Перспективы развития и совершенствования финансовой системы в Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение финансовой системы КР и ее основных составляющих.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
проанализировать финансовую систему и ее роль в рыночной экономике,
проанализировать место и роль государственных финансов в экономике,
дать характеристику перспективам развития финансовой системы КР .

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1. Сущность и значение финансовой системы 5
1.2. Роль финансовой системы и ее звеньев в экономике страны 7
1.3. Механизмы финансовой системы 11
Глава 2. Современное состояние основных звеньев финансовой системы Кыргызской Республики 14
2.1. Анализ государственного бюджета страны 14
2.2. Современное состояние и оценка звеньев финансовой системы 21
2.3.Механизмы финансовой системы страны 27
Глава 3. Перспективы развития и совершенствования финансовой системы в КР 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

Файлы: 1 файл

звенья финансовой системы курс 2013.doc

— 382.00 Кб (Скачать файл)

Законом установлены трудовые и социальные пенсии. Так, в связи с трудовой и иной общественно-полезной деятельностью, которая засчитывается в общий трудовой стаж, назначаются пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если граждане не имеют по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно-полезной деятельностью, им устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия может быть назначена в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии.

Основная часть пенсионеров — 96,2 % — получает трудовые пенсии; из них 81 % составляют пенсионеры по старости, 12 % — по инвалидности, 6 % — по случаю потери кормильца и менее 1 % — за выслугу лет. Пенсионеры, получающие социальные пенсии, составляют 3 % общей численности.

Пенсионное обеспечение осуществляется государственными органами социальной защиты населения, их отделами, комитетами, управлениями и т. д. Пенсия назначается пожизненно, а выплата производится, как правило, за текущий месяц. Доставка и пересылка пенсий осуществляются за счет государства.

Размер назначенной пенсии может изменяться при возникновении права на ее повышение, так же, как перевод с одной пенсии на другую, согласно установленным правилам.

Развитие пенсионного обеспечения осуществляется путем реформирования системы пенсионного обеспечения КР. Концепция реформы предполагает плавный переход к новым принципам пенсионного обеспечения с сохранением пенсионных прав, закрепленных действующей пенсионной системой. Суть реформы можно свести к основным моментам:

— введение системы индивидуального учета страховых взносов в Социальный Фонд;

— обеспечение стабильности реальной стоимости пенсии, достижение справедливой дифференциации размеров пенсий на основе трудового вклада, установление постоянного механизма индексации пенсий посредством применения индивидуального коэффициента пенсионера, исходя из роста средней заработной платы в народном хозяйстве страны;

— создание базы финансовой устойчивости бюджета Социального Фонда для обеспечения своевременного финансирования выплаты пенсий.

Действующая система социальных выплат и льгот не учитывает изменений в сфере собственности, взаимоотношений центра и регионов, в том числе в области финансов, и осуществляется практически безадресно. В связи с этим государством предпринимаются меры по законодательному упорядочению системы предоставления отдельных социальных выплат и льгот.

Рынок ценных бумаг Кыргызстана относится к рынкам «развивающего» типа в 1991г. С началом проведения в республике широкой приватизации государственной собственности, население страны впервые столкнулось с такими новыми понятиями, как акционерное общество, акционер и акция. Сегодня в Кыргызстане приватизировано свыше 80% бывших  государственных предприятий, почти четверть населения является владельцами ценных бумаг.

К 1998г. сформировались правовые,  экономические и организационные основы для развития отечественного рынка ценных бумаг, в том числе:

  • приняты необходимые законы, формирующие нормативную и правовую основу рынка ценных бумаг;
  • издан ряд указов Президента КР и постановлений Правительства КР, способствующих быстрому развитию нормативной и правовой базы рынка ценных бумаг;
  • создан   единый   орган   государственного   регулирования   рынка   ценных   бумаг   -Национальная   комиссия   по   рынку   ценных   бумаг   при   Президенте   Кыргызской Республики;
  • появилось значительное количество  профессиональных участников рынка, имеющих опыт практической работы на нем;
  • создан определенный задел в развитии инфраструктуры рынка;

Отправной точкой по созданию главного республиканского органа, регулирующего деятельность рынка ценных бумаг в Кыргызстане явилось Постановление Правительства Кыргызской Республики «О создании государственного агентства по надзору за операциями с ценными бумагами при Кабинете Министров КР» от 2 июля 1991 г. №323. В декабре 1991 г. был принят закон Республики Кыргызстан «О ценных бумагах и фондовых биржах», а с 3 марта 1992г. вышел указ президента КР о создании Госагценбумаг.

В апреле было принято это постановление и Госагценбумаг приобрело статус органа государственного управления, регулирующего порядок выпуска и обращения ценных бумаг на территории республики и осуществляющего контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. В сентябре 1996г. Указом Президента КР была образована Национальная комиссия по рынку ценных бумаг. В декабре 1996г. Национальная комиссия по рынку ценных бумаг была преобразована в Национальную комиссию по рынку ценных бумаг при Президенте КР (далее НКРЦБ).

