Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 11:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение финансовой системы КР и ее основных составляющих.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
проанализировать финансовую систему и ее роль в рыночной экономике,
проанализировать место и роль государственных финансов в экономике,
дать характеристику перспективам развития финансовой системы КР .
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1. Сущность и значение финансовой системы 5
1.2. Роль финансовой системы и ее звеньев в экономике страны 7
1.3. Механизмы финансовой системы 11
Глава 2. Современное состояние основных звеньев финансовой системы Кыргызской Республики 14
2.1. Анализ государственного бюджета страны 14
2.2. Современное состояние и оценка звеньев финансовой системы 21
2.3.Механизмы финансовой системы страны 27
Глава 3. Перспективы развития и совершенствования финансовой системы в КР 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
Государственные и муниципальные финансы как сфера также характеризуются тесным взаимодействием своих структурных звеньев финансовой системы между собой и со сферой финансовой системы субъектов хозяйствования. Возникают различные межбюджетные отношения между уровнями и видами бюджетов, кроме этого бюджеты взаимодействуют с внебюджетными фондами при передаче средств фондам на некоторые целевые расходы, при использовании остатков средств внебюджетных фондов на покупку государственных ценных бумаг и др.
Внебюджетные фонды как часть сферы государственных и муниципальных финансов страны имеют взаимосвязи с финансами субъектов хозяйствования — при уплате организациями и гражданами-предпринимателями страховых взносов, налогов и других платежей и при получении субъектами хозяйствования сумм на определенные виды расходов; с бюджетом — при получении ассигнований на некоторые целевые расходы, а также при использовании средств фондов при наличии активного сальдо для покрытия бюджетного дефицита; с другими внебюджетными фондами — при передаче некоторых средств одним фондом другому.
Звенья финансовой системы и специфика каждой сферы, не только определяет особенности в составе и структуре финансовых ресурсов, наличии и организационном построении финансовых фондов, но и оказывает влияние на процессы финансового планирования и контроля в разных в сферах и звеньях финансовой Системы.
Практическое воплощение финансовая политика находит в финансовых мероприятиях государства, которые реализуются через финансовый механизм. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.
Структура финансового механизма довольна сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма).
Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д.
Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление финансового планирования и прогнозирования. Нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений. Таким образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма является:
– финансовое планирование и прогнозирование;
– финансовые показатели, нормативы и лимиты;
– управление финансами;
– финансовые рычаги и стимулы;
– финансовый контроль;
В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов и т.п. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов и т.д.
Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно, что вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что финансовый механизм – совокупность форм и методов, инструментов и рычагов формирования и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения разнообразных потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения.
Финансовый механизм играет особое значение в реализации финансовой политики государства. Современный финансовый механизм призван не только создавать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности государства, но и обеспечивать экономическое регулирование в условиях функционирования рынка и многоукладной экономики. Развитие новых форм финансовых отношений влечет за собой усложнение финансового механизма.
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.
В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства (финансы государственных предприятий).
Регулирующий финансовый механизм определяет основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.
Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.
В государственной системе Кыргызской Республики в осуществлении регулирующих мероприятий в области экономики государственный бюджет, прежде всего консолидированный, республиканский, занимает важнейшее место.
Самостоятельной частью бюджетной системы Кыргызстана являются местные бюджеты (бюджеты 7 областей, города Бишкек, районные, сельские, поселковые, городские, областного и районного подчинения). Бюджетная система Кыргызской Республики в соответствии с новым бюджетным законодательством базируется на двух основных принципах, единстве бюджетной системы и самостоятельности бюджетов. Принцип единства по своему содержанию отличается от ранее действовавшего аналогичного принципа' он обеспечивает единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций (начиная с 1995 г. введена новая классификация бюджета по образцу бюджетной классификации США), единством форм документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной документации с одного Уровня на другой для составления консолидированного бюджета страны. Принцип единства бюджетной системы основан на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую политику, включая налоговую политику. Самостоятельность бюджетов всех уровней обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления, их использование и расходование. Изменение экономической роли государства в условиях перехода к смешанной экономической системе, либерализации цен, инфляции, глубокого экономического кризиса, возрастающего дефицита бюджета, обнищания населения и роста безработицы -все это отразилось на объеме государственного бюджета и распределяемой через него доли доходов. Доходная часть государственного бюджета образуется за счет поступлений налоговых и таможенных платежей и сборов, специальных платежных средств бюджетных учреждений и поступлений из внешних источников
В государственный бюджет доходы поступают из разных источников, и имеют разную фискальную и регулирующую природу. Фискальная функция состоит в мобилизации средств, в бюджет государства. Для решения многих государственных задач социального, экономического, политического и оборонного характера нужны значительные средства, и адекватность этим потребностям мобилизуемых в бюджетную систему доходов зависит от фискальной составляющей доходообразующего потенциала экономики. Регулирующая функция присуща налогам. Посредством налогов, государство влияет на поведение экономических агентов, усиливая или ослабляя стимулы капиталовложения в различные отрасли экономики, расширяя или сокращая платежеспособный спрос частного сектора.
