Содержание
Введение
Актуальность темы контрольной
работы «Основные концепции стратегического
развития рыночной экономики РФ. Перспективы
развития экономики страны и субъектов
федерации» сомнению не подлежит, так
как современный этап социально-экономического
развития России характеризуется комплексом
преобразований, направленных на обеспечение
экономического подъема национальной
экономики.
Под стратегией понимается
«научно-обоснованная программа действий
по реализации принципов комплексного
социально-экономического развития».1
В настоящее время особенно
возросла роль стратегического планирования,
целью которого является разработка стратегических
решений и формирование планов, нацеленных
на развитие национальной экономики в
долгосрочной перспективе и достижение
конкурентных преимуществ в международных
отношениях.
Выход России из кризиса, обоснование
стратегии социального развития, определение
ближайших и дальнесрочных программ требуют
инновационных действий и широкого современного
мышления, основанного на интеграции наук.
Прогнозирование занимает здесь особо
важное место как высокотехнологичный
метод научного анализа и предвидения.
Реалии современного уровня
развития социально-экономических отношений
в Российской Федерации, условия разрастающегося
в последние годы мирового экономического
кризиса диктуют необходимость существенного
повышения качества государственного
регулирования экономических отношений.
Одним из наиболее реальных путей достижения
этой несомненно актуальной и важной цели
является формирование и реализация продуманной,
научно обоснованной государственной
экономической и социальной политики.2
Целью контрольной работы является
рассмотреть основные концепции стратегического
развития рыночной экономики РФ и перспективы
развития экономики страны и субъектов
федерации.
Задачи контрольной работы:
- рассмотреть основы
стратегического планирования,
- раскрыть особенности
стратегического планирования в
регионах.
Структура контрольной работы
состоит из введения, трех глав, заключения
и списка литературы.
1.Стратегические
альтернативы российской экономики.
Концепция социально-экономического
развития России
Стратегическое планирование
— это алгоритм действий, связанных в
пространстве (по исполнителям) и во времени
(по срокам), нацеленных на выполнение
стратегических задач.3
Стратегическое планирование
принципиально отличается от других видов
планирования, так как оно использует
не традиционный подход «из прошлого в
будущее», а предполагает направление
анализа и принятие управленческих решений
«из будущего в настоящее». Это и вызывает
основные трудности: как планировать «от
базы», знают все, а вот как выстраивать
план своих текущих действий, основываясь
на представлениях о будущем бизнеса,
знают немногие.
Стратегия и Концепция социально-экономического
развития России до 2020 года является политическим
решением о переводе российской экономики
с инерционного энерго-сырьевого на инновационный
путь развития. Реализация этой стратегии
должна основываться на Концепции социально-экономического
развития страны, разработанной Правительством
исходя из этого решения (далее — Концепция).
Основные ориентиры социально-экономического
развития России до 2020 года:
- возвращение России в
число мировых технологических
лидеров, четырехкратное повышение
производительности труда в основных
секторах российской экономики,
увеличение доли среднего класса
до 60%-70% населения,
- сокращение смертности
в полтора раза и увеличение
средней продолжительности жизни
населения до 75 лет.
Следует заметить, что в отличие
от прошлых стратегий, исходивших из наивного
представления о чудодейственности механизмов
рыночной самоорганизации, нынешнюю стратегию
отличает трезвое понимание сложного
положения российской экономики, теряющей
конкурентоспособность и стремительно
опускающуюся на сырьевую периферию мирового
рынка, лишаясь внутреннего потенциала
самостоятельного развития. Несмотря
на решение задач удвоения ВВП за последнее
десятилетие, правительство России совершенно
правильно констатирует тупиковость инерционного
энергосырьевого сценария развития, низводящего
Россию до роли сырьевого придатка мировой
экономики. И, в соответствии с рекомендациями
науки, определяет приоритеты государственной
политики: инвестиции в человеческий капитал,
подъем образования, науки, здравоохранения,
построение национальной инновационной
системы, развитие наших естественных
преимуществ и модернизация экономики,
развитие ее новых конкурентоспособных
секторов в высокотехнологических сферах
экономики знаний, реконструкция и расширение
производственной, социальной и финансовой
инфраструктуры.
Для перевода страны на инновационный
путь развития ставится задача кардинального
повышения инновационной и инвестиционной
активности, доведение уровня накопления
до 30% от ВВП, перехода к стандартам развитых
стран в сфере бюджетной политики. Это
означает, что уровень финансирования
образования должен достичь 7% от ВВП, здравоохранения
— 6%, науки — 3%. Иными словами, расходы
государства на эти отрасли должны быть
удвоены.
Таким образом, впервые за все
постсоветские годы государство решилось
взять стратегическую инициативу в свои
руки. Вплоть до последнего времени эта
инициатива находилась в руках международных
финансовых организаций, экспортеров
сырья, транснациональных корпораций,
естественных и неестественных монополий,
а также организованной преступности.
Каждый из этих субъектов навязывал стране
свою стратегию, комбинация которых породила
порочные круги институциональных ловушек,
в которых оказалась стремительно деградирующая
российская экономика. Развитие последних
лет шло по инерции этих стратегий, а относительно
благополучные макроэкономические показатели
достигались не столько благодаря, сколько
вопреки политике государства, которая
до позапрошлого года характеризовалась
безыдейностью и безынициативностью,
следовала псевдолиберальным рецептам
международных финансовых организаций.
