Перспективные программы и проекты государства в отношении технопарковых структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Отличительной особенностью технопарков, создаваемых в рамках специальных программ, является создание объектов инфраструктуры за счет государственной финансовой поддержки. При этом технопарки в сфере высоких технологий создаются субъектами Российской Федерации в соответствии с нуждами и специализациями региона, позволяя дать стимул развитию компетенций региональной экономики. Министерство связи и массовых коммуникаций России реализует стратегию развития технопарков не столько как объектов строительства, сколько системы территориальной интеграции бизнеса, фундаментальной науки и прикладных исследований. При этом приоритет отдается проектам, реализующимся в регионах, обладающих большим научным и промышленным потенциалом, развитой системой подготовки квалифицированных кадров.

Содержание работы

Введение 4
1 Понятие и законодательная база функционирования технопарков в РФ 6
1.1 Понятие технопарка, его роль в национальной инновационной системе
1.2 Законодательная база функционирования технопарков в РФ 10
2 Государственное финансирование и поддержка частными инвесторами технопарковых структур в России 14
2.1 Анализ государственных программ финансирования технопарковых структур в РФ 14
2.2 Характеристика и особенности деятельности бизнес-ангелов 18
3 Перспективные программы и проекты государства в отношении технопарковых структур 24
Заключение 27
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

Основные направления финансовой поддержки технопарковых структур в России.docx

— 80.41 Кб (Скачать файл)

Статья 11 Федерального закона №161-ФЗ от 24.07.2008 «О содействии развитию жилищного строительства» определяет порядок подготовки предложений об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, для жилищного строительства, создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов и иного развития территории. [4]

В целях обеспечения взаимодействия участников процесса создания, функционирования и развития технопарков в сфере высоких технологий в соответствии с государственной программой "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий" был издан приказ Минкомсвязи России №47 от 30 марта 2009 года (ред. от 25.02.2014) «О создании межведомственной комиссии по координации деятельности по созданию, функционированию и развитию технопарков в сфере высоких технологий», который содержал положение о создании данной комиссии и определял состав комиссии. [5]

Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 №2227-р «Об утверждении стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Данное распоряжение включает в себя такие разделы как:

- современное состояние и проблемы  инновационного развития РФ;

- стратегия в системе стратегического  планирования;

- цели, задачи стратегии и её  этапы;

- формирование компетенций инновационной деятельности;

- инновационный бизнес;

- эффективная наука;

- инновационное государство;

- инфраструктура инноваций;

- участие в мировой инновационной  системе;

- территория инноваций;

- основные направления совершенствования  законодательства РФ;

- перечень основных направлений реализации стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Приказ Минэкономразвития России от 24 апреля 2013 (ред. от 15.05.2013) «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации». Предметом конкурсного отбора является определение субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии для финансирования следующих мероприятий:

- создание и развитие инфраструктуры  поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);

- поддержка субъектов малого  и среднего предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;

- развитие системы кредитования  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

- создание и развитие инфраструктуры  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства в  научно-технической сфере;

- реализация иных мероприятий  по поддержке и развитию малого  и среднего предпринимательства. [9]

Закон Свердловской области от 20 октября 2011 года №95-ОЗ (ред. от 17.10.2013) «О технопарках Свердловской области» регулирует отношения, связанные с предоставлением органами государственной власти Свердловской области государственной поддержки управляющим компаниям технопарков, базовым организациям технопарков и резидентам технопарков. [7]

Правительством Свердловской области 28 декабря 2011 года было принято постановление №1822-П (ред. от 03.04.2013) «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Свердловской области в сфере предоставления государственной поддержки управляющим компаниям технопарков, базовым организациям технопарков и резидентам технопарков», в котором был утвержден исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере предоставления государственной поддержки технопарков и их резидентов, был утвержден порядок формирования реестра и деятельности комиссии по развитию технопарков на территории Свердловской области. [8]

 

 

2 Государственное финансирование  и поддержка частными инвесторами технопарковых структур в России.

 

    1. Анализ государственных программ финансирования технопарков в РФ.

 

Важным шагом для развития инновационных площадок стало создание в 2011 году «Ассоциации технопарков» целями которой является:

- координация усилий, направленных  на развитие высоко-конкурентной  социально-ориентированной экономики  России;

- координация действий своих  членов в сфере экономических  отношений;

- представления законных интересов  и защиты прав своих членов  во взаимоотношениях с профсоюзными организациями и их объединениями с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

- содействие решению социальных, научно-технических, управленческих  проблем в деятельности членов  «Ассоциации технопарков».

С 2007 по 2014 год действовала программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Программа предусматривала софинансирование расходов субъектов РФ по созданию технопарков из федерального бюджета. В соответствии с данной программой предоставлялись субсидии на создание технопарков.

Вторым способом государственной поддержки являлись бюджетные инвестиции управляющей компании технопарка.

Реализация государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» началась с поручения Президента РФ В.В.Путина Правительству России 22 января 2005 года № Пр-91. 10 марта 2006 года Правительство РФ утвердило программу распоряжением № 328-Р от 10 марта 2006 года, предусматривающее общее государственное финансирование строительства технопарков с 2007 по 2010 год, но в 2010 году она была продлена до 2014 года. Она была направлена на ускоренное развитие высокотехнологичных областей экономики путем создания технопарков, на территории которых будут созданы условия для размещения отечественными и зарубежными компаниями своего производства на территории Российской Федерации.