НКРЦБ с 1997г. является членом Международной Организации Комиссий по ценным бумагам. Это дает ее возможность лучше понять другие рынки ценных бумаг и определить приоритеты в работе по сотрудничеству с зарубежными рынками капитала.

С мая 1993г. была внедрена система еженедельных аукционов по размещению государственных казначейских векселей (ГКВ). По соглашению МВФ в период 1993-94 годы НБКР самостоятельно размещал ГКВ со сроком погашения 3 месяца, что обусловило необходимость жесткой политики, направленной на обуздание роста инфляции. Номинал казначейского векселя составлял 100 сомов, каждый первичный дилер мог в заявке подать до 5 подписок включительно, а в одной подписке не менее 10 векселей.

С января 1995 года Минфин КР стал эмитентом ГКВ, а НБКР выступает в качестве агента правительства по размещению ГКВ. С этого же периода стали функционировать 6-ти и 12-ти месячные ГКВ. ГКВ размещаются посредством аукциона. У НБКР выкупать ГКВ могут только первичные дилеры, у которых имеются счета в НБКР.

Итак, финансовая система в Кыргызской Республике в преобладающей степени представлена банковским сектором. Сравнительно развитым по сравнению с другими странами СНГ является также сектор небанковских финансовый учреждений и микрокредитования, финансирующий, в основном, сельское хозяйство и мелкий бизнес, объем кредитных ресурсов которого составил около 26% от банковских кредитов. Рынки ценных бумаг и страховой сектор находятся в начальной стадии своего становления.

 

2.3.Механизмы финансовой системы страны 

 

Кыргызская Республика  в лице его исполнительных и законодательных органов власти на основе тщательного изучения действия экономических законов, закономерностей развития финансов, задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д. Для эффективного использования финансов большое. значение имеет осуществление планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений.Сочетание элементов финансового механизма - форм, видов, методов организации финансовых отношений образует "конструкцию финансового механизма", которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом. Например, неоднократно изменялись способы распределения прибыли и пропорции ее деления между предприятием и государством, корректировались ставки налога с оборота и др.

Верховный Совет Кыргызстана издает законы о налогах, ежегодно принимает Закон о своем бюджете и т д. Министерство финансов Кыргызстана и территориальные (в составе Кыргызстана) финансовые и налоговые органы на основе действующего законодательства и постановлений правительства разрабатывают в пределах своей компетенции инструкции по исчислению и взиманию платежей, нормативные акты о правилах предоставления средств физическим и юридическим лицам и т.д.

В современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.

Формируя финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с отдельными лицами и коллективными интересами.

 

 

 

Глава 3. Перспективы развития и совершенствования финансовой системы в КР

3.1.Перспективы  развития   совершенствования  финансовой системы КР 

 

Прошло 22 года  с начала рыночных реформ в Кыргызстане. В условиях затяжного перехода от плановой к рыночной системе реформа не дала значительных результатов, произошло институциональное формирование экономики, и имеющийся экономический рост еще пока недостаточно устойчив. Но время показывает, что путь выбран правильный и для закрепления достигнутых успехов необходимо дальше совершенствовать стратегию развития финансовой системы, определить приоритеты развития, цели и задачи.

В настоящее время необходимо глубже внедрять эффективную стратегию развития финансового рынка и сделать его соответствующим современным требованиям, перейти к принципам корпоративного управления и повышения прозрачности деятельности кредитно-финансовых учреждений (КФУ). Важным шагом является капитализация финансовой системы Кыргызстана. Увеличение капитала КФУ связано с ростом активов и снижением возможных рисков. При этом необходимо тесное сотрудничество КФУ с рынком капитала (рынок акций и облигаций со сроком погашения более года), а также с денежным (краткосрочным) рынком.