Таким образом, для реализации
заявленной президентом стратегии социально-экономического
развития Правительству придется пересмотреть
многие фундаментальные составляющие
экономической политики. В Концепции долгосрочного
социально-экономического развития страны
до 2020 года говорится о переходе российской
экономики от экспортно-сырьевого к инновационному
типу развития. При этом представляется
три сценария развития: инерционный, энергосырьевой,
основывающийся на дальнейшем наращивании
инвестиций в области энергетики и сырьевых
секторов экономики, и инновационный.
2. Сущность
и роль регионального стратегического
планирования
В последние годы в Российской Федерации
проводится работа по формированию государственной
региональной политики. Под региональной
политикой в РФ понимается система целей
и задач органов государственной власти
по управлению политическим, экономическим
и социальным развитием регионов страны,
а также механизм их реализации.
Основными целями региональной политики
в РФ являются:
- обеспечение экономических, социальных,
правовых и организационных основ
федерализма в РФ, создание единого
экономического пространства;
- обеспечение единых минимальных
социальных стандартов и равной
социальной защиты населения
независимо от экономических
возможностей регионов;
- выравнивание условий социально-экономического
развития регионов;
- предотвращение загрязнения окружающей
среды, а также ликвидация последствий
ее загрязнения, комплексная экологическая
защита регионов;
- приоритетное развитие регионов,
имеющих особо важное стратегическое
значение;
- максимальное использование природно-климатических
особенностей регионов;
- становление и обеспечение
гарантий местного самоуправления.
Региональное хозяйство представляет
собой весь хозяйственный, экономический,
производственный и социальный комплекс,
который формируется независимо от состава
отраслей и ведомственной подчиненности
предприятий, организаций и учреждений,
расположенных на территории республики,
края, области, автономного округа.4
В последние годы на уровне регионов
(республик, краев, областей) проводилась
и проводится работа по составлению краткосрочных
и среднесрочных планов экономического
и социально развития. Методологическими
предпосылками такого планирования являются
следующие положения:
1) Регион представляет собой
целостную подсистему общей системы
общественного производства, выполняющую
определенную народнохозяйственную
функцию посредством производства
некоторого числа продуктов или
услуг, являющихся предметом его
специализации;
2) Ухудшение показателей экономической
деятельности региона способно
вызвать негативные изменения
в функционировании всей системы
общественного производства или
социально-экономической системы
общества;
3) Необходимый уровень результатов
функционирования региональной
экономической системы к заданному
моменту времени не может быть
обеспечен при сложившихся инерционных
тенденциях регионального развития;
4) Преобразование режима
функционирования региональной
экономической системы в рамках
существующей системы территориального
управления.
В зависимости от периода времени,
на который составляется прогноз, они
бывают:
- краткосрочные (от 1
месяца до 1 года);
- среднесрочные (от 1
года до 5 лет);
- долгосрочные (от 5 лет
до 15 лет);
- дальнесрочные (свыше
15 лет).5
Основными задачами стратегического
планирования являются:
- определение необходимых
политических решений;
- оценка будущего состояния
экономики и потребности в
данной продукции;
- оценка необходимых
производственных мощностей в
будущем;
- предварительная оценка
размера возможных капитальных
вложений.6
Таким образом, региональная
политика — составная часть государственного
регулирования; комплекс законодательных,
административных и экономических мероприятий,
способствующих наиболее рациональному
размещению производительных сил и выравниванию
уровня жизни населения.
Научное стратегическое планирование
является единственным инструментарием
для обеспечения бескризисного развития
экономики в направлении устойчивого
роста качества жизни.
3. Этапы стратегического
планирования в регионах
Для эффективного выполнения
стратегического плана развития региона
наиболее значимыми являются исследования
по трем направлениям - отраслевому, территориальному
(региональному) и макроэкономическому.
Для реализации этой установки
разрабатываются следующие нормативы:
- достигнутые в настоящее
время нормативы потребления
товаров и услуг;
- фактический уровень
потребления в развитых странах;
- рациональные нормативы.
В грубо обобщенном виде альтернативы
регионального развития можно определить
следующим образом:
1) Стратегия роста, которая
осуществляется путем значительного
ежегодного превышения уровня
краткосрочных и долгосрочных
целевых параметров над уровнем
показателей предыдущего года (она
применяется, как правило, в динамично
развивающихся регионах, имеющих
значительный потенциал);
2) Стратегия ограниченного
роста, для которого характерно
установление целей от достигнутого
уровня, скорректированного с учетом
инфляции (эту стратегию выбирают
в основном регионы со стабильной
экономической ситуацией, не желающие
сильно рисковать в выборе
вариантов развития);
3) стратегия сокращения (эту
альтернативу выбирают в случае
неизбежной стагнации производства
в регионе в целях смягчения
негативных последствий и называют
стратегией последнего средства,
поскольку уровень поставленных
целей ниже достигнутого в
прошлом).
В этой стратегии может быть
несколько вариантов: санация или полная
ликвидация неэффективных производств;
отсечение лишнего, т.е. свертывание тех
производств, экономическая неэффективность
которых обусловливает падение результатов
по региону в целом; сокращение и переориентация:
ликвидация части производств с направлением
высвобождаемых средств в перепрофилированные
и модернизированные предприятия региона.7
Этапы разработки стратегического
плана социально-экономического развития
региона включают:
1) оценку достигнутого
уровня и особенностей социально-экономического
развития региона, предполагающую
также проведение анализа региональной
ресурсной базы этого развития;
2) выработку концепции
развития экономики региона, проработку
сценариев модернизации регионального
хозяйства в целях адаптации
к новой системе связей и
взаимозависимостей;