Перспективы развития банковской системы в Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить и дать анализ состоянию современной банковской системы, а также определить пути ее совершенствования.
Задачами исследования являются:
- выявление понятия национальной банковской системы её элементы, структуру, функции и ее эволюции;
- определить состояние и перспективы развития банковской системы в Республике Беларусь;
- обобщить теоретические основы банковской системы;
- изучить состояние и структуру банковской системы Республике Беларусь

Файлы: 1 файл

gotovaya_rabota_Avtosokhranenny2.docx

— 481.01 Кб (Скачать файл)

К основным видам деятельности коммерческих банков относятся:

- предоставление кредитов от своего имени за счет собственных средств;

- кассовое обслуживание;

- открытие и ведение счетов физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов,

- осуществление расчетов по их поручению;

- ломбардная деятельность;

- факторинг и форфейтинг;

- поручительство (предоставление гарантий);

- доверительное управление активами;

- банковское хранение;

- предоставление сейфов в имущественный найм;

- перевозку ценностей;

- деятельность по обмену валюты;

- инвестиционное посредничество;

- финансовое посредничество;

- дилинг с наличной и безналичной валютой;

- деятельность депозитария;

- инвестиционное консультирование;

- финансовое консультирование;

- деятельность инвестиционного банкира;

- деятельность инвестиционного поверенного;

- выпуск векселей;

- скупка, продажа и обмен драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней.

Коммерческий банк может осуществлять свою деятельность и в иных сферах [11, с.73-78].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Функционирование  банковских систем в условиях развитого рынка

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц. По существу, банковская система - это сердце хозяйственного организма любой страны.

Банковская система США – крупнейшая в мире, она располагает почти 90 000 банковских отделений и 371 000 банкоматов. Несмотря на продолжающийся процесс консолидации, существуют ожесточенная конкуренция внутри этого обширного банковского сообщества, образованного холдинговыми компаниями, работающими в масштабе страны, доминирующими региональными банками и меньшими по размерам независимыми банками. На рынок США продолжают проникать и расширяться на нем крупные иностранные банки.

Федеральная резервная система является центральным банком США, она была основана Конгрессом в 1913 г. для обеспечения страны более надежной, более гибкой и более стабильной монетарной и финансовой системой. С течением времени ее роль в банковской сфере и в экономике в целом только увеличилась. На сегодняшний день обязанности Федерального резервного банка подразделяются по четырем общим направлениям:

- осуществление монетарной  политики государства путем влияния  на денежную ситуацию и кредитование  экономики с целью обеспечения  максимальной занятости, стабильности  цен и умеренных долгосрочных  процентных ставок; 

- контроль и регулирование  деятельности банковских учреждений  для обеспечения надежности и  разумного устройства банковской  и финансовой системы страны  и защиты кредитных прав потребителей;

- подержание стабильности  финансовой системы и сдерживание  системного риска, который может  возникать на финансовых рынках;

- предоставление финансовых  услуг депозитным учреждениям, правительству  США и иностранным официальным  учреждениям, в том числе выполнение основных функций в качестве обеспечения работы платежной системы страны.

Сеть из 12 Федеральных резервных банков и их филиалов выполняет ряд системных функций, в том числе обеспечение функционирования платежной системы страны, распределение национальной валюты и монеты, контроль и регулирование деятельности банков-членов системы и банковских компаний, а также выполнение функций банкира Казначейства Соединенных Штатов. Каждый из 12 резервных банков несет ответственность за конкретный географический регион или округ США. Каждому резервному окружному банку присвоен свой номер и буква. Помимо выполнения системных функций в целом, таких как проведение в жизнь банковской и кредитной политики страны, Резервный банк выступает в качестве депозитария банков своего округа и выполняет прочие обязанности по своему округу.[15]

США существуют четыре основных типа кредитно-депозитных учреждений: собственно коммерческие банки, ссудо-сберегательные ассоциации, сберегательные банки и кредитные союзы Различия между этими учреждениями заключаются в основном в специфических условиях использования различных видов депозитов при предоставлении ссуд и кредитов.

Коммерческие банки США можно разделить на три типа, в соответствии с которыми государство проводит свою политику в отношении банков, а также по принципу, являются ли банки участниками Федеральной резервной системы или нет. Уполномоченные федеральным правительством банки (через Администрацию контролера валюты в Казначействе) являются национальными банками, согласно законодательству они – участники федеральной резервной системы. Уполномоченные штатами банки делятся на банки, являющиеся участниками федеральной резервной системы (банки-участники системы штата), и банки, не являющиеся членами такой системы (банки, не участвующие в системе штата). Банки штата могут и не входить в Федеральную резервную систему, но они могут стать ее участниками, если будут соответствовать стандартам, установленным Советом губернаторов. Банки-участники обязаны подписаться на акции своего регионального Федерального резервного банка на сумму, равную 6% своего капитала плюс сумму, выплачиваемую за акцию свыше ее номинальной стоимости, половина которой необходимо внести, в то время как другая половина может быть внесена по требованию Совета губернаторов. Владение такими акциями не означает, однако, контролирование и финансовый интерес их владельцев (для прибыльных организаций). Это всего лишь законное требование для участников Федеральной резервной системы, такие акции нельзя перепродавать или закладывать для получения ссуд. Банки-участники получают на свои акции 6% дивидендов годовых согласно законодательству и имеют право голоса при голосовании  за директоров классов «А» и «В» Резервного банка. Акции Федерального резервного банка не могут быть проданы физическим или юридическим лицам, а только банкам-участникам системы.