К этим доходам относятся следующие виды поступлений:
- налоговые поступления;
- неналоговые поступления;
- доходы от операций с капиталом;
- полученные официальные трансферты;
- остатки бюджетных средств.
Структура доходов бюджета представляет основную часть доходов бюджета, составляют налоги (69,15%) и неналоговые поступления (18,6%), а также источники доходов, как официальные трансферты (11,26%) доходы от операции с капиталом(0,98%) представляют небольшую часть. Доходы бюджета также могут включить остатки бюджетных средств, предыдущих лет.
Таблица 2.1. Доходы и расходы государственного бюджета на период 2012 года
В доходную часть государственного бюджета республики поступило 11269,2 млн. сомов, что на 14,6 процента больше, чем в январе-феврале прошлого года, расходная часть исполнена в сумме 105 028,3 млн. сомов (в 1,4 раза больше).
В доход государственного бюджета поступило налогов на 88 612,4 млн. сомов, что на 19,2 процента больше, чем в соответствующем периоде 2011г., а доля их в общих доходах увеличилась на 3 процентных пункта. Налоговые доходы сформировались из внутренних налогов в объеме 5164,9 млн. сомов, рост которых составил 2,6 процента и на внешнеэкономическую деятельность - 3725,0 млн. сомов (в 1,5 раза).
Рисунок 2.1. Доходы государственного бюджета на период 2012 года, в млн. сомов
Основной объем налоговых доходов обеспечен за счет налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Кыргызской Республики - 25,6 процента, на международную торговлю и операции - 13,5, налога на добавленную стоимость на товары и услуги, производимые на территории Кыргызской Республики - 10,7, с продаж - 8,0, подоходный налог с физических лиц-резидентов Кыргызской Республики - 9,2, на валовый доход от предприятий по разработке месторождения “Кумтор”- 7,3 процента.
В неналоговых платежах преобладала доля доходов от собственности и процентов (46 процентов), из которых 86,1 процента составила плата за использование природных ресурсов.
Доходы республиканского бюджета в 2012.г. по сравнению с соответствующим 2011г. увеличились на 16,3 процента и составили 10007,7 млн. сомов.
В общих доходах объем налоговых доходов увеличился на 20,9 процента, а доля их - на 3 процентных пункта, неналоговых платежей - на 19,2 процента (доля увеличилась незначительно (на 0,5 процентных пункта)). В то же время, объем полученных официальных трансфертов уменьшился на 37,9 процента, а доля их в общих доходах - на 3,4 процентных пункта.
Рисунок 2.2.. Доходы государственного бюджета на 2012 год
Неналоговых платежей поступило в сумме 1969,7 млн. сомов, из них 46,2 процента составили доходы от продажи товаров и оказания услуг, из которых 81,7 процента получено за счет оказания платных услуг. По сравнению с январем-февралем 2011г. неналоговых платежей получено на 17,9 процента больше, а доля их в общих доходах увеличилась на 0,8 процентных пункта.
Объем полученных официальных трансфертов составил 395,3 млн. сомов и по сравнению с 2011г. уменьшился на 37,9 процента, а их доля в доходах государственного бюджета - на 3 процентных пункта. Поступления от продажи нефинансовых активов составили 14,2 млн. сомов
Рисунок 2.3. Структура доходов местных бюджетов на период 2012 года по сравнению с 2011 и 2010 гг.
В 2012г. доходы местных бюджетов определились в размере 2604,1 млн. сомов, что на 32,4 процента больше объема января-февраля 2011г., расходы - 2216,1 млн. сомов (на 44,8 процента).
В налоговых поступлениях преобладала доля налога с продаж (29,5 процента), подоходного налога с физических лиц-резидентов Кыргызской Республики (28,9 процента), на собственность (18,8 процента), налога на основе патента (18,5 процента), а в неналоговых платежах - доходов от продажи товаров и оказания услуг (62,9 процента).
В доходах местных бюджетов на период 2012 по сравнению с 2011 полученные официальные трансферты увеличились в 1,8 раза, а доля в общих доходах - на 13,8 процентных пункта, налоговые платежи - на 7,4 процента (доля снизилась на 9,4 процентных пункта), неналоговые платежи - на 7,3 процента (доля снизилась на 1,9 процентных пункта).
В расходах от осуществления операционной деятельности в социально-культурную сферу направлено 87,1 процента (1888,5 млн. сомов), на государственные службы общего назначения, оборону, общественный порядок и безопасность - 11,0 процента (238,0 млн.), государственные услуги, связанные с экономической деятельностью - 1,9 процента (42,1 млн. сомов).