработчики редко готовы взять на себя роль предпринимателя, а с менеджерами по найму у инвесторов существует проблема доверия, или, вернее, преодоления недоверия. Правда, нужно отметить, что это проблема существует не только в венчурном бизнесе, а является следствием общего недостатка культуры и традиций взаимоотношений инвесторов и менеджеров. Поэтому российские «бизнес-ангелы», в отличие от их коллег на Западе, как правило, рассматривают проект как свой собственный новый бизнес, они берут разработчика в долю, но контроль оставляют за собой.

Внешние преграды «бизнес-ангельского» инвестирования в России

О препятствиях на пути развития прямых частных инвестиций рассказал А. Каширин. Среди главных трудностей он отметил:

• относительно низкую конкурентоспособность инновационного сектора, обусловленную наличием более привлекательных альтернатив вложения капитала, таких как недвижимость, финансы, торговля, общепит, транспорт, связь, энергетика и т.д.;

• не освоенность прямого инвестирования в качестве нового инвестиционного механизма и недостаточная государственная поддержка этого механизма;

• отсутствие предпринимательской культуры, традиций, опыта бизнес-ангельского инвестирования;

• недостаток информации об успешных историях «бизнес-ангелов» и опыта реализации инновационных проектов у ученых и менеджеров;

• значительное налоговое бремя для малых инновационных компаний и высокие ставки налогов на инвестиционные ресурсы.

Также, одна из основных проблем, по мнению выступавших, - информационная закрытость рынка «бизнес-ангельского» инвестирования в России и отсутствие у его участников, как на стороне спроса, так и на стороне предложения, достаточной информации, необходимой для эффективного взаимодействия инвесторов и предпринимателей. Информационная закрытость является, отчасти, следствием слабого доверия «бизнес-ангелов» друг к другу. Хотя в мировой практике «бизнес-ангелы» объединяются в сети, чтобы диверсифицировать риски, объединить опыт, знания и капитал, в России они предпочитают действовать «в одиночку», на свой страх и риск. Крайне осторожно они относятся к «институциональной легализации своих кровных накоплений», и не хотели бы видеть в своих проектах других инвесторов. [15]

По итогам 2012 года Россия стала самым динамично развивающимся рынком венчурных инвестиций ранней стадии в Европе. Несомненно, это серьёзный успех для нашей страны. Как отметил президент Национальной ассоциации бизнес-ангелов, генеральный директор Центра инновационного развития Москвы Константин Фокин «…надеемся, что на горизонте 3-5 лет Россия станет одним из крупнейших рынков уже по масштабу этого рынка, по количеству совершаемых на нем сделок, по количеству денег, и качеству…»

Необходимо учитывать, что венчурная индустрия в России имеет свою специфику. В классической модели «ангельского» инвестирования с обеих сторон в сделке участвует предприниматель. Один с большим опытом и капиталом выступает как инвестор, «бизнес-ангел», а другой, с новой идеей, проектом – как получатель инвестиций, инициатор и «двигатель» проекта. Оба в своей совместной работе руководствуются принципом достижения обоюдной выгоды. У российских исследователей, которые ищут средства для коммерциализации своих разработок, наблюдается явный недостаток предпринимательских навыков, неготовность к риску и принятию на себя ответственности. В силу этого российским «бизнес-ангелам» приходится принимать гораздо более активное участие в реализации проекта, чем разработчикам. В крайних ситуациях «бизнес-ангел» приобретает права на интеллектуальную собственность у разработчика и реализует проект самостоятельно. Таким образом, классическая модель «ангельского» инвестирования в России несколько искажается, и, в ряде случаев, «бизнес-ангел» действует как серийный предприниматель. [10]

 

 

3 Перспективные программы и проекты государства в отношении технопарковых структур.

 

24 октября 2013 года вступило в  силу постановление №1293-ПП «Об  утверждении государственной программы  Свердловской области «Развитие  промышленности и науки на  территории Свердловской области  до 2020 года»». Задачами данного постановления  являлось обновление материально-технической  базы, сохранение и развитие трудового  потенциала, содействие компаниям  в создании, внедрении и сбыте  высокотехнологичной продукции.

На сегодняшний день действует программа социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы вступившая в силу с принятием закона №36-ОЗ от 15 июня 2011 года. Она затрагивает мероприятия направленные на  развитие промышленного комплекса, науки и инновационной деятельности, информационных и коммуникационных технологий, а так же механизмы реализации программы.

В рамках государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» объем финансирования которой рассчитан с 2013 по 2020 годы. Ожидаемые результаты реализации программы:

В количественном выражении:

- увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микро-, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения с 26,3 процентов в 2012 году до 29,3 процентов в 2020 году;

- повышение позиции России в рейтинге Всемирного банка "Ведение бизнеса" (Doing Business) с 120 места в 2012 году до 20 места к 2018 году (с сохранением данной позиции до конца реализации Программы);

- повышение уровня удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг с 70 процентов в 2012 году до 90 % в 2018 году (с сохранением данной позиции до конца реализации Программы);

- повышение удельного веса организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций с 9,2 процентов в 2012 году до 25 процентов в 2020 году;

- сохранение доступности к официальной статистической информации на уровне 100 процентов.

В качественном выражении:

- улучшение условий ведения бизнеса в России; снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, снижение уровня коррупции;

- снижение избыточных административных и иных ограничений, обязанностей, необоснованных расходов у субъектов предпринимательской и иной деятельности;

- расширение позиций российских компаний на мировых высокотехнологичных рынках, превращение высокотехнологичных производств и отраслей экономики знаний в значимый фактор экономического роста;

- сокращение средних сроков коммерциализации проектов участников проекта "Сколково" к 2020 году на 20 процентов;

- обеспечение интенсивного технологического обновления массовых производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих экологически безопасных технологий;

- создание эффективной нормативно-правовой базы в сфере земельных отношений, государственного кадастрового учета объектов недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;

- обеспечение высокого качества предоставления государственных и муниципальных услуг;

- решение проблемы обеспечения экономики высокопрофессиональными управленческими кадрами;

- повышение гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;

- повышение качества действующей системы стратегических документов и создание практических механизмов по их реализации. [6]

Ускорению развития отрасли будет способствовать реализация мероприятий, предусмотренных "дорожной картой" "Развитие отрасли информационных технологий", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. N 1268-р.

Информация о работе Перспективные программы и проекты государства в отношении технопарковых структур