 За время действия  программы господдержку на строительство  технопарков получили 9 регионов, которым из федерального бюджета было выделено до 10 млрд. рублей и создано свыше 15 тысяч рабочих мест. В настоящее время технопарки общей площадью 250 тысяч квадратных метров функционируют уже в 6 субъектах РФ. На их площадках работают свыше 650 компаний-резидентов, объем произведенной продукции и оказанных услуг которых в 2012 году превысил 25 млрд рублей. Всего за реализацию программы создано 15 тысяч рабочих мест.

В пояснительной записке к проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 года и на плановый период 2014 и 2015 годов» указаны межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации в 2013 году в сумме 3 516,6 млн. рублей, в 2014 году - 3 002,0 млн. рублей, в том числе технопарки в сфере высоких технологий в 2013 году в сумме 1 502,0 млн. рублей, в 2014 году - 1 502,0 млн. рублей. [20]

Таблица 1 - Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу "Национальная экономика" [19]

 

Показатели

2012 год (проект)

2013 год (проект)

2014 год (проект)

1.

Законопроект, млрд. рублей

1797,2

1720,5

1653,0

1.1.

К предыдущему году, млрд. рублей

-37,2

-76,7

-67,5

1.2.

К предыдущему году, %

98,0

95,7

96,1

1.3.

Темпы роста к 2011 году, %

98,0

93,8

90,1

2.

Закон №357-ФЗ (с изм.), млрд. рублей

1746,6

1636,8

 

2.1.

К предыдущему году, млрд. рублей

-87,8

-109,8

 

2.2.

К предыдущему году, %

95,2

93,7

 

3.

Законопроект к Закону №357-ФЗ (с изм.)

     

3.1.

млрд. рублей

50,6

83,7

 

3.2.

%

102,9

105,1

 

 

24 июля 2013 года предоставление  субсидий основывается на конкурсном  отборе. Постановление №616 от 22 июля 2013 года, подписанное председателем правительства Дмитрием Медведевым, предусматривает введение конкурсного отбора субъектов Российской Федерации на право получения субсидий в 2013-2014 годах на строительство, реконструкцию или расширение объектов технопарков в сфере высоких технологий. [18] Конкурсный отбор позволит повысить эффективность использования средств федерального бюджета, а также предоставит возможность принять участие в программе новым регионам с высоким инновационным, научным и кадровым потенциалом. Кроме того, такая процедура отбора выявит регионы с высокой степенью подготовки для завершения строительства до конца 2014 года.

Минкомсвязи 18 сентября 2013 года объявило о старте конкурсного отбора среди регионов на получение субсидий из федерального бюджета для создания технопарков в рамках соответствующей государственной программы. Регионы победители будут получать от 150 до 356 млн рублей ежегодно.

23 октября 2013 г. Минкомсвязи сообщило о завершении конкурса по отбору регионов, которые смогут получить субсидии на создание технопарков на своей территории до конца 2014 г.

Таблица 2 - Данные Минкомсвязи о регионах-участниках конкурсного отбора. [13]

Регионы-участники конкурсного отбора

Финансирование из федерального бюджета, 2007-2012 годы, млн. руб.

Финансирование из федерального бюджета, 2013 год, млн. руб.

Финансирование из федерального бюджета, 2014 года, млн. руб.

Стоимость 1 кв.м. для федерального бюджета за все время участия в программе, тыс. руб.

Москва

150

150

9,8

Свердловская

область

341,5

341,5

24,3

Пензенская область

423

330,5

356

24,6

Республика

Мордовия

1307,6

170,7

170,7

41,8

Нижегородская область

Заявка не вошла в число победивших

108,0

Красноярский край

Заявка не прошла процедуру допуска

Калужская область

Заявка не прошла процедуру допуска

Калининградская область

Заявка не прошла процедуру допуска


 

Число рабочих мест на 2012 год было достигнуто 9 тысяч, в 2014 году их число должно было превысить отметки в 16 тысяч.

Таблица 3 - Основные показатели социально-экономического развития Свердловской области в 2003 году. [14]

Показатель

Ед.изм.

Абс. значение

Доля вРоссии, %

Темпы роста к 2002г., %

Население на 01.01.2004 г.

тыс. чел.

4448,1

3,09

99,34

Валовой региональный продукт

млрд руб.

н.св.

н.св.

105,7

Объем промышленного производства

млрд руб.

303,0

3,57

108,5

Валовая продукция сельского хозяйства

млрд руб.

24,4

2,15

101,2

Оборот розничной торговли

млрд руб.

134,1

2,99

113,1

Объем платных услуг населению

млрд руб.

43,3

3,08

108,3

Объем строительно-монтажных работ

млрд руб.

23,8

2,05

104,3

Износ основных фондов

%

45,1

103,0*

 

Инвестиции в основной капитал

млрд руб.

51,5

2,36

112,0

Прямые иностранные инвестиции

млн долл.

75,6

1,11

75,8

Доходы на душу населения, в месяц

руб.

5169,7

100,5*

127,2

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума

%

20,5

91,1*

н.св.

Доля безработных в экономически активном населении (по методике МОТ)

%

7,6

91,1*

0,99

Зарегистрировано преступлений на 100 000 жителей

ед.

2397

131,0*

119,38

Место среди регионов России по инвестиционному потенциалу в 2004г.

место

4

Место среди регионов России по инвестиционному риску в 2004г.

место

52


 

2.2 Характеристика  и особенности деятельности бизнес-ангелов.

 

«Бизнес-ангел» – частный инвестор, вкладывающий деньги в инновационные проекты (стартапы) на этапе создания предприятия в обмен на возврат вложений или долю в капитале.

Информация о работе Перспективные программы и проекты государства в отношении технопарковых структур