Основные банки США: Дж.П. Морган Чейз энд Компании (Нью-Йорк) (J. P. Morgan Chase & Company (New York, N.Y.)); Банк ов Америка Корп. (Шарлотт, Сев. Каролина) (Bank of America Corp. (Charlotte, N.C.)); Ситигруп (Нью-Йорк) (Citigroup (New York, N.Y.)); Вачовиа Корп. (Шарлотт, Сев. Каролина) (Wachovia Corp. (Charlotte, N.C.)); Банк Уан Корп. (Чикаго, Иллинойс) (Bank One Corp. (Chicago, Ill.)); Уэллс Фарго энд Компании (Са-Франциско, Калифорния) (Wells Fargo & Company (San Francisco, Calif.)); Флит Бостон Файненшнл Корп. (Провиденс, Род-Айленд) (Fleet Boston Financial Corp. (Providence, R.I.)); Ю.Эс.Би.Си (Цинциннати, Огайо) (U.S. BC (Cincinnati, Ohio)).

Несмотря на существующий механизм контроля и мониторинга в деятельности банков США, существует высокий показатель непредсказуемых банкротств и ликвидации банков. Это вызывает финансовые кризисы, недовольство и недоверие к системе в целом, а в частности, к власти, менеджменту, внешним независимым аудиторам. В США количество обанкротившихся банков в 2012 г. достигло 46.[16]

Современные предложения американских экономистов по совершенствованию системы банковского регулирования в США включают:

- увеличение лимита страхования  депозитов на одного вкладчика;

-неограниченное открытие учреждений банков по всей стране (независимо от наличия банковских законов штатов);

- дальнейшее внедрение  международных стандартов бухгалтерского  учета (GAAP) для анализа банковской  деятельности;

- использование страховых  платежей (премий) для учета уровня  процентного риска и его влияния  на достаточность капитала банка;

- установление ставок  страхования депозитов с учетом  степени риска; разрешение хорошо  работающим банкам проводить  страховые операции и операции  с ценными бумагами (идея универсального  банка широко дискутируется в  настоящее время в США);

- регулирование банковской  деятельности должно осуществляться  одной специализированной организацией.

Банковская система Японии характеризуется высоким уровнем развития, хотя по сравнению с банковскими системами США и Евросоюза она относительно молодая. Банковской системе Японии присущ такой тип банковской культуры, при котором банки играют роль осевой структуры в финансово-промышленных группах и объединяют вокруг себя ряд компаний. В регулировании банковского сектора очень сильна роль государства. Современная банковская система Японии возникла после Второй мировой войны и построена по американскому образцу. Она является одной из самых мощных и развитых в мире в настоящее время.

Среди ведущих мировых банков доля Японии в последние годы неуклонно повышается. Мощные финансово-промышленные группы во главе с японскими банками осуществляют крупномасштабные промышленные инвестиции в США, в странах Западной Европы, Азии и Австралии. Кредитная деятельность японских банков за рубежом имеет тенденцию к усилению интернационализации: некоторые из них стали центрами международного кредитования. Расширяются и масштабы размещения ценных бумаг японскими банками на рынках США и стран Западной Европы.

Банковская система Японии представлена двумя звеньями: центральный банк (Банк Японии) в организационную структуру, которого входят – Политический совет (председатель, два заместителя, шесть членов), три исполнительных аудитора, три исполнительных директора, восемь советников; коммерческие банки: городские банки, региональные банки, региональные банки - члены второй Ассоциации региональных банков (региональные банки второго уровня), трастовые банки, новые типы банков (другие банки) и филиалы иностранных банков.

Коммерческие банки играют доминирующую роль на японском финансовом рынке. Их доля в общем объеме привлеченных средств составляет 64,9%, а в объеме выданных кредитов - 62,5%. Коммерческие банки в Японии делятся на городские и региональные банки. Их операции законодательно регламентируются. Коммерческий банк должен быть организован в форме акционерного общества и иметь уставный капитал не менее 1 млрд. иен. Коммерческий банк не имеет права на деятельность без специальной лицензии Министерства финансов. Для получения такой лицензии учредители должны обеспечить соответствие капитала, активов и пассивов банка установленным нормативам, иметь необходимый опыт и знания.

Городские банки – занимают ведущую роль среди прочих кредитных институтов Японии, сосредоточили более 25% общего объема депозитов, предоставляют около 30% ссуд. Городские банки составляют основу банковского сектора Японии. Они являются крупными по размеру коммерческими банками и имеют головной офис в Токио или других основных городах Японии и большую сеть отделений в Токио, Осаке и других крупных городах и в их пригородах. У них есть большая сеть филиалов за рубежом, особенно в США, Европе и Юго-Восточной Азии.

Региональные банки, как и городские, также являются коммерческими, но уступают им по величине капитала и активов. Наиболее крупные из них: Arita Bank, Toyama Bank, Bank of Yokohama, Hokkaido Bank, Tottori Bank и др. В основном региональные банки расположены в малых и средних городах Японии и осуществляют операции в рамках одной или нескольких префектур.

Региональные банки - члены второй Ассоциации региональных банков, которые называют региональными банками второго уровня, имеют небольшие капиталы и в их деятельности преобладают операции с частными лицами и небольшими предприятиями. Они функционируют в пределах одной из префектур, где имеют разветвленную сеть небольших по величине филиалов и отделений. В своей деятельности региональные банки второго уровня ориентируются на прием депозитов от населения и предоставление краткосрочных кредитов средним и мелким компаниям. Кроме того, они осуществляют операции с ценными бумагами, а также операции своих клиентов с использованием сети Интернет.

Траст-банки оказывают услуги по долгосрочному финансированию и финансовому управлению. Всего в Японии действует 20 трастовых банков, имеющих 430 филиалов по стране, включая трастовые банки со 100% иностранным капиталом. В настоящее время некоторые трастовые банки входят в состав финансовых групп. Так, Nippon Trust, Mitsubishi Trust & Banking и Toyo Trust & Banking входят в финансовую группу Mitsubishi UFJ Financial Group.

Важное звено банковской системы — различного типа кооперативные кредитные институты. В Японии действуют 440 кредитных ассоциаций, 395 кредитных кооперативов, 47 трудовых кредитных кооперативов, общее число их филиалов — 11779, суммарный капитал — 111,6 трлн. иен (11,2% от всего банковского капитала), объем предоставленных ссуд — 81,8 трлн. иен (11,0% от общего объема кредитования

Разветвленную сеть представляют кредитно-финансовые учреждения для сельского и лесного хозяйств. В их числе Центральный кооперативный банк для сельского и лесного хозяйств, 47 сельскохозяйственных кредитных федераций с 265 филиалами, 3473. сельскохозяйственных кооператива с более чем 16 тыс. филиалов, 35 объединений кредитных рыболовецких кооперативов с 113 филиалами, 1665 рыболовецких кооперативов с более чем 3 тыс. филиалов. В кредитных учреждениях для сельского и лесного хозяйства сосредоточено 7% всего банковского капитала Японии, на их долю приходится 5% всех кредитных вложений. В дополнение к коммерческим банкам и различного рода кредитным кооперативам в Японии действует развитая почтово-сберегательная сеть. Хотя объемы предоставленных через эту сеть ссуд невелики (0,6 трлн. иен), в целом она состоит из более чем 23 тыс. филиалов.

Мобилизация сбережений населения осуществляется банковскими институтами, почтово-сберегательной системой и кредитной кооперацией. Главную роль в сберегательном деле играют банки (около 52% общей суммы личных сбережений), за ними следуют учреждения почтово-сберегательных касс (30%) и кредитная кооперация (18%). В банках 58% остатка средств на срочных депозитах приходится на личные сбережения.

Важная составляющая часть банковской системы Японии - частные депозитные институты кооперативного типа, которые обслуживают клиентов малого и среднего бизнеса. Самые многочисленные из них - кредитные ассоциации или заемные банки (shinkin banks). Средний размер их капитала намного меньше, чем региональных банков второго уровня, а сфера предоставления услуг обычно ограничена определенными городами в префектуре. Клиентами кредитных кооперативов являются предприятия мелкого бизнеса. К частным депозитным институтам кооперативного типа относятся и трудовые банки, членами которых являются трудовые союзы, потребительские кооперативы и рабочие. Они принимают депозиты и выдают займы на приобретение жилья. Центральной национальной организацией для трудовых банков является Rokinren Bank. Сельскохозяйственные кооперативы являются единственными из частных депозитных организаций кооперативного типа, которые функционируют не только как депозитные институты, но и занимаются страховым бизнесом и маркетингом сельскохозяйственной продукции, а также покупкой материалов и оборудования для сельского хозяйства. Деятельность рыболовецких кооперативов ограничена выполнением функций депозитного учреждения. Как сельскохозяйственные, так и рыболовецкие кооперативы имеют свои кредитные федерации в префектурах, которые аккумулируют средства членов кооперативов и затем коллективно их инвестируют. Центральным органом сельскохозяйственных и рыболовецких кооперативов является Norinchukin Bank. Он получает депозиты от кредитных федераций в префектурах и выпускает долговые-обязательства для пополнения фондов.

Информация о работе Перспективы развития банковской системы в Республики Беларусь