В основе модели экономического развития Кыргызстана лежит экспортный спрос, и с этой целью республика первой из стран СНГ вступила в ВТО. Однако эконометрические исследования показывают, что членство в ВТО не оказывает существенного влияния на динамику внешнеторговых вливаний. Неудачи в развитии экспортного потенциала привели к увеличению внешнего долга за счет неэффективного использования внешней помощи. Внешняя помощь была в основном направлена на поддержание национальной валюты (100 млн. долл. США ежегодно), на создание инфраструктур для вывоза сырья и на содержание неэффективного госаппарата (на них тратится около 16% бюджетных средств). Необходимо более эффективно проводить приватизацию стратегической государственной собственности. Остаются высокими расходы госбюджета, и их уровень составляет 26,2% от ВВП страны, что не способствует проведению оптимальной бюджетной политики. Как отмечает в работе “Поствашингтонский консенсус” лауреат Нобелевской премии Дж. Стиглиц, “…набор рекомендаций, предлагаемый мировыми финансовыми институтами для стран с переходной экономикой, нельзя считать ни необходимым, ни достаточным как для финансовой стабилизации, так и для долгосрочного развития. Эти рекомендации могут дезориентировать и оставить без ответа важные фундаментальные и жизненные вопросы3. Для работы финансовых рынков нужно нечто большее, чем только низкая инфляция; для этого необходимо действенное финансовое регулирование, меры по поддержке конкуренции и по стимулированию внедрения технологий и усилению транспарентности рынков. Финансовая система должна постоянно контролировать использование средств, обеспечивая их производительную работу” . Пришло время, когда необходимо оценить пройденный путь и усилить роль государственного вмешательства в экономику для того, чтобы искоренить искажения, мешающие раскрыться созидательным силам свободного рынка, государство всегда более эффективно выполняет экономические функции, чем рынки. Это особенно касается финансового сектора, в частности развития рынка кредитов. Предоставление займов стимулирует экономическую активность, позволяет заемщику или потреблять больше при отсутствии займа или вложить средства в более производительные активы. В условиях переходной экономики кредит обязательно должен участвовать в материальном производстве или потреблении товаров и услуг, а затем после нескольких циклов может быть использован в сугубо финансовых целях. Государство должно регулировать финансовые рынки с целью: обеспечения инвесторов адекватной информацией, достижения устойчивости всей финансовой системы и контроля за проведением денежно-кредитной политики. Информация, предоставляемая отечественными КФУ, порой ассиметрична, т.е. искажена, и это приводит к возникновению проблем недобросовестного поведения. Обеспечение финансовой устойчивости должно противостоять ситуации финансовой паники, поэтому должны существовать ограничения на разрешенную деятельность финансовых посредников. Конкуренцию в финансовой среде необходимо регулировать законодательными нормативами и сдерживать рост процентных ставок. Используя политику низких процентных ставок по кредитам, правительство искусственно снижает процентные ставки ниже уровня, установленного законом денежного спроса и предложения. Это позволяет сократить затраты бизнеса на процентные выплаты и тем самым распределить часть налоговых средств среди предприятий народного хозяйства Кыргызстана. Снижение процентных ставок приводит к росту спроса на деньги, превышая предложение денег. При этих обстоятельствах кредитно-финансовые учреждения осуществляют функцию “рационирования кредита”, предоставляя свои финансовые средства ведущим отраслям на их усмотрение, но, конечно же, с учетом риска. Экономическая активность наблюдается в “реальной” экономике, тогда как выдача кредитов и выплаты по ним происходят в рамках “финансовой” экономики. Сильная экономика, как правило, поднимает оценки активов и увеличивает объемы поступающих доходов населения для определения их кредитоспособности. В этом случае монетаризм стал основной доктриной, направляющей экономическую политику.

Таким образом, Национальный банк должен влиять на экономическую активность, контролируя процентные ставки и объемы денежной массы. Хотелось бы особо отметить рынок облигаций, являющийся инструментом финансового рынка и позволяющий корпорациям и правительству осуществлять займы для финансирования своей деятельности, благодаря этому рынку формируется процентная ставка. Рынок акций, или фондовый рынок, в Кыргызстане находится в стадии начального развития, не соответствует современным требованиям. Необходимо принять меры по созданию корпоративных принципов управления и обеспечения прозрачности деятельности предприятий.

Слабость фондового рынка связана, прежде всего, с низкой прибыльностью отечественных предприятий и кредитнофинансовых учреждений (КФУ), использованием “серых” схем и двойных стандартов деятельности, ассиметричностью информации, проблемой недобросовестного поведения. Достаточно взглянуть на финансовые отчеты компаний и КФУ, и становится ясно, как они действуют: отсутствие сильных стратегий развития, низкая прибыль и большие административно-управленческие расходы и т.д. Это, в свою очередь, не позволяет кыргызстанской экономике создать “голубые фишки” – успешные компании, акции которых котировались бы на разных фондовых биржах. Рынок акций существенно влияет на инвестиционную привлекательность республики4.

Высокая стоимость акций повышает рыночную стоимость предприятий и привлекает инвесторов. Без государственного вмешательства инвестиции в производство и новейшие технологии были явно недостаточными. Проблема заключается не в том, должно ли быть вовлечено государство в экономическую жизнь общества, а в том, каким образом это нужно делать. В республике происходит наоборот: многие предприятия-монополисты работают убыточно, внутренние административные расходы очень высоки, и отсутствует стремление улучшить эффективность деятельности путем внедрения новых стратегий менеджмента (например, Кыргызтелеком, КыргызГаз, Энергосистема и т.д.). Другой проблемой является, как следствие вышесказанного, разъедающая устои государства коррупция. Валютный рынок достаточно свободен, но необходимо грамотно ослаблять сом, это позволит кыргызстанской экономике быть более конкурентоспособной. Сильный сом приведет к росту цен на кыргызстанские товары за границей (в России и Казахстане), где они не будут пользоваться спросом. Кроме этого, за счет уменьшения продаж кыргызстанских товаров за рубежом и на внутреннем рынке сократится количество рабочих мест. Финансово-бюджетную политику необходимо направить в русло экономики предложения, при которой снижение налогов окажет стимулирующее воздействие на экономическую активность, дефицит бюджета может быть сокращен за счет снижения государственных расходов. Мы живем не по средствам, и необходимо урезать расходы, особенно на административно-управленческие нужды, госаппарата и парламента.

Информация о работе Перспективы развития и совершенствования финансовой системы в Кыргызской